Уважаемые господа, добрый день!
Во второй раз решаюсь обратиться к вам от первого лица (прошу простить скверный
каламбур), и опять у меня плохие новости. А может быть и не очень плохие. Дело
в том, что я наконец додумался опубликовать свой адрес и начал получать письма
от читателей. Подавляющее большинство этих писем было от людей, которые хотят
научиться писать, ну, если не как ваш покорный слуга, то хотя бы как Лев Толстой
:) Поэтому я решил представить на ваш суд серию текстов под названием «Как написать
бестселлер». Если вы не относитесь к числу начинающих (или продолжающих) писателей,
эти тексты можно использовать следующим образом:
1) прочитать просто как веселые истории и не принимать всерьез
2) в течение следующего месяца вообще не читать мою рассылку по четвергам.
В любом случае – не судите строго!
Ваш
А.М.
В первый выпуск я выставил сразу два урока, потому что они небольшие по объему.
А дальше буду рассылать по одному уроку каждый четверг в течение месяца. По понедельникам,
как и раньше – новые байки.
Как написать бестселлер. Урок первый – оно вам надо?
Позывы к мессианству – болезнь заразная. Российские бумагомаратели (и клавиатуродавители)
подцепили эту заразу давно и количество инфицированных растет с каждым днем.
Вот и меня зацепило…
Правда, я не собираюсь учить коллег жизни, а всего лишь хочу поделиться опытом
написания бестселлеров. Сам я во время оно написал два романа под душераздирающими
названиями «Ставка на джокера» и «Тень счастливчика», первые тиражи коих были
распроданы меньше чем за месяц, да, похоже, и сделанные втихую издательством
допечатки уже разошлись. Так что, можно сказать, учу с большого ума :-)))
На самом деле, конечно, никто не в состоянии научить кого бы то ни было писать
гениальную прозу. Но ведь и речь не о гениальной прозе, а о книге на продажу.
О бестселлере. А это значительно проще. Если у вас не получится, я верну вам
ваши деньги :-))
Итак, вы решили написать бестселлер. Для начала определитесь – зачем вам это
нужно?
Для славы? Тогда лучше пойти читать прогноз погоды на телевидение. Уверяю вас,
это самый прямой и незамысловатый путь к славе. Лет пять назад я был одним из
самых популярных журналистов в некоем провинциальном городе. Читатели мешками
писали мне письма и с утра до вечера обрывали телефон в редакции. Но – автографы
на улицах не брали. И вот однажды ребята с телеканала, базировавшегося этажом
выше нашей редакции, попросили меня прочитать одну строчку в рекламе. Что я немедленно
и с первого дубля сделал. Мой гонорар составил глоток холодного кофе из кружки
главного редактора и несмешной анекдот (про наркоманов) в исполнении оператора.
В тот же вечер реклама пошла в эфир, а утром ко мне на улице подошел маленький
мальчик и восхищенно спросил: «Дяденька, это вы в рекламе снимаетесь?» Вот она,
слава! А вы говорите – бестселлер…
Да, мы знаем в лицо Пушкина, Толстого, Достоевского, Александру Маринину и Владимира
Сорокина. Но первые трое плодами своей славы воспользоваться уже не могут, а
последние обязаны «мордальной» известностью опять же телевидению, а Сорокин –
еще и «Идущим вместе». Впрочем, в свое время мы еще вернемся к вопросам «раскрутки».
Словом, славу на этом поприще снискать трудно. Так же, как и заработать деньги.
Миф о запредельных гонорарах авторов бестселлеров – не более чем миф. Да, Стивен
Кинг и Том Клэнси получают по 20 миллионов долларов за роман. Но в России они
имели бы по 5 тысяч в одни руки и это в лучшем случае. В худшем все прибыли доставались
бы украинским пиратам. Впрочем, на доходы от литературной работы вполне можно
жить. Средний гонорар за среднего уровня 400-страничный текст в жанре «дамский
роман» или «боевик» составляет 500-700 долларов. Если писать по роману в месяц,
вполне можно обеспечить себе сносное существование. Кстати, вы способны писать
по роману в месяц? Справедливости ради замечу, что я за свой первый роман получил
135 долларов. Но я-то лох, а вам вовсе не обязательно позволять себя обманывать.
Третья и самая распространенная причина позывов к творчеству – собственно позывы
к творчеству, непроизвольные и необъяснимые. Не могу молчать! Пальцы тянутся
к мышу, мышь – к коврику, и так далее, пока не дойдет дело до клавиатуры. Одно
из двух – либо вы настоящий писатель и моя дочь, когда вырастет, будет изучать
ваши книги в школе, либо бы безнадежный графоман. Что я могу сказать? В первом
случае мои заметки вам не помешают, во втором – могут и помочь. Как повезет.
И как будете стараться.
«Нет! – кричите вы, - мне не нужна прижизненная слава! Пусть плюют критики, пусть
морщатся читатели, пусть я буду беден и никому не известен, но мой талант оценят
потомки!» Ни фига! Потомкам до нас нет никакого дела. У них свои заботы – нужно
разгребать последствия глобализации экономики, всемирного потепления и дефицита
природных ресурсов. Вряд ли они будут вести раскопки на «Самиздате» и «Прозе.ру»
в поисках неизвестных шедевров неизвестных авторов.
Все еще хотите написать бестселлер? Почему? Просто так? Хорошо, переходим ко
второму уроку – «выбираем тему».
Как написать бестселлер. Урок второй – выбираем тему.
Прежде чем выйти на рынок с каким-либо товаром, необходимо изучить потребительские
предпочтения. Говорю как маркетолог с двухнедельным опытом работы. Что у нас
сегодня читают больше всего?
1) Детективы. Читали, читают и будут читать. В застойные времена мы кормились
Честертоном и Конан-Дойлем, в перестройку был безумно популярен Чейз, сейчас
отечественный производитель детективов прочно занял лидирующее положение на рынке.
Читатель хочет видеть героя, похожего на него самого, но только чуть повыше ростом,
чуть посмелее и побогаче. И чтобы врага ногой – бац с разворота! Из двух стволов
– тра-та-та! Потом стряхнуть пепел в кофе этому мерзавцу и усмехнуться так искоса
– мол, заходи еще, если что…
2) Дамские романы. Тут ситуация сложнее. Это литература для домохозяек, которые
видят в жизни только стирку, кухню, программу «Принцип домино» по НТВ и газету
«Спорт-экспресс» в руках у мужа. Здесь нужна романтика, нужна красота. Нужны
красивые имена героев (Мигель, Альберт, Джакомо, или хотя бы Иосиф Абрамович)
и красивые географические названия (Коста-Рика, Мальта, площадь Восхищения, переулок
Святого Витта и пр.) Домохозяйка не будет читать о любви другой домохозяйки к
приходящему сантехнику. Она это имеет сама в избытке, никакой романтики здесь
нет, одни расходы – пузырь ему выставь, то, се. Но если сантехник вдруг оказался
внебрачным сыном нефтяного олигарха… тут есть над чем подумать, ей-богу.
3) Фантастика. Аудитория специфическая (подростки, компьютерные гении и младшие
научные сотрудники) но поскольку и того и другого и третьего у нас в стране в
избытке – ваш труд найдет своего читателя. Есть где развернуться и в плане жанрового
разнообразия. Фэнтези, космическая опера, «ужастики», мистический детектив –
жанры вполне уважаемые и достойные нашего внимания.
4) «Настоящие» книги. Только не пугайтесь, их тоже читают. Даже больше, чем все
остальное. И вовсе не обязательно писать новую «Войну и мир» или хотя бы «Муму».
Но вот что-нибудь вроде «Мачо не плачут» мы вполне сможем осилить. И это вполне
может стать бестселлером. И вы вполне сможете покупать новые джинсы каждый день,
как господин Стогов. ;-)))
Что же выбрать? А вам самим что больше нравится? Пиво? И мне! Может, ну его на
фиг, это писательство, сходим, пропустим по кружечке? Сегодня ж пятница! А тему
выберем в понедельник, на свежую голову. Короче, рассказываю последний анекдот:
«Идет браконьер по лесу, несет на плече кабана, а навстречу ему – егерь…»
Продолжение следует.