Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1454


Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Авиация

ГРАДИЕНТ

Из словаря:
Градиент (от лат. gradiens, род. падеж gradientis -шагающий), вектор,показывающий направление наискорейшего изменения некоторой величины, значение которой меняется от одной точки пространства к другой.

Странная все же штука человеческая память. Прыгнул сегодня первый прыжок, погода была на грани фола, как только приземлились, все заволокло облаками. Но прыгать над облаками - это очень красиво: краски становяться неправдоподобно яркими, так что по приземлении даже немного удивляешься, поскольку все становится каким-то невыразительным и неярким. Сел за компьтер, но читать ничего не хотелось, все время из глубины памяти пыталась вырваться какая-то картинка, и наконец-то, зацепившись за слово "градиент", она всплыла. Картина почти та же: бескрайняя равнина ослепительно белых облаков внизу, открытая рампа Ил-76, и четыре человека у ее края, увешаных по "самое не могу". Внезапно громадная туша самолета начинает кренится на борт и опускает нос, уходя в глубокую спираль....

В те времена, когда наши войска находились в Афганистане, постоянно действовал воздушный мост Ташкент-Кабул и Карши-Кабул. Ежедневно бело-голубые Ил-76 везли туда оружие, продовольствие и медикаменты. Но летали там не так, как обычно, особенно после того, как один из Ил-76 был сбит. Самолеты шли на высотах, куда не доставали Стингеры и ДШК, и только придя на нужный аэродром, глубокой спиралью валились вниз, выравнивая самолет только перед самой посадкой. Именно это и называлось в ВТА "посадка с градиента" или попросту "градиент". Я не раз видел отработку таких посадок на нашем аэродроме, это впечатляло даже если просто на это смотреть, но вышло так, что мне пришлось испытать самому, что же это такое.

Зимой 89-го, когда шел вывод войск из Афгана, у нас в дивизии вовсю кипела работа. Ибо никто из политиков и военных с большими звездами не был уверен, что сразу же по выводу наших войск там не произойдет немедленно переворот. Поэтому была разработана операция по эвакуации посольства и прочих советских граждан из Кабула, если дело будет совсем плохо. Предполагалось два возможных варианта: когда самолеты смогут сесть на кабульский аэродром, и когда аэродром придется захватывать. В первом случае из севших самолетов бодро выскакивали десантники Кировобадской дивизии, выкатывали свои БМД и неслись спасать наших. Второй случай был сложнее, ибо предполагал полное отсутствие связи, неработающие приводы, а также наличие препятствий на полосе. При таком раскладе на аэродром должна была десантироваться разведрота с группой наведения и установить приводные маяки, на которые будет десантирован батальон с техникой, который, в свою очередь, должен обеспечить захват аэродрома и расчистку пол осы. Случилось только одно маленькое "но": в ВДВ не имелось обученых групп наведения для обеспечения выброски, поэтому были задействованы группы наведения ВТА, в одной из которых я тогда и служил.

Суета, беготня и скачки в связи с этим мероприятием начались месяца за три до окончания вывода войск. Нас начали усиленно готовить, что выразилось, прежде всего, в подписании кучи подписок и росписях о инструктажах, занятиях и тренировках. Для нас наваяли план подготовки, согласно которому из нас, разгильдяев-транспортников, предполагалось сделать что-то типа Рембов ВТАшного разлива. В плане были даже занятия по рукопашному бою, но они закончились уже на первом и единственном занятии, когда начфиз полка начал демонстрировать приемы на Чукче (видимо, из-за его небольшого роста), но неудачно упал и повредил себе плечо (Чукча оказался КМС по борьбе). Получили со склада новенькие АКС-74, но ввиду загружености подготовкой пострелять из них нам не довелось. Привезли новые коротковолновые радиостанции, каждую из которых приходилось десантировать в 3-х контейнерах: станция, антена и аккумуляторы отдельно. Работала эта радиостанция только телеграфом (морзянкой, значится) и только вруч ную (ключом, то есть), а значит, нужен подготовлены радист. Боец из солнечной Армении, проведший полгода в ШМАС, едва мог принимать на слух 8 групп цифири в минуту (хорошо хоть это догадались проверить), поэтому основным радистом пришлось стать мне (не зря в школе прапорщиков морзянку полгода по 3-4 часа в день долбили, без проблем принимал 14-16 групп смешанного текста). Учились разворачивать передвижной ближний привод в УАЗике "буханке" и огни для посадочной полосы. В числе всего прочего прыгнули пару раз "градиент", оставивший неизгладимые впечатления. В общем, имело место быть то, что случается, когда армии вдруг напоминают, что она создана для войны, и скоро пора на эту самую войну отправляться.

В конце концов, за несколько дней до завершения вывода войск нас подняли по тревоге и мы вылетели в Кировобад. Там расселились по профилакториям и начался период ожидания. Нас пару раз вызывали на постановку задачи, где нового вообще-то ничего не сообщили, зато ознакомили с планом минных полей. Ознакомившись с этой схемой, я понял, что если нас промахнут мимо намеченой точки, то шансы добраться туда у нас будут небольшие. Вселив в нас таким образом уверенность в завтрешнем дне, десантники сочли свою миссию выполненой и про нас забыли. Хотя нет, однажды мы сьездили таки на стрельбище десантников, постреляли из новеньких автоматов. Стрелять было одно удовольствие, бой был просто превосходным, с первой же попытки я настрелял 46 из 50 по грудной мишени. Стрелять по мишеням быстро надоело, и набрав валяющихся вокруг обломков, пустых консервных банок, пару пустых цинков и прочей ерунды, принялись по ним пулять. Это было гораздо веселее. Летеха-десантник, который должен был нами рук оводить, поначалу пытался было навести десантную дисциплину, но потом махнул на нас рукой, и вскоре сам с удовольствием палил с нами по банкам. Потом сначала куда-то вызвали летеху, потом кончились патроны, и мы, изобразив видимость строя, отправились обратно. По дороге мы прошли мимо комдива десантников, который в тот момент стоял к нам спиной, и все ждал, когда же раздастся привычное "Смирно, равнение на...!!!", но так и не дождался. Закипая праведным гневом, он медленно развернулся, готовый испепелить разгильдяев на месте, и наткнулся взглядом группу из 8-и человек в синих техничках с автоматами, которые пытались изобразить строй, т.е. идти в ногу. Опознав в этой группе летунов, он махнул на нас рукой, мол, чего с убогих взять. После этого про нас забыли.

Кадый день все экипажи отправлялись к своим самолетам, открывали рампы, и десантура принималась закатывать-выкатывать свои БМДшки, стараясь делать это максимально быстро. При этом, правда, перебили немало припольных плафонов, но серьезных повреждений удалось избежать. Мы каждое утро осведомлялись у начальников, получая стандартный ответ: "Быть в готовности", значит, сидеть и ждать. Проводили время как могли, тусовались у местных ПДСников, которых я знал, играли в раздолбаный биллиард в профилактории или просто уходили на спортгородок, где усевшись в самом отдаленном уголке, резались в "тыщщу" или расписывали пульку. Однажды, правда, когда наши авиационные начальники приобрели уж совсем саблезубый вид, мы вытащили свою радиостанцию на поле перед самолетами и развернули ее в варианте с антенной бегущей волны. Так как антенна при этом была длинной 60 метров, то летчики впечатлились. Особый колорит этой картине придавали художественно разложеные вокруг радистанции автоматы, РД, г рузовые контейнера и прочие причандалы, и от нас отстали совсем. И потекли однообразные дни....

Но над всем этим незримо витал какой-то тревожных дух, все было как-то по-другому, и лишь позднее я понял, что это была обстановка ожидания. Ожидания того, что в любой момент раздастся сигнал тревоги и завертится, забегает, и начнет раскручиваться согласно планов и карт, и тебе придется прыгать на кабульский аэродром, и кто его знает, что оно будет. Поначалу это ощущение было сильным, но потом становилось слабее, слабее, и наконец.... Наконец раздалась команда: Вылет домой через два часа! И действительно, через два часа мы взлетели, и еще через три часа были дома. Так закончилась наша эпопея. Это было в феврале 1989 года, вот почему я так хорошо помню дату вывода наших войск из Афгана.

А при чем же здесь облака, спросите вы? Все это всплыло в памяти, зацепившись за слово "градиент" и картину бескрайней равнины ослепительно белых облаков, когда ты стоишь на краю открытой рампы, и ноги подгибаются от веса навешанного на тебя. Внезапно громадная туша самолета начинает кренится на борт и опускает нос, уходя в глубокую спираль, и как будто кто-то разом снимает с твоих плеч вес всего оружия и снаряжения, невольно чуствуешь холодок в животе и на всякий случай покрепче вцепляешься в поручни. Самолет продолжает валиться вниз, следуя громадной невидимой спирали, и обернувшись, я с удивлением вижу всю грузовую кабину под углом, которого я никогда раньше не видел, и напряженное лицо АДОшника, который сидит в своем кресле полностью пристегнутый и смотрит на нас. Поворачиваюсь обратно к рампе лицом, все-таки чувствуешь себя лучше, обрез рампы - вот он, два шага и ты снаружи. В это время самолет входит в облака, и весь мир сразу становиться тусклее. Но зато ты можешь виде ть неописуемую по красоте картину, ибо за самолетом в облаках остаются два соприкасающихся круглых туннеля чистого воздуха, дымчатые края которых закручиваются навстречу друг другу, и через этот туннель ты в течении нескольких секунд продолжаешь видеть ослепительно сине-голубое небо с высверками белизны облаков на его краях. Все это длиться лишь пару секунд, затем вокруг становится серо и влажно, и лишь в твоей памяти навсегда останется эта картина. Неожиданно самолет начинает выравниваться, тебя вжимает в пол, вся амуниция становиться тяжелее, и тебе очень хочется сесть на пол, чтобы снять с плеч этот груз. Но нельзя, почти сразу после выравнивания сипло вопит сирена, зеленые фонари, и выпустив своих троих ребят, ты сам шагаешь с обреза вслед за ними...
Средняя оценка: 1.72
Обсудить
Историю рассказал тов. TOPMO3 : 2006-09-04 02:27:14
Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное