Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования
Авиация
(продолжение)
В Ртищево сразу ударила по желудкам вожделенная «лётная пайка». После вареного сала с ложкой сечки из Балашовской столовой, немеряные порции в летной столовой Ртищевского полка не все сразу могли осилить. А ведь можно еще было и попросить добавки! И официантки никогда не жмотились ее принести! А после приказа о допуске к полетам нас стали кормить по усиленной «реактивной» норме с вожделенным шоколадом. Держись, Ртищево, теперь все девки наши!
***
Начали полеты с тренажей в кабинах, потом рулежки по аэродрому, потом первый, ознакомительный полет, а потом - работа повседневная и не всегда легкая. В первом полете курсант должен «мягко держаться за управление», слушать указания инструктора, запоминать ориентиры полета по кругу и последовательность действий с арматурой кабины. Какое там!
Судорожно вцепившись в штурвал, я с недоумением смотрел, как левая рука инструктора лазит по кабине, чего-то прибирая, добавляя, переключая и показывая. В это время небо в окне периодически вставало на бок. На левый. От этого хотелось вцепиться когтями в кожаное ограждение форточки, а при крене больше 15 градусов - еще и повизгивать от страха. После 2 разворота осмелился выглянуть в окно. Заинтересовался. До самого третьего разворота пытался соотнести увиденное внизу с картой, которую только что (для допуска
к полетам) рисовал штурману эскадрильи по памяти в радиусе 50 км. от КТА. Хрен чего получилось, и к третьему развороту интерес к почве потерял. Весь третий разворот заставлял себя не цепляться за штурвал, а мягко держаться. Получилось, очень остался собой доволен, отчего и пропустил выпуск закрылков на 18 и начало четвертого разворота. При выпуске закрылков на 42 градуса самолет встал дыбом, полосу стало хорошо видно практически посередине лобового стекла. Инструктор гово
рил, что как-то она должна двигаться характерно и даже показал два вида ее нехарактерного движения: когда самолет уходит под глиссаду и когда идет выше. Сели. Нифига не понял, но очень понравилось. Пообещал себе в следующем полете все хорошенько рассмотреть и запомнить, начиная со взлета.
Во втором полете был жестоко обломан. Инструктор сложил руки на пузе и сказал: «Взлет - твой». Ой, мамочка! Взлетел сам. Задачу-максимум выполнил - остался в живых. Так дальше и пошло: «К полету я морально не готов, да ладно, бог с ним. Контроль по карте...»
***
Одно из первых потрясений, впрочем, подстерегало еще до начала полетов. Пробегая мимо чужого самолета, был остановлен его бортачом: «Курсант, иди сюда». Подхожу, борт запускается. «На, держи, жэпээснапэтэо», - проорал он мне в ухо, сунул какую-то амбарную книгу, прыгнул в самолет и закрыл дверь. Уже и стих рокот винтов этого борта, а я все переваривал полученное задание, пытаясь соотнести услышанный набор звуков со своим небогатым авиационным опытом. Отчаявшись, побрел на пересадку отчаянно
размышляя, как выкрутиться, не вызвав кучи насмешек. Вариант «спросить» поэтому отпадал. На пересадке (это такой домик, где тусуются курсанты и инструктора в ожидании своих бортов. На стенке динамик, выдающий во всеуслышанье радиообмен на частоте «Старта») толклись пара промокших прапорщиков: «С какого борта?»
- С 23-го, - механически отвечаю.
- А чего жэпэс с 28-го? - и тянут тетрадку у меня из рук.
- Вы чего, меня просили ее отнести, - упираюсь я.
- Ну вот, принес, положи вон в ту кучу.
На лавке лежала целая стопка таких же затертых и растрепанных журналов. Я молча сунул свой на верх, решив не спорить. Расшифровку через пару часиков мне сообщил наш борттехник. «ЖПС на ПТО» означает «Журнал Подготовки Самолета (отнести) на Пункт Технического Осмотра (пересадку)». ППП, ПВП, НПП, ОПП - сколько аббревиатур вдалбливается в голову любому авиатору! ВПП бывают БВПП и ГВПП. В авиации вообще любят все сокращать, причем, хотя в славянских алфавитах буковок побольше будет, чем в латинских,
все равно их не хватает и одно и то же сочетание звуков в зависимости от контекста может означать совершенно разные вещи.
ТРД - теория реактивных двигателей - наука. И ТРД - собственно турбореактивный двигатель, ее младший брат. А вот ТВД - турбовинтовой двигатель и театр военных действий одновременно. ППМ - поворотный пункт маршрута, ПРМ - приводной радиомаяк. Тоже бывает ДПРМ и БПРМ. ТЗ - топливозаправщик, БЗ - бензинозаправщик, МЗ - маслозаправщик, ВЗ - (идите накуй, какой воздухозапращик, я сейчас о другом) воздухозаборник, КЗ (вы что, с ума сошли, пехота тупорылая, я вам покажу кислородозаправщик... нет, и не Красное Знамя,
вы что, Биглер.ру на ночь читаете?) - командир звена.
Извините, отвлекся.
***
Вообще задача перевода самолета в горизонтальный полет с одновременным началом первого разворота и его докладом поначалу казалась невыполнимой в принципе. Примерно как читать на ходу, прыгая на одной ноге, лавируя среди луж, грызя яблоко и объясняя прохожему «как пройти в библиотеку». Многих мучила та же проблема, отчего страдали полнота и своевременность докладов. А тут еще проблема СПУ-Радио. Кнопки в запале иногда путали даже инструктора. После того, как, зажав кнопку, «шефы» принимались
на посадке комментировать действия своих студентов, вклиниться в радиообмен уже не было возможности, оставалось ржать и ждать освобождения эфира.
А уж как начались самостоятельные полеты, «корки», отмоченные в эфире, посыпались, как из рога изобилия.
- ... шасси, закрылки выбросил...
- ...очко-полста-червонец, лапти вывалил, зеленые мерцають, - это аэроклубовские крутизной бравируют, ох, и огребли потом...
- ... разрешите доложить, шасси выпустил. Закрылки выпустил. На 42. Фары выпустил. (молчание и шипение в эфире). Все.
РП не выдерживает - А форточка закрыта?
- (робко и неуверенно) Д-да!
- Тогда садись, ...мля.
- Двести тринадцатый, на посадочном, наблюдаю вертолеты (пара «вертикальных» с прыжков возвращается).
По всем бортам дружное ржание, ибо «ловить вертолеты» (Хэта после дыни помните?) - устойчивое балашовское многолетнее понятие.
РП - Двести тринадцатый, не бойтесь, ХРЮ-ХРЮ (это прорывающийся смех), садитесь.
Средняя оценка: 1.68
Историю рассказал тов. Steel_major : 2005-11-28 23:22:02
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта. Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.