Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Йога для чайников. Выпуск 8 - Балансировка силы
Выпуск 8 - Балансировка силыЗдравствуйте, дорогие читатели! Йога учит нас, что физическая и моральная силы должны подчиняться первому этическому правилу (яма, yama), то есть ахимса (ahimsa), ненасилие, любовь, которая охватывает всё сущее. Сила, которая выражется как пассивная устойчивость - уважение слабости. Сегодня мы поговорим о том, как балансировать силу, находящуюся в нас. Яма (yama) - своеобразная этика практикующего йогу, нормирующая
его взаимодействие с окружающим миром. Ода пассивной устойчивостиВ обывательском смысле пассивная сопротивляемость может казаться слабостью, но в реальности - доказательство великой силы. Термин "сила" обычно присваивается некому действию, в котором очевидным образом проявляется энергия, которую можно измерить и верифицировать немедленно. В этом смысле очень показательно восклицание: "Этот человек силён! Он поднял 100 кг!". То есть речь идёт о типе силы, которая выражается с большой интенсивностью и в течение короткого промежутка времени. Но мы поговорим о другой силе, которая необходима для непростого следования тропой внутреннего поиска. Рассмотрим, как йога привносит пассивную валентность в силу. Мы говорим об устойчивости, сопротивляемости, то есть о свойстве, которое позволяет преодолевать неизбежные жизненные трудности и неприятности, и которое культивируется в течение длительного времени. Хорошо известны некоторое классические медитативные формы над естественными эдементами, как, например, гора или большое дерево, - то есть в которых адепт может почерпнуть и впитать в себя такие присущие им характеристики, как пассивная устойчивость, невозмутимость, спокойствие к непогоде (дождь, снег, град, палящее солнце, - все элементы, представляющие собой трудности и неприятности). Нельзя не упомянуть такое свойство присущее дереву как "не терять голову (в смысле, крону)", несмотря на ненастье, и всем своим видом "транслировать" постоянную стойкость, несмотря на время, которое бросает вызов векам и побеждает их. Особый оттенок силы, подразумеваемый йогой, был превосходно выражен в прошлом веке Махатмой Ганди. Его пассивная устойчивость, ненасилие, практикуемая только им одним, сопутсвуемая его внутренней силой и внутренней энергией, изменила судьбу всей Индии, освободив её от английского господства. Это принцип хорошо проиллюстрирован в знаменитой книге, написанной самим Ганди, "Древние, как горы", в которой объяснены основы такой пассивной позиции. Для изучающих и практикующих тантризм эта книга будет особенно полезна, так как она проясняет необходимость ментальной силы для контроля за таким мощным явлением, как оргазм, с целью трансформации его энергии для пробуждения дремлющих областей мозга и утилизации их потенциальных возможностей. С точки зрения европейской духовной традиции сила может быть ассоциирована с одной из четырёх важнейших добродетелей: сила духа, которая помогает человеку преодолеть какую бы ни было опасность и поддерживает поиск правды и справедливости. Слово "сила" встречается 263 раза в Библии: от Бытия до Апокалипсиса. Предметом для рефлексии и медитации является знаменитая фраза святого Павла в стихе 4,13 в послании к филлипийцам: "Все могу в том, кто даёт мне силу" (имеется в виду Иисус Христос). После этой цитаты в голову приходят те люди, которые страдают от любого типа болей: физических, ментальных, духовных... Абсолютно необходимо черпать мужество (практическое приложение силы духа) из Космического Разума, который создал, хранит и вновь поглощает весь универсум. Балансировка силы на практикеНиже я привожу комплекс асан в парах. Однако, вы можете проделывать этот комплекс и в одиночестве, выбирая ту или иную вариацию позиции в предложенной последовательности. При выполнении практики в паре йога учит дозировать индивидуальную силу и использовать её с уважением по отношению к партнёру, который может иметь другие исходные данные в смысле телосложения, ментальной концентрации, натренированности. В текущем комплексе асан мы предлагаем позиции в двух вариантах. Это позволяет градуировать интенсивность каждой новой асаны, относительно исходных данных каждого практикующего. Многие из нас ищут в йоге здоровье и эластичность тела, укрепление имунной системы. Другие более склонны к ментальным аспектам: концентрация, ясность ума, медитативная сосредоточенность. Для первых будет более подходяща практика, где позиции могут быть выбраны из последовательности различных вариантов с короткими периодами выполнения (несколько минут). Для вторых более действенно будет увеличить время выполнения асаны (по карйней мере в течение пол-часа), что особенно касается перевёрнутых позиций или медитативных сидячих асан. Для обоих типов ценным навыком будет научиться управлять силой, делая из неё клад (который может понадобиться в близком или далёком будущем), вместо того, чтобы рассеивать её или подавлять. С желанием перенести только что озвученный принцип на всю нашу жизнь вспомним, сколько раз наши ожидания не сбывались из-за отсутсвия определённых внешних условий. В ответ на это мы могли выразить наше оперативное упорство во взрыве злости (слишком рассеивая силу), или, наоборот, подавить энтузиазм, чтобы не слышать наших жизненых инстинктивных импульсов. Но всегда присутсвовал и третий выбор, не очень полезный для модификации внешних условий, но способствующий течению праны и обретению гармонии в наших внутренних процессах, как психических, так и физических. Хорошо спроектированная тренировка, как философский камень, способная претворить в жизнь алхимические трансформации в каждом и нас. Каждый день нужно вводить в привычку практикование йоги не только для удовольствия и в часы спокойствия, но и в часы злости или депрессии, когда и не до йоги вовсе. В этих последних случаях йога послужит противоядием. Как было написано в "Хатха-Йога Прадипика": "Будучи и молодым, и зрелым, и пожилым, или даже больным и немощным, ты можешь достичь освобождения только в практике, при постоянном усилии, при неотрывном внимании ко всем аспектам йоги" (I, 64). В Индии ва могут сказать: "Пусть это будет победный день для тебя". При этом имеется ввиду не та победа, когда побеждён враг внешний, но та победа, когда мы избегаем даже смерти насекомого или крушения надежд какого-нибудь человека. Наш долг - рифлексировать над этим смыслом победы день за днём. И тогда мы увидим, как увеличивается наша стойкость благодаря йоге. На картинке порядок упражнений идёт по горизонтальным рядам: слева направо и сверху вниз. Укрепим пресс...Для него. Ароханасана (Позиция Угла, Arohanasana). Лёжа на спине. Вдыхая, поднимите ноги перпендикулярно земле. Ступни молотком (носки на себя), голова приподнята над землёй и подбородок упирается в грудь. С выдохом расширьте лёгкие и увеличьте дыхание на всю спину. Затем, держа руки параллельными земле, заведите ладони за ноги (ладони развёрнуты к верху), приподнимая над землёй также и плечи. Пребывайте в этой позиции пока не почувствуете жжение в области пресса. Для неё. Ардха Навасана (Позиция Полу-лодки, Ardha Navasana). Лёжа на спине. Вдыхая, поднимите одновременно ноги и голову, стараясь держать поясничный отдел прижатым к земле. Сокращайте мусколы пресса. ... и поясничную мускулатуруДля неё. Сарвангасана (Поза Свечи, Sarvangasana). Из положения лёжа на спине с руками вдоль тела и ладонями повёрнутыми к земле согните колени и подведите их к груди. Затем, перекатываясь на спину, переведите таз к верху и согните руки в локтях, уперев ладони в пояницу (верхняя часть рук лежит на земле) и таким образом помогая себе удерживать равновесие. Расслабьте мышцы в районе плеч и выпрямьте ноги так, чтобы они были перпендикулярны земле и корпус тела с ногами образовывал прямую линию. Шея слегка согнута, и вес распределён на плечи и руки. Для него. Халасана (Поза Плуга, Halasana). Из положения Сарвангасаны, переведите ноги за голову, стараясь носками коснуться земли. Для него и для неё. Плавно принимайте то одну, то другую позицию, укрепляя таким образом мышцы поясничного отдела. Скручиваниями придадим большую гибкость позвоночному столбуДля него. Вакра Ардха Дханурасана (Позиция Полу-арки в повороте, Vakra Ardha Dhanurasana). Лёжа на животе, обопритесь предплечьями (часть руки с от локтя и до ладоней) о землю и приподнимите грудь, стараясь держать ей "глядящей" вперёд. Затем правой рукой, заведя её назад, зазватите внешнюю сторону левой ступни (левое колено при этом согнуто и ступня смотрит вверх). Дышите глубоко, спокойно и равномерно, насколько это возможно. Это способствует растяжению и раскрытию правой части грудного отдела и левого паха. Для неё. Уттхита Джану Вакра Ардха Дханурасана (Позиция Полу-арки в повороте с подъёмом на колено, Utthita Janu Vakra Ardha Dhanurasana). Стоя на четвереньках, поднимите к верху правую ступню (правая нога согнута в колене) и захватите её левой рукой, заведённой назад. В этой позиции важно держать линию плеч во фронтальной позиции (то есть оба плеча образуют горизонтальную линию), способствуя таким образом растяжению и раскрытию левой части грудного отдела. Таз находится горизонтально относительно земли, что способствует растяжению и раскрытию правого паха. Для него и для неё. Повторите упражнение для другой стороны. Скручивание на растяжениеДля неё. Лёжа на животе, руки вытянуты в стороны, руки и плечи образуют одну линию (на фотографии правая рука находится у тела для придания большей эстетики фотографии), ладони повёрнуты к земле, правая щека на земле. Вдыхая, приподнимите левую ногу и заведите её назад как можно дальше, не сгибая в колене. Чувствуйте растяжение вашего позвоночника в скручивании. Выдыхая, поддайтесь силе тяжести и опустите ногу на землю, заведя её ещё больше назад. Она даже может коснуться правой руки. Обратите внимание, что левое плечо должно быть хорошо прижато к земле. Для него. Тоже самое, только к полу прижата щека левая, что делает позу более интенсивной, поскольку в скручивании участвует также затылочный отдел. В этом случае важно удерживать правое плечо на земле, помогая себе левой рукой, которая сильно упирается в землю. Для него и для неё. Для смены позиции, поместите левую ногу над правой, мягкие кулаки подставьте под живот, поверните шею и положите голову другой щекой на пол. Восстановите дыхание, прежде чем повторить упражнение для другой стороны. Сила и тонус рукДля него. Уттхита Падасана (Поза Часового, Utthita Padasana). Стоя на четвереньках, выпрямите сначала одну ногу, а потом вторую, упирая пальцы ног в землю. Важно держать мышцы пресса напряжёнными и пояничный отдел прямым. Также важно активное поведение рук, которые упираются впереди, и лопаток, которые "нажимают" на верхнюю часть спины, держа её плоской. Для неё. Уттхита Падасана (Поза Часового, Utthita Padasana, интенсивный вариант). Руки должны быть чуть позади плеч и пальцы рук должны смотреть наружу, чтобы уменьшить нагрузку на запястья и способствовать сильному давлению руками. Равновесие сил: физической и ментальнойЕсли у вас нету партнёра, вы можете выполнять это упражнение, используя стену в качестве опоры. Для него и для неё. Адхо Мукха Врксасана (Поза Верикали на Руках, Adho Mukha Vrksasana). Стоя на четвереньках и упираясь пятками в пятки партнёра, руки упираются вперёд. Оторвите колени от земли, частично выпрямляя ноги, и отведите назад крестцовую кость, приподнимая её к верху. Сейчас одновременно поднимите одну ногу (например, он - правую, она - левую), всё время держа их в контакте, колено слегка согнуто. Установите равномерное давление поднятых ног с обеих сторон. Таким же образом одновременно поднимите другую ногу, держа её в контакте с ногой партнёра. Не теряя контакта с партнёром, выпрямите обе ноги к потолку. Обращайте внимание на работу рук и потребности партнёра. Используйте физическую силу без злоупотребления и силу ментальную для концентрации и успокоения. Спина крупным планомДля неё. Лёжа на животе, выпрямленные руки ладонями вниз находятся под бёдрами. Действуя руками, как рычагами, приподнимите ноги (выпрямленные или слегка согнутые) наз землёй, сжав ягодицы. Оставайтесь в этой позиции для укрепления почечной зоны. Для него. Лёжа на животе, руки под бёдрами соединены в ладонях. Подбородок упирается в землю. Вдыхая, энергично вытягивайе руки, упираясь ими в землю, и сокращайте сначала мышцы ягодицы, а потом поясницы. Сейчас вы готовы поднять ноги (в идеале перпендикулярно земле) так, чтобы опираться только на руки, грудь и подбородок. Затем, выдыхая, прогните плавно спину (не сгибая ног пока что), переводя пятки немного дальше головы. Для окончания, согните колени так, чтобы ступни "упали" к голове. Золотые сныДля него и для неё. Баласана (Позиция Ребёнка, Balasana). Сидя на пятках, разведите колени, держа большие пальцы ног вместе. Согнитесь вперёд, руками скользя между ног так, чтобы в конце ухватиться руками за большие пальцы ног (правой рукой за правый палец, левой - за левый), вызывая этим упражнением округление пояничного отдела. Затем прижмите плечи и одну щеку к земле так, чтобы быть хорошо распростёртыми. Почувствуйте дыханием нижнюю часть спины, которое действует как массаж. Затем поверните шею и обопритесь другой щекой о землю. Тантрический шиатцуМассаж для преодоления стресса и для обретения себя Тантра - это древняя индийская практика, которая учит, как пробудить осознанность и достичь гармоничного благосостояния. Шиатцу же - это японский массаж, который служит для стимулирования жизненной энергии, укрепления иммунной системы и предотвращения болезней. Всё вместе - Танцу, который был изобретён калифорнийским терапевтом по имени Гарольд Дулл. Танцу объединяет преимущества этих восточных терапий в дыхательных техниках на расслабление. Более того, предусматривает новый тип "работы" над глубоким пониманием себя и других. Танцу чем-то похож на Уотцу (Шиатцу в воде), поскольку сохраняет текучесть и элегантность жестов выполненных акватическим (водяным) способом, хоть и на земле. В Танцу практика выполняется вблизи и в близости. Эта техника возрождает доверительное и искреннее общение между людьми.
Гарольд Дулл, вчерашний поэт известного артистического движения "San
Francisco Renaissance", сегодня - один из известнейших калифорнийских
bodyworker (работник тела). Дулл основал школу "Шиатцу и Уотцу" в
Харбин Хот Спринг (Harbin Hot Spring, термальный посёлок "общего
здоровья" на севере Сан-Франциско). Танцу дополняет Уотцу (Шиатцу в воде),
котороая тоже была изобретена тем же Дуллом, который изучал в Японии Дзен
Шиатцу у мастера Шитцуто Масунага. Как бы то ни было, Танцу базируется на
принципах Дзен Шиатцу: учит нас слушать "эхо жизни", которое вибрирует в
каждом создании, и приводить в равновесие ци посредством выполнения
давлений запястьями и ладонями рук на мередианы и на тсубо
(tsubo, точки жизненной силы) те, которые стимулируют акупунктурой.
Фотографии, вставленные выше, носят эстетический характер и несут мало информации. Поэтому они не прикрепляются к письму, дабы не превышать допустимый размер рассылки. Перед каждым сеансом уделите несколько минут тишине и медитации для того, чтобы собраться с мыслью. Затем тот, кого массажируют, укладывается в позе эмбриона на земле или на ногах/животе массажиста (это положение японцами называется хара (hara) и является центром жизненной силы и наиболее глубоких эмоций) так, чтобы массажируемый находился в своеобразной колыбели, напоминающей материнское объятие (фото 1). Массажист же после того как синхонизирует своё дыхани с массажируемым, может начинать делать пассивный стречинг рук и ног партнёра (фото 2). Затем массажист воздействует лёгкими давлениями на семь чакр партнёра (фото 3). Эти давления так же оказыают влияние и на меридианы, которые в китайской традициоционной медицине являются каналами, по которым протекает ци (жизненная энергия). Чакры же для индийских медиков представляют собой центры, которые аккумулируют, перерабатывают и транслируют всему телу прану. При помощи Танцу стимулируются и меридианы и чакры для оживления жизненной энергии и возвращения гармонии и расслабленности. Массажист всё время мягко держит руку на определённой точке тела (в нашем случае на чакре). Рука, которая находится на чакре, называется материнской, потому что транслирует чувство укоренения и безопасности. Таким образом избегаются неприятные ощущения вторжения или заброшенности. Вторая рука, наоборот, движется свободно. Внимание должно быть обращено на то, чтобы услышать партнёра, на уважение и на личные границы, на качество контакта и на плавность последовательности движений. Переходы от одного движения к другому имеют характер рвномерный и мягкий, без сотрясений и прерываний. Перед каждым массажем необходимо расслабиться и сконцентрироваться на хара. Вначале внимание уделяется дыханию. Вдыхая, мы "привносим внутрь себя жизнь", а выдыхая - очищаемся. Затем, этим "танцем дыхания" создаётся ритм массажа: во время выдоха массажируемого массажист выполняет надавливания и стречинг, во время вдоха - массажист просто находится в контакте с массажируемым посредством "материнской руки". В Танцу вся работа происходит всегда в чрезвычайно удобных позициях, без усилий или напряжения. И всегда имеет место сотояние взаимной чусткости и доверия. Последовательность начальных движений должна быть медленной и мягкой, чтобы не нарушить ощущение глубокой гармонии, которая выплывает на поверхность из глубин нашего я. Затем движения могут стать более свободными и игривыми, но всегда в соответсвии с границами партнёра. Танцу - это общий массаж, мягкий, чрезвычайно расслабляющий и без противопоказаний, что способствует спокойствию и безмятежности разума. Разминает мышцы, массажирует органы и усиливает обращение ци, вновь даря нам радость, признательность и удовольствие чувствовать себя здоровыми и уверенными. "Колыбели" Танцу создают уважительную близость, которая лечит страхи, связанные с интимностью, стем. чтобы открыться навстречу другим людям. Практикуя этот массаж, мы почувствуем дружелюбность и доверие к людям.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРАКТИКИ
Против стресса. Состояние расслабленности, вызванное массажем и нажатиями на меридианы, риактивирует жизненную энергию и стимулирует циркуляцию органических жидкостей (лимфы и крови). При этом упорядичиваются артериальное давление и ритм дыхания. Состояние напряжения, вызванное стрессом, (что есть причина 70% случаев различных заболеваний) тормозит дыхание. Вследствие этого, количество кислорода в организме уменьшается, что препятствует нормальной работе органов. В результате мы имеем хроническую усталость, мышечные спазмы и боли, блокировку энергии и даже депрессии. Танцу активизирует нормальное функционирование организма, уменьшая стресс. Глоток оптимизма. Чрезвычайное состояние расслабленности, вызванное Танцу, распространяется во все уголки нашего организма, приводя в равновесие автономную нервную систему, которая, в свою очередь, регулирует функции органов. Происходит такое воздействие на симпатическую и парасимпатическую системы, что они начинают работать гармонично одна с другой (например, парасимпатическая система замедляет активность желудка и сердца, а симаптическая, если необходимо, увеличивает желудочную секрецию и сердцебиение) . Более того, "заряжает" мозг. Уменьшаются секреции, связанные со стрессом (например, адреналин) и стимулируется производство эндорфинов (натуральный "опиум", гормон счастья), которые вновь даруют оптимизм. Отношения с другими. В Танцу устанавливаются близкие формы контакта и общения, которые способны придавать чувство доверия к другой персоне. Эта техника способствует более лёгким и радостным отношениям и равновесной эмоциональной стабильности. Работа в паре, желание услышать партнёра и близкий контакт с ним учат нас принимать других и уважать их границы. Усиляет самооценку и способность выбирать с уверенностью то, что нам необходимо и полезно. Помогает нам принимать новые явления и новых людей в нашей жизни, встречая их с дружелюбием и доверием. Дорогие читатели! Если у вас возникают вопросы по тексту рассылки, я буду рада на них ответить. Мой почтовый адрес идёт последней строкой в данном выпуске (at означает @). Присылайте мне ваши комментарии или просто делитесь опытом. Я буду вам также очень признательна, если вы проголосуете за этот (и последующие) выпуск рассылки. Форма голосования находится внизу письма. Всего доброго, |
В избранное | ||