Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Знаки на теле.


Йога и не только. Знаки на теле. Выпуск 712.
подписаться на рассылку

ЗНАКИ НА ТЕЛЕ

 

Я узнаю тебя по тайному знаку,
Ты узнаешь меня по перстню на пальце.
Наша память хранит забытые песни,
Мы умеем плясать первобытные танцы.


И.Кормильцев,  «Атлантида»




Рейнхард Гамментхаллер       На протяжении всей истории человеческое тело выступало независимым культурным феноменом и претерпевало немало разнообразных манипуляций, изменяющих внешний вид. Среди таких телесных модификаций наверное первое место принадлежит татуировкам, которые, как ни странно, сегодня стали столь же популярными как и в древности. Но что сегодня обозначает этот акт нанесения неизгладимых рисунков на теле и чем он отличается от того, которые производили наши предки тысячи лет назад? Эти вопросы интересуют  антропологов, культурологов, историков, философов, а также всех, кто так или иначе касается вопросов феномена человеческого тела.

       Не так давно, а именно осенью 1991 года, историков и антропологов порадовал сюрприз, который приготовили высокогорные Альпы. В связи с необычайным потеплением подтаявшая снежная вершина обнажила находку, которую случайно обнаружили отдыхавшие альпинисты. Это были останки человека, но не случайной жертвы неудачного горнолыжного отдыха, как сперва решили альпинисты, а это было тело мужчины бронзового века, который замерз в Альпах  примерно 5 300 лет назад! Это был охотник, он был обнаружен с заостренными наконечниками от копьев, на нем даже сохранились фрагменты одежды – он был облачен в шкуры. А на коже мумии сохранились следы татуировок - это было 58 разнообразных начертаний! Доктор Франк Бар, президент Германской Академии Акупунктуры, обратил внимание на то, что татуировки были нанесены не хаотично, а в особых местах, и предположил, что уже в эпоху энеолита и ранней бронзы люди знали о биологически активных точках и применяли татуировки для лечения и предупреждения некоторых заболеваний. Татуировки Ледяного Человека в основном покрывали спину и конечности, причем девять из пятнадцати, которые сохранились наиболее четко, полностью совпадают с акупунктурными зонами.

   Индеец маори    Но это один из предполагаемых трактовок действия татуировок. Вообще-то вариантов интерпретаций татуировок у древних людей существует довольно много. Но главная особенность архаического человека от человека современного состоит в том, что наш современник уже не проживает свою органическую жизнь как таинство. Для человека же традиционного общества самые элементарные физиологические явления становились ритуалами, которые помогали приблизиться к реальности и освободиться от автоматических действий, все было наполнено содержанием и определенным смыслом.

       Чаще всего татуировками обзаводились при прохождении определенных ритуалов: при инициациях подростков, принятии в мужской союз, при вступлении в брак. Таким образом человеческое тело подвергалось постоянному «доделыванию» с целью того, чтобы оно соответствовало какому-то новому общественному состоянию. В понимании традиционного общества, для того, чтобы стать подлинным человеком, необходимо соответствовать мифической модели.   

       В своем исследовательском труде, написанном сто лет назад и посвященном исследованию первобытной культуры аборигенов Африки и Америки,  немецкий этнограф-африканист и археолог Лео Фробениус  описывает забавный случай о новозеландце Тупаи-Купа. Лео Фробениус  отмечает, что наиболее яркое и разнообразное искусство татуировки развилось у народов Полинезии. И вот когда англичанин Джон Сильвестр взялся нарисовать портрет своего друга  новозеландца  Тупаи-Купа, тот с интересом следил за его работой, но после ее окончания заявил, что на рисунке изображен не он, хотя сходство было довольно велико. Тогда этот маори взял карандаш и начал старательно сам рисовать свой портрет и в конце заявил, что вот это он. Ко всеобщему изумлению,  это изображение совсем не  было похоже на портрет, этот маори всего лишь старательно нарисовал все татуировки  и рубцы, которые украшали его тело.  «Тупаи-Купа приводил название и значение каждого знака, рассказывал о том, по какому поводу применяется тот или иной из знаков. Делал рисунки гербов, т.е. татуировки всех знатных семей» (Л. Фробениус «Детство человечества»). Из этого же исследовательского труда мы знаем, что на центральных островах Полинезии существовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя – священного животного. Также всем участникам каких-то больших событий и празднований по этому поводу вырезался или выбивался на груди знак воспоминаний о них. Подобные церемонии происходили в Африке у западных племен Ацанде. У юношей на теле остаются знаки того, что они приняты мужчинами своего племени в число воинов, супруги поучали татуированные знаки вместо обручальных колец, а матери носили знаки, указывающие на количество детей. Все эти факты говорят  о том, что  татуировка является началом письменности и исторического описания как целого племени, так и жизни конкретного человека.

       Конечно, не стоит не учитывать эстетическую составляющую татуировок. В древности они также наносились для того, чтобы достичь привлекательности в глазах представителей противоположного пола. Либо это были устрашающие знаки, чтобы защитить себя, придав своему телу угрожающий вид при встрече с чужестранцем или соперником. В любом случае, это был знак идентификации, предназначенный для предъявления другому, который указывал на принадлежность определенному племени, говорил о социальном статусе статус и роде  деятельности.

       Но самым основным наверное является отличительный знак мужественности, говорящий о пережитых ритуалах. Ведь, как уже упоминалось, татуировками сопровождались ритуалы перехода: возрастные инициации или переход в другую социальную категорию. Как правило, эти ритуалы были болезненными, это были проживания, отождествляющиеся с подобием смерти и последующим возрождением в новом качестве. Эти переходы – особые испытания, которые можно было и не пройти. Такой момент наверное можно назвать, используя термин синергетики, точкой бифуркации, когда человек стоит на раздвоении сценариев жизни и смерти. И те, кто благополучно преодолевают испытания, проходят через ритуальную символическую смерть, получают новое имя, новую жизнь и обновленное тело с определенными знаками. Эти ритуалы  символической смерти несли идею возрождения не только отдельных людей, но и племени и жизни вообще. И татуировки на телах говорят о том, что это не просто знаки, а сакральный текст.


      Если вы думаете сделать себе татуировку, что при этом стоит учитывать и на что обращать особое внимание, - об этом рассказывает тату-мастер  Андрей Саенко:

     Мастер-тату Андрей Саенко  

  В первую очередь, вам необходимо твердо решить, нужна ли вам вообще татуировка и не будет ли  она в дальнейшем мешать вам по жизни. Если вы все-таки решились сделать татуировку, вам нужен опытный тату-мастер, который сможет воплотить ваше желание в реальность. При выборе мастера советую ознакомиться с предыдущими его работами, чтобы иметь представление,  на что он способен, стоит ли мастеру доверять или все-таки лучше еще поискать. 

      Нужно тщательно отнестись к выбору эскиза, ведь нанесение татуировки на собственное тело - весьма ответственный шаг. Часто ко мне приходят с просьбой набить тату «точно так же, как вот на этой девушке» - и присылают фотографию, найденную в просторах интернета. Я же все-таки советую не спешить и разработать себе индивидуальный стиль тату, который подходил бы именно вам и говорил о вашей индивидуальности.


Страничка  http://vk.com/tattoo_roots

e-mail:  saeandr@mail.ua

Тел. (Киев)  +38 (063) 530 03 91 Андрей




ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

В избранное