Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Йога и лечение спины" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Йога и не только. Продолжение интервью с Анатолием Рыковым.
Йога и не только. Продолжение интервью с Анатолием Рыковым. Выпуск 295. подписаться на рассылку
СОЗНАНИЕ ТЕЛА (продолжение)
Продолжение интервью с Анатолием Рыковым.
- Анатолий, мне интересно, с каким запросом, с какой мотивацией на твои занятия приходят люди?
- Чаще всего - это не проявленный мотив. Попало на глаза объявление, что-то откликнулось, взял и пришел.
- Есть ли у тебя опыт работы с психосоматическими больными?
- Есть.
- В каком режиме ты с ними работаешь?
- Это телесноориентированная терапия, в основном, в режиме индивидуальной работы. В частности, работа с поясами мышечного панциря – достаточно сложная практика. Когда, несмотря на жесткий контроль со стороны «головы», тело берет свое, тогда тело начинает реально освобождаться от накопленных переживаний, вырываются эмоции, которые начинают проявляться, порой, довольно бурно. Поэтому эта работа обычно один на один на основе полного взаимного доверия. Такие практики я называю реанимационными, потому что крайне важно, для дальнейшего прогресса в практике, осознание собственных хронических напряжений и механизма их возникновения. Вместо того, чтобы «войти» в проблему, включается сильная привычка защищаться от проблемы, вытеснять боль в глубь. Бывает и так, что у меня спрашивают, и я могу подсказать, где кроется причина заболевания и как с этим быть, но это вызывает обиду и ответную реакцию – ну ты что, я же белый и пушистый, этого не может быть J
- Сопротивление?
- Совершенно верно, возникает сопротивление. Срабатывает такой защитный механизм. Рассмотрим на примере. Возникают обстоятельства жизни, которые воспринимаются как проблемные. И как мы говорили, наша структура личности устроена так, что она начинает защищаться, она сама в себе уже определила обстоятельства как негативные и включает защиту - защита автоматически переходит в тело. Тип реагирования структур личности не меняется, хроническое напряжение фиксируется и, в результате, снижается чувствительность тела. Но телу все равно – возбуждение со знаком «плюс» или «минус». Оно снизило чувствительность - и все. Соответственно, прячемся от боли, автоматически снижается чувствительность и для удовольствия. Выход есть - нужно открываться. Нужно развивать иной механизм взаимодействия тела-сознания с миром. Если проблема не рассматривается как негативная, ей нужно распахнуться и как-то прожить ее по-другому, прожить как опыт. Это навык. Этому можно и нужно учиться и отслеживать это в себе всегда.
- Но когда психика защищается, она почему-то это делает. Защита – реакция на фрустрацию. Нужно подготовить психику таким образом, чтобы она была способна снова воспринять эту фрустрацию, и не защищаться, но и не разрушаться, а смогла ее проработать – раскрыться и с ней справиться. Не хочу углубляться в психоанализ.
- Все верно. Психика, в принципе, не может делать что-то другое, т.к., набор задач личности достаточно примитивен: получение удовольствия и избегание неприятностей. Для того чтобы психика была в состоянии снова воспринять фрустрацию в полном осознании того, что ВСЕ СТРАХИ - это «прах и пепел», проводится работа с мышечным панцирем, с целью высвобождения наличной энергии, которая потом направляется на трансформацию сознания. Результат проявляется достаточно быстро, появляются ресурсы для поддержания нового состояния, значительно ослабляется тревожность, развивается чувствительность и т.д. Хотя, описание процессов сознания - это лишь очередной «способ говорить» J Начиная работать с сознанием, можно «прикоснуться» к тому, как сознание функционирует. Создавая состояние «Присутствия», формируется новая основа для проживания того, что эти структуры личности, которые защищаются или рассыпаются при фрустрации, не самые важные. Они есть, они сложились, они привычные, но они не самые сильные, и, совсем не обязательно пользоваться всегда и только ими. Разотождествление и еще более глубинное погружение позволяет понять, откуда ЭТО вообще появляется. Эти структуры личности, это «Я», которое мы вытаскиваем, это все функции, это то, что уже проявилось. Откуда оно? Вот откуда оно проявляется, откуда эта штука – вот это пощупать, это того стоит. Тут уже настолько необычное переживание, что сказать по этому поводу ничего нельзя.
- Наверное, ответить на это очень сложно.
- Я могу сказать словами, но это только слова. По большому счету, там, откуда это появляется, нет НИЧЕГО. Вернее есть Потенциальная Пустота.
- Но я никогда не соглашусь с установкой, что от него нужно оказываться. Борьба с эго – меня это умиляет.
- Нет-нет. Бороться с собой – что вы, зачем?
- Нужно согласиться, что оно есть и оставить ему свое место.
- Этим можно адекватно пользоваться. Например, для того, чтобы войти в трамвай, мне не обязательно садиться в позу лотоса или кричать «Динамо – чемпион!», нужно просто войти в трамвай, заплатить деньги за проезд и все, больше ничего. А во время пулеметного обстрела, я вряд ли скажу пулеметчику: «Будьте любезны, Иван Иванович, не сочтите за труд, переведите огонь на правый фланг. Благодарю Вас…» J Иначе, как получается. Вот, допустим, есть мои сильные функции, и есть обстоятельства. Когда они совпали – мне повезло, а когда не совпали – не повезло. Соответственно, нужно делать так, чтобы всегда везло. Нужно видеть, что кроме тех функций, которые сформировались и устоялись, есть еще много других, которые можно брать и использовать в зависимости от, или независимо от... Ведь почему возникает непонимание, сбой коммуникации? Потому что я постоянно кругом предлагаю свои привычные функции сознания, пытаюсь всунуть их между колесами другого человека. Если вдруг совпадет – мы понимаем друг друга, не совпадет – не понимаем. А вот найти, механизм понимания – это дорогого стоит. Это нарабатывается. Подходим к этому механизму из самого сознания как такового. Для этого нужно научиться решать такие задачи не автоматически, не зная, как это делается, но отслеживая процесс решения. И в какой-то момент, понимается, что еще до того, как задачка была решена, внутри где-то там возникло какое-то жужжание, зуд какой-то - действие уже произведено, остается лишь выразить его в словах или в иной принятой форме. Произведенное действие становится навыком разворачивания функций областей сознания, а потом учимся это действие переносить на другие области сознания.
- Мы уже затронули такой вопрос, как проживание психического смысла телесных проявлений, и выяснили, что оно индивидуально. Как с этим можно работать в группе?
- Это то, с чем мы сегодня работать только начали, это был последний блок упражнений на занятии. В принципе, это проживание некоторых психических проявлений через тело и было индивидуальным, просто в зале одновременно оказалось много людей J
- А есть какие-то примеры? Например, был у меня пациент с определенной проблемой, и мы ее решили с помощью телесноориентированного моего метода.
- Ну, метод не мой. Просто через тело. Да, были.
- А какие именно проблемы?
- Общая тревожность. Результат очень сильный. Действительно, люди начинают восстанавливаться и телесно, и психоэмоционально. Были люди, с которыми я занимался в группе. Летом мы выезжали в интересные места, были хорошие результаты. Необходимо дать возможность избавиться хотя бы от части ограничений, а дальше нет необходимости тянуть как ребенка, потом человек уже может сам справляться и идти самостоятельно.
- Анатолий, расскажи немного о взаимосвязи дыхания с процессами в сознании. Какое твое видение этого вопроса?
- Расскажу свое видение и свое собственное переживание, которому я потом нашел подтверждение в источниках. Есть определенный ряд техник работы с дыханием, так называемые пранаямы или дыхательные упражнения. Мне довелось столкнуться с пранаямой как первичным явлением. Я не ставил определенной задачи, что сейчас я буду дышать такую-то пранаяму, просто получилось так, что в определенном состоянии сознания абсолютно спонтанно возникли дыхательные упражнения. Были бхастрики, перешедшие потом в капалабхати, капалабхати опять переходили в бхастрики, - и все это происходило очень интересно, после наступила кумбхака – задержка дыхания. Причем мне удалось хорошо прочувствовать этот парадокс - дыхания не было, но оно происходило: внешнего движения не было, но на другом уровне все дышало так как нужно. Потом в определенном состоянии сознания было другое переживание: тело само стало заворачиваться в асаны. Есть такой термин – биобратная связь. Например, записывается ритм сердцебиения матери, и, услышав эту запись, ребенок успокаивается. Подобные вещи используют для решения определенных задач: человек успокаивается, когда он попадает в определенную цветовую гамму, или возбуждается, когда на него воздействует другое сочетание цветов, звуков и т.д. В каких-то текстах было подтверждение того, что когда-то кто-то где-то, находясь в определенном состоянии сознания, и испытав эти переживания дыхания и определенных форм тела, дал эту биобратную связь. Вы хотите этих состояний? Вот вам инструмент: через положения тела и определенные манипуляции с дыханием попробуйте испытать эти состояния. Советую почитать интереснейшую вещь под названием «Сутра полного осознавания дыхания». Там прекрасно описана технология полного осознавания дыхательного процесса. Связь дыхания с психическими процессами очень тесная. Как с этим работать? Первое – отследить связь дыхания с чувствами, с ощущениями тела, потом идет осознавание связи дыхания с возникновением этих чувств, этих ощущений и глубже, глубже – уже только через то, что мы наблюдаем, как мы дышим. Что я еще могу сказать, я заметил, что дыхание подвергается очень жесткому контролю со стороны структур личности – такому незаметному, что человек их не замечает. Веду занятия: хатха-йога, асаны, - любое напряжение тела вызывает изменения дыхания, в том числе и задержку дыхания. Чем больше напряжение, тем больше задержка дыхания. Когда я говорю: отпустите дыхание, дайте ему двигаться, - тогда человек вообще не может понять, что от него хотят. Тогда приходится задавать ритм – давайте подышим вот так. На самом деле это не очень хорошо, надо, чтобы оно само пошло, чтобы человек сам включился. Как только сам прожил, тогда посредник перестает работать, а человек напрямую понимает, он включает орган этого осознавания, тогда уже ничего не надо делать, он уже сам все это делает. Наблюдая, как это все происходит, не только ограничиваясь полутора часами в зале, а по жизни, как я дышу, как я говорю, понаблюдать дыхание, что мешает процессу дыхания, где это блокируется, как я использую свою диафрагму, резонаторы и т.д. и т.п. Можно голосом играть: изменять его по ритму, по вибрации, по тембру. По голосу можно понять, в каком состоянии находится человек. Кстати, в телесноориентированной терапии есть такой подход – техника Александера. Эта техника очень простая. Она предназначена для повышения сознательного отношения к собственной манере двигаться. Матиас Александер – австралийский актер, который страдал от периодической потери голоса, причем это не было следствием какого-либо заболевания. Тогда Александер занялся исследованием своего состояния, для чего девять лет посвятил внимательному и скрупулезному самонаблюдению с помощью трехстороннего зеркала. Таким образом он обнаружил, что потеря голоса была связана со специфическими движениями его головы назад и вниз. Научившись управлять своей привычкой, он не только избавился от проблем с голосом, но также параллельно избавился от других заболеваний, и в целом его состояние намного улучшилось. Также я очень люблю в этой связи метод Моше Фельденкрайца. Это уникальный персонаж, практик чистой воды, физик, который после сорока лет начал интересоваться боевыми искусствами, психологией, йогой, изучил неврологию. И он подошел к тем вещам, которые практикуют даосы – осознание через простые движения, в частности, мелкую моторику. Его метод использует огромное количество самых разных упражнений, которые постоянно меняются, причем, движения абсолютно простые, начиная с еле заметных, чтобы осознать движение пальцев рук, ног, постепенно включается все тело. И тогда через это осознание движений возникает понимание стереотипа, понимание, что это движение ограничивает, и, в конце концов, возникает спонтанность. А у многих людей часто присутствует «таблеточное мышление», как я его называю: дайте мне рецепт, технику, инструмент, книжечку умную, я ее прочитаю, попробую, а потом сделаю вывод, что мне это не помогает. И тогда возникает эта подмена понятий: я понял – я сделал. Вот это «понял-сделал» меняется местами. И погоня за быстрым эфектом: нужно действие, нужно быстро, нужен результат. Результат – это от рассудочной части. Ожидание результата – это большая помеха, ступор и все – ничего не жди. Сегодня на занятии я бегал, кричал: уйдите из головы, уберите внимание из головы. Потому что все в этой голове собирается – я жду, сейчас меня озарит – да ни фига! Тут настройка важна, нужно не ждать, расслабиться.
- Анатолий, спасибо за интересную беседу.
Ссылка на сайт: http://www.yoga-studio.org/teacher/rykov Расписание занятий: http://www.yoga-studio.org/schedule/2008/04/07
С 8 по 11 мая под Киевом состоится семинар «YOGA 23: психонетический аспект». Проводят семинар Павел Макарин и Анатолий Рыков. Подробнее: http://www.yoga23.com/news/post/22
ведущая рассылки Елена Груздева, Киев. архив предыдущих выпусков www.Yоga.ua - проектЪ славянского дZENа YOГА www.Yoga-studio.org - YOГА-Студiя - А.В.Сидерский и команда профессионалов... www.lavka.yora.info - YOГА Лавка - товары для практики йоги: видео, аудио, коврики, одежда и многие другие полезные вещи... |
В избранное | ||