Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Йога и не только. Выпуск 115.
Подписаться на рассылку.

О НЕЙ…



В сегодняшнем выпуске рассылки на совсем непростые вопросы отвечает Денис Зикеев.


- Есть ли жизнь после смерти? Или как ты себе это представляешь? Или что происходит после того, как человек умирает? В общем, твои отношения со смертью.

- Хороший вопрос. Он, на самом деле, интересует всех и, по большому счету, является глубинной движущей силой, заставляющей человека что-то практиковать. Одни хотят посредством практики максимально затормозить старение организма, другие пытаются каким-то образом достичь некоторых форм бессмертия, о которых можно прочитать в эзотерической литературе. Многих увлекает концепция реинкарнаций, жизни после смерти. То есть, это становится своего рода успокоительным фактором, надеждой на то, что "все это" будет повторяться снова и снова. Некоторые даже выполняют всяческие изощренные манипуляции, позволяющие узнать, кто кем был в прошлых жизнях. Один был фараоном, другой великим магом, третий еще кем-то… Все это бред. Люди как обычно не потрудились разобраться с первоисточниками, с самой сутью, например, индуистской концепции миропорядка, основанной на единстве, на целостности мира, на определенной сущностной иерархии, в контексте которой реинкарнации – это некие изменения форм проявления одних и тех же, скажем так, "явлений", которые, в конечном счете, вообще снятся Брахме или еще кому-то. То есть, я хочу сказать, что пока человек осознает себя как отдельное существо, все это к нему не относится.

Есть такое высказывание, что смерть – это как змея сбрасывает старую кожу. Оно довольно точное, в нем содержится очень глубокий смысл, только почему-то все неверно его понимают, считая себя змеей, хотя на самом деле являются как раз кожей. Змеей еще нужно стать. Но и здесь есть проблема – кожа никогда змеей не станет. На самом деле вот эта хвостатая штука, которую принято называть змеей, должна очнуться и понять, что она на самом деле не "кожа". А это происходит в двух случаях: первый – это естественная змеиная линька, то есть, человеческая смерть. Второй случай – это если кто-то бьет змею палкой, заставляя проснуться, или если каким-то образом змея сама оказывается "там, где падают палки", и когда очередная палка падает на змею, она просыпается и чувствует удар палкой где-то под кожей, понимая в этот момент, что там, под кожей, что-то есть, и это и есть она – змея, а то, чем она раньше себя считала – это только кожа, потому как раньше она просто спала, и кожа была единственным органом, реагирующим на изменения во внешнем мире. По сути, это и есть практика дзен – создание определенных внешних условий, провоцирующих такое пробуждение.

Короче говоря, я всегда за то, чтобы самому разобраться во всем этом, понять, что значит жизнь, "кто", собственно, живет, что является источником, что продуктом, и вообще, откуда растут ноги. Хотя, для этого не подходит тот инструмент, которым мы привыкли "понимать".

- А как развить другой?

- Для начала нужно отказаться от представлений о самом себе. Мы постоянно себя убеждаем в том, кем мы являемся, что с нами происходит и прочее. И сами себе верим. Один раз поверили, второй, а потом уже делаем это по привычке, эта вера накапливается, и нам уже кажется, что так и есть на самом деле. Но если мы хотим прикоснуться к чему-то реальному, нам нужно в один прекрасный момент "не поверить", оттолкнуть все представления о себе и о мире и начать наблюдать "как есть". Идея, вроде как, не нова, но ее часто неправильно понимают и воплощают. Как правило, люди, вместо того, чтобы избавиться от представлений, наоборот их расширяют, веря в то, что где-то что-то есть такое, что они не воспринимают, короче говоря, начинают пичкать свою картину мира всякой эзотерической чепухой. Этим они только удаляются от реальности. Дело в том, что человеку свойственно стремиться к определенности, упорядоченности, хочется иметь твердую почву под ногами. Система представлений о себе дает такую почву. И когда эта система заправляется эзотерикой, мы чувствуем себя еще увереннее, спокойнее, мы начинаем практиковать, чтобы на опыте получить подтверждение своей веры во что-то, то есть, чтобы почувствовать себя еще увереннее. Если же человек по настоящему отказывается от представлений о себе, он поначалу испытывает нечто противоположное – страх, неуверенность, дискомфорт от того, что не на что опереться, что почва уходит из-под ног. Он понимает, что вокруг все нестабильно, что реальность – это хаос, и он сам – хаос, и он теряет целостность и непрерывность самого себя. Вот это показатель настоящей практики. И только через некоторое время начинает появляться призрак совсем другой уверенности, другого покоя, связанного с исчезновением "того, кто боится", с исчезновением эго. Вот это и есть то пробуждение змеи, о котором мы говорили.

Кстати, у меня есть рассказ, называется «Девять смертей кота» ( http://www.xyoga.narod.ru/practice.html), в котором «изнутри» описаны девять таких «смертей», то есть, по сути, девять случаев смерти эго.

- Ты можешь объяснить, что такое эго?

- Эго – это стержневой элемент в структуре представлений о мире. Как в детской пирамидке: эго – это та палочка, на которую нанизываются колечки мира. Для того, чтобы определить мир, нужна точка отсчета. И мы придумываем "себя", а через себя уже целый мир. Попробуйте вытащить этот стержень, и вы увидите, как вся пирамидка рассыпается, мир становится непостижимым, живым и пропитанным тайной. Но за это видение нужно заплатить своим "я". Вы как будто сидите на вершине айсберга всю жизнь. Вам хорошо там, вы ее изучили, обставили удобными штуками, короче, обжили. Но если вы хотите познать подводную часть айсберга, вам нужно отказаться от всего этого, и прыгнуть в ледяную воду. А под водой все эти привычные предметы с поверхности бесполезны. И вы ныряете, ныряете с каждым разом все глубже и глубже, и постепенно начинаете привыкать к этому обжигающему холоду, он становится даже приятным, каким-то родным, что ли. Другой вопрос – насколько вам это надо. Мне вот на поверхности просто не интересно, я там все знаю, и вообще там слишком мало места. Гораздо интереснее иметь свободу во всех направлениях, а не ходить из угла в угол в своей внутренней тюрьме.

На практике все это можно воплотить разными способами. Например, воспользовавшись идеей смерти. Вы представляете себе, шаг за шагом, как вы умираете, как исчезает ваше "я", и все что с ним связано. И когда вы представите, что ваше "я" полностью исчезло, нужно разуть глаза, уши и все, что можно, и осознавать то и тем, что осталось. Ну а потом вы учитесь быть именно тем, что осталось, и участвовать "этим" в жизни, не опираясь на эго.

- А почему человек не может без эго?

- Человек, как таковой, как раз, может. Для того, чтобы с этим разобраться, давайте глобально посмотрим на вещи. Вот есть животные. У них эго нет. Для того, чтобы животные могли существовать как вид, в них должны быть заложены какие-то рычаги управления. Это инстинкты. Сообщества животных представляют собой организмы, состоящие из отдельных особей так же, как тело человека состоит из клеток. Все "клетки" синхронизированы посредством инстинктов.

Человек, в отличие от животных, обладает способностью мыслить абстрактно, строить концепции, хотя, более низкий уровень животного в нем тоже присутствует. Получается, что люди на уровне животных объединены в человеческий вид, который управляет своими "клетками" посредством все тех же инстинктов, а на уровне способности абстрактно мыслить люди объединяются в новый организм – в социум. Посредством эго люди синхронизированы в социуме. Эго отдельного человека, то есть, концепция самого себя – это "клетка" социума.

Если эго устранено, на его месте остается похожий на эго "интерфейс" взаимодействия с социумом. Нужно учиться им пользоваться без "перескакивания" в него. Не использовать его при осознавании себя.

- А во сне человек осознает себя тоже эгом?

- Как правило, да. Тут такой механизм. Вот есть поток информации извне. Он попадает в концептуальную часть сознания, содержимое которой представляет собой картину мира, в том числе эго. Вот эта концептуальная машинка обрабатывает входящие данные и выдает вам концепцию происходящего. Когда вы спите, извне информация почти не поступает, и этот "прибор" поворачивается внутрь, и вырабатывает концепции происходящего под воздействием внутренних процессов организма, а также остаточных процессов в сознании после активного бодрствования. Поскольку набор концепций ограничен, происходящее внутри интерпретируется как происходящее вовне, и вам снится, что вы где-то находитесь и что-то делаете. Это, конечно, весьма упрощенная модель. Сон явление сложное. Это однозначно измененное состояние сознания, и, естественно, эго там тоже иное.

- В одном из интервью ты говорил, что каждый развивается по своему и у каждого что-то получается и что одним из направлений можно использовать сон и развиваться там. Что это дает? Как использовать сон для практики?

- Сон – это дверь. И она есть у каждого. Более того, мы каждую ночь открываем эту дверь, чтобы проветрить. Мы привыкли это делать, и нам не приходит в голову, что можно через эту дверь выйти наружу, посмотреть, что там.

Можно провести эксперимент. Попробуйте сесть, расслабиться и закрыть глаза. Будет ли это сном? Если нет, то почему? Почувствуйте разницу между просто расслаблением и сном и попробуйте вызвать ощущение в теле, которого не хватает, чтобы получился сон. Если стало больше похоже на состояние сна, смотрим, чего еще не хватает. И так далее, можно по косточкам разобрать это состояние, узнать его природу. Если вы это сделаете, то узнаете много нового о том, как вы воспринимаете, как строится мир. Это шанс "пощупать" собственное восприятие.

Вообще, про практики сновидения много всего написано. Не хотелось бы повторяться. У того же Кастанеды целый том этому посвящен. Правда, у многих возникают проблемы с осознанным входом в сновидение. Метод с руками не у всех получается. Могу предложить другой, более, на мой взгляд, понятный и эффективный. Суть вот в чем: ложитесь или садитесь, расслабляетесь, и начинаете мысленно делать какое-то простое движение, например, рукой. Вы делаете его так, чтобы как можно полнее воссоздать ощущения при движении во всех деталях. Получается, так называемое, идеомоторное движение, о котором у меня есть целая статья ( http://www.xyoga.narod.ru/practice.html). Чтобы ни происходило у вас в голове – ваша задача не прекращать делать это движение. Вас начинают атаковать посторонние мысли, потом они превращаются в образы, в живые картины, которые собираются в сон. Но вы все делаете и делаете движение рукой, и вдруг обнаруживаете, что делаете его уже во сне, который разворачивается вокруг вас. То есть, концентрация на движении – это мост, по которому вы переходите в сновидение, сохраняя осознавание.

Здесь есть еще один интересный момент. Давайте задумаемся над тем, почему мы не можем осознать себя во сне. А не можем мы потому, что не привыкли делать это наяву. Я хочу сказать, что если у нас есть привычка осознавания наяву, она сама переносится в сон. На практике это воплощается так: в бодрствующем состоянии вы представляете себе, что вы во сне, и начинаете делать то, что делали бы, осознав себя во сне. То есть, вы практику сновидения начинаете практиковать наяву. Со временем она сама перенесется в сон, если, конечно, вы постоянно ее будете практиковать наяву.

- У меня бывают такие классные сны, в которых я становлюсь каким-то большим глазом, большим ухом – не знаю, как объяснить, которое все-все вокруг видит, слышит, ощущает на каком-то недоступном в обычном мире уровне.

- Во сне эго размягчается, и не так жестко привязывает нас к картине мира, к определенному состоянию сознания. Поэтому во сне часто бывают сдвиги восприятия в какие-то ценные состояния. Я думаю, у каждого бывали такие необычные сны, ощущение которых еще долго висело в сознании. После таких снов вы еще некоторое время смотрите на мир немного другими глазами. Такие сны – это, как раз, наиболее реальные моменты вашей жизни, это то, от чего можно оттолкнуться, куда стоит стремиться. Имеет смысл запоминать эти состояния и пытаться воссоздать их во время бодрствования, сделать нормой.

- А я потом после такого сна просыпаюсь и чуть не плачу. Причем у меня не всегда получается эти сны запускать, я еще толком не разобралась, как это сделать, чтоб результат был наверняка.

- К этому нужно идти. Целенаправленно и постоянно. И за это обязательно нужно платить. Жизнь сама назначает цену, будь то убеждения, пристрастия, привязанности, или еще что-то. Хотя, в конечном счете, все сводится к одному – платить придется собой, своим "я".

- Еще один актуальный вопрос. У многих людей, даже после прочтения того же Катанеды, нет истинного понимания намерения. Так все-таки, чем отличается желание от намерения?

- Намерение – это первичный волевой импульс на изменение реальности. За любым обыкновенным желанием стоит намерение. Проблема в том, что намерение не получает выход в мир, поскольку встречает на своем пути эго. В момент такого столкновения эго вырабатывает желание. Желание – это продукт эго. Это не значит, что желание "не работает". Концентрация на желании, конечно, не очень-то эффективный инструмент влияния на реальность, но вполне рабочий. Нужно только правильно это делать. Если вы концентрируетесь на самом желании, то есть, конкретно на том, чего вы хотите достичь, вы перегружаете этот участок "событийного потока" энергией, и там получается застой, в котором течение замедляется. Чем сильнее вы "хотите", тем более застойным получается место, и тем сложнее туда попасть, то есть, событиям трудно двигаться в нужном направлении. Для эффективного достижения цели нужно свое желание концентрировать так, чтобы оно проходило как бы "сквозь" нужное событие, не останавливаясь на нем. Тогда своей концентрацией вы задаете движение событийного потока в нужном направлении. Я вот много историй слышал о том, как люди, например, опаздывают на поезд, и формируют "намерение" не опоздать, и обстоятельства складываются соответствующим образом. Иногда работает, иногда нет. В тех случае, когда сработало – это все равно не намерение, а как раз правильно оформленное желание. Этот метод ограничен, потому как эго – явление несовершенное, незрелое с точки зрения эволюции сознания. Это похоже на желания ребенка – если ему удается правильно сформулировать желание, родители могут разрешить ему сделать то, что он хочет. А могут и не разрешить, если это вредно для ребенка. В крайних случаях, если ребенок слишком уж настаивает на своем, ему могут просто надавать по одному месту. Понимаете аналогию? Исполняются только правильно оформленные желания, заряженные достаточным количеством энергии, и, самое главное, укладывающиеся в некую событийную логику, то есть, скажем так, безобидные. Если же вы умудряетесь "додавить" свое "небезобидное" желание посредством повышенной концентрации, вам просто настучат по голове. И довольно больно.

Теперь намерение. Оно возможно только в состоянии временного или перманентного устранения эго. В этот момент у вас отпадают все желания, вам становится все равно. Вместе с тем, вы теряете границы себя, и растворяетесь в реальности. То есть, вы теряете себя и находите реальность. И в том числе вы сливаетесь с самим событийным потоком. Вернее не так. Вы просто исчезаете, а то пустое место, которое от вас осталось, вбирает в себя всю реальность, включая событийный поток. Другими словами, некая жизненная субстанция, которая раньше оживляла ваше эго, теперь оживляет реальность, вернее смешивается с жизненной субстанцией самой реальности. И вот на пересечении всего этого и рождается намерение. Характерный его признак – у вас нет ощущения, что вы что-то делаете, концентрируетесь или намереваетесь. Просто получается так, что реальность, будучи как бы окрашена вашей "жизненностью", сама меняется в соответствии с некоторой предрасположенностью, которую часто называют "дхармой".

- Денис, большое спасибо за такую интересную беседу!


Присылайте вопросы к инструкторам йоги, вопросы о йоге и не только.

   С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы, Киев.


архив предыдущих выпусков

Сайт информационной поддержки рассылки www.УКРЙОГА.НАРОД.ru :
Йога. Практическая информация. Проект "ЙОГАЛАВКА".
Видеоматериалы Сидерского, немецкие йога-маты.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.yogakiev
Отписаться

В избранное