Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Йога и не только. Выпуск 27.

СОСТОЯНИЕ БЕЗ УСИЛИЯ



    Продолжение интервью с Анатолием Зенченко.

    - Часто от читателей нашей рассылки приходят письма о том, что они заинтересовались йогой. С чего начать?

    - С практики - прийти к кому-нибудь на тренировку. Нужно попасть в то состояние, когда появляются вопросы, а они появятся тогда, когда придет хотя бы начальное понимание того, а что ж это такое. Чтобы оно пришло, нужно просто попробовать, поэтому не нужно идти покупать книжки, видеокассеты, нужно просто прийти и попробовать. Если есть три места, нужно прийти и попробовать везде, а потом уже покатится. Все как с наркоманами: попробовал, попал в зависимость, а потом уже покатило. :)

   
- Толик, у тебя вопросы появляются или отпадают по мере практики?

    - Появляется новое понимание чего-то. По жизни я нахожу новые ключи к пониманию. А так, чтобы вопросы появлялись, чтобы была какая-то ситуация и я не знал, что с ней делать – наверное у меня давно такого не было.

   
- Этот процесс похож на логическую цепочку либо это озарение?

    - Нет, на логическую цепочку это не похоже. Для меня, когда говорят озарение, я интуитивно чувствую какой-то такой эмоциональный всплеск. Иногда он есть, иногда его нет. Этот процесс можно сравнить с тем, когда оттираешь старую кастрюлю, и появляется все больше и больше первоначального цвета. Если она была белой – то белого. Еще кусочек оттер, еще кусочек. Но все равно, все приходит тогда, когда оно должно прийти, и ты получаешь тот опыт, который тебе нужен. Если тебе нужно получить какой-то опыт, а ты его никак не хочешь получать, то ты просто вывернешь себе колени и будешь очень долго пытаться поставить их на место. И ставя их на место, ты придешь к тому пониманию, к которому должен был прийти, если ты не хотел к этому прийти по-хорошему. Все очень просто. Я стараюсь, не выворачивая колени, приходить к какому-то пониманию. А потом, важно понимать, что есть вещи на год, на два. Можно стать хорошим боксером за два-три года и выйти в профессионалы. А есть вещи, которые могут быть растянуты длиною в жизнь, а может даже не в одну. И йога – этот как раз из разряда таких вещей. Может быть, когда начинаешь, и тебе кажется, что вот, я в бакасану стану, а еще на голове начну стоять, и тогда вообще, просветление через две недели, я его уже чувствую. А чем больше в этом всем варишься, тем больше понимаешь, что это игра длиною в жизнь и плавно живешь и развиваешься.

   
- Ты практикуешь раджа йогу или только хатха-йогу?

    - А где разделение?

   
- Ну как, хатха-йога – это работа с телом, а раджа-йога – это работа с сознанием.

    - А ты можешь работать с телом, не работая с сознанием? Я вижу только один способ, когда тебе кто-то деревянным молотком тюкает промеж глаз, ты падаешь без сознания, и твои руки и ноги перемещают в разные положения. :)

   
- Я имею ввиду, что работа с телом включает сознание – да, но, не работая с телом, работать с сознанием – ты просто сидишь и практикуешь.

    - Я работаю с телом, я дышу пранаяму и сижу и практикую тоже. И поскольку, я работаю с телом не только для себя, но еще и преподаю йогу, то когда я делаю это для себя – это чуть-чуть работы с телом, и появляется желание просто посидеть и «попрактиковать раджа-йогу», как вы это называете. Но при этом, дорогие мои, если спина кривая и колени возле ушей, то грош цена вашему сидению и вашей раджа-йоге. Если не пытаться сидеть в падмасане, а взять стульчик или подстелить подушечку любимую – то почему нет? Нужно только, чтоб спина была прямая. А важно все-таки не форма, а содержание. Я там на конференции нашел одного индуса, который живет в Америке, в Вашингтоне. Он приезжал почитать свою лекцию, привозил проспекты - у него своя школа. Он уже американизированный. Я спросил, как у него там с практиками раджа-йоги, на что он делает акцент? Он ответил, что не может быть чего-то для всех, он просто смотрит на человека и подбирает ему то, что для него нужно. Я спросил, какими практиками он пользуется для себя. Он стал увиливать от ответа. Когда я все больше стал улыбаться - он понял, что деваться некуда, и тоже расплылся в улыбке. То, что он говорил о медитации, мне очень понравилось: медитация – это состояние без усилия. Это состояние некоего естественного бытия. Вначале мы прикладываем усилие, мы концентрируемся. Я спросил, насколько продолжительной должна быть концентрация, чтобы из нее выйти в главный процесс медитации? Он сказал, что это может быть минута, полторы минуты, а может несколько секунд, если это реальная концентрация, то из нее уже можно переходить в другое состояние. И когда понимаешь, что медитация – это не усилие, то возможно сейчас с тобой разговаривать и медитировать. Так что медитация – это состояние, при котором не важно, что ты делаешь. Это должно быть глубоко естественно и без усилия. Процесс ради процесса, который ты созерцаешь, а сидишь ты или ешь кашу – это не особо важно. Кто-то впадает в это состояние на секунды, кто-то из него не выходит. На чемпионате был один очень классный негр. Лет ему под семьдесят, а выглядит лет на сорок, крепкий дядька такой. Он в свое время у многих учился, по Индии поездил. Он преподает разные стили йоги, в том числе египетскую йогу, какой-то вид кунг-фу, но не боевое, а оздоровительное, чем он восстанавливает спортсменам развалившиеся суставы. Это чем-то похоже на йогу, но ближе к цигуну, когда ты принимаешь некое положение, напрягаешься в нем, расслабляешься, затем принимаешь другое положение. Может кем-то это использовалось в боевой школе, поэтому и называется кунг-фу. Глядя на него, я понимаю, что он прекрасно все это совмещает. Все соревнования он просидел в одном положении, уставившись на сцену. После соревнований ко мне подошел один из организаторов и сказал, что Бабакар Хан поделился впечатлениями о том, что было на сцене, и то, что делал я, соответствует его видению, практике и преподаванию йоги. Мне было очень приятно, жаль, что мне не удалось побывать у него на классах. Но, тем не менее, познакомиться, пообщаться с подобными людьми всегда интересно. Может, еще пересечемся. Ну, и я там всех доставал этим вопросом о раджа-йоге. Обидно только, что все основное общение было до чемпионата - ходят какие-то люди по аудиториям, ко всем пристают, чего-то хотят. Я к Бабакару с тем же вопросом: вы только с телом работаете - египетская йога, кунг-фу, хатха или не только? Он так улыбнулся, и, как надоедливому школьнику: «Мы не только с телом работаем, у нас есть еще пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхияна». И так ослепительно улыбается и головой кивает: иди отсюда, мол, иди, иди. Но после соревнований он совершенно по-другому кивал головой, пожимал руку. Но уже не было времени повторить вопрос: вы только с телом работаете или не только с телом? Может быть он что-то по-другому бы сказал. Одно приятно - индусы уже не говорили, будто только они знают, что такое йога, а все остальные – так, погулять вышли.

   
- Но мы то знаем, откуда пошла йога! :)

    - Индус, который йогу преподает, когда узнал, что мы из Украины, сказал: «А, да, да, украинский язык очень похож на санскрит, я знаю».

   
- Да нет, это санскрит похож на украинский. :)

    Между прочим, 40% всех корней староукраинского или старорусского языка, на котором преподавали в Киево-Могилянской Академии, на котором писал философ Сковорода, принадлежат санскриту. Считается, что европейские цивилизации древнее, чем другие. Есть гипотеза, что арийцы родом отсюда, из районов Приднестровья, потом они ушли в Индию, основали там цивилизацию ариев. А как там было на самом деле - неизвестно.

    О взаимодействии человека с окружающим миром, о влиянии стресса на развитие человека и о дальнейших планах Анатолия читайте в следующем выпуске.

    Присылайте вопросы к инструкторам йоги, вопросы о йоге и не только.

    С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы. gru@ourhome.com.ua
АРХИВ РАССЫЛКИ
Приглашаем заглянуть на наш сайт:
Йога.Практическая информация.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное