Рассылка киевского Представителя Школы Своего Дела. Йога и не только. Выпуск 19.
ХОДИТЬ ЧУЖИМИ ДОРОГАМИ ПРОСТО НЕ ИНТЕРЕСНО
В сегодняшней рассылке мы продолжаем беседу со Славой Смирновым.
- Дети и йога. Стоит ли детям заниматься йогой? В каком возрасте?
- Заниматься можно с детства. Если говорить о хатха-йоге, в разном возрасте можно давать разные асаны, просто это должен быть игровой вариант. Это очень забавно и прикольно, дети освобождаются. У меня непосредственного опыта работы с детьми нет, были просто случаи. Самое главное, что должно произойти в детстве – это минимально закрепостить ребенку тело, потому что вырастить его свободным практически невозможно, кроме родителей есть улица, школа. Поэтому нужно свести к минимуму закрепощение тела ребенка и его сознания. Игровая форма, когда все весело и классно, позволяет максимально сохранить в ребенке ощущение изначального здоровья, благополучия, самодостаточности. Это самая главная задача детской йоги, а все остальное на потом. Если человеку это нужно будет и дальше, он будет заниматься и глубокие фундаментальные вещи будут появляться. А если нет, то и не нужно ему это. Я видел массу
людей, вот даже в Крыму на мастер-тусовке, кому-то йогой вообще лучше было бы не заниматься. Йога, штука такая, это не панацея.
- Существует ли вообще панацея?
- Да панацея, наверное, жизнь. Ты живешь, и постепенно тебя всё сильнее начинает интересовать ответ на вопрос: «Куда же я на самом деле попал и что мне с этим теперь делать?» На самом деле ты как раз понимаешь, куда ты попал, и это тебя совсем не устраивает. С этого начинается все. Наверное, это самое главное. А что конкретно человек для себя найдет, это уже именно и будет для него конкретным решением.
- А как узнать: нужно заниматься или не нужно, как ты видишь? Я, например, сама не знаю, чем мне лучше заниматься.
- В любом случае, это вопрос личного опыта. Если ты занимаешься, делаешь какие-то вещи, и ты чувствуешь, что тебе становится классно: тело и все просто начинает петь. После тренировки ты начинаешь чувствовать вкус жизни. Это здорово. Если же занятие тебя грузит, и как-то неприятно, то лучше этим не заниматься. Есть масса других интересных вещей, которые работают не менее эффективно. Какая это деятельность, в которой человек будет максимально эффективно накапливать опыт, это зависит только от него конкретно. Йога – да, это штука классная, работать с телом стоит, это важно, но просто заставлять этим заниматься всех не нужно. То, что делаю я, я называю это йогой только потому, что это слово привычно слышать людям. Я не знаю, чем я занимаюсь. Сформировалась такая практика, которая впитала в себя все то, чем я занимался в жизни раньше, и для меня она достаточно универсальная. На тренировках
в равной степени я занимаюсь цигун, хатха-йогой, боевыми искусствами, хотя внешне это может выглядеть вообще совсем по-другому, и при том при всем, это моя личная молитва. А что это такое и как это назвать, я не знаю. Есть книжки Бойко. Он борется за чистоту йогической традиции. Йога должна быть именно такая, потому что так писали классики. Да, возможно, но я не занимаюсь йогой, я занимаюсь своим. Оно работает, оно однозначно работает, и говорить, что это правильно, а это не правильно, не совсем корректно. У каждого все равно свой личный опыт, и у всех разный. Есть масса всяких интересных вещей, которые зависят от личных предрасположенностей человека. Если человек глубокий флегматик, то заниматься статичными практиками (выдерживать по 20 минут классические асаны или стоять в цигуне в «дереве») – это углублять еще больше свою флегматичность. Вряд ли стоит это делать. Флегматик
статичен сам по себе в принципе, сама характеристика флегматика – это сильная, устойчивая нервная система. Такая практика ему хорошо дается, он прекрасно себя чувствует, но он не отстраивает свой центр, отсутствует элемент динамики, жизни мало. Или, к примеру, человек жесткий холерик или сангвиник, если он занимается какими-то динамичными вещами, теми же боевыми, он очень классно повышает аспект динамики в себе, но он не возвращается к середине. Я считаю, что идеальная практика, если ты делаешь вещи, которые для тебя не естественны, хотя состояние неестественности как раз достаточно быстро проходит. Самые сложные асаны должны стать самыми любимыми. Если ты статичен сам по себе – ты работаешь в динамике, но все равно ты должен уйти туда – в тишину, в центр, все равно это вернется к статике. Если ты динамичен, ты должен работать в статике, но потом уравновешиваться в динамике.
Поэтому личный подход – самое главное, но нужно сначала попробовать.
- Так на это иногда вся жизнь уходит. Пробуешь, пробуешь: одно, другое, третье, и ни на чем в принципе не останавливаешься…
- По большому счету, вопрос на самом деле в искренности. Может быть, именно эту жизнь и надо было именно так и прожить. Потому что взять просто тупо хатха-йогу, потому что есть какой-то гипотетический товарищ, который достиг каких-то супер результатов, а кто-то вообще говорят достиг просветления… Вот из таких людей и формируются религиозные движения, течения. Люди, которые все свое время вкладывают в это, и фактически эти движения существуют только за счет них. Есть технология, и есть путь. Ты можешь стать классным техником, если говорить о хатха-йоге, ты можешь овладеть супер техничным исполнением асан, очень классно работать с дыханием, иметь отстроенное технично сознание, это будет идеальная картинка, но это так и остается набором техник. В этом нет сердца, нет любви, нет чего-то теплого и классного, а есть только отстроенный механизм. И по большому счету, это мертвое. Мертвая
техника не способна дать главное человеку. И если происходит обучение у такого человека, то происходит точно так же обучение технике, не больше. Есть другой вариант, если у человека есть сердце, сердечность, есть любовь – самое главное, что должно быть – вообще никакого разговора в принципе не может идти о техниках. Это лично мое мнение. Они получаются спонтанно у него самого, и именно такие, какие они должны у него быть, они рождаются в зависимости от просто конкретно текущей ситуации и раз за разом они никогда не повторяются. Это абсолютно непосредственное восприятие мира – того, что происходит вокруг, и точно такой же спонтанный, совершенно искренний и полный ответ. Этот человек изначально находится в жизни, и ему практика нужна как некий стабилизирующий принцип, стабилизирующий момент в жизни. Пока ты не Бог, ты не идеален, и поэтому скомпенсировать какие-то флуктуации
сознания, тела и всего остального можно именно таким образом. А если этого нет, то тренируйся, не тренируйся – самого главного в этой жизни ты все равно не достигнешь. Я знаю людей, которые не занимаются никакими практиками, они просто живут, у них есть дети, работа, просто жизнь, которая занимает все время, но, общаясь с таким человеком, ты просто чувствуешь, как тебя обнимают, и это очень классно. И, с другой стороны, есть люди, которые просто феноменально техничны, которые просто потрясают наработанным мощнейшим силовым потенциалом. Физически ты чувствуешь, как вокруг этого человека просто гудит, но оно холодное. И эти люди попадают в ловушку собственной силы. Это очень серьезная проблема. И чтобы из этого выбраться, нужно быть человеком, который действительно творит правила игры, нужно быть над игровым полем, но это ведь тоже вопрос сердечности… Самое главное, это то, что
находится в середине, это сердце, а все остальное просто даже не вторично и не третично, это просто какой-то балансирующий принцип. И практика той же йоги, любых других технологий, как по мне, это просто даже не возможность обрести что-то главное, это просто то, что тебе поможет на каком-то этапе. По большому счёту, приверженность к любой практике - это несвобода, если для достижения какого-нибудь состояния тебе нужно делать что-нибудь специальное, а просто сменить режим не получается. На самом деле, то, что происходит по жизни, накопление опыта, его реализация, в любом случае, твое обучение должно в идеале привести к раскрытию сердечности. Если это есть, и есть практика, которая для тебя является оптимальной, будь то йога или что-то другое, то ситуация идеальна. Если этого нет, то куда бы ты ни попал, это может сделать еще хуже. Я уже говорил, что видел людей, которым лучше было бы вообще
ничем не заниматься. Есть старая пословица, что истинный человек сделает истинным и ложное учение, а ложный человек сделает ложным и истинное учение. Опять-таки вопрос касается сердечности. Если у тебя это есть, ты можешь прийти куда угодно и сделать из этого песню, если ты придешь пустой, то классная техника все равно будет пустой. И что касается традиции, один из классиков патриархов у-шу сказал такую фразу: «Перенять метод легко, превзойти метод сложно, но превзойти метод – это прежде всего». Именно с этого момента начинается твой путь, как именно твой путь, а до тех пор, пока ты учишься, ты повторяешь чужой путь, поэтому я изначально стараюсь учиться сам, а ходить чужими дорогами просто не интересно.
Продолжение интервью со Славиком в следующем выпуске.
С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы. gru@ourhome.com.ua АРХИВ РАССЫЛКИ