Откуда взялись два этих понятия - большой вопрос.
Люди этого не знают, но всё происходящее с ними они оценивают именно с этих позиций. По религиозным и около религиозным канонам, Мироздание есть не что иное, как арена борьбы этих двух начал. Человек же за свою жизнь должен как бы определить для себя свой путь. Именно этот выбор и определяет, куда он отправиться после смерти, в рай или в ад.
Само определение качеств Добра или Зла - весьма относительно. Практически любое из их проявлений
можно расценивать двояко. Например, насколько добр или зол волк, убивающий зайца, чтобы накормить своих детёнышей? Примеров из жизни людей, так же можно привести не мало. Выходит, что «волкам» дорога в рай заказана. Но и «зайцы» вряд ли туда попадут, так как принято считать, что добро не приемлет сопротивления насилию, а заяц бессовестным образом удирает. Выходит, что понятие Добро, как нечто позитивное, дружелюбное и всепрощающее - не совсем справедливо. Точно так же дело обстоит и со Злом. Нельзя сказать,
что под это понятие однозначно подходит всё разрушающее и лживое. Значит, истинное значение этих понятий шире.
Добро в своём крайнем проявлении подразумевает полное приятие поступков другого человека и, не приемлет осуждения. По идее Добра, ошибающийся человек должен самостоятельно сделать выбор в пользу «доброй» модели поведения. Пример терпимого и снисходительного отношения, который он испытывает на собственной персоне, должен смотивировать
его мысли и поступки в том же ключе. И, таким образом, идеи добра смогут распространиться повсеместно. Идея крайне идеалистична. Она не учитывает особенности личности и условий конкуренции, являющейся основным двигателем развития общества. Выходит, что так называемое Добро в чистом виде безлико и нежизнеспособно. Такой сценарий жизни цивилизации породит её угасание. А отсутствие перспектив означает крушение всего. Поэтому Добро побеждает только в сказках. Кстати, когда Добро побеждает, сказки и заканчиваются,
потому что дальше ничего интересного и достойного внимания не происходит. Обычно герои живут долго и счастливо и умирают в один день (вероятно, от скуки), а о причине одновременно кончины никогда не упоминается. Вдвоём в один день умереть можно только по договорённости выпив йаду.
При победе Зла цивилизация имеет гораздо больше шансов на выживание, но и оно не может гарантировать бесконечное существование и развитие. Сама суть зла
- в использовании других для достижения собственных целей. Из разрушенного целого используется только часть, остальное выбрасывается, как нечто бесполезное. Конечно, люди не ведут себя как волки по отношению к зайцам, у нас своя методика. «Волки», манипулируя своими «жертвами», вынуждают их поступать так, как выгодно им. При этом, личные пожелания «зайцев» не учитываются. Тираны более целеустремлённы и расчётливы. Их философия, хоть и не блещет моралью, но более трезвая и жизнеспособная, чем ценности сторонников
добра, проповедующих внимание и сочувствие к ближнему, которое порождает иждивение.
Зло разделяет человечество на «пастухов» и «баранов». Пастухи манипулируют своими стадами, перегоняя на более сытные пастбища и защищают их от других хищников, но только ради того, чтобы самим постоянно стричь шерсть и, в конце концов, насладится мясом. Пастух понимает, что стаду нужны приемлемые условия, иначе оно погибнет или разбежится. С людьми
чуть сложнее, чем в этом примере. Человек способен оценивать окружающую обстановку на предмет дальнейших перспектив. Рано или поздно, но какому-нибудь из «баранов» захочется самому стать «пастухом», то есть занять более выгодную позицию, гарантирующую более продолжительную жизнь. Таким образом, неизбежно возникнет процесс уменьшения поголовья «баранов» и рост числа тех, кто стремится к власти над ними. Далее, тиранов должно стать настолько много, что им будет тесно, и они начнут конкурировать между собой. Это
приведёт к тому, что слабые тираны окажутся в подчинении у сильных, превратившись в «овец». Эта борьба однозначно приведёт к ситуации, когда останется только один, самый могучий тиран, а цивилизация получит в распоряжении единый для всех путь развития – тиранию. И тут грянет катастрофа. Супер-«пастух» настолько разовьёт искусство манипуляции, что все остальные превратятся в животных, способных только производить шерсть и приносить себя в жертву, потому что «пастух» лишит их других интересов и возможностей. Сам
же он, посвятив своё существование подчинению других, уже просто будет не в состоянии изменить ход событий. Он не заинтересован в повышении уровня интеллекта своего стада, поскольку в этом случае неизбежно снова возникнет конкуренция, а это не в его интересах. В конечном итоге, цивилизация потеряет всячески перспективы существования и саморазрушится.
Человечество чувствует это, что называется позвоночником. С одной стороны, принципы
Добра, отвечают внутренним потребностям человека, но трудно совместимы с обыденной жизнью. С другой стороны, Зло более практично, но противоречит общепринятой нравственности. Исходя из этого, люди вынуждены искать компромисс. Человек начинает лавировать между Добром и Злом. Отсюда рождаются понятия «добро с кулаками», «ложь во благо» и т.д.. Чисто внешне он будет продолжать нести позитивный образ, а на деле поступать, как диктуют жёсткие условия конкуренции. Мир рождает моральных мутантов - волков в овечьей
шкуре. Чем выше конкуренция внутри цивилизации, тем сильнее позиции Зла, и тем чаще то, что раньше было неприемлемо и порочно, становится допустимым и даже необходимым. Это положение и привело к тому, что принципы Добра стали нуждаться в дополнительной поддержке. Но искусственное поддержание праведной морали осуществляется в то же время методами несопоставимыми с самой моралью. Чем сильней развращается человечество, тем с большей яростью навязываются идеи Добра. Нарушается сам принцип непротивления и приятия.
И радужные перспективы грядущего всеобщего счастья омрачаются тиранией Добра. Большего лицемерия и представить невозможно. А тирания остаётся тиранией, под каким бы соусом она бы не подавалась.
Что мы имеем в итоге? С одной стороны, ни добро, ни зло в чистом виде, не способны дать человечеству ничего, кроме самоуничтожения. Жизнь не может существовать при полном исчезновении одного из этих начал. С другой стороны, комбинирование этих
принципов не приводит к чему хорошему. Поэтому человечество запуталось в этих понятиях и, не видит способа прекратить эту «вечную» Войну Добра и Зла, так как не видит других вариантов. Для выживания человеку требуется не только некая смесь Добра и Зла, Созидания и Разрушения. Чистое следование идеалам Добра или Зла нецелесообразно и, по большому счёту, губительно. Человеку необходимо третье качество - мудрость, чтобы определить, когда нужно проявить понимание и сочувствие, а когда нужны твёрдая воля и умение
оказывать сопротивление. Но без свободы действий мудрость недостижима. Она по определению не может основываться на привитых ценностях. Мудрость рождается только на основе собственного опыта. Именно свобода является тем третьим фактором, способным всё поставить на свои места.
Но, как раз этой самой Свободы и не хватает человечеству. Практически любые методы воспитания подразумевают пресечение полной свободы воспитуемого, дабы тот мог
получать только тот опыт, который будет полезен ему в будущем. Дети ещё не так разумны, чтобы самостоятельно проводит анализ своих поступков, поэтому для коррекции их поведения применяется та или иная система наказаний, то есть жёсткое манипулирование. Родители воспитывают детей с одной целью – сделать их способными самостоятельно жить в обществе. В обязательную программу воспитания входит не только развитие каких-либо практических навыков. В первую очередь оно направлено на прививание модели поведения, которая
могла бы помочь ребёнку выстраивать надёжные партнёрские отношения с другими членами общества, что само по себе гарантирует признание и безопасность. Человеческая жизнь коротка, так что ребёнку практически не объясняют глубоких причин тех или иных принципов поведения. К тому времени, когда молодая личность выходит в жизнь, у неё в распоряжении имеется чёткий набор представлений о том, как себя следует вести. Человек начинает пользоваться этими принципами, так как в распоряжении у него ничего другого всё равно
нет. Нередко случается так, что жизнь предстаёт в совершенно ином свете, но человек уже не может отказаться от привитых ему ценностей. Он страдает и, в конце концов, понимает (в лучшем случае), что родители и учителя не всё ему объяснили, что они слишком лишали его возможности самостоятельно постигать науку выживания, настаивая на своём видении сути вещей.
Человек понимает, что методы наставников были не только обусловлены обстоятельствами,
но в них имелся ещё один недостаток – не предоставление свободы подопечному. Авторитет старших приводит либо к полному подавлению воли воспитуемого, либо порождает у него множество соблазнов, ведь, как известно – запретный плод сладок. В первом случае, из человека получается рохля, которую не использует в своих целях только ленивый, во втором, человек либо набирается собственного житейского опыта, либо становится эгоистом и тираном. К сожалению, эти мудрые выводы человек делает гораздо позже, чем у него самого
появляются дети. И он успевает научить своих отпрысков только тому, чему учили его самого. И это - самое радужное положение, которое только возможно в человеческой жизни. На самом деле, всё складывается иначе, как правило, люди до самой смерти ищут подтверждения заложенных им в детстве принципов, а как иначе, ведь они помогли им дожить до старости, значит они верные. Тем более, что они практически не противоречат общественным устоям и религиозным догмам. Поэтому человечество никак не может найти ни другие принципы
воспитания, ни отличные от привычных модели поведения.
Подавление Свободы не даёт человеку обрести Мудрость и найти, оптимальный и разумный способ воспитания будущих поколений. Каноны общественных устоев, основанные на религиозных заповедях, слишком однобоки, чтобы служить главным критерием мотивов и поступков человека.
Унылый чёрно-белый мир Добра и Зла –
это детский, инфантильный мир. В жизни каждого человека из нашего чёрно-белого мира слишком много бессмысленного груза из страхов и искусственных стремлений. Если выбросить старые игрушки, то в жизнь человека сможет проникнуть свежий воздух перемен. Мы слишком безропотно учимся тому, чему нас учат, развлекаемся так, как здесь принято, живём ради того, ради чего сказали. Это должно измениться. Для этого нужно избавиться от старого мировосприятия, выстроенного из иллюзий и невежества. Если человек сможет пересмотреть
свои взгляды на вещи, изменит свои реакции и модели поведения на более взрослые, то в его жизни откроется много новых граней и возможностей, цвета которых для чёрно-белого существования были просто не видны. Слишком скудна палитра мира, где борются Добро и Зло. Лишь внутренняя свобода может породить творчество, новые направления и интересы в жизни людей и ещё много такого, о чём сейчас даже в самых удивительных сказках не прочтёшь.
Полная
реализация потенциала человека возможна только при наличии свободы. Школа «Ступени» в своих учебниках предлагает пути обретения внутренней свободы и дальнейшей реализации потенциала, как явного, так и глубоко скрытого. Как заказать учебники указано в разделе "Обучение" на сайте Stupeni7.narod.ru Авторы школы желают Вам сильных крыльев и попутных ветров в Новом Году.