Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Притчи.ру

  Все выпуски  

Покаяние бесов


Притчи.ру
Выпуск No 62 (2504)

Покаяние бесов

Христианская притча

Один великий старец (преподобный Антоний Великий) столько превзошёл искушения демонские, что более уже не боролся с ними мыслью, но зрел очами и ангелов, и демонов, как первые стараются о спасении человеческом, а другие о погибели. Он столько был велик и высок в духе, что пребывал спокоен, когда видел нечистых духов. Часто укорял их и приводил в досаду, напоминая им приготовленную для них огненную геенну. Напоследок демоны разгласили между собою один другому о старце, и положили в совете своём, чтобы с сего времени никто из них не сообщался с ним, из опасения, дабы кому-нибудь не нанёс он вреда, поскольку достиг удивительного бесстрастия.

Итак, когда старец был так строг, а демоны так робки, один из демонов сказал другому:

— Брат Зерефер, (так назывался сей демон) если кто из нас, демонов, раскается, приимет ли того Бог, или нет? Кто это знает? Скажи мне.

Зерефер отвечал:

— Хочешь, я пойду к тому великому старцу, который не боится нас, и выпытаю у него?

— Иди, — говорил другой. — Но смотри, он прозорлив, узнает обман твой, ибо не преминет вопросить Бога своего. Однако иди. Может быть, ты и успеешь в намерении, а если и нет, то, сделав своё дело, возвратишься назад.

Тогда Зерефер отправился к старцу, и приняв на себя притворный вид, начал плакать и рыдать пред ним, как человек. Бог же, желая показать, что он никого не отвращается, но всех прибегающих к нему принимает, на сей раз не открыл старцу, что это диавол, пришедший искусить его. Старец смотрел на него, как на простого человека. Увидев это, говорит ему:

— Кто ты, о человек? И что с тобой случилось, что ты так горько плачешь и сильно рыдаешь?

— Святой отец! — отвечал диавол. — Я не человек, но демон злой, каковым признаю себя за множество грехов моих.

Старец спросил:

— Чего же ты хочешь от меня? — думая, что он по смирению назвал себя демоном, а Бог ещё доселе не открыл старцу обмана.

Демон сказал:

— Ничего более, кроме того, чтобы ты упросил Господа Бога твоего открыть тебе, допустит ли он диавола к покаянию. Ибо я не принимал Крещения и почитаю себя как бы демоном.

Старец ответил:

— Сегодня пока иди в дом свой, а ко мне приди завтра, я скажу тебе ответ.

И в тот самый вечер, простёрши святые руки свои, он молился человеколюбивому Богу и говорил:

— Владыко, Господи, благий и милостивый, хотящий всем человеком спастись и в разум истины прийти! Послушай меня в час сей и открой недостойному рабу твоему: приимешь ли человека, превзошедшего грехами и демонов.

После сих слов старца вдруг, как блеск молнии, предстал пред ним ангел господень и сказал:

— Вот что говорит Господь: «Для чего ты за демона просил моё могущество? Ибо он приходил с лестью искусить тебя».

Старец спросил:

— Почему же Господь Бог не объявил мне истины?

Ангел отвечал:

— Не смущайся. Домостроительство спасения требовало того для пользы грешников, дабы открыто было неизречённое человеколюбие божие и то, что Бог никого из приближающихся к нему не отвергает от себя, хотя бы пришёл диавол или сам Сатана, или кто другой из числа сих погибельных. А вместе — дабы некоторым образом открылось и непреклонное отчаяние демонов. Итак, когда опять придёт к тебе искуситель, ты не тотчас обличи его, но сначала скажи ему: «Знай, что человеколюбивый Бог никого из приходящих к нему никогда и ни за что не отвращается, и возвестил, что ты можешь быть принят, если исполнишь то, что я прикажу тебе». Когда же он, услышав сие, спросит, в чем состоит приказание, отвечай ему: «Так заповедал тебе Бог: знаю тебя, кто ты, и откуда пришёл искусить меня. Ты — древнее зло, ты — гордыня неприступная; как же можешь принести достойное покаяние?» Впрочем, чтобы ты не имел никакого предлога к извинению в день суда, слушай, как должен ты начать покаяние. Господь говорит: пробудь три года на одном месте, не сходя с него; днём и ночью, обратившись к востоку, говори: «Господи! помилуй меня — древнее зло». И ещё по сто раз говори громко так: «Помилуй меня, омрачённую прелесть». Скажи ему: «Когда выполнишь сие с должным смирением, тогда сопричислен будешь ангелам Божиим». Если согласишься это сделать, прими его в покаяние. Но знай, что древнее зло не делается новым добром. И что напоследок случится, запиши, дабы желающие раскаяться не отчаивались. Пусть из сего опыта твёрдо уверятся люди, что никогда не должно скоро отчаиваться в спасении своём.

Сказав сие, ангел Божий вознёсся на небо.

На другой день рано поутру приходит диавол и начинает издалека показывать вид плачущего человека и просить милости старца. Но старец сразу не обличил его замысла, а только в сердце своём говорил: «В худой час ты пришёл, хищник диавол, ядовитый скорпион, древнее зло, тиран, чудовище!» Потом говорит ему:

— Знай, что я просил Бога, как обещался. Бог приемлет тебя в покаяние, если только выполнишь то, что он приказал тебе, как сильный и вседержавный.

Демон спрашивает:

— Что же он приказал мне?

Старец отвечал:

— Приказал, чтобы ты простоял на одном месте три года, днём и ночью громогласно произнося по сто раз таковые слова: «Боже! Умилостивись над моим окаянством». И опять подобным же образом по сто раз: «Боже! Помилуй меня — древнее зло». И ещё в третий раз: «Боже! Спаси меня, омрачённого и проклятого». Если сие сделаешь, Бог примет твоё покаяние и причислит тебя, как и прежде, к ангелам своим.

Демон Зерефер много смеялся на сии слова старца и сказал ему:

— Если бы я хотел назвать себя окаянством и древним злом, и омрачённым прелестью, и темным, и проклятым, то я позаботился бы это сделать ещё с самого начала и спасся бы немедленно. Но теперь я назову себя древним злом? Нет — невозможно. Ибо теперь я покрыт славою. Все служат мне, боятся и трепещут меня. И теперь-то я назову себя окаянством, и прелестью, и древним злом? Нет, старик, нет. Чтобы я, господствующий над всеми грешниками, сделался непотребным рабом, смиренно раскаивающимся? Нет, старик, нет!

Сказав это, нечистый демон с воплем исчез. Старец, видев то, встал на молитву, говоря: «Поистине, справедливо сказал ангел, что древнее зло не делается новым добром».

Источник: Тростникова Е. Притчи православия. (190)
Постоянная ссылка на притчу.
Copyright © 2000-2016 Андрей Викторович Якушев Дата отправки: 2018-05-28

В избранное