Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ЙогаИНФО

  Все выпуски  

Питерская Рассылка Славянского ДZENа Джазовая импровизация на троих.


Архив Рассылки www.piter.yora.info

Выпуск 7

Джазовая импровизация на троих.

15-18 июня в Санкт-Петербурге пройдет семинар, посвященный деконцентрации внимания. Ведущие семинара: Олег Бахтияров (Киев), Александр Воронов (Санкт-Петербург), Денис Зикеев (Донецк). Подробная информация о семинаре здесь Мы решили взять интервью у всех ведущих семинара. В этом выпуске рассылки мы беседуем с Олегом Бахтияровым.

Олег, Вы открываете институт в С-Петербурге, расскажите, что это за институт и какие у него задачи?

Речь идет об Институте активного сознания и психонетики. Сейчас подразделения Института открываются в Петербурге и Москве, и думаю, они охватят еще несколько городов. Программа Института зародилась в Киеве. В 2000 году был создан Университет эффективного развития, где были опробованы разные методы подготовки, и поскольку спрос на такую систему подготовки есть, мы решили создать подразделения Университета в виде сетевой структуры в нескольких городах России и Украины.
 
Организация не централизована, она построена не на принципе субординации, а на принципе координации. Кроме того, есть спрос на обучение нашим методам в Интернете. Но  интернет-обучение порождает очень интересную проблему: обучение психотехникам в интернет-режиме столь же эффективно, как и обучение в этом режиме хирурга.  Чтобы построить такое обучение необходимо решить проблему восстановления знаний и навыков по их следам. Это – одно из направлений наших дальнейших разработок.

 
Какие практические навыки дает институт? 

У нас трехуровневая система обучения. Кто-то приходит ознакомиться с новыми техниками или попытаться решить свои жизненные проблемы. Таким слушателям достаточно цепочки семинаров, помогающих освоить методы управления своим сознанием и своим поведением или методы формирования работоспособных организаций.

Кто-то хочет работать в этой области, стать инструктором, вести семинары или разработать свои собственные психотехнические подходы. Естественно, что таким слушателям дается более сложная программа: они должны знать современную  и традиционную психологию, социальный и культурный контекст своей работы. Поскольку им придется работать с реальными людьми, они должны понимать проблематику других людей,  хорошо знать свои собственные  проблемы и  не навешивались их на своих клиентов. Это предполагает и серьезный курс личного анализа.

Третий уровень подготовки для тех, кто понимает, что приближается эпоха психотехнологий. Эта эпоха еще не пришла, и когда мы о какой-либо системе говорим, что это психотехнология, то обычно несколько преувеличиваем, завышаем ее статус, статус тех техник, которые используются. Но, тем не менее, на технологическом горизонте действительно разгорается заря этой эпохи. Психотежнологии - это использованием особых свойств сознания. Тех свойств, которые присущи только сознанию и ни каким другим реальностям, которые мы знаем в этом мире. Психотехнологии начинаются с того момента, когда эти особые зоны сознания начинают развертываться в игру, произведения искусства, культурные продукты и технологии. Когда на смену индустриального общества пришло информационное, информационные технологии надстроились над индустриальными. Они дали возможность резко разнообразить индустриальное производство, сократить издержки и прочее и прочее. Момент  информационного управления стал осознанным. Эра психотехнологии будет надстроена над информационными и индустриальными технологиями, порождая совершенно новые.

Революция?

Это уж, с какой точки зрения оценить - то ли революция, то ли контрреволюция. С одной стороны – революция. На смену индустриальным технологиям приходят информационные, информационные сменяются биотехнологиями. Так и хочется продолжить этот ряд психотехнологиями – новая надстройка, новые ресурсы порождения новых продуктов.  Вроде бы это находится в логике социального и технологического развития,  но,  с другой стороны мы видим, как каждая новая революция ведет ко все большему обеднению человеческого мира, его упрощению, сведению человека ко все более ограниченным функциям.

Посмотрите, как эволюционировало мышление. Уже в 17 веке стали использоваться только отдельные стороны мышления, которые были связаны со сведением сложных реальностей к простым. Появилась механика Галилея, благодаря которой сложное движение можно было разделить на несколько простых векторов. Появилась физика, которая стала сводить все многообразие мира к нескольким исходным единицам: атомам, субатомным частицам, кваркам, лептонам, полям. Потом появился мир компьютерных технологий, который требует еще более узкого слоя мышления. Мышление не вывода, а выбора, когда мы нечто выбираем из имеющихся возможностей. Когда мы работаем не с целостными структурами, а с набором отдельных несвязанных  друг другом форм. И под эту форму  мышления подстраиваются остальные проявления социальной жизни. Экзамены, требующие размышления, заменяются тестами, где нужно не вывести, а выбрать правильный ответ. Все ценности – и высокие, и низкие – уравниваются в правах.  

Но вот мы начинаем использовать свойства, зоны сознания, которые либо использовались раньше, а теперь «заснули», либо никогда не были пробуждены. Разнообразие человеческих проявлений начинает резко возрастать, понимание мира и себя углубляется, восстанавливаются правильные пропорции бытовых и сакральных ценностей. Это уже не очередная революция, это контрреволюция, движение против потока истории, какой мы ее знаем.

Поток истории сужает наш канал восприятия?

Да, мы находимся в процессе сужения канала восприятия. А психотехнологии наоборот резко его расширяют.

 
В этом и состоит задача института и семинаров, которые вы проводите?

 
Да, мы можем задуматься, является ли это следующим этапом развития технологии или это является альтернативой существующему технологическому миру. Так это или не так, поживем, увидим. Но вопрос этот существует. Это третий уровень подготовки людей в нашем институте – для тех, кто понимает, какая эпоха приближается, и кто  хочет принимать активное участие в этом процессе. Слушатели этой категории должны понимать социальные процессы, происходящие в обществе, политические и биологические аспекты. Они должны хорошо понимать экономику, понимать, что такое эволюционная и инновационная экономика.

Внедрение психотехнологий в отсутствие общественного запроса – это, в каком-то смысле, насилие. Речь идет о феномене преждевременных инноваций. В обществе существует определенная скорость появления нового, своего рода инновационная кривая. Специалисты говорят о 50-ти летних циклах Кондратьева, о волнах инновации и т.д. В некоторых случаях инновация внедряется раньше, чем появляется потребность в ней. Обычно это связанно  с экстремальными периодами жизни государств, ожиданием войны, например. Германия, например, разработала суборбитальные летательные аппараты в 1944 году и была готова осуществить космические полеты к 1947-48 году, по уровню развития техники опережая существовавшие тогда технологии на 10 – 12 лет. Мир проживет ближайшие 15 -20 - 30 лет  и без психотехнологий, но интересно внедрять их уже сейчас, поэтому мы, и говорим о  феномене преждевременных инноваций.

Чтобы понять, что такое преждевременная инновация, представьте себе, что осознание нашего подхода, идеи активного сознания, методы превращения особых свойств сознания в культурные и технологические продукты  появились в 19 веке. В середине 19 века были все необходимые предпосылки для создания компьютерной техники. Возникла булева алгебра, и оставалось только осознать, что если такая математическая система существует, ей может быть найден технологический коррелят. Это означало бы целенаправленный поиск материалов, для создания таких машин, нахождение технических схем, соответствующих операциям булевой алгебры, поиск полупроводников и тогда в течение 15-20 лет компьютерная  революция осуществилась бы, опережая технологическое развитие на целую эпоху.

Тот подход, который сейчас развивается нами и не только нами - это превращения сознания в активный фактор, не реакция сознания на событие, а превращение сознания в фактор, инициирующий событие. Но такое превращение предусматривает повышенный уровень осознания себя. А осознание себя означает выход за рамки плоских технологий и возвращение в миры культуры и Церкви.  Когда человек задумывается о природе своего существования, он начинает выходить за рамки обусловленности социальными стереотипами, за рамки «само собой разумеющихся» взглядов и сталкивается с вопросами духовного порядка. Поэтому я и говорю, что концепция активного сознания, концепция психонетики это контрреволюционная доктрина.

Могли бы вы нарисовать портрет человека, который приходит к вам в институт?

Это непростой вопрос, поскольку люди приходят по разным причинам. В первую очередь это те, кто недоволен своим местом в жизни. Только небольшая часть людей, ну процентов 12 – 15, может претендовать на полноценную реализацию своих свойств в этой жизни. Это люди, особенности, сознания которых соответствуют существующим запросам. Они, как правило, составляют технологическую, культурную, финансовую элиту нашего общества. Общество требует того конкретного свойства сознания, которое у них есть.

Свойства других людей не затребованы. Им приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы имитировать те формы сознания, которые от них требуются. Когда они тратят больше усилий, они становятся мене успешными. Они занимают второй слой в обществе.  

Кто-то не в состоянии потратить такие большие усилия, и они попадают в нижний социальный слой. Некоторые активные люди начинают чувствовать неудовлетворенность и реагируют на это созданием каких-то игр, клубов, преступных сообществ. Кто-то скатывается к патологическому или неадекватному поведению.  Этот большой массив людей, которые чувствуют свою непричастность к социальной жизни. Активные люди из этой среды как раз и придут к нам, больше идти некуда, поскольку у нас – честная формулировка и их проблем, и нелегких способов их разрешения. Придут умные и достаточно честолюбивые, понимающие -  те, кто стоят у истоков новой технологической эры, займут в ней ключевые позиции.  Это люди авантюрного склада в хорошем смысле этого слова. Социальное честолюбие – серьезный мотив.

Есть, наконец, те, кто ищет решение своих внутренних проблем в эзотерических сферах, но им нужен серьезный, а не балаганный подход к  эзотерической проблематике. Согласитесь, психонетика, концепция активного сознания категория, как раз и находятся на границе науки, социальной практики и эзотерических запросов.  Эти три категории и ориентированы на работу с нами.

А те, кто занимается йогой, цигун и другими восточными практиками?

Если люди получают полное удовлетворение оттого, что они занялись йогой, им не нужно приходить к нам – они себя уже нашли. Но есть люди, которые ищут себя, они, как правило, занимаются сначала одним, потом вторым, третьим, образуя большой сегмент людей, перемещающихся от семинара к семинару, от школы к школе, ищущих себя, а не практики.

Пару слов о вас и о той практике, которую на протяжении десятков лет вы ведете. Некий экскурс в историю, как и с чего, все начиналось?

 
Начинал я с разработок  психотехнических методик в 70-80 -х гг , в том числе и по заказам на создание методик по управлению состоянием в различных условиях деятельности. Методики должны были давать эффект не меньший чем аутогенная тренировка, но при этом должны были вписаться в процесс профессиональной  деятельности без перерыва в ней. Сначала была разработана методика деконцентрации,  потом методика сохранения самоконтроля в экстремальных ситуациях и измененных состояниях сознания, т.е. независимо от состояния, человек должен выполнить поставленную задачу. Тогда и пришло понимание процедур развертывания смысловых структур,  возник вопрос о контексте, в котором это все происходит, последствия распространения таких методов, как они соотносятся с другими психотехническими методами с окружающим миром.

Как в вашей методике соотносятся работа с телом и сознанием?

 
Работа с телом необходима, но это не является спецификой нашей работы.  Поэтому мы берем те методы, которые идеологически созвучны и модифицируем под наши задачи. Я не могу сказать, что мы разрабатывали какие то особые методы работы с телом. Рядом с нами находятся и огромный массив техник йоги, более чем достаточный для работы с телом, и мир техник рукопашного боя, где происходит взаимодействие одного человеческого тела с другим. Методики рукопашного боя включены у нас в занятия. Идеологически нам близка школа Кадочникова. Любые методы связанные с повышением общего тонуса организма для нас тоже интересны и важны. Здесь ничего придумывать не надо, существуют дыхательные практики, некоторые аспекты пранаямы, которые, включаясь в ту или иную методику, трансформируются под конкретные задачи. Хотя  и существует проблема ассимиляции приемов и техник инокультурного происхождения.

Но в этом, наверное, и есть развитие?

Безусловно, это то, что требует постоянной специальной работы.

Сейчас идет вводный, ознакомительный курс вашего института.

Да, наша задача показать, что это такое, познакомить людей с нашей программой, набрать слушателей в группы для длительного обучения с сентября.

В вашем институте предполагается длительное обучение?

У нас существует многоуровневая система обучения разбитая на годичные циклы.  В течение года человек должен получить новые выраженные навыки и убедится в том, что это реальные навыки. Есть задачи, которые он не мог решить до обучения, а после годичного цикла он может их решить. Ну, например, работа с большими массивами информации, работа с вниманием, управление вниманием, начальные фазы работы с сознанием. Это задача первого года. Сам год делится на отдельные модули и сессии. Сессия рассчитана на 16 дней. Практика в выходные и лекции в будни. Люди получают знания на лекциях и определенные навыки на практических занятиях и получают контрольное задание на следующие полтора месяца. Контрольные задания, как правило, представляют собой фрагменты заказов, которые к нам поступают, либо элементы наших собственных разработок. Если это фрагменты заказа, то слушатели, выполнив работу, могут компенсировать затраты на обучение. На время выполнения контрольных работ организуется консультационная поддержка. Слушатели могут в определенные часы обратиться к преподавателям, ведущим те или иные темы, либо получить консультацию по Интернету. Поскольку мы привлекаем преподавателей со всей России и Украины, то Интернет-режим будет преобладающим.
 

Переход на другой курс предполагает сдачу экзаменов?
 

Сдача экзаменов не означает, что слушатель должен вытащить билет и что-то рассказать. Он должен выполнить контрольные работы в течение года обучения и показать в контрольных зачетах те навыки, которые он приобрел. Самый простой пример: овладев деконцентрацией, вы должнв просчитать черно-красные цифровые таблицы не за 4 – 6 минут, как это обычно бывает, а за одну минуту. Задача, невыполнимая без навыков деконцентрации. Пример задачи:

…Обучаемым предъявляется числовая таблица из 49 ячеек, заполненная в случайном порядке красными числами от 1 до 25 и черными от 1 до 24. Им предлагается произвести параллельный просчет одновременно двух последовательностей - красных в порядке возрастания от 1 до 25 и черных в порядке убывания от 24 до 1, попеременно показывая места нахождения чисел красной и черной последовательностей. В обычных условиях скорость просчета для данного обучаемого является постоянной величиной, с трудом поддающейся тренировке.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел, перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона…
 

А просчет четырехцветной стоклеточной таблицы вообще мало кому под силу.

Человек в обычном состоянии просчитать эту таблицу не может. Но в состоянии деконцентрации это делается за 100 секунд, необходимых для того, чтобы назвать эти цифры. Это не является нормативом для первого года обучения, но такой результат могут показать 10-15% людей прошедших первый цикл обучения. Это не эстрадный фокус, а подтверждение того, что люди овладели состоянием деконцентрации.

Слушатель должен убедиться, что он может решать новый класс задач, задействовав ранее «спавшие» зоны сознания. У нас будет создана школа абстрактной живописи, как эстетического эквивалента техник работы с большими массивами информации и многое другое. Первый год – это работа со своим сознанием, а второй  - работа со своим поведением. Человек должен уметь модифицировать свое поведение, так, чтобы он мог воспроизвести поведение другого человека, или продемонстрировать формы поведения, ему не свойственные. Это во многом связано с управлением своими личностными структурами. Третий год это возможность работы с малыми группами, проблемы формирования организацией и управления ими.

Сейчас планируется интенсивный семинар (2 дня лекции и 2 дня практических занятий) по деконцентрации. Такая форма подачи материала, что может дать, и на что она направлена?

Это обычная форма работы, когда мы проводим семинары по «Триаде». Но здесь будет своя специфика. Деконцентрацию понимают и могут вести лишь несколько компетентных тренеров.  Вот эти-то компетентные тренеры и проведут занятие. Это не столько семинар для начинающих,  сколько сравнение разных подходов к деконцентрации, выявление нюансов техники. Подходы  Дениса Зикеева, Александра Воронова и мой все же различаются. Основа одна, но акценты разные, каждый подход по-своему очень интересен.

Можно по подробнее о Воронове?

Лучше было бы взять у него интервью.

Интервью с Александром Вороновым читайте в следующем выпуске рассылки.(автор)

Работа с разными методами даст объемную картину деконцентрации. Семинар заранее не расписан по пунктам, скорее это будет нечто вроде джазовой импровизации на троих.

 
К кому в Петербурге обратится за информацией  по обучению в вашем институте?

 
Руководитель подразделения Института активного сознания и психонетики в Санкт-Петербурге Луковникова Наталья: тел. 8-921-328-71-87, e-mail: lukovnikova@nm.ru по всем  организационным вопросам можно обращаться к ней. Также готовится сайт института в Питере, в скором времени можно буде информацию получать и там.

Также информацию по семинарам и обучению в Институте Активного Сознания и Психонетики Олега Бахтиярова можно узнать на Питерском Портале Славянского ДZENa

 

 

                                              

ведущий рассылки Мирошниченко Валера

Архив Рассылки

 

www.piter.yora.info

Питерский ПорталЪ Славянского ДZENа

Список инструкторов, новости, коврики, видео, события...

piter@yora.info

 

 


В избранное