Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Великая Семья


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."         Школа Разума: Путь к Себе Великая Семья 2005-10-06 16:04:53

   Добрый день, друзья - со-путники!                           

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

        Новым подписчикам данной рассылки рекомендую читать ее выпуски в прямой последовательности начиная с самого первого (можно взять в архиве рассылки по адресу http://subscribe.ru/manage/author/list/archive/rest.esoteric.perasperadastra).

В настоящий выпуск будут включены некоторые материалы, имеющие отношение к семье Рерихов. На октябрь месяц приходится трое дат, связанных с этой Великой Семьей. Также, 8 октября в Православной Руси празднуют День Преподобного Сергия Радонежского, которого особенно любили и почитали все Рерихи. Как известно, Рерихов было четверо, а именно, отец Николай Константинович Рерих (09.10.1874-13.12.1947), мать Елена Ивановна Рерих (12.02.1879-05.10.1955), старший сын Юрий Николаевич Рерих (16.08.1902-21.05.1960), младший сын Святослав Николаевич Рерих (23.10.1904-30.01.1993). Каждый из них был по-своему известен, талантлив,неординарен. Подобных случаев в мировой истории, когда в ближайшей родственной связке дружно, плечом к плечу, шли четверо сильных духом людей,действительно, сложно найти. Можно вспомнить династию немецких музыкантов Бахов, где представители нескольких поколений прославились своими музыкальными дарованиями. Но в случае Рерихов мы имеем дело с разносторонними дарованиями в области живописи, литературы, археологии, географии, востоковедения, лингвистики, филологии, этнографии, искусствоведения, народного искусства, фармокопеи, химии, ботаники, философии, педагогики, общественных наук и других, а самое главное, науки о человеке, его сокровенном. Каждый из этой Великой Семьи по отдельности и вместе с другими выполнил свою большую Миссию. Возможно, мы еще не совсем понимаем все величие и значение этой Миссии. Появляются сейчас интересные статьи, доклады, но все это проявится в Будущем, и может быть, не таком уже далеком. Действительно, это была мощная огненная батарея, особенно, в тот период, когда были живы все четверо. Однако, хочу отметить другой аспект Подвига этой Семьи. Сначала Рерихи, а потом их отдельные ученики как чета Абрамовых, ученики последних - семья Урановых, дали сегодняшнему Миру Высокий Пример духовной семейной жизни, при которой значительные достижения
обретались не уходя от мира и в кругу семьи. До Рерихов в ближайшей истории такого опыта попросту не было. Пример Перикла и Аспазии не совсем подходит, как и не совсем неудачный опыт Наполеона и Жозефины. Повторить страницы биографий в одном выпуске проблематично, да и не стоит этого делать. Думаю, что многие знают или слышали о трудах, жизни и деятельности членов этой семьи. Другим посчастливилось видеть целые выставки оригиналов или репродукций полотен Николая и Святослава Рерихов, которые вызывают немалый интерес в обществе. В конце выпуска приведены ссылки на ряд действующих ресурсов, посвященных этой семье. Еще не раз мы будем касаться творчества
Елены Ивановны Рерих, записей ЕЕ Огненного Подвига, трудов Юрия Николаевич Рериха, картин и статей Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Для лучшего изучения жизни, деятельности и творчества семьи Рерихов можно условно выделить ряд периодов, а именно: Русский период по 1917 год включительно, Путь через Европу в Америку, Американский период, Трансгималайская експедиция Рерихов и, отдельно в ней, визит в Москву в 1926 г., деятельность Рерихов и основанного ими Института <<Урусвати>> в долине Кулу, отдельно Огненный опыт Елены Рерих, Пакт Рериха, история предательства Хоршей, Возвращение Юрия Рериха в Советский Союз и работа в Институте Востоковедения, деятельность Святослава Рериха с 1961 по 1993 года. Естественно, совершенно глобальными темами являются живописное творчество Н.К.Рериха (около 7 тысяч полотен) и С.Н.Рериха (около 3 тысяч полотен), Учение Живой Этики или Агни-Йога, данное из Высокого Источника (что и Учение Е.П.Блаватской, а потом Учение Храма) через Елену Ивановну Рерих и ее письма, дневники, научные труды Ю.Н.Рериха, книги, письма, дневники Н.К.Рериха. Сегодня решил представить Вам на обозрение несколько выступлений С.Н.Рериха об источнике своего творчества, отце и совершенствовании себя, а также несколько литературных фрагментов Ю.Н.Рериха из его труда <<По степям Срединной Азии>>, написанном по результатам Трансгималайской экспедиции Рерихов, подлинные страницы о
которой нам сейчас приоткрываются.


Из сборника С.Н.РЕРИХ <<Стремиться к Прекрасному>> (издание МЦР, серия <<Малая Рериховская Библиотека>>)
ИСТОЧНИКИ МОЕГО ВДОХНОВЕНИЯ
Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся на них. Без внутреннего пламени
человек не может разбудить в себе скрытые энергии и подняться на более высокий уровень знания и опыта.
Передача по Бангалорскому радио 7 марта 1980 г.
Над копотью бесцветной повседневности сияют прекрасные мгновения вдохновения и свершений, если мы открыты для чего-то более прекрасного, что могло бы вдохновлять и вести нас к более содержательному и лучшему завтрашнему дню. Трудно дать определение вдохновению. Оно может проявляться на многих уровнях и выражаться во многих сложных аспектах нашего существования. Изо дня в день наши взгляды и отношение к жизни меняются. Мы меняемся, и в целом наше восприятие или реакция на определенные условия
меняются вместе с нами. То, что имело глубокое влияние на нас когда-то в прошлом, ослабевает с тем, чтобы заново вызвать в нас такие же ощущения и чувства, которые преобладали и казались очень стойкими. В некоторых случаях
бывает полная переоценка ценностей, так как мы вступаем в новый цикл жизни, и то, на что мы прежде часто не обращали внимания, внезапно приобретает огромное значение и смысл. Такое превращение иногда происходит совсем неожиданно, точно мы заново родились в другом мире. Тем не менее есть и
такие переживания, которые остаются на всю жизнь неизменными и даже становятся более значительными и более ясными с течением времени. Так как при определении вдохновения, как я сказал, имеется очень много подходов, то
было бы трудно обобщить и классифицировать некоторые неожиданные вспышки вдохновения, проанализировать и объяснить их. Это такое явление, к которому ведет очень много разных путей, поэтому рассматривать его должно с особой тщательностью. Постараюсь вкратце описать вам свои переживания, свои источники вдохновения.
Все творческие озарения проходят единой нитью сквозь годы моей жизни. Я был окружен искусством с самого раннего детства. Оно было для меня тем чудесным миром вдохновения, который являлся источником непрерывного расширения
сознания и опыта. Духовные ценности стали для меня великими путевыми вехами, источником вдохновения и устремления. У меня всегда была любовь к Природе, постоянные контакты с Ее изумительным, захватывающим дыхание миром, который проявляется в тысячах образов первозданной Красоты - будь то замечательные кристаллы минералов или сверкающие крылья бабочек, оперение птиц или великолепные цветы и растения. Я всегда немел от неописуемой красоты всего этого и бесконечного разнообразия беспредельной мудрости жизни, насыщающих живую материю в соответствии с потребностью и обстоятельствами самих условий жизни. В 1928 году я возвращался в Индию после продолжительного отсутствия. И когда сошел с корабля в Бомбее, почувствовал, как будто вернулся к чему-то особенно знакомому и близкому, как будто вернулся на землю, которую так хорошо знал. Я отправился в Калькутту и оттуда в Дарджилинг. Из Силигури поехал на автомобиле. И когда мы ехали сквозь леса у подножия гор и за одним из поворотов неожиданно увидели залитые оранжевыми лучами сияющего восхода вершины Гималаев, я почувствовал себя неописуемо счастливым. Нет таких слов, чтобы описать чувство восторга
и радости при виде восхитительных золотых массивов, возвышающихся в небеса как символ нашего устремления в Беспредельность, залитых светом божественного сияния. Такие минуты жизни подобны прекрасным звездам, сияющим на небосводе нашего бытия. Каждая прекрасна, каждая уникальна и неповторима. Словами невозможно выразить то состояние, которое возникает у вас от чувства восторга при осознании красоты, гармонии и абсолютного равновесия в явлениях Природы. Каждое мгновение нашей жизни мы окружены бесконечными чудесами Природы, и это чувство вдохновения и восторга становится нашим всего лишь от малого усилия понять и оценить то, что так обильно рассыпано перед нами щедрой рукой Природы. Прекрасные цветы, красивые птицы и насекомые, удивительно сложные симметрии кристаллов, игра света на отдаленных облаках, вершинах гор, вечно зовущих и выражающих гармонию необычайной красоты. Или человеческое лицо со всеми своими характерными особенностями, и человеческое тело как вершина эволюции! Мир буквально наполнен прекрасными образами и идеями, вдохновляющими примерами высокого совершенства. Мы только должны постараться открыть свои глаза и быть готовыми к восприятию более совершенных явлений. Итак, для меня мир был всегда замечательным источником вдохновения и духовного озарения. С ранних лет я был окружен людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей. Целью их жизни было выявление высших ценностей со всеми замечательными следствиями, которые из этого вытекают. Изучение философии - учений таких великих личностей, как Шри Рамакришна Парамахамса, Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо - постоянно давало живой источник вдохновения и свершений. Сравнение философий, освещающих великие пути человеческих устремлений и достижений, дало мне новое понимание и новый подход к жизни В свою очередь, эти поиски свели меня с людьми, которые путешествовали по этому славному Пути задолго до меня, и через них я увидел скрытые коридоры нашей эволюции и жизни. Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта. Это внутреннее стремление к своей кульминации пробуждает к жизни определенные нервы, которые являются проводниками скрытой энергии. Мои отец и мать, профессор Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Рерих, были моими неизменными проводниками, и благодаря им я познал великие ценности жизни и имел контакты с личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения. Среди тех многих впечатлений, которые стали моим источником вдохновения, ярко помню очень трогательный случай, который пережил четырнадцатилетним мальчиком. Это было богослужение памяти двух великих русских святых в подземном склепе, проводимое со всеми отшельниками и анахоретами, которые вышли для этого из мест своего уединения. Там, в этом склепе, вокруг гранитного саркофага стояли отрешившиеся от мира старцы в своих торжественных одеяниях. Они вышли в памятный день двух великих святых, чтобы помолиться во время особенно красивой службы. Их неподвижные, суровые и добрые лица были скрыты под покровами схимнических одеяний. Видны были только серые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть значительнее, чем то состояние, когда находишься среди святых и можешь присоединиться к их молитве во время богослужения! Вижу все это сегодня так же отчетливо, как и тогда, столько лет тому назад. Это воспоминание никогда не забывается, не тускнеет и вечно излучает на меня свою благодать. Когда незабвенное переживание вспоминается с особенной радостью и благоговением, его можно назвать вдохновением. Оно становится особым светом и неотъемлемой частью нашего существования. Говоря об искусстве, Рабиндранат Тагор сказал: "В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой отклик наивысшему, который являет себя нам в мире Беспредельной Красоты, поверх бесцветного мира фактов". Как это прекрасно и глубоко сказано о значении искусства! Великий поэт и художник дал нам самое яркое и
прекрасное определение великого назначения искусства. Мой отец, Николай Рерих, говоря об искусстве, сказал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем.
Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже "земные" люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, - мы знаем, что произносим формулу
международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак Красоты откроет все "священные врата". Под знаком Красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее". Переживали ли вы когда-нибудь такое замечательное чувство, которое наполняет вас, когда стоите перед великим произведением искусства,
когда воспринимаете удивительные эманации, исходящие из него? Рембрандт, великий голландский мастер, сказал Лейбницу, что эмоции художника сконцентрированы на поверхности картины и излучаются на зрителя и заставляют сопереживать творческое состояние художника. Невыразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила,
всегда присутствующая и активная в великом произведении. Эти шедевры любого происхождения или периода являлись для меня источником вдохновения и пробуждали радость соучастия в большом празднике Красоты и Совершенства,
празднике, после которого чувствуешь себя обогащенным и свежим, и появляются новые мысли и чувства. Невозможно даже указать хотя бы на несколько великих произведений, повлиявших на мою жизнь, часто дававших мне новое направление. Можно только определенно сказать, что моя любовь к Природе, к искусству, изучение философии и внутреннее устремление к духовному миру давали мне самое большое вдохновение, являлись путеводными звездами и создали самые бесценные сокровища моей жизни. Более двух тысяч лет тому назад Платон оставил нам прекрасную весть: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте". И сейчас, когда я говорю для вас, память воскрешает перед внутренним взором прекрасные образы и сцены, которые я видел, слова и музыку, которые я слышал. И я заново переживаю те же чувства, состояния, которые вдохновляли меня и жили в моем сердце все эти годы великим знанием, как большой источник вдохновения.
"Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я еще не встречал. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего он был замечательный Человек. Его проникновенная человечность являемся для меня самым ярким качеством и остается ведущим воспоминанием". (С.Н. Рерих. Из речи на открытии
выставки в Третьяковской галерее 19 ноября 1974 г., Москва)

СЛОВО ОБ ОТЦЕ
Выступление в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К.Рериха, 25 ноября 1974 г.
Сегодня для меня знаменательный день - обсуждение творческого наследия Николая Константиновича, моего отца. Многое мне хотелось бы вам сказать. Многим хотелось бы с вами поделиться. Как вы сами знаете, многогранность ли
чности Николая Константиновича требует пристального изучения. Пройдет еще много лет, прежде чем всесторонне будут оценены личный вклад Николая Константиновича в сокровищницу культуры человечества и его глубокое провидение в будущее. Его книги заключают в себе самые замечательные мысли, объединяющие мечты и чаяния всех народов всех стран. Но все это еще дело будущего. Я очень счастлив, что сегодня именно здесь, в Академии художеств Советского Союза, мы начинаем изучение его замечательной деятельности.
Постараемся описать и запечатлеть хотя бы некоторые стороны его личности.Для начала я хочу вам прочесть несколько слов из моей статьи, опубликованной в Америке:
"Как описать обычными словами эту поистине необычную жизнь, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? Когда я думаю о своем отце и вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его изумительными достижениями и его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность. Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший
состояние напряженности и ощущения благожелательства, всегда приносивший пользу людям и всегда думавший о благоденствии окружавших его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь
стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой огромный талант людям, и лишь в отдаленном будущем может быть полностью оценено по-настоящему и понято сделанное им.
Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за все то, что он дал и без конца продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал
всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее. Его прекрасная картина "Клад захороненный" - это, возможно, глубокий символ огромных достижений и необыкновенной жизни. Он во всем стремился к отображению прекрасного, и мысли его мастерски воплощены в живописи, в литературном творчестве и всей его деятельности.
Вторая половина его жизни была тесно связана с Гималаями. На этом дивном фоне он раскрыл нам духовные устремления бесчисленных искателей истины, которые приходили к этим могучим горам в поисках истины. Гималаи были для него источником постоянной творческой радости. Ни один художник не писал горы так, как мой отец. Его Гималаи излучают на нас все свое несравненное богатство света, красочности, невыразимое величие, высокие мысли, которые символизирует само слово "Гималаи". Он действительно заслужил звание "Мастера гор". Через все его полотна и литературные произведения проходит неразрывной нитью великий зов Учителя, призывающего учеников бороться за новую, лучшую жизнь, - жизнь, исполненную красоты и совершенства. Он являлся для меня воплощением слова и дела - Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим ч
еловеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья. Хотя сейчас мы празднуем первое столетие со
дня рождения Николая Константиновича, я чувствую, что со временем каждые сто лет будут отмечены еще большим признанием и признательностью народов.
Сейчас мы возжигаем лишь первый огонек той дани, которую мы воздаем великой жизни. Но за ним в отдаленном будущем разгорится яркое пламя благодарности и признания". Это из моей статьи о Николае Константиновиче. Теперь я хотел
бы осветить некоторые периоды из его жизни сравнительно мало известные. Это период с 1916-го по 1923 год, то есть период, когда Николай Константинович оказался за границей и так или иначе был оторван от России.
В 1916 году Николай Константинович заболел воспалением легких. И так как болезнь эта затянулась, то доктора, которые его лечили, после долгих консультаций решили, что Николаю Константиновичу нужно уехать из Петербурга
и поехать туда, где более сухой, более здоровый климат. После совещания было решено, что подходящим будет климат Сердоболя (Сортавалы) на севере Ладожского озера. И тогда мы вошли в контакт с ректором университета в Сердоболе профессором Реландером, который очень любезно предоставил Николаю Константиновичу свое имение "Пюхенгам" около Сердоболя. Мы приехали туда только на время, чтобы переменить климат и дать возможность Николаю Константиновичу избавиться от пневмонии. Климат там действительно был очень здоровый, сухой, и на чистом воздухе здоровье Николая Константиновича стало быстро поправляться. Ладога дала ему новое устремление идей. Там он начал писать этюды ладожских шхер, Валаам. Картина "Святой остров" написана тогда. И в это время, как вы знаете, события первой мировой войны отрезали нашу семью от Петербурга, от России. Германский фронт проходил через Выборг, и германское командование хотело захватить всю эту территорию для десантов и операций против Петербурга. Жизнь в Сердоболе значительно осложнилась. Стало трудно получать припасы. Все стало другим. И, конечно, Николай Константинович, матушка должны были принять какое-то решение, чтобы выйти из создавшегося положения. Всегда полный энергии Николай Константинович немедленно решил, что лучше всего будет поехать в Скандинавские страны. Так случилось, что в 1914 году в г. Мальме состоялась большая выставка русского искусства, и там осталось много картин Николая Константиновича, благодаря чему организовали выставку в Швеции, в Дании и попутно в Гельсингфорсе. Таким образом мы переехали из Финляндии в Швецию, оттуда в Норвегию, где пробыли недолго. Выставка прошла с большим успехом.
Многие картины были приобретены музеями, частными коллекционерами, и наиболее насущные проблемы были решены. Следующим этапом была Англия.Сергей Павлович Дягилев, который был тогда в Англии, очень хотел, чтобы Николай Константинович приехал в Лондон, чтобы начать там новый русский сезон в Ковент-Гардене. Мы приехали в Англию. Там Николай Константинович организовал свою выставку, которая прошла с очень большим успехом, и Ковент-Гарден заказал ему серию декораций и костюмов к постановке русских опер. Так начался новый период деятельности Николая Константиновича. Он всегда и во всем работал именно "на русской ниве". Все оперы были русскими: "Снегурочка", "Князь Игорь", "Царь Салтан" и другие постановки. Они шли с
большим успехом в Англии. Также выставки Николая Константиновича в других ее городах пользовались очень большим успехом. Жизнь Николая Константинович
а как художника, как общественного деятеля, как большого деятеля культуры имела там новое претворение. К нему тянулись очень многие - люди разных течений. И опять забила вокруг него кипучая художественная жизнь. Пробыли мы в
Лондоне приблизительно год. Я не упомянул, что одним из главных интересов Николая Константиновича была Индия. Он всегда верил и надеялся, что когда-нибудь сможет осуществить свою мечту и посетить Индию, познакомиться с ее культурой и искусством. В Лондоне мы встретились с Тагором.
Рабиндранат Тагор после получения Нобелевской премии был в Лондоне, путешествовал по Европе и Америке. Именно Тагор дал первую оценку произведениям Николая Константиновича на индийские мотивы. Тагор был не только великим поэтом: он был замечательно богатой личностью, человеком глубокой культуры, и, конечно, его внутренняя, духовная жизнь нашла самый живой отклик у Николая Константиновича. Тагор горячо убеждал его посетить Индию. И хотя Николай Константинович тоже об этом мечтал и обдумывал, как
это организовать, в то время это было трудно осуществить. Были известные затруднения, в том числе и финансовые, потому что именно в этот момент заказы, на которые Николай Константинович рассчитывал, не смогли осуществиться. Поэтому Николай Константинович принял приглашение доктора Харше, директора Чикагского института искусств, приехать в Америку для показа своих произведений. И вот, в 1920 году мы добрались до Америки. Там у Николая Константиновича началась кипучая и богатая творческая жизнь.
Зинаида Григорьевна Фосдик стала первой сотрудницей Николая Константиновича в Америке. Всю свою жизнь она высоко несла Знамя Николая Константиновича: была верным проводником всех его начинаний, и в меру своих возможностей и сил действенно во всем помогала Николаю Константиновичу. Я очень счастлив именно тем, что сегодня, к юбилею Николая Константиновича, Зинаида Григорьевна с нами. С двадцатых годов началась кипучая активная общественная деятельность Николая Константиновича в Америке. Им была создана целая серия учреждений культуры, и Зинаида Григорьевна принимала очень большое участие во всей этой работе. Она заведовала школами Института Объединенных Искусств, которые Николай Константинович основал в Америке. Она была вице-президентом других учреждений, и большой стаж ее сотруднич
ества с Николаем Константиновичем - с 1920 по 1947 год - доказывает ее внутренние устремления и преданность идеалам. В этом я ей очень благодарен.
Николай Константинович основывал эти культурные организации на новых началах. Он хотел воплотить свои идеалы, чтобы искусство вошло в жизнь, вошло широко, было доступно народу. Он хотел, чтобы осознание красоты было
ведущим началом, чтобы искусство входило в повседневную жизнь человека. Он говорил, что если мы украсим жизнь, внесем искусство в наши больницы, тюрьмы, то у нас не будет тюрем. Он хотел, чтобы именно искусство было таким ведущим началом в жизни. Поэтому наши учреждения в Нью-Йорке организовывали выставки всюду - в госпиталях, в школах и всюду, где можно было продвинуть идею искусства и красоты. Впоследствии из этих культурных у чреждений был основан Музей имени Николая Константиновича. Много было
сделано. Одним из таких очень больших планов Николая Константиновича было создание в дальнейшем научно-исследовательского института в Гималаях. Но до этого, в 1923 году Николай Константинович осуществил свою мечту давних лет поехать в Индию, где начался новый замечательный период его деятельности на новых основах - его путешествия не только по Индии, но и по Центральной Азии, Тибету с последующим основанием института Гималайских исследований.
Одновременно принят Пакт охраны памятников культуры - Пакт Рериха, и деятельность Николая Константиновича уже как бы распространилась по всему миру... По результатам совершенного только в эти годы вы можете судить, сколько он действительно сделал. И хотя вся его общественная деятельность отнимала у него много времени, которое он мог бы уделять искусству, это не сказалось на творчестве. Где бы он ни был, в каких бы условиях он ни находился, он всегда писал картины. И не только картины - писал свои книги и свои дневники. И это было возможно только благодаря строгой
самодисциплине. Николай Константинович всегда верил, что труд очищает нашу жизнь, что человек должен трудиться и через труд он разрешит свои насущные проблемы и поднимется на следующую ступень эволюции. Сам Николай Константинович был как бы олицетворением этой мысли, потому что всю свою жизнь он трудился. День его начинался очень рано - он вставал в пять часов утра и сразу приступал к работе над картинами и записями. Николай Константинович никогда не торопился, не суетился, никогда не повторялся.
Это мы видим по его картинам. Он всегда работал в размеренном темпе, я бы сказал, в небыстром темпе. Когда он писал (у него был ясный крупный почерк), то писал медленно. Но его мысль была сгармонизирована со скоростью писания, так что он мог дать законченное выражение ее без каких-либо поправок. Когда он писал картины, у него был определенный план. План был основательно разработан, и он ему следовал, никогда не торопясь. Но в результате успевал сделать гораздо больше, чем другие.
У него не было, как не было и у Елены Ивановны, так называемой светской жизни. Их это совершенно не интересовало. Они не тратили времени на пересуды. Весь день с утра до поздней ночи был занят какой-нибудь полезной работой. Днем были встречи, которые входили в орбиту общественной деятельности. Отец делал свои записи, очень любил слушать музыку в перерывах и затем до позднего вечера продолжал свою работу. И так всегда день его был полностью занят кипучей творческой деятельностью. Когда он путешествовал в Гималаях, то, конечно, был вынужден отрываться от налаженной работы. Путешествия физически бывали очень трудными. Когда же он приезжал на какую-то стоянку, пока разбивался лагерь, он немедленно садился
записывать свои впечатления. Таким образом, день вообще никогда не был потерян. И благодаря этой замечательной дисциплине он смог оставить нам такое богатое наследие. Николай Константинович обладал совершенно изумительной памятью: если он что-то услышит или прочитает, то это навсегда остается при нем. Он мог вспоминать самые сложные тексты: какое-нибудь стихотворение, которому его учили в детстве, он помнил полностью всю жизнь. Это очень помогало ему в работе. Богатая одаренность вместе с дисциплиной
жизни, которую он считал необходимой для каждого человека, помогли ему подняться на высшую ступень развития. Николай Константинович всегда думал,что главная задача жизни -это самоусовершенствование. Он считал, что его творчество, его искусство - это только пособники самоусовершенствования. Он
всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, чего достиг, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. Это было кредо его жизни. Он считал, что наша главная задача - осознать самого себя. И в этом он преуспел. Он действительно стал совершенно исключительным человеком - человеком мудрости, человеком замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, очень больших людей, но такого человека, как Николай Константинович, я еще не встретил. Его жизнь была богата контактами с замечательными людьми. Знаю, что в Америке он очень чтил, например, Рокуэла Кента, почитал Сарджента, который очень часто бывал у нас. Было много молодых художников, которых Николай Константинович просто
любил. Но, как я сказал, в Лондоне главным для него были контакты с Тагором, семьей Тагора. Мы тогда довольно часто встречались с Тагором. И после нашего отъезда в Америку мы опять неоднократно встречались. Альберт Эйнштейн был одним из членов нашего университета, в доме был почетным
советником. Николай Константинович с большим уважением относился к нему, потому что Эйнштейн был не только большим ученым, но и очень большим человеком. Кроме того, в Америке у нас были встречи с Сергеем Прокофьевым.
Он тогда писал оперу "Любовь к трем апельсинам". Я очень живо помню эти встречи. Он к нам приходил довольно часто, играл на рояле, показывал свои последние этюды. Моя матушка очень любила его "Бабушкины сказки" и другие произведения.
И Рахманинов бывал у нас. Он был не только замечательным пианистом, может быть самым блестящим пианистом мира, но всесторонне одаренным музыкантом, с собственным подходом ко всему, и, конечно, - прекрасным человеком. Было
вообще столько встреч, что всех не упомнишь! Но вот эти выделялись на общем фоне. В Америке были большие художники - Беллоу, Слом - и мы входили с ними в контакты. В Америке была большая культурная жизнь. Она развивалась после войны, люди горели новыми интересами, и, конечно, они откликались на зов Николая Константиновича - зов большой и богатой творческой жизни.


ПОДНИМАЯ СЕБЯ, ПОДНЯТЬ ДРУГИХ
Нет ничего более сокровенного, чем те древние учения и знания, которые охраняются от преждевременных посягательств человечества. Что такое прекрасное? Это более совершенные комбинации чего-то, может быть каких-то особых условий нашей жизни, и главное - это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всем следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из нас обретут то счастье, которое идет по следам этих вех.
Заключительное слово на юбилейной конференции в Музее искусств народов Востока 30 октября 1984 г.
Дорогие друзья! Дорогие товарищи! Сегодня мы встречаемся на заключительном моем слове. Для меня большая радость быть здесь и встретить мой юбилей здесь. Обычно я не отмечаю все эти юбилеи, это то, что приходит и уходит. Но я очень тронут вашим вниманием, и я его очень глубоко ценю. Как всегда, мне очень радостно быть на Родине. Я всегда очень жду этих счастливых дней и надеюсь, что мой следующий приезд, в конце концов, не за горами, и мы сможем опять с вами побеседовать. Как уже не раз говорилось, Николай Константинович всю жизнь стремился к объединению людей, стран на поле Культуры. Он считал, что именно Культура - это тот основной фундамент, на котором человечество сможет объединиться. Есть ценности, которые превыше
всего, которые принадлежат всему человечеству, и которые мы должны совместно оберегать. Он об этом много писал, посвятил этому очень много времени, и его деятельность по организации Пакта об охране памятников Культуры широко известна... К сожалению, вы сами знаете, что в мире все это
продвигается очень медленно. Мы делаем замечательные открытия, следуя каким-то особым путям. Но потом бывает трудно сойти с проторенных троп, и большинство этих открытий начинает служить силам разрушения. Но так как все в мире сейчас ускоряется, будем надеяться, что уже скоро наступит время, когда все человечество объединится на новых основах, в новых мыслях. Это несомненно придет. К этому ведут все пути культурного и наиболее прогрессивного человечества. Будем надеяться, что все это придет уже в ближайшие годы.
... Я не буду говорить подробно о замечательной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны, многое вам уже известно. Но я хочу сказать: то, что вело Николая Константиновича и Елену Ивановну - это их постоянное
устремление в глубину человеческого бытия. С самых ранних лет Елена Ивановна чутко относилась к философии. В последующие годы она глубоко изучала философию всех стран, всех народов. Это ей помогло создать целую большую серию книг, книг Учения. Николай Константинович, всегда и во всем
разделявший с Еленой Ивановной ее мысли, конечно, усиливал ее устремление. И это был тот единый великий поток устремлений, где они восполняли друг друга. Николай Константинович всегда считал, что чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самое главное - изучение и понимание человека. Именно этот глубинный анализ волновал Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им удалось или посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть сужденого Великого Пути и могли сами собой свидетельствовать о том, чем может стать человек, если он действительно преобразит свою жизнь и пойдет этими путями. У них был этот живой контакт, контакт с более совершенной жизнью, с более совершенными людьми, которые всегда были на нашей Земле.
Найти их может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить. Вы все равно их не найдете, если будете просто так искать. Об этом есть интересная книга, которая была издана впервые в Германии. Это было в прошлом столетии. Там жил один ученый, философ, он был также
пастором, и он изучал многие древние учения, в том числе масонство. У него был внук, который тоже этим интересовался и часто с ним беседовал. Спрашивая своего деда обо всем этом, он хотел знать, как установить контакт
с более совершенными людьми. Раз он пришел к своему деду и сказал, что намерен путешествовать по всему миру и искать этих людей, искать место, где их можно встретить. Дед ему ответил, что да, конечно, это прекрасно - иди и ищи! И вот книга вся посвящена описанию путешествий и исканий этого
молодого человека. Он провел много лет в скитаниях, испытал много трудностей. Потом вернулся к себе домой. К этому времени дед его уже умер.
И однажды вечером, когда он сидел в кабинете деда, взгляд его упал на полку, где лежал конверт с надписью, который привлек его внимание. Он подошел к полке, взял этот конверт и увидел, что он адресован пастору, который жил поблизости. Он к нему пошел, отнес это письмо и спросил, что бы тот мог рассказать о его деде. Пастор ему ответил: "Вы всю жизнь искали истоки знания и тех людей, которые действительно
знают, что где-то существуют и сами носители этого Высшего знания. Вам я скажу - ваш Дед был одним из них". Другими словами, живя с ним рядом, он не предполагал в нем именно того, к чему стремился всю свою жизнь. Так оно и
есть, и так и должно быть. В конце концов, нет ничего более сокровенного, чем те древние учения и знания, которые охраняются от преждевременных посягательств человечества. Во всех старых книгах, книгах алхимиков и других герметических учениях вы всегда найдете предупреждение о том, чтобы ничто из таких-то знаний не было случайно выдано человечеству, а если это все же произойдет, то те, кто узнают, должны строго хранить это до времени.
Значит, это живая тропа, я бы сказал, это Лестница Иакова, по которой на Землю сходят какие-то ангельские хоры - это все живет и существует. Просто нужно это найти. Найти это вы сможете только сами, если сами подниметесь на
новую ступень знания. Тогда вам искать это уже не нужно, потому что оно само вам откроется.
Один мой хороший знакомый в Индии был библиотекарем в Травапкоре, на юге страны. Он интересовался всеми этими вопросами, и однажды мне рассказал:
"Знаете, как-то я сидел в библиотеке, и ко мне пришел один господин средних лет. Он спросил книгу, очень редкий манускрипт. Манускрипт этот был в переплете. Я ему этот манускрипт достал, принес, затем начался разговор. По
мере того, как мы беседовали, стало ясно, что этот человек имеет совершенно изумительные познания. Все эти манускрипты, книги, которые хранились у нас в библиотеке, были ему известны. Мне показалось это странным, потому что на вид он был человеком средних лет, как же мог он приобрести все эти сведения? Я его спросил: "Вам ведь не так еще много лет, каким же образом вы знаете все эти манускрипты и книги?" Он улыбнулся и сказал: "Задолго до приезда к этим берегам Васко де Гамы я уже здесь жил и все это изучал."
Тогда библиотекарь просил его придти к нему еще, чтобы они могли снова поговорить. Он согласился и сказал: "Хорошо, но с одним условием - вы мне обещаете сейчас, что никому никогда не скажете о том, что вы со мною встретились". Он, конечно, ему пообещал.
Вернувшись домой, он был в таком экзальтированном состоянии, что через некоторое время жена его спросила: "Что случилось? Что вызвало в тебе такое возбуждение?" Он сперва противился, и, наконец, не выдержал и сказал ей: "Ко мне приходил удивительный человек". И на этом все кончилось. Больше он его никогда не видел. Вы должны уметь ждать и искать того Вестника, который живет и который может постучаться в вашу дверь. Картина Николая Константиновича "Вестник" именно тем и прекрасна, что описывает этот момент, момент Вестника. Поэтому, дорогие друзья, будем строить живой мост между нами и Теми, Которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь. И я вам скажу, что лучший дар, который вы можете принести человечеству, - это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесете другим, которые может быть смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь. Николай Константинович был таким большим человеком. Он общался с теми людьми, которые уже прошли по этому Пути жизни. Мы можем и должны изучать его работы, творчество, его отношение к жизни, и может быть это будет для нас прекрасным примером - примером того, как человек действительно может, поднимая себя, поднять других. Я уверен, что завет Николая Константиновича - стремиться к прекрасному, строить прекрасное, думать о нем - нас оживит и изменит. Это живая энергия -наша мысль. Она строит все, и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других. Будем всегда направлять наши мысли на благое, на прекрасное! Что такое прекрасное? Это более совершенные комбинации каких-то особых условий нашей жизни, это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всем следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из вас обретут то счастье, которое идет по следам этих вех... Я не знаю, сколько времени вы позволите мне говорить...возгласы: "бесконечно! беспредельно!"). Как вы знаете, Николай Константинович, Елена Ивановна, мой брат Юрий Николаевич в своих путешествиях по Центральной Азии встречали многих замечательных людей, последователей разных школ, разных учений. Но всегда те, кто собирались вокруг, скажем, Юрия Николаевича, Елены Ивановны или Николая Константинович
а, были прекрасными людьми. Они были людьми, которых каждый из нас мог бы назвать действительно стоящими на более высокой ступени духа. Главная задача нашей жизни - облегчить доступ Тем Силам, Которые стараются к нам
пробиться, олицетворить Себя здесь, на нашей Земле. Будем стараться всеми силами это делать. И это самое лучшее, что мы можем принести человечеству.
Одним из отличительных качеств Николая Константиновича и Елены Ивановны было их постоянное устремление, которое сказывалось в беспрестанной работе. Они работали с самого раннего утра до самого позднего вечера. Николай Константинович считал, что очень хорошо отдыхать в смене труда, не оставляя работу, но переходя на какой-то другой план деятельности. Вся их жизнь - пример такой неустанной работы, неустанного претворения своей творческой энергии. Вот почему Николай Константинович и Елена Ивановна могли оставить столько прекрасных трудов - бесконечное количество картин, книг и, кроме того, множество организаций и ячеек, в которых разделяли их чувства и мысли. Сейчас во всем мире идет большая переоценка ценностей. Наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны все больше понимают и принимают во всем мире. На всех языках печатаются их труды, выходят прекрасные книги, прекрасные издания. У меня в Бангалоре стоят длинные полки этих книг. Что это доказывает? - Что человечество ищет, человечество хочет найти. Уже недостаточно тех узких рамок, в которых мы жили, привыкли как-то существовать. Теперь открытия нашей науки выносят нас за орбиту не только нашей планеты, но и Галактики. Мы можем стремиться мысленно и осознанно
переносить себя в самые отдаленные пределы Мироздания. Все между собой связано, все едино, и мы все можем иметь контакты со всей той Бесконечностью, из которой вышли. Бесконечность, Вечность, Беспредельность - это те великие понятия, которые нас окружают и в которых мы живем. Мы как бы их принимаем, часто говорим о них. Но мы мало думаем о глубинной сути этих понятий. Но когда мы об этом размышляем, наши мысли проникают во все стороны Космоса. Мы до него не дойдем, конца ему нет... Как говорится в одном древнем изречении Индии: "Не думай о Бесконечности, потому что все твои мысли покинут тебя и, погрузившись в Бесконечность, не вернутся к тебе". То есть ответа из Бесконечности вы не получите. Мы только можем идти по каким-то внешним тропам и путям Бесконечности. Но остаются эти великие принципы, эти великие основы всего. И удивительное счастье человеческое, что человечеству дано видеть Космос, измерять его мыслью, ощущать каждодневной реальностью. Он несет замечательную Красоту и возбуждает нашу мысль во многих направлениях. Это мысль глубинного осознания Бесконечности, Вечности. Все, что мы можем придумать, представить себе, все там, в Беспредельности существует в бесконечных количествах, в бесчисленных планах, в бесконечном многообразии проявлений жизни. Иногда приходится только жалеть тех ученых, которые пытаются измерить все своими инструментами или описать на бумаге, но не мыслят, не ощущают, что это есть в действительности. И я встречал таких...
Так будем думать, думать широко, думать обо всем, чтобы мысленно увидеть то великое Мироздание, к которому всегда стремились все лучшие умы человечества, и мы сможем обогатить нашу жизнь и через нас и многих других. И если
мы никогда не увидим конца всему этому, то все-таки оно будет нас вести, будет нас вдохновлять, и с каждым годом мы будем расширять наши знания. В конце концов, есть, как вы знаете, определенные пределы того времени, которое дано нам на эту физическую жизнь. Несмотря на это, мы постоянно
живем, думая, что все это продлится вечно, что мы никогда не уйдем, и что все это будет идти своим чередом. Поэтому нужно, как один древний философ говорил, "думать о смерти, это полезная мысль". И это действительно полезная мысль, потому что мы напоминаем себе, что еще сможем подготовиться к чему-то более прекрасному. Говорить о Николае Константиновиче и Елене Ивановне можно без конца, потому что вы можете затронуть столько разных сторон их интересов, направлений их мысли. И мы могли бы беседовать с вами многие часы о всевозможных проявлениях этой жизни...

Из книги Ю.Н.Рериха <<По тропам срединной Азии>>, издательство <<Агни>> (перевод Рериховского Центра Духовной Культуры г. Самары)
Об учителе Тибета Миларепе
                                  *****
<<С Тингри и областью, расположенной юго-западнее его вокруг горной цепи Лапчи кангри, связан один из величественных эпизодов религиозной и литературной истории Тибета. В первой половине одиннадцатого столетия здесь жил и трудился самый знаменитый учитель Тибета   отшельник Миларепа (Миларас-па), святой Франциск Страны Снегов. На юге Тингри в почти недоступных горных долинах, ведущих к высочайшим нагорьям земли, где снежные гиганты Эверест, Макалу и Гауришанкар вздымаются на громадные высоты, словно соперничая друг с другом, еще живут отшельники, ревностно оберегающие тайну Миларепы, передаваемую через поколения учителей. Здесь в затерянных диких горах все еще можно услышать песни Миларепы и рассмотреть на стенах
покинутых горных жилищ отшельников изображения Учителя, слушающего Внутренний Голос. Каждый год паломники поднимаются почти недоступными тропами к Эвересту, чтобы увидеть гигантский скол на склоне горы   след
падения Наро Бон-чунга.
Однажды Наро, один из главных учителей Черной Веры Тибета, вызвал Миларепу подняться на вершину Эвереста, называемого здесь <<Матерью Великих Снегов>>. Миларепа принял вызов и вошел в глубокую медитацию. Тем временем Наро, видя Миларепу, сидящего неподвижно, с помощью сверхъестественной силы начал взлетать к вершине великой горы. Но как могла победить Черная Вера? Внезапно на вершине горы появился сияющий трон, на котором сидел
медитирующий Миларепа. Ослепленный блистающим видением, Наро упал в глубокую пропасть и при падении оставил гигантский след своего поражения. Так говорит легенда, и сотни паломников превозносят мудрость Учителя,
которому были послушны и звери, и птицы.
Там, в отдаленных горах, можно все еще встретить затворников, членов тайного братства последователей Миларепы, именуемого <<Братья и Друзья Тайного>>. На покрытых льдом склонах прохожий еще может увидеть фигуру
монаха в белых одеждах адепта тайной науки <<Внутреннего Огня>>, или Лунг-тум-мо (лунг гтум-мо). Молва об этой области распространилась далеко по всей буддистской Центральной Азии, и ученые ламы Монголии часто рассказывают о духовных учителях и отшельниках горной страны юго-западнее Шигадзе.
По дороге в Тингри мы встретили нескольких лам  последователей Миларепы, совершающих паломничество в долину Лапчи и ее храм. Некоторые из них несли большой дамару, трезубец и канг-линг, или трубу, сделанную из человеческой кости, подвешенную к поясу. Их одежда состояла только из белого домотканого халата, ставшего серым от постоянной носки и непогоды; волосы были собраны в узел на макушке. Мне предоставилась возможность поговорить с ними и составить Гурбум, или собрание песен Миларепы. Я расспрашивал их о последователях Миларепы и известных убежищах в горах. Сначала они были озадачены моими вопросами.
Какое право имел чужестранец расспрашивать о жизни их товарищей-монахов? Но постепенно, видя что я совершенно серьезен, они становились более общительными. Уже упомянутые <<Братья и Друзья Тайного>>   посвященные уч
еники одного учителя, объединенные общим источником указаний. Они обычно останавливаются в горных убежищах и узнают друг друга по определенным приметам. Они практикуют интенсивную медитацию и тайную науку <<Внутреннего Огня>>, которая позволяет адепту часами сидеть на пронизывающем ветру и во время бури, не ощущая мороза. Наоборот, он чувствует приятное тепло, разливающееся по телу и иногда видит возникающие вокруг него языки пламени.
Говорят, что некоторые из адептов этих практик, чьи жизни были особенно исполнены святости, способны растопить снег вокруг себя на значительном расстоянии. Перед достижением этой стадии тум-мо, устремленный монах должен подвергнуться курсу обучения под руководством учителя, который пристально наблюдает за своими учениками. Без учителя тум-мо считается чрезвычайно опасным, и известны многие случаи, когда монахи сходили с ума. Я слышал о
монахе, который практиковал концентрацию, позволяющую развить в себе тум-мо, в течение четырнадцати лет, но однажды был прерван случайным прохожим, потерявшим путь и спросившим монаха о дороге. В результате этого медитирующий лама испытал такой страшный удар, что не сумел перенести его и лишился разума. Правила тум-мо и медитаций, которые служат чтобы развить эту способность, содержатся в специальных руководствах. Некоторые из них
напечатаны в Нартанге, но чтобы получить их, нужно иметь специальное разрешение от правительства. Большинство руководств   рукописные и переходят после смерти учителя к его самому лучшему ученику. Эти руководства, как правило, составлены на так называемом языке мантр, высоко
техничной форме тибетской литературы, использующей специальные выражения.
Интересно заметить, что тум-мо также практикуется в монгольских монастырях. Эти монастыри, обычно называемые дьян-кхитами, или отшельническими жилищами дхьяна (санскр. дхьяна   размышление), рассеяны по всей стране. На
посещение их должно быть получено специальное разрешение, и даже после этого посетителям запрещается разговаривать с ламами в их кельях.
Миларепа и его песни очень популярны среди жителей Тингри и его окрестностей, и легенды о нем часто рассказываются по вечерам возле костров лагерных стоянок и у деревенских домашних очагов. Автор получил огромную пользу от таких бесед с путешествующими торговцами и странствующими ламами.>>

О Храме Астрологов, традиции Калачакры и Храме Майтрейи.
                                   *****
<<Цурха-йин-суме, или храм астрологов, является важным образовательным заведением в монгольской столице. Он был построен в 1798 г. при жизни четвертого воплощенного Джецюна там-па Хутукхту. Храм содержится в большой
святости, и посетителям вход в него запрещен. Чтобы осмотреть его внутреннее убранство и священные изображения, необходимо иметь специальное разрешение.
В храме служит особая группа лам, и для тех, кто хочет поступить в него, требуется специальная подготовка. Чтобы стать студентом или членом Храма Астрологов, каждому кандидату приходится сдавать несколько экзаменов по ламаистской астрономии и смежным дисциплинам. Здесь есть росписи и раскрашенные свитки с изображением мандалы, или мистической сферы влияния системы Калачакры, или <<Колеса Времени>>. Для правильного понимания этой доктрины требуется совершенное знание кар-ци, или астрономии. Это мистическое учение было привезено в Тибет в XI веке великим Дипанкарой Шричжнаной, или Атишей, знаменитым Учителем из индийского монастыря Викрамашила. Доктрина, которая, вероятно, появилась в Индии в конце X века,
зародилась в королевстве Шамбала, расположенном на севере Тибета. Центром учения Калачакры был монастырь Ташилунпо. Одна из монастырских школ, занимавшаяся изучением Калачакры, известна под названием Дун-хор-чжи
дацан (тиб. <<Дус-кхор-гджи гра-цан>>), или Школа Калачакры. На протяжении долгого времени она оставалась главным центром, где специально отобранные ученики могли посвятить себя изучению глубоких трактатов доктрины. Книги Калачакры даются лишь ученикам, заслуживающим доверия, а все посторонние могут получить их только после специального разрешения Далай ламы или духовных правителей Тибета. Такие книги издаются редко, а печатные формы для них хранятся в больших монастырских типографиях. Если необходимое разрешение получено, то книга печатается бесплатно на бумаге заказчика. Великим ламой Ташилунпо был во втором воплощении Риг-ден джам-пе дак-па (тиб. <<Риг-лдан джам-пал граг-па>>), один из правителей Шамбалы, который
правит королевством в течение ста лет. В будущем воплощении Его Святейшество Таши лама родится как Ригден дже-по, будущий правитель Шамбалы, призванный победить приверженцев зла и установить царство Майтрейи, грядущего Будды. Учение Шамбалы   это сокровенное знание Монголии
и Тибета, и Его Святейшество Таши лама является его главным мировым проповедником.
После смерти нынешнего Таши ламы в 1923 г. учение получило новый мощный импульс В Центральной Монголии и Буддийском Китае. Его Святейшество утвердил создание многочисленных школ по изучению Калачакры. Даже в далекой Бурятии наблюдается подобное явление. Многие монастыри организуют
специальные школы Калачакры со специально подготовленным штатом лам-учителей. Шамбала является не только местом тайного буддийского учения, но и ведущим принципом грядущей кальпы, или космической эры. Говорят, что ученые настоятели монастырей и медитирующие ламы находятся в постоянной связи с их мистическим братством, которое управляет судьбами буддийского мира. Европейский ученый склонен преуменьшать значение слова <<Шамбала>> или относить многотомную литературу о ней или еще более обширные устные сказания к жанру фольклора или мифологии, но те, кто изучил буддизм по книгам и среди народа, знают, какую огромную силу оно имеет для буддистов высокогорной Азии. На протяжении всей истории это слово не только вдохновляло религиозные движения, но даже двигало армиями, военным кличем которых была Шамбала. Солдаты Сухе-Батора, освободившие Монголию от войск генерала Сю, сочинили песню-марш, которую и сейчас поют монгольские кавалеристы Песня начинается словами <<Джанг-Шам-бал-ин-дайин>>, или <<Война северной Шамбалы>>, и призывает монгольских воинов подняться на священную войну за освобождение своей страны от гнета врагов. <<Пусть мы все умрем в этой войне, но мы родимся снова воинами Шамбалы Хана>>,   поется в этой песне.
В прошлом великие учителя буддизма Монголии и Тибета посвящали доктрине Калачакры и Шамбале целые тома. Среди них, прежде всего, выделяются имена Атиши и Бром-тона, Кхе-дуп-дже, третьего Таши ламы Пал-ден йе-ше (тиб: Пал-лдан йе-шес), и Джецюна Таранатхи.
В наши дни возрождается устное народное творчество, иногда в виде пророчеств, песен, нам-таров, или легенд, лам-игов, или напутствий. Многие барды поют балладу о будущей войне Шамбалы, которая покончит со злом. Не следует недооценивать значения этой разбуженной силы, таящейся в юртах кочевников и в многочисленных монастырях ламаистской Центральной Азии. Оставим свое мнение при себе до тех пор, пока не будет переведена и адекватно истолкована вся обширная литература о Калачакре, изучена устная традиция буддизма и найдены ее истоки. В следующем томе мне хотелось бы проследить развитие учения Калачакры и литературы о нем и подробно изучить его влияние на буддистов Центральной Азии. Существует несколько иконографических изображений Шамбалы и Калачакры. Правитель Шамбалы, или Риг-ден Дже-по, обычно изображается сидящим на подушке на троне. Левой рукой опираясь на колено он поддерживает <<Колесо Закона>>, правая рука находится в положении вара-мудра, или знака милосердия. Иногда он держит стебель лотоса, на котором покоятся книга и меч символы принца Знания Манджушри. На некоторых древних картинах Владыка изображен в остроконечном шлеме и нагрудных доспехах, а на более поздних в развевающейся мантии, украшенной богатым золотым орнаментом. У подножия трона сидят его родители, носящие имя Риг-ден Дже-по яб-юм, но порой вместо них изображаются Риг-ден пема карпо, первый проповедник учения Калачакры в Индии, и бодхисаттва Падмапани. Иногда в нижнем углу картины можно увидеть изображение Атиши Шриджнана, проповедовавшего учение Калачакры в Тибете.
На некоторых рисунках внизу под троном Владыки, представлены эпизоды войны Шамбалы с Лалой дже-по, Князем Тьмы. Мы видим Правителя Шамбалы на вороном коне, поражающего короля лалосов. Большой интерес вызывают детали, дающие представление о военном снаряжении древних тибетских воинов: нагрудные доспехи, шлемы с маленькими флажками, тяжелые мечи, кремневые ружья, луки и
стрелы и даже бамбуковые пушки на причудливых лафетах.
На других изображениях представлена мандала Шамбалы. Владыка изображен сидящим на фоне одной из дворцовых башен. Огромный дворец, построенный в китайско-тибетском стиле, окружен цепью высоких снежных гор, так как в <<Шамбала-лам-йиг>>, или <<Путеводителе Шамбалы>>, сказано, что королевство Шамбала находится в горном районе, со всех сторон защищенном высокими снежными хребтами.
В верхнем углу этих картин мы видим изображение Пал-дена йе-ше, или третьего Таши ламы, держащего в руках монашескую чашу, и одноголового идама Калачакры (тиб <<дПал-дус-кйи кхор-ло яб-юм>>). Очень часто идама изображают с четырьмя головами и двенадцатью или двадцатью четырьмя руками. Его тело всегда голубого цвета, а шакти, или юм,   темно-желтого, а иногда и красного. Если идам Калачакры представлен как бодхисаттва, то на нем одеяние бодхисаттвы, а в сложенных руках он держит <<Колесо Закона>>, или Дхармачакру. В этом случае его тело имеет цвет желтой охры. В западной литературе часто ошибочно утверждается, что идам   бог Калачакры. На самом деле он символизирует мистическую силу этой системы и его никогда не следует обожествлять.
В Урге в храме астрологии обучающиеся ламы сначала  совершенствуются в астрономии, а затем посвящаются в секреты Калачакры. Существует традиционный ряд предметов, в которые в определенной последовательности
следует вводить учение Калачакры. За неимением возможности мы не будем рассматривать здесь данный вопрос, так как это потребует длительного описания тантрийских систем.
Самый лучший храм в кюрене посвящен Майтрейе. Огромная статуя грядущего Будды была сделана мастерами Китая в Долон-норе. Первый храм, приспособленный под статую, был построен при жизни пятого воплощенного Богдо Гегена, но вскоре разрушился, и к Таши ламе в Тибет была послана
делегация, чтобы узнать о причине случившегося. Таши лама объяснил, что будущий Будда предпочитает для своего изображения храм в тибетском стиле.
Говорят, что сам лама лично содействовал разработке генерального проекта нового храма.
Настоящий храм построен при жизни седьмого воплощенного Джецюна там-па Хутукхту. Это квадратное деревянное здание с куполом в центре крыши, увенчанной ганджирой, и с традиционными знаменами, или чжал-ценами, по углам. В
центре храма возвышается огромная статуя Майтрейи высотой в пятьдесят футов. За ней у северной стены находятся пять больших фигур внимающих ему бодхисаттв. Остальные стены уставлены стеклянными шкафами с бронзовыми фигурками тысячи Татхагат.
Перед статуей Майтрейи находится алтарь с обычными жертвенными лампадами, восемью счастливыми знаками и большими горшками для благовоний. В центре алтаря размещена Самсарасакра, или Колесо Жизни. Массивные деревянные колонны, раскрашенные в яркие цвета, поддерживают галерею, на которой стоят полки, или кюн-ра, с двумя полными комплектами Канджура и Танджура. Снаружи
храма находится множество барабанов, и паломники, обходя вокруг него, приводят их в движение.>>


О самых последних днях экспедиции
                                   *****
<<От Цзонтанга мы прошли через Сингик к Дричу. В Сингике нас встретил начальник сиккимской военной полиции, направленной Дурбаром Сиккима в помощь нашей экспедиции.
24 мая экспедиция прибыла в Гангток и была гостеприимно встречена полковником и госпожой Бейли в их доме, где мы провели два восхитительных дня.
26 мая все европейские члены экспедиции отправились дальше в Дарджилинг.
Три монгола: Очир, Дордже, и Манджи, которые так преданно служили экспедиции в трудном переходе через Тибет, должны были возвратиться в свои родные места в Цайдам через Лхасу. Благодаря любезной помощи полковника Бейли, им были выданы паспорта и разрешалось сохранить выданные винтовки.
Два из сорока двух верблюдов, оставшиеся в живых, были подарены Его Высочеству Махарадже Сиккима, и мы были рады узнать, что Его Высочество согласился держать животных в своем тибетском поместье в Добтра.
В Дарджилинге экспедиция была официально распущена, ее участники вернулись домой, унося с собой воспоминания о могучих снежных цепях гор, ревущих горных потоках и бескрайних пустынях. Несмотря на огромные трудности, включая политические перевороты и неблагоприятные для путешествий сезонные смены погоды, во время которых
экспедиции часто приходилось продолжать свой путь, она достигла замеч ательных успехов и вернулась с уникальным описанием районов Внутренней Азии.>>


К выпуску прикреплены две фотографии семьи Рерихов и две картины Н.К.Рериха "Священная Тангла" и <<Святой Сергий Радонежский>>.

 

Ниже расположены ряд адресов работающих ресурсов об этой Великой Семье:
На сайте Сибирского Рериховского общества по ссылке  http://www.sibro.ru/roerich.html можно прочитать о каждом из этой Великой Семьи и ученике Н.К.Рериха Борисе Николаевиче Абрамове.

 

По адресу http://home.lipetsk.ru/~roerich/index.html расположен Электронный музей Н.К.Рериха, г. Липецк, (есть английский вариант), где в разделе <<Семья>> можно достато
чно подробно ознакомиться с биографией и деятельностью других членов этой Великой Семьи.
 

Раздел <<Семья>> http://roerich-museum.org/MUSEUM/Base/Rus/family.html Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

 

Nicholas Roerich Museum in New-York (на англ.), представлены биография и коллекция картин Н.К.Рериха - http://www.roerich.org/

 

Виртуальный музей Н.К.Рериха http://www.roerich.ru/index.php?l=rus&r=1024 Русский | http://www.roerich.ru/index.php?l=ukr&r=1024 Український | http://www.roerich.ru/index.php?l=eng&r=1024 English |

Подробно о жизни, деятельности и творчестве Н.К.Рериха на сайте <<Инна Антонова о творчестве Рериха>> по адресу http://vcn.vorstu.ac.ru/win/home/antonova/index.html

 

Подробности для подписчиков рассылки Киевского региона о новом цикле <<ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе.>> по адресу: http://ecc-kyivdar.narod.ru/announcement.html Начало
цикла 6 октября 2005г.

Этим заканчивается текущий выпуск рассылки цикла "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, присылайте свои письма, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru Правильный вопрос рождает правильный ответ. Давайте вместе выстраивать тело, душу и дух данной рассылки.

Всего Вам самого светлого!

С уважением, Алексей Сеев.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.perasperadastra
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное