Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [106] - О грешниках и отношении к ним


Спроси Ангела-Хранителя



Новые и популярные темы форума


Сомнение. Блин, как все сложно!

Стареет ли душа?

Женщина и деньги: семь проблем

Re: Не получается исповедь

Расхождения в представлении Веры

Полезные ссылки для беременных девочек

Святогорская Лавра в Украине

Почему мы читаем молитвы на старославянском?

Соборная молитва родных форумчан

Десять вопросов о патриархе. Вопросы и ответы.

"Наблюдая природу, я соприкасаюсь с Богом"

Какая связь между храмом и одеждой?

Самоубийство

Размышления о расслабленном




Письмо:

Здравствуйте Ангел хранитель! Меня очень интересует вопрос о том, как человек может в будни утром и вечером молится Богу, а в выходные шляться по шлюшкам (простите). Не проще ли просто не молится и вообще не делать вид, что ты верующий. Зачем обращаться к Богу за прощением грехов, когда потом снова совершаешь те же грехи. С моей точки зрения это является еще большим грехом (это просто манипуляция верой). Получается так, что сходил на лево, потом попросил у Бога прощения, как бы очистился - и опять можно по новой идти (так сказать с чистой совестью) дальше. Подскажите мне, пожалуйста, может быть, это я не всё понимаю! может это у меня "не все дома". Буду очень Вам благодарна!



Ответ:

Здравствуйте.

В этом письме мы увидели целых два вопроса. Один - на поверхности, о профанации веры и о сравнительной тяжести грехов. Другой - скрытый - об отношении к грешникам. Мы попытаемся ответить на оба. Потому что каждый из них важен, и на самом деле не так легко определить какой урок полезнее будет извлечь из этого письма. Но в любом случае центральной темой выпуска становится грех. И тут возникают сложности. Ведь само понятие греха, оно, вроде бы, чисто религиозное. Но христианство за время своего существования "вырастило" и всю современную культуру, которая в свою очередь вложила в понятие "грех" свои дополнения, улучшения и допущения. И теперь многие вещи уже нужно "переводить" с языка церковной традиции, для того чтобы воскресить то, что погребено под многочисленными "доработками" этого понятия.

Поэтому давайте начнем издалека... Вообще в современном светском отношении к греху и грешникам есть несколько аспектов. С одной стороны каждый из нас признает "я не идеален", а значит "я, как и все окружающие, греховен". Но с другой стороны это признание остается только словами, потому что православная позиция борьбы и осуждения грехов, так же неприемлема современному человеку. Грех становится синонимом слова Запрет. А на само это слово уже включается мигающая лампочка "запрет есть нарушение свободы". Современное общество так всегда отстаивает свободу личности, что наличие каких-то ограничивающих указаний представляется вообще не сильно приличной вещью. А добровольное следование не очень понятным запретам это уже чудачество и отклонение от "нормы". Опять таки, зачем следовать именно религиозным запретам, если можно быть "просто хорошим человеком" и подчиняться нормам общепринятой морали. О том насколько эта самая мораль размыта и снисходительно относится ко многим действительно опасным вещам, об этом можно говорить долго, но сейчас речь немного о другом.

В письме, на которое мы отвечаем, происходит пересечение понятий "преступления перед общественной моралью" и "религиозный грех". И тут возникает некоторый конфликт. С одной стороны, измена осуждается общественностью (причем, совершенно справедливо), а с другой стороны она практически тождественна греху блуда, который так же является преступлением перед Богом. В этом конфликта как бы нет. Противоречия возникают, когда человеку приходится жить с тем, что он совершил. Самый простой и понятный выход - да ты больше никогда так не делай и все будет хорошо. Общество, по большому счету, так и говорит - ты исправься, соблюдай приличия, и мы постараемся забыть то, что ты сделал, ну, а если ты еще раз сорвешься, то оправданий тебе уже не будет - мы накажем тебя по всей строгости.

У Церкви взгляд на проблему немного другой. Более сложный. Хотя бы потому, что само понятие "мы тебя накажем" исчезает. Судья только один - Бог. Все остальные могут иметь свое мнение, более или менее объективное, но это дела человеческие, в которых ВСЕГДА могут быть ошибки, ложные цели или собственная слепота. У Бога же цель только одна - спасти человеческие души для Царствия Небесного и Его суд это попытка найти возможность оправдать человека, а не поставить ему что-либо в вину. Тем более что наших вопящих к Небу преступлений перед Богом более чем достаточно.

Другое отличие божественного суда и того, что мы сами вершим, по нашим моральным принципам состоит в том, КОГДА пройдет суд. Люди судят и осуждают тогда, когда им стало известно о нарушении. Бог будет судить только во время Страшного Суда и пока человек жив - он еще может повлиять на решение. С одной стороны более мягкие условия, а с другой... Как же иногда живуча в нас вера в то, что еще представится возможность исправить все сделанное когда-нибудь потом, а жизнь обрывается так неожиданно. Вот поэтому люди и получили возможность исповедовать свои грехи. Для того, чтобы заранее сказать Богу - я знаю, что вот это я делаю не так, как Тобою заповедовано, но хочу исправиться. Чтобы вместо осуждения на Страшном Суде получить шанс изменить свою жизнь. Упрощенно говоря, исповедь, помимо всего прочего, это запрос на Божественную помощь, чтобы исправить себя. В этом смысле исповедь это и есть Страшный Суд в миниатюре, только без окончательного решения о вечной ссылке в ад. Человек стоит перед Богом и говорит о том, что у него болит и в чем он желает получить помощь.

А теперь давайте на минуту оторвемся от богословских определений и сравнений. Если по-простому, то Исповедь - это кредит доверия. И точно так же, как и с обыкновенным денежным кредитом, если его не оплачивать, то последствия будут серьезными. Если не платить по кредиту, взятому под залог дома, можно потерять дом. Если не работать над своими грехами, в оплату помощи, полученной при исповеди, помощи, полученной "под залог" души, то человек рискует потерять свою душу. И это уже гораздо серьезнее. Хотя потеря души - понятие для большей части современных людей далекое и отвлеченное, но вот то, что больная душа становится причиной болезни тела, благодаря эзотерикам уже выучили многие. Так и тут - признался на исповеди перед Богом за блуд, получил прощение за прошлое и силы на будущую борьбу. Но если бороться не стал и растратил силы - ухудшил свою жизнь, позвал в неё болезни и страдания. И с каждой исповедью - счет возрастает, не потому, что Бог озлобляется, а потому что пытается нагляднее показать, что грех это не только эфемерный запрет, это самоубийство в миниатюре.

Мы уже рассказывали истории о том, как "срыв" на любовные утехи после исповеди и клятвы перед Богом, что это никогда не повторится, приводил к такому букету венерических болезней, возникших "из ниоткуда", что мало никому не казалось. Так что проблема человека, который носит на исповедь свои грехи, а потом, омытый кровью крестной жертвы, опять ложится в ту же лужу, она не только в манипуляции верой. Бог попытается очистить его душу через страдания. И цена подобного "курса лечения от греха" будет гораздо выше, чем может предъявить любому из нас пресловутое "общественное мнение". В этом смысле, Вам нет необходимости беспокоиться о том, что тот, о котором Вы спрашиваете, будет жить счастливо и безбедно, буквально оскорбляя Бога своими поступками. Каждый из нас платит своей жизнью и своим счастьем за каждый грех, который совершил и который не смог выжечь в душе. И откупиться от этого просто невозможно. Даже исповедь - это только рука помощи, которую протягивает нам Сын Божий, но далеко не гарантия того, что мы получим эту помощь, а не оттолкнем её как непонятную и ненужную, потому что борьба со своими демонами нам представляется бесперспективной.

Но все написанное это как бы внешний взгляд на грешника. То, как мы можем видеть его со стороны. Есть и другая сторона медали. Любой из тех, кто по-настоящему и всерьез пробовал бороться со своими грехами, знает, как глубоко они сидят в душе и чего стоит каждый шаг в правильном направлении. Какими родными и неотъемлемыми от самой нашей личности представляются греховные мысли и поступки. Вроде бы и понятно, что осуждать других и гневаться - грех, но каким праведным представляется наш собственный гнев на грешников, и каким благородным ощущаем мы наше негодование из-за чужих поступков. Самооправдание - оно всегда "поможет", а когда ему на помощь придут уныние и неверие, воплощенные в словах "не могу себя пересилить", "видно Бог именно так мне рассудил мучаться", то грехи сразу расцветают и укрепляют свои позиции.

Человек так устроен (или если хотите, испорчен), что он всегда пытается идти самым простым путем. На самом деле грех ненавидеть легко. Сказать что измена это грех - просто. Но один этот поступок на самом деле сложен. И бороться с грехом очень трудно, пока в нем есть эта сложность. Ведь в "походах на сторону" много всего может быть намешано. Начиная от обид на ошибки жены, которая упорно закрывала глаза на проблемы в отношениях, и, заканчивая незваным чувством запретной страсти, которая выдает себя за любовь. Пока человек весь этот комплекс проблем пытается запихнуть в коробку "прелюбодеяние" и избавится от всего скопом, он обречен получать все обратно, потому что корни этой заразы в другом. В этом смысле работа с грехами это долгий и опасный труд, но пока он не будет сделан, человек будет грешить "на стороне", и возвращаться на исповедь. И все эти метания будут долгими и довольно мучительными, потому что каждый цикл, каждый виток, каждый круг будет усугублять происходящее, вредить человеку и мучить окружающих.

Но если для вас этот человек небезразличен - существует возможность ему помочь, но для этого необходимо нечто большее, чем взгляд со стороны. Нечто большее, чем правомерное возмущение "как он может так поступать". В православной аскетике есть сравнение грешного человека с больным. А в больнице кроме врачей есть еще и сиделки и медсестры и просто близкие люди, которые не станут тыкать пальцем в рану, но когда понадобятся, проявят твердость и помогут пережить трудный период. Кем Вы будете в данной ситуации? Посторонним, который с брезгливым неудовольствием рассматривает мучения человека, или тем, кто поможет ему преодолеть болезнь? Это решает каждый сам за себя. Ведь, как мы уже говорили раньше - "кто без греха?". Или Вы считаете, что тот вред, что Вы сами наносите своей душе гневом и осуждением этого человека гораздо меньше, чем то, как он вредит самому себе? Если так, то вы стоите на очень опасном пути. Опасном и для своего будущего и для своей души. У Бога свои весы. Ему не нужна наша исповедь, чтобы увидеть то зло, что мы причиняем себе и другим. Не сравнивайте свои "мелкие оплошности" и чужие "тяжкие преступления". Только Бог знает истинную цену и того и другого.

Ведь отсутствие молитв, отсутствие исповеди не отменяет содеянное. Отказ признать свой поступок грехом не означает, что последствий не будет. Просто человек остается один на один со своими проблемами. Со своей болью. Со своим мнимым или искренним неверием. Человек, который САМ ДОБРОВОЛЬНО закрывает глаза повязкой, чтобы не видеть чего-нибудь оскорбляющее его глаза, и в таком виде проживает всю свою жизнь, может вызвать только сочувствие как не совсем нормальный. Мы ведь держим глаза открытыми, не только для того, чтобы избежать миллиона опасностей (и избежать, в том числе, потому что мы их видим и осознаем), но и чтобы видеть красоту мира. Чтобы однажды иметь возможность заглянуть в глаза того, кто войдет в нашу душу как самый любимый человек. Так и с верой в Бога. Она не только показывает грехи и дает силы на борьбу с ними, но и готовит нас ко встрече с Тем, кто ради нас претерпел страдания и пролил Свою кровь. И отказываться от любви Творца только потому, что мы сами недостойны ТАКОГО чувства... Это, уж простите, тоже выглядит безумием. Какой бы ни был путь к Нему, сложный и наполненный борьбой со своими грехами.

Храни Вас Бог.



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное