Здравствуйте! очень хочу посоветоваться - раньше часто посещала храм,
чувствовала легко там себя, потом получилось так, что пропускала службы, а
далее - не могу заставить себя пойти, дома молюсь, много читаю религиозной
лит-ры, если идут по телевидению передачи - с удовольствием смотрю и
слушаю, но в храм не иду. Чувство вины какой-то гложет, как правильно
поступить - пересилить себя и пойти или наступит момент, когда просто
потянет в храм? спасибо.
Ответ:
Чтобы ответить на Ваш вопрос нужно попробовать понять, а что,
собственно, составляет центр церковного богослужения? О том, что вообще
единственную ось христианства составляет сам Сын Божий, как Бог,
воплотившийся в человеке, мы уже говорили. Но Его присутствие можно ощутить
в Священном Писании, обратиться к Нему можно и из дома, Дух Святой вообще
не знает границ и преград, так надо ли присутствовать на службе?
Для начала, немного теоретических знаний собственно о богослужениях в
храме. Если Вы знаете, то церковные богослужения вообще составлены
циклично. Есть порядок и время службы в течении дня: утреня, обедня, часы,
вечерня. Есть последовательность и особенности богослужений в течении
недели с максимально торжественной службой (при прочих равных условиях) в
воскресенье. Есть круговорот событий церковной жизни годовой, отмеряемый
относительно Пасхи, которая в Православии является самым главным событием
года. Все это вместе создает уникальность каждого дня в храме. Более того,
богослужения в каждом храме могут отличаться из-за собственных престольных
праздников, наиболее чтимых в данной местности святых и тому подобных
вещей. Не говоря уже об особенностях церковных хоров, которые могут
использовать разные распевы, да и просто то, что служат в храмах разные
люди (священники, дьяконы, певчие) тоже накладывает отпечаток на атмосферу
службы. Но не это главное в храме.
Существует единственная "вещь", ради которой священники приходят каждый
день в храм и служба идет, даже если при этом никто не присутствует.
Это Литургия. Собственно, понятие литургии - вневременное и внечеловеческое.
Конечно, существуют формальные определения, говорящие о том, что происходит
в это время в храме. Но слова это только оболочка Тайны, которая
совершается с обычными земными предметами, и в присутствии обычных людей.
По факту, Литургия это каждый раз приход Бога на землю. Соединение Святого
Духа с людьми, которые нашли в себе мужество сопричастности с Неизреченным.
Вокруг Литургии строится день в церкви. Вокруг Сына Божьего, который
каждый раз отдает свою кровь и свою плоть ЗА НАС. Который отдает Себя нам.
Священнослужители - молятся, чтобы присутствие Бога совершилось. Работники
храма стараются, чтобы Дом Божий был, если и не достоин подобного Хозяина,
то хотя бы не унижал Его, относительно прочих строений мира. И когда
простые верующие задают вопрос "а надо ли мне ходить в храм", на самом деле
они говорят "а зачем мне встречаться с Богом?". И это на фоне вопросов,
с неизменным постоянством задаваемых различными эзотериками или
околоцерковными людьми "как мне встретить Бога, чтобы Он вот так просто
встал передо мной, и я мог Его спросить что-нибудь за жизнь?". Смешно,
на самом деле, когда ВЕРУЮЩИМИ привилегия встречи с Творцом низводится до
дилеммы "хочется или не хочется", "захочется или не захочется".
Не легкость и радостный подъем духа от посещения храма должны быть
критериями. На встречу с любимым человеком мы же идем не ради того, чтобы
услышать что-нибудь приятное. Мы стремимся туда, чтобы душа, разделенная на
две половинки, наконец, обрела целостность. Чтобы тот, кто дорог нам,
просто был рядом. Ведь когда Вы говорите человеку "меня что-то не тянет на
встречу с тобой, давай подождем, может чувство еще вернется", то это верный
признак того, что "любовь прошла, завяли помидоры". А если речь идет о
Боге, то как-то резко меняются критерии искренности отношений. Но, если в
отношении любви к человеку можно и обмануться, то на вопрос о Боге, мы
слишком часто горячо начинаем говорить "Конечно, да как вы можете
сомневаться в нашей любви!", даже если уже давно любим нечто на Него не
похожее. Эти горькие слова не только Вам, но и каждому из нас следовало бы
повторять почаще, чтобы не блуждать в трех соснах житейских ситуаций.
Но на самом деле Ваша ситуация еще "страньше". Ведь есть живая и
искренняя домашняя молитва. Есть чтение соответствующей литературы.
Но Вы когда-нибудь задумывались, зачем все это? Буквально на днях встретила
цитату, которую можно назвать подсказкой к ответу.
Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы
нуждаемся, Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные
щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу... Молитва -
причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Получается, что молитва, это ПОДГОТОВКА встречи человеческой души с
Богом. Слова, произносимые нами, настроения, заложенные в предложениях,
мысли, проходящие красными нитями через все каноны и акафисты. Зачем они по
большому счету, если сама встреча состоится только после нашей смерти?
Если мы сами, подготавливая себя к встрече, каждый раз не находим решимости
прийти.
Ведь самое важное, что может произойти на церковном богослужении это
ПРИЧАЩЕНИЕ. Собственно Встреча. Иначе приход в Храм будет похож на
посещение приема в богатом доме, придя на который, человек только сидит на
галерке и все, что может, это только смотреть на Хозяина. А Он пришел,
но никак не может найти тех, кто захотел бы принять Его Дары. И это уже
страшный и жестокий выбор человека, который даже приход на этот прием
расценивает как великую честь для Бога. Жестокий по отношению к самому
человеку, который делает ТАКОЙ выбор. Который выбирает жизнь, не освященную
этой Встречей. Но, с другой стороны, конечно, безопаснее жить без Бога.
Спокойнее для совести и для собственных грехов, - не надо никуда ходить.
А душу, которой неймется, можно утешить и просмотром движущихся картинок с
"места действия" - и ощущение присутствия будет и риска никакого. Каждый
раз остается удивляться, как изумительно наше время научилось подделывать
то, что не удается разрушить.
Не позволяйте отобрать у себя эту Тайну. На самом деле мы можем долго
рассуждать, как Сын Божий приходил в этот мир и как евреи Его распяли.
Осуждать, плакать, сочувствуя Его боли, переживать, что можем появиться и
все отменить. Но ведь Он и СЕЙЧАС приходит в Храмы, отдавая Себя в жертву.
И тут мы уже сами решаем, каждый ПЕРСОНАЛЬНО - как распорядиться тем, к
чему Он доверяет нам прикоснуться. Опять обречь Его на боль и страдания
из-за нашего несовершенства, из-за трусости и нежелания брать ТАКУЮ
ответственность на себя. Но ведь есть и другой вариант - отдать свою жизнь
Ему. Как залог того, что хоть мы сейчас и недостойны, но мы постараемся,
мы обязательно вырастем, чтобы Отцу не было стыдно за нас. Чтобы через Его
Любовь, а не наши достижения стать жителями Небесного Царства.
Простите, если что не так. Дай Вам Бог сил и решимости на встречу с Ним.
Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.
Сайт ведущих рассылки – http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум.
Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.