Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


А.Г. Бобров

«Катание по росе» как языческое таинство
Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве.
В честь Н.М. Герасимовой. - СПб. - Изд-во "Европейский дом", 2002, с. 45-59.

продолжение

2.3. «Ивановская» роса

У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники».29 Аналогом дня Ивана Купалы на Руси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день» был известен повсеместно. Так, например, повсюду в русской народной традиции сохранился обычай купаться под Иванов день, причем канун праздника (день церковной памяти преп. Аграфены «Купальницы», 23 июня ст. ст. — 6 июля нов. ст.) стал сроком, с которого начинали купаться; считалось, что до этого дня вода еще холодная. Иногда купание заменялось обливанием, но для северно-русских районов, наряду с купанием, обязательным было мытье в бане,30 для чего готовились специальные веники, «в которые вставляли разные цветы и травы, особенно Иван-да-Марью».31

Как известно, участники восточнославянского купальского обряда, зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевали на голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыхая дым брошенных в огонь трав и стараясь не разнимать руки,32 и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу»,33 «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росу и ею мыться, чтобы «парни гонялись»).34 В других местах «день Ивана Купалы назывался еще Ярилы. Обливаются водой, собирают росу (курсив мой. — А. Б.), купаются вместе с лошадьми».35


29 Соколова В.К. Календарные праздники и обряды // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 391. По мнению А.И.Соболевского, «Северная Русь уже, можно сказать, утратила Купала» (Соболевский А.И. 1. Купало // СОРЯС. СПб., 1910. Т. 8. № 3. С. 259).
30 Соколова В.К Весенне-летние календарные обряды... С. 244-245.
31 Там же. С. 245. По свидетельству И.П.Сахарова, «тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марья и парятся ими на здоровье» (Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. СПб., 1997. С. 304). Интересно, что эти веники, которыми парились, «в некоторых местах служили для гадания», т. е. замещали венки, другой важный компонент купальского обряда. В Рязанской губернии день накануне Ивана Купалы называется «лютые коренья» («Смышленые старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть»), в этот день также совершалось «катание на оглобле», завершавшееся выездом на поле, «где при появлении вечерней росы умывались для здоровья» (Там же. С. 296-297).
32 Соколова В.К. Календарные праздники и обряды... С. 391-392; Виноградова Л.Н. Толстая С.М. Иван Купала // Славянские древности. Т. 2. С. 363-368.
33 Словарь русских народных говоров. Вып. 35. С. 182 (запись сделана в 1983 году в Свердловской области).
34 Там же (запись сделана в 1933 году в Ленинградской области).
35 Календарные обряды. 1983-1996 / Сост. К.Е. Корепова, Ю.М. Шеваренкова.
Нижний Новгород, 1997. С. 136-137.
50

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали, «чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.36 В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы).37 Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают смагической целью скатерти по росе».38

Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по «Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», по его словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы).39 Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль;40 отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов41 и в районах контакта восточнославянского и финского населения.42


36 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). М., 2000. С. 76.
37 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С. 370.
38 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 675. Считался драгоценным и дождь в праздник Ивана Купалы, как свидетельствует пословица: «Ивановские дожди лучше золотой горы» (Словарь русских народных говоров. Л., 1977. Вып. 12. С.56).
39 Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. С. 299-300.
40 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т, 4. С. 104.
41 «На самого Iвана iдуть рано перед сходом сонця па поле, де качаються у росi» ( цит. по: Виноградова Л. Н., Толстая С.М. Иван Купала. С. 365).
42 Ленинградская и Свердловская области (см.: Словарь русских народных говоров. Вып. 35. С. 182).
51

В описании купальского обряда в «Стоглаве» (1551 год), согласно списку, известному И.П. Сахарову, прямо говорится: «И егданощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою (курсив мой. — А.Б.)».43 «Наш народ думает - писал собиратель, - что перескакивание через огонь избавляет от очарования. В купанье утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней».44

3. Языческое таинство

«...аки бесы омываются росою»45

3.1. Языческое крещение

В Ветхом Завете описаны чудеса с росой, случившиеся при библейском судье Гедеоне. Сначала, по молитве Гедеона, роса выпала только на расстеленной по земле шерсти, а повсюду было сухо; вдругую ночь «только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд. 6, 36-40). В «Речи философа», согласно Начальному летописному своду (XI век), упоминается об этих библейских чудесах с росой как о прообразе христианского крещения: «Еже нынѣ крестятся духом и водою, якоже и Гедеонъ преобрази...» Далее летописец прямо отождествляет росу и крещение: «роса, еже есть святое крещение».46 Этот же пример использует в «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион (XI век), комментируя библейский текст следующим образом: «По всей же земли роса — по всейбо земли вѣра прострѣся, дождь благодатный оброси, купѣль пакыпорождениа сыны своа в нетлѣние облачить».47 Схожее понимание росы как благодати Христа находим и в ряде других известных в Древней Руси текстов, например, в апокрифическом «Сказании Афродитиана».48


43 Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. С. 301. В двух опубликованных списках памятника, однако, читается не «росою», а «водою» (См.: Стоглав. СПб.,1997. С. 116, 265). Из какого списка «Стоглава» собиратель взял чтение «росою», неизвестно, но у И.П.Сахарова была собственная коллекция древнерусских рукописных книг, перешедшая впоследствии к графу А.С. Уварову (собрание последнего ныне хранится в ГИМ).
44 Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. С. 302. Вообще следует с осторожностью относиться к сведениям, сообщаемым И.П.Сахаровым, так как он «позволял себе подделки под народную поэзию и выдавал их за настоящие, оригинальные» (Тарасов Е. Сахаров Иван Петрович // Русский биографический словарь. СПб., 1904. Вып. «Сабанеев-Смыслов». С. 213), но в нашем случае данные собирателя подтверждаются другими источниками.
45 Сахарой И.II. Русское народное чернокнижие. С. 301.
46 Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 147.
47 Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона / Подг. текста А.М. Молдована // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1: Х1-Х11века. С. 32. Перевод на современный русский язык диакона Андрея Юрченко: «Повсей земле — роса, ибо по всей земле простерлась вера, дождь благодати оросил(народы), купель возрождения облекает сынов своих в нетление» (Там же. С. 33).Близость начальной русской летописи и «Слова...» Илариона, в том числе и эпизода с Гедеоном, уже отмечалась исследователями (см.; Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 66).
48 «Онѣмъ бо пламы въспрѣщаеть, а симъ роса приде» (Бобров А.Г. Апокрифическое «Сказание Афродитиана» в литературе и книжности Древней Руси: Исследование и тексты. СПб., 1994. С. 103). Перевод на современный русский язык: «Тем (язычникам. — А.Б.) пламя грозит, а на тех (христиан, — А.Б.) роса падает»(Там же. С. 135). Ср. во втором (сербском) переводе: «Онѣмъ огнь и прѣшение, симже роса и благодать» (Там же. С. 130).
52

Причиной, побудившей как митрополита Илариона, так и летописного греческого «философа», разъясняя древним русичам смысл центрального христианского таинства, вспомнить пример из Ветхого Завета и соотнесли росу с крещением, было особое отношение язычников к этой приходящей свыше «небесной влаге». Подобно тому, как Иван Купала является своего рода «двойником» Иоанна Крестителя, купание в «живой воде» — праздничной первой утренней росе, еще не освещенной лучами солнца, в определенном смысле служит аналогом христианскому крещению и потому связано в народной традиции именно с днем церковного почитания Иоанна Крестителя.49 Характерно, что в одном из заговоров, хронологически приуроченных к купальской ночи, встречается замена традиционной «росы» «иорданской водою» — водой Крещения Господня.50

3.2. Языческое миропомазание?

В древнерусском «Слове о злых женах», известном в единственном псковском по происхождению списке 70-80-х годов XV века (РНБ. НСРК, F. 312. Л. 142 об.), русалки названы «мироносицы адовы»,причем из описанной сцены очевидно, что речь идет о русалках не как о мифологических существах, а как о реальных участницах языческих игрищ — «русалий»: «Видѣвъ русалкы по граду идуща ирукавома прѣгыбающемъ, и рече: "Се суть мироносицы адовы идуть къ отцю своему Сотонѣ"».51


49 «Мертвой» же водой «во многих местах» называлась та, которой обмывали покойника, «ее выливали в глухих безлюдных местах, чтобы не навредить живым»(Виноградова Л.И. Вода. С. 387), либо вода с землей в противоположность «живой воде» -- с житом (Белова О. В., Виноградова Л. П., Топорков А.Л. Земля // Славянские Древности. Т. 2. С. 315).
50 «Лягу я помолясь, встану я перекрестясь, умоюсь иорданской водою, утрусь духоверною травою (духовною или духоверною травою называется лен и конопля), пойду на восточную сторону...» (Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 386; Тамбовская губерния).
51 Слово о злых женах / Подг. текста, пер. и коммент. А.Г.Боброва // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 7: Вторая половина XV века. С. 486, 579 (перевод: «Некто увидел русалок, идущих по городу с подогнутыми рукавами, и сказал: «Вот адовы мироносицы идут к отцу своему Сатане!»» — Там же. С. 487). Исходя из нового понимания текста, должен исправить свой перевод: скорее нес «подогнутыми», а с «отогнутыми» рукавами (ср. приведенные Б.А.Рыбаковым изображения на многочисленных княжеских браслетах — «наручах» XIII века, на миниатюре из Радзивиловской летописи, а также пензенского крестьянского девичьего наряда для праздничных плясок, на которых мы видим «плясуний-русалок» с распущенными, отогнутыми до земли рукавами (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 714, 716, 718, 720, 722; изображения на С. 694, 695, 715, 719).
53

продолжение следует...


В избранное