Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


А.Г. Бобров

«Катание по росе» как языческое таинство
Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве.
В честь Н.М. Герасимовой. - СПб. - Изд-во "Европейский дом", 2002, с. 45-59.

1. «Живая земля»: Катание

«Не космос погодой правит —
Народ поохладел к земле.
Вот она, Матушка, и остывает».1

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют глубокие корни.2 Древнерусскому культу Земли, нашедшему отражение в средневековых письменных источниках, посвящены классические работы С.Смирнова 3 и В.Л.Комаровича.4 В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке.5


1 Так «говорили жители вологодских деревень» (Власова И.В. Занятия населения и хозяйственные традиции // Русский Север: Этническая история и народная культура ХП-ХХ века. М., 2001. С. 165)
2 Достаточно вспомнить известное многим архаическим традициям поклонение Земле как богине — супруге Неба и как производящему началу Вселенной — Богине-матери (см., например: Рабинович Е.Г. Земля // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991. Т. 1. С. 466-467).
3 Смирнов С. Исповедь земле // Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913.С. 255-283.
4 Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 84-104 (особенно С. 97-104).
5 Смирнов С. Исповедь земле. С. 281.
45

Исследователями собран также обширный материал об обряде «катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции.6 Безусловно, этот обряд связан не только с аграрной магией,7 но и с более древним культом Земли.8 Данные о «катании/кувыркании по земле» в славянской традиции включают различные его виды: святочное — по полу в помещении, масленичное — с гор, весенне-летнее и по окончании жатвы — по полю (в том числе катание священнослужителей во время так называемого «хождения в жито» на Пасхальной неделе, в Вознесение или в Юрьев день) и т. д., среди нихи «катание по росе» утром в Юрьев день или на Ивана Купалу.9

Безусловно, трудно четко разграничить катание «по земле», «по полю», «по траве», «по житу» и «по росе» — не всегда в источниках прямо говорится, покрыта ли земля (поле, трава, жито) росой. Повсеместно распространенная приуроченность совершения обряда ко времени перед восходом солнца, однако, сама по себе неизбежно превращает в наших широтах катание / кувыркание по земле (полю, траве, житу) именно в катание / купание в росе (особенно в ночь перед праздником Ивана Купалы, 24 июня ст. ст. — 7 июля нов. ст., но также и в Юрьев день).10


6 См.: Зеленин Д.К. Восточнославянские земледельческие обряды — катанье и кувырканье по земле // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре.1917-1934. М., 1999. С. 35-48; Абалкина Т.А. I) Концепт движения в обрядовой мифологии славян // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 213-254;2) Китать(ся) // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общей ред. П.Н.Толстого. М., 1999. Т. 2. С. 477 480.
7 «Катание по земле основано на представлении о взаимообусловленности репродуктивных свойств человека и земли» (Агипкини Т.А. Катать(ся). С. 477).
8 О доаграрных корнях обряда «катание по земле» свидетельствует противопоставление «укатывания» земли «катом» труду пахаря: «Еще раз, моя питомая, / Прикоснусь к тее головушкой, / Испрошу у тея благословеньица, / Благословсньица со прощеньицем: / Что рвала я твою грудушку / Сохой острою, расплывчатой, / Что не катом тея я укатывала...» (Смирнов С. Исповедь земле. С. 282).
9 Агипкини Т.А. Катать(ся). С.477-480; Баранова О.Г. Катание / кувыркание поземле // Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. С. 229-231.
10  Так, например, в Полесье «качалися на Юрья по житу. Ранэнько, до сходу солнца» (Агапкипа Т.А. Катать(ся). С. 479), а в Северном Белозерье считалось, что вИванов день «у коо спина болит, по траве надо поваляться» (Минюхина Е.А. Ивановдень // Минюхина И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б.. Смольников С.П., Минюхина Е.А. Духовная культура Северного Белозерья: Этнодиалектиый словарь. М., 1997. С. 147 (д. Сидорове)). Хотя роса в данных текстах не упоминается, у нас есть серьезные основания думать, что речь идет именно о росистой траве (подробнее см. ниже). Кроме того, зачастую в источниках говорится только о «собирании росы», что также может быть порой связано с катанием по ней.
46

2. «Живая вода»: Роса

«Божья роса Божью землю кропит»11

2.1. Магические свойства росы

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год, Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.12 Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться - бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет» и т.д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».14

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как «чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею),15 да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню в райском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки;«слизывает» солнце и т. д.).16


11 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М„ 1880.
12 Виноградова Л.Н. Вода // Славянские древности. М., 1995. Т. 1. С. 387.
13 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., М., 1882. Т. 4. С. 104.
14 Словарь русских народных говоров. СПб., 2001. Вып. 35. С. 181.
15 См.: Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и западных славян. М., 1997. С. 341, 350; а также, например, в северодвинском заговорном тексте: «...подпояшуся я, раб Божи имярек, поясом, Умываюся росою, утираюся зарею» (Бобрик А.Г.. Финченко А.Е. Рукописный Отпуск в пастушеской обрядности Русского Севера (Конец XVIII - начало XX в.) // Русский Север; Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986. с. 136).
16 Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов...С.434.
47

Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок.17 Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Иванович он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».18

2.2. «Юрьевская» роса

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"».19«Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе»;«Будь здоров, как Юрьева роса!»20

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожая, надоев».21 Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночь накануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».22


17 О «живой» и «мертвой» воде см., например: Пропп В.Я. Исторические корниволшебной сказки / Отв. ред. В.И.Еремина, 11.М.Герасимова. Л., 1986. С. 197-199.
18 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Петрозаводск, 1989. Т. I: Былины. С. 341-342.
19 Агапкина Т.А. Мифопоэтичсские основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. С. 418.
20 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 669.
21 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С.396,403.
22 Там же. С. 390, 392.
48

Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечается именно «катание по росе».23 В Белоруссии рано утром в Юрьев день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты».24 Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирания урожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар.25 В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии: «На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю».26 По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние».27

В отдельных славянских землях мотив отбирания молока при помощи специально собранной росы встречается в верованиях. приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».28


23 «Качаюцца у росе, каб жито было велико и жалося добра» (Там же. С. 416).
24 Там же. С. 418. Ср. выражение «Слова о полку Игореве»: «...Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб.,1995. Т. 1.С. 14).
25 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С. 401-402.
26 Добровольский В.И. Смоленский этнографический сборник // Записки ИРГО по отделению этнографии. СПб., 1903. Т. 27. Ч. 4. С. 215 (цит. по: Соколова В.К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — начало XX в. М., 1979. С. 171).
27 Там же.
28 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. С.393
49

продолжение следует...


В избранное