Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика выпуск 66


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 66

В этом выпуске:

Из книги Кирчука И.И "Праздник осеннего равноденствия. Богач." – Минск, 2005.
НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБ

Из книги Кирчука И.И
"Праздник осеннего равноденствия. Богач."
Минск, 2005.

НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБ

Кирчук Иван Иванович
Доцент кафедры этнологии и фольклористики.
МИНСК тел. (029)7768022

НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБ

В традиционном народном мировоззрении имеется своеобразная система упорядочения времени, в которой воедино слились две многовековые традиции: народная (языческо-ведийская) и христианская (мы рассматриваем преимущественно византийско-православную). На протяжении длительного периода времени эти религиозно-культурные традиции сосуществовали по-разному: они взаимопроникали и взаимодополняли одна другую, взаимообогащались, но в отдельных моментах и взаимно исключали возможность конструктивного диалога. Понятно, что более поздняя по происхождению и по времени распространения христианская культура впитала в себя некоторые глубинные исторические традиции наших предков и сделала их своим духовным достоянием. Одной из важнейших составных частей христианско-ведического календаря являются посты, во время которых свадьбы не игрались.

Посты предполагают воздержание от употребления пищи животного происхождения, увеселительных мероприятий, исполнения супружеских обязанностей. Церковь воздерживается на это время от венчания новобрачных.

В традиционном народно-православном календаре имеются 4 основных поста:

1. Шестинедельный Рождественский пост
(начинается 28 ноября, а заканчивается накануне Рождества, в Сочельник, 6 января.)

2. Великий семинедельный пост
(начинается сразу же после Масленицы и продолжается до Пасхи. Его начало и окончание ежегодно зависят от даты празднования самого большого православного праздника - Воскрешения Иисуса Христа.)

3. Петровский пост
(начинается во второй понедельник после Троицы, а заканчивается 12 июля, в день почитания первоапостольных святых Петра и Павла. Его протяженность варьируется от 2 до 6 недель, так как и празднование Троицы также зависело от Пасхи. При очень ранней Пасхе пост бывает длительным, при поздней может быть не более двух недель.)

4. Двухнедельный Успенский пост (продолжается с 14 по 28 августа.)

Кроме того, следует помнить, что венчание в храмах не происходит:

  • во вторник и четверг (дни предшествующие постным дням среде и пятнице),
  • в субботу (Родительская суббота - день поминовения предков),
  • а также накануне и в большие годовые христианские праздники:
    • в канун Сретения Господня (14 февраля);
    • за неделю до Великого поста, т.е. в Сырную седмицу (на протяжении всей масленичной недели);
    • в канун Благовещения Пресвятой Богородицы (6 апреля);
    • на протяжении всей Пасхальной недели (т.е. первой недели после воскрешения Иисуса Христа);
    • в канун Вознесения Господня (на 39-й день после Пасхи);
    • в канун дня Святой Троицы и в день Святой Троицы (седьмая неделя после Пасхи);
    • в канун и в день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
    • в канун Покрова Богородицы (13 октября).

В соответствии с народной традицией крайне нежелательны браки в период с 6 по 21 января (между Рождественским сочельником и трехдневным празднованием Крещения). В это время празднуют Коляды - проводы и встречу Нового года по старому стилю. Следовательно, эти дни являются переходными из одного года в другой. А по народным представлениям в переходные периоды накладывается запрет на различные виды деятельности. Вечера этого переходного периода (от Сочельника до Крещения) были наделены негативными чертами. Их называли “кривыми”, потому что считалось, что в это время справлялись сатанинские или волчьи свадьбы.

При выборе дня свадьбы следует обязательно учитывать и такой существенный космический фактор, как фазы Луны. Наиболее благоприятным для начинания больших и значимых дел и, конечно же, для проведения свадеб считается время :от начала первой и до окончания третьей четверти Луны. При этом все-таки остерегались переходных точек - первых двух дней новолуния и первого дня полнолуния.

Среди восточных славян издавна были распространены рукописные свитки, в которых указывались несчастливые дни. Следует избегать того, чтобы начало свадьбы совпадало с этими “черными” днями. Старайтесь не играть свадьбу в високосный год и в мае месяце.

Существующая среди восточных славян многоаспектная и многоуровневая система ограничений на проведение свадеб будет не полной, если не учесть еще один важнейший фактор, вызывающий бесконечное множество противоречивых толкований, - это смерть родителей вступающих брак молодых людей или их самых близких родственников. Зачастую от представителей среднего поколения (тех, кто сегодня готовится отметить свадьбу своего сына или дочери) можно услышать такое суждение: “Свадьбу необходимо отложить на 40 дней”. Оно базируется на том основании, что в христианской традиции сороковой день считается днем, когда душа умершего предстает перед Богом с целью определения ее будущего существования либо в Раю, либо в Преисподней. Следовательно, коль скоро момент Всевышнего определения состоялся, и мы уже не можем навредить душе своим нерегламентированным поведением, то тем самым мы вроде бы обретаем право сыграть свадьбу. Однако это не совсем так. Мы уже неоднократно говорили о том, что в соответствии с народным календарем смерть близкого родственника исключала семью умершего из цикла праздничных торжеств ровно на год. К числу самых близких родственников относятся представители 1-2 поколений, как по вертикальной шкале наследования (бабушка-дедушка, отец-мать, их дети и внуки) так и по горизонтальной плоскости системы родственных отношений: родные и двоюродные братья и сестры. Особенно важно придерживаться этого правила в случае смерти родителей жениха и невесты.

Вычленение всех ограничивающих обстоятельств позволит нам, наконец, определить наиболее оптимальные сроки проведения свадебных торжеств.

Одним из наиболее благоприятных периодов является время: от самого конца августа и до начала Рождественского поста (28 ноября).

Но при этом из него необходимо исключить поминальную неделю, следующую за празднованием Дмитриевской (родительской) субботы (обычно это третья суббота после Покровов).

Другим наиболее оптимальным сроком празднования свадеб является: зимний Мясоед - период, который начинается 21 января и заканчивается накануне Масленичной недели (т.е. на восьмой неделе перед Пасхой).

В структуре народного календаря есть ещё один непродолжительный промежуток времени, в течение которого допускалось играть свадьбы. Он начинается накануне Троицы и заканчивается перед Петровским постом. Чаще всего этот период выпадает на вторую половину мая и начало июня. В народном творчестве сохранились два фразеологизма, которые свидетельствуют о сдержанном или даже негативном отношении народа к свадьбам этого периода: “Як беднаму жанiцца, так i ноч кароткая”, “Хто у маi ажэнiцца, той усе жыцце маяцца будзе”.

 

Кирчук Иван Иванович
Доцент кафедры этнологии и фольклористики.
МИНСК тел. (029)7768022



www.krivich.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное