Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика выпуск 65


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 65

В этом выпуске:

Из книги Кирчука И.И "Праздник осеннего равноденствия. Богач." – Минск, 2005.
3. ОСЕНИНЫ

Из книги Кирчука И.И
"Праздник осеннего равноденствия. Богач."
Минск, 2005.

3. ОСЕНИНЫ

Кирчук Иван Иванович
Доцент кафедры этнологии и фольклористики.
МИНСК тел. (029)7768022

3. ОСЕНИНЫ

...китайские геоманты считают,
что в одно время года господствует
одна стихия, в другое – другая. В зависимости от сезонных вариаций
изменяются и свойства места.

Ст. Ермаков

Многие учёные утверждают, что энергия в организме человека никогда не стоит на месте, что она постоянно циркулирует. Так в течение 24 часов она “обегает” все 12 каналов 50 раз. По словам Г. П. Малахова: “Помимо этой циркуляции энергии, в каналах наблюдается “приливная” и “отливная” волна в течение суток и даже в течение года В период летнего солнцестояния происходит максимальное “сжатие” дневных каналов, а расширение ночных происходит в дни зимнего солнцестояния. “Время весеннего и осеннего связано с выравниванием “ночной” и “дневной” энергетики организма.”

Дни осеннего равноденствия несут также знак Девы. 23 сентября в народе почитаются также днём Петра и Павла. Как в других случаях имя Петра-Камня сменило имя Велеса-Валуна (знак Весы). 24 сентября в народе почитается днем Федоры-обдеры, замочи хвосты. А. Асов пишет, что имя Федор обычно заменяло имя Перуна, а значит, Федора заменила Перуницу-Додолу. Чудеса, которые творила Федора, также напоминают Додолины: она наполнила водой высохшие колодцы. Её почитали покровительницей дождей. 25 сентября. Считалось, что в сей день змеи уходят в леса и прячутся “очевидно, в память того, как прятались Месяц и Зареница от Хорса.”

Народная мудрость гласит: “В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины (холсты; зерно нового урожая)”. С Рождества Богородицы - луковая неделя, женщины убирают лук. Отмечали луков день в Ярославской, Вологодской губ. Пасеков – день в Пензенской, Саратовской губ. – убирают пчел с пасек или пчельников. К новобрачным едет в гости родня.

В Верхнем Поволжье устраивали “осенщину” – сбор съестных даров священнику местной церкви. Иногда дань собирали чуть позднее, уже по снегу. А. Асов задаёт вопрос: “Ужели мы имеем дело с памятью об осенних дарах богам или волхвам?”

Таусень, или Осенины, Оспожинки, Авсень, Овсень – так ныне многие называют праздник осеннего равноденствия, один из четырёх главных праздников календарного цикла. Это, по существу, праздник урожая, он справляется иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.

Таусень, баусень,
Кишки перепрели:
Всё в печи сидели.
Всё на нас глядели.
Пышки, лепёшки,
Поросячьи ножки,
В печи сидят,
На нас глядят
Поесть хотят.

Так пелось в одной народной песне.

Авсень, авсень, шёлковая борода, золотая голова,
Подай пирога, или курочку с хохолком.
Петушка с гребешком, подай денежку с орлом,
И копеечку с копьём.

Так пелось в другой песне на Тамбовщине.

На Поволжье последний сноп нового урожая почтительно назывался Хозяином, ему воздавали почести, его “считали обладающим магической целительной силой.”

Без зерна из этого снопа не начинали сева. Последний сноп связывался специально сделанным свиточком. Хозяйка присаживалась на сноп и говорила: “Ржица, матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой” (д. Большие Переволоки). Вологодские крестьянки в старину последний сноп ставили под образа на несколько дней, “а в Покров скармливали скотине.” Полевые работы в Калужской обл., по исследованиям Аникина В. П., завершались праздником урожая. В складчину миром варили пиво, резали барана, пекли пироги и, созвав родных и соседей, начинали веселье.

“Петрушечка госпадырёк!
Отгреби-тко свой раёк,
Отсыти ты нам сыты,
Жней за стол усади
Пива, мёда поднеси!”

Обязательным на Осенины считалось приглашение молодых к родителям (тестю и тёще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между невесткой и родителями мужа, между семьями сватов. Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздников.

Исходя из материалов, Осенины – торжество собранного урожая, дань старым и новым богам, выраженная в сохранившихся отголосках древних ритуалов славян. Основными элементами Осенин были зерно и сноп.

Кирчук Иван Иванович
Доцент кафедры этнологии и фольклористики.
МИНСК тел. (029)7768022



www.krivich.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное