"Жена смотрителя зоопарка" (The Zookeeper's Wife, реж. Ники Каро, 124 мин.) - простое кино,
которое пытается затрагивать непростые темы. Это реальная история Яна и Антонины Жабинских, которые во время войны спасали евреев из Варшавского гетто. Зоопарк,
который находился рядом с гетто, в начале войны опустел, и супруги прятали там беглецов, которым затем искали безопасное место.
Казалось бы, очередное историческое кино об ужасах войны. Но в центре сюжета не страдания узников гетто, а свободный выбор людей, находящихся в сравнительно
благополучной ситуации. Им лично не угрожают ни смерть, ни голод, они в дружбе с бывшим директором берлинского зоопарка (Даниэль Брюль), который вернулся в Варшаву в
качестве немецкого офицера. Тем не менее, Жабинские решают вывозить людей из гетто, зная, что в случае обнаружения смерть ждет не только их, но и их маленького сына.
Похожий выбор - пожертвовать своим благополучием, здоровьем и даже жизнью ради чужих прав и восстановления справедливости - делают люди в разных странах и сейчас,
поэтому фильм оказывается не просто экскурсом в историю, но разговором о насущных проблемах. Свою миссию Жабинские выполняли все годы существования гетто, и мы видим,
как однажды принятое решение ложится тяжелым бременем на ежедневную жизнь. Получается, что еще одна тема фильма - ответственность. Директор зоопарка и его жена
привыкли отвечать за многочисленных зверей, затем им приходится думать о беглецах, затем - о будущем собственной семьи. И каждый раз, когда они не могут помочь своим
подопечным, отзывается в них живой болью.
Тем не менее, это фильм не о смерти, а о жизни. Поэтому запоминается прекрасный, залитый солнцем довоенный зоопарк, множество экзотических зверей и женщина, которая
всегда находит с ними общий язык. Джессика Честейн, казалось бы, создана для эпохи 40-х - всех этих шелковых платьев, фетровых шляпок, тяжелых туфель. Любуясь ею,
порой забываешь о серьезности поднятой темы. Тем более, что есть в повествовании некоторая отстраненность и условность. Возможно, это и к лучшему, иначе вынести
происходящее на экране было бы слишком тяжело.