Хотела писать про фильм "Овсянки", а получится похоже, и про книгу. Или про фильм,
который на самом деле - спектакль. Уже придя домой и поискав в интернете, я обнаружила, что народ меря, обряды
которого пытаются сохранить герои фильма, существовал давным-давно и исчез без видимых следов.
Из этого странного текста как будто бы рождается отстраненная, и в то же время неестественно четкая, декламирующая интонация
рассказчика - так говорят в театре, чтобы было слышно задним рядам.
Этот текст печатает, сам не зная, зачем, сорокалетний фотограф со странным именем Аист, работающий на ЦБК в городе Нея где-то
в Костромской области.
Из-под его пальцев выходит рассказ о птичках-овсянках, случайно купленных на рынке, и о директоре комбината, у которого
внезапно умерла молодая жена. Собственно, весь фильм герои в исполнении Игоря Сергеева и Юрия Цурило занимаются ее
похоронами.
Точнее, не так: весь фильм Аист рассказывает об исчезнувшем народе меря, который оставил после себя в тех краях пригоршню
слов - названия рек и тому подобное - да пару обрядов. Собственно, оба эти обряда - свадебный и погребальный - мы и увидим в
фильме.
Этнографический экскурс сопровождается прекрасной и печальной картинкой: теплый ноябрь в Богом забытой глуши, распутица,
дожди и туманы, ветшающие советские постройки, которые постепенно превращаются в какие-то романтические руины. Наслоение
разных культур - языческие обряды, русская провинция, остатки советского быта, буйные краски нашего времени - почему-то
выглядит естественно и не раздражает.
Театральность, условность происходящего тоже воспринимаешь как должное. Правда, в какой-то момент появляется ощущение, что
все это - тонкая издевка над зрителем, готовым заглотить наживку. Чего стоит хотя бы акапельное исполнение стиха о покупке
лечебных трав в аптеке!
И тут нужно вспомнить, что снял картину Алексей Федорченко - автор замечательной мистификации "Первые на Луне". Так
что искать правду жизни в этой истории не стоит. А восхищаться - стоит.