Сон исчезает из памяти почти сразу после пробуждения. Смутно помнишь, что было нечто красивое, интересное, опасное... и
никаких деталей.
Герои "Начала"
(Inception, 142 мин.) умеют создавать сновидения и втягивать в них других. Кто-то один придумывает мир, в котором
разворачивается действие. Все прочие путешествуют по этому миру, не зная его законов. Однако Ди Каприо и его команде сны
нужны не для развлечения. Их задача - проникать в чужое подсознание и вытягивать оттуда секреты, главным образом -
финансовые.
Но все не так просто: сильные мира сего умеют защищаться даже во сне, а сознание главного героя постоянно выходит из-под
контроля - в нем живет призрак умершей жены, который все время мешает остальным проворачивать свои дела.
Даже в многослойном сне, который придумали для особенно сложной операции, на каждом уровне персонажей преследуют
неприятности. От банальной группы автоматчиков до летящего прямо по улице паровоза или состояния невесомости в отдельно
взятом отеле.
Сон - неслучайно любимая "среда обитания" и для кино, и для литературы. Здесь есть где развернуться фантазии. И Кристофер
Нолан это умеет. Пересказывать сюжет, так же как описывать фантастические миры, бессмысленно - это надо видеть.
Кстати, путешествие в глубины сознания рождает бесконечные ряды ассоциаций. Главная из них, безусловно, "Матрица": здесь тоже
смельчаки уходят в сон, оставляя в реальности свои беззащитные тела, происходят драки в невесомости и ведутся рассуждения об
иллюзорности окружающего мира. Только если "Матрицу" можно назвать философией для чайников, то "Начало" - это НЛП для
чайников.
Другой мощный пласт ассоциаций - создание искусственной реальности, главным образом - в играх. Мне в этой связи все время
вспоминалась
"Экзистенция" Кроненберга, где тоже погружаются в видения при
помощи специальных приборов.
"Начало" - настоящий сон, в смысле "небывалая комбинация бывалых впечатлений": он переполнен то ли нарочными, то ли
случайными совпадениями. Ди Каприо во втором фильме подряд сражается с собственными
мыслями о безумной жене. Джозеф Гордон-Левитт снова тщетно пытается завоевать внимание
девушки. "Будильником" для героев служит песня La vie en rose - за фильм с таким названием
Марион Котийяр, сыгравшая жену Ди Каприо, получила Оскара. Кстати, она боролась за
этот приз с Эллен Пейдж, а в "Начале" они обе сражаются за разум главного героя.
Два с лишним часа видений, рассуждений, впечатлений - и почти ничего не вспомнить, выйдя из зала. Только очень хочется
вернуться в этот сон.