Одну девочку никто не любил. У нее были мама и папа, но папа насиловал ее, а мама заставляла работать с утра до ночи.
Мальчишки дразнили ее толстухой, в школе она так и не научилась грамоте, и в итоге ее отовсюду выгнали. А потом появилась
прекрасная фея, и жизнь стала налаживаться.
"Прешес" (мне решительно не нравится русское прокатное название "Сокровище") - странная смесь социальной драмы, актуальной в
основном для Америки, и такой вот нехитрой сказки для девочек. Кино, ставшее сенсацией прошлого года в Америке, поставлено по
роману черной феминистки Сапфиры (псевдоним, видимо, выбран по сходству с Сапфо). Надо полагать, роман основан на некотором
количестве жизненных историй, но сюжет в целом выглядит как коллаж из газетных вырезок: тут тебе и лишний вес, и семейное
насилие, и плохие школы, и привычка жить на пособие, и СПИД, и расовая ненависть...
И все эти беды и проблемы обрушились на голову бедняжки Прешес, которая очень-очень хорошая, только вот настоящих друзей у
нее не было...
Однако заклеймить "Прешес" (Precious: Based on the Novel Push by Sapphire, реж.
Ли Дэниелс, 110 мин.) как примитивное социальное кино для локального употребления было бы слишком просто. Да, американцы
видят в нем что-то свое, дают призы, восхищаются, спорят, обеспечивают фильму нехилые сборы.
Но мы тоже можем разглядеть в "Прешес" нечто любопытное. Потому что это фильм, в котором почти все персонажи - черные и почти
все персонажи - женщины. Такой вот специальный мир, где я насчитала только 4 мужчин, причем трое из них воспринимаются
исключительно с точки зрения секса, а четвертый - грудной младенец.
Вся остальная вселенная состоит из темнокожих женщин, в числе которых дебютантка Габури Сидибе, сыгравшая Прешес, а также
популярная актриса и телеведущая Мо'Ник, получившая "Оскар" за роль ее матери, красавица Пола Пэттон, а также Мэрайя Кэри,
собственно Сапфира и многие другие. Одного из немногих мужчин сыграл Ленни Кравиц.
И еще одна интересная особенность этой истории: спасение Прешес - в грамотности. Буковка к буковке, слово к слову, Each One
Teach One (так называется ее школа), Прешес выбирается из семейного ада, повторяя алфавит, и постепенно находит утешение в
сочинительстве. И вот это уже похоже на правду, хотя тоже давно известно специалистам.
Эти три отличительные черты фильма явно относятся к жизненному опыту самой писательницы. И изучать ее мир интересно, хотя
лучше бы это сделать по книге, которая представляет собой дневник Прешес с любопытной эволюцией языка, напоминающей "Цветы для Элджернона".