Отсидев полтора часа в кинозале, я надолго углубилась в интернет, чтобы понять, что же такое на самом деле "Выход через сувенирную лавку" (Exit Through the Gift Shop, 83 мин.).
Но, с другой стороны, когда речь идет о Бэнкси, надо готовиться к неожиданностям.
Для всех нас, обычных людей, серая стена - это серая стена, "Мона Лиза" - одна из самых известных картин, а рекламный плакат
- просто реклама. Но для художника что угодно может стать отправной точкой фантазии. И на стене однажды появится рисунок,
Мона Лиза перестанет быть похожей на себя, а реклама обнажит свою захватническую сущность. Хотя,
возможно, все это придумывают сумасшедшие, а воплощают в жизнь - хулиганы.
Самый известный из таких художников/сумасшедших/хулиганов, Бэнкси, уже много лет не дает покоя добропорядочным английским
гражданам, рисуя на стенах что-то странное. Иногда выбирается и в Америку или, скажем, в сектор Газа - его привлекают большие
стены. Граждане возмущаются и нехорошие картинки стирают с домов.
Но однажды Бэнкси и его друзья-художники задумались о том, что их искусство живет, возможно, всего несколько дней. Мало кто
его видит, а ведь они обращаются ко всем.
По счастью, у одного из уличных художников, известного как Invader, был чокнутый
кузен, который снимал все подряд на видео. С какого-то момента в поле зрения этого колоритного француза попали работы самого
Invader и его друзей-знакомых - Шепарда Фэйри и других. Так владелец небольшой лавочки (практически -
галантерейщик) стал летописцем подпольной культуры. Однако смонтировать отснятое оказалось выше его сил. Тогда, чтобы отвлечь
француза, ему предложили заняться собственным творчеством, пока Бэнкси втихаря из тысяч отснятых пленок делал фильм.
Сложно сказать, что мы видим и кто это снял - сам Бэнкси или сумасшедший француз. А также - по какому разряду проходит это
кино: документальное, игровое или что-то среднее, на манер
"Зелига". Но только догадываешься, что Бэнкси опять всех одурачил. Он привык играть с массовой культурой, и кино
оказалось очередным объектом, достойным разоблачения. Правда, попутно разоблачается и сам стрит-арт, паразитирующий на общем
культурном наследии. И, возможно, это в фильме самое интересное. А возможно - сам Бэнкси, который дает пространные интервью,
но мы так и не видим его лица и не слышим настоящего голоса. Только черный капюшон на фоне знаменитых рисунков и руки, более
выразительные, чем иные лица. Что, в общем-то, и требуется от художника.