Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актеры советского и российского кино Выпуск №86 Нина Меньшикова


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выходит 1 раз в неделю по понедельникам

Приветствуем Вас на официальной рассылке сайта

"Актеры советского и российского кино"

http://www.rusactors.ru

Выпуск №86

Здравствуйте, дорогие читатели!

Конкурс организованнный Администрацией сайта "Актеры советского и российского кино" при поддержке интернет-магазина DVD-арсенал продолжается.

Сегодня мы публикуем биграфию Нины Меньшиковой, присланную на конкурс Натальей Гончар.

Напоминаем, принять участие в конкурсе может каждый. Для этого вам необходимо написать статью о каком-либо актере отечественного кино, чья биография еще не опубликована на нашем сайте. Размер статьи произвольный, но хотелось бы, чтобы биография актера была охвачена как можно полнее. В конце статьи необходимо обязательно указать источники информации. Если есть возможность - сопроводите биографию фотоматериалами (это не является обязательным условием, но также будет отмечено).

Дерзайте! Ваше участие в конкурсе будет обязательно отмечено. Как уже сообщалось, наш партнер - один из крупнейших в интернете сайтов по продаже DVD-дисков - DVD-арсенал - www.dvdarsenal.ru специально для этого конкурса подготовил призы - DVD диски с новыми отечественными фильмами. Кроме того, лучшие статьи будут опубликованы на сайте www.rusactors.ru с указанием автора.

Ваши работы присылайте на почтовый ящик igor-bin@mail.ru Итоги конкурса будут подведены 1 ноября.

Читайте в выпуске:

Новости

- Русский "Итальянец" отправится за "Оскаром"

- Супермены и роковые женщины нашего кино

- Николаю Караченцову предстоят еще две операции

- В понедельник начинается новый сериал "Адьютанты любви"

Нина Меньшикова в рубрике "Актер недели"

Армен Джигарханян в рубрике "Интервью со звездой"

 

 

 

 

 

Новости из мира отечественного кино

Русский "Итальянец" отправится за "Оскаром"

Российский "оскаровский" комитет выбрал, какая именно российская картина будет в этом году представлена на соискание премии американской киноакадемии "Оскар". Решение принято довольно необычное, учитывая богатство выбора, ведь в этом году наши комитетчики рассматривали кандидатуры целых тринадцати фильмов, причем в их числе были такие кассовые гиганты, как "Турецкий гамбит" и "Статский советник", а также целых два лауреата Московского международного кинофестиваля - "Свои" (победитель прошлого года) и "Космос как предчувствие" (нынешний победитель). Всех конкурентов обошел малобюджетный и неброский фильм "Итальянец", снятый на студии "Ленфильм" режиссером Андреем Кравчуком. Кравчук известен как режиссер-документалист, в последние годы он занимался также постановкой телесериалов. Его полнометражная работа рассказывает историю путешествия десятилетнего детдомовца (актер Коля Спиридонов), которого друзья прозвали итальянцем за то, что мальчика желает усыновить богатая супружеская пара из Италии. "Итальянец" уже получил главный приз детского жюри Берлинского кинофестиваля, получал награды на фестивалях в Благовещенске и Выборге.

Многие в российском киносообществе были уверены, что главным фаворитом нашего "оскаровского" комитета должен стать фильм Федора Бондарчука "9 рота" - зрелищное кино, снятое с большим размахом и по голливудским стандартам. Однако подвел регламент американской киноакадемии. Согласно правилам отбора на "Оскар" фильм, претендующий на то, чтобы войти в число неанглоязычных номинантов, должен хотя бы неделю прокатываться в кинотеатрах в своей стране. Известны случаи, когда в некоторых странах фильм-претендент выпускали в прокат в каком-нибудь небольшом провинциальном кинозале задолго до официальной премьеры. В России этот трюк все равно бы не прошел по простой причине: "9 рота" не была готова раньше объявленного для выхода в прокат срока, а потому ей не хватило всего одного дня до предусмотренной американцами даты.

Впрочем, не исключено, что у камерного и мелодраматичного "Итальянца" будет даже больше шансов войти в международную пятерку финалистов, чем у высокобюджетного военного боевика. Фильмы про детей традиционно по сердцу американским киноакадемикам. Как сообщил "Газете" директор "Ленфильма" Андрей Зерцалов, "и режиссер молодой, и картина остросоциальная, поднимает проблемы, которые есть везде, во всех странах". Тем более что дорогостоящих костюмных проектов из других стран, уже выдвинутых на "Оскар", и так хватает. Китай в этом году будет представлять фэнтези-эпос Чена Кайге "Обещание" (уже объявленный самым дорогим фильмом в истории китайского кино), Гонконг выдвинул мюзикл "Вероятно, любовь", французы представили историческое полотно "Счастливого Рождества" (про совместную встречу праздника германскими и французскими солдатами на войне в 1914 году), а в Германии выбрали фильм "Софи Шолль - последние дни" про студентку-антифашистку, боровшуюся с нацизмом.

Игорь Потапов "Газета" №186 от 03.10.2005г.http://gzt.ru



Супермены и роковые женщины нашего кино

В Москве объявлены имена самых привлекательных, на взгляд зрителей, актеров и актрис.

Сильные, бесстрашные мужчины, судя по списку номинантов, именно такие герои больше всего нравятся женщинам. Сердца зрительниц завоевал Вячеслав Разбегаев за роли в фильмах "Антикиллер" и "Личный номер", Олег Тактаров и Алексей Кравченко за фильм "Мужской сезон".

Федор Бондарчук, Сергей Безруков и Евгений Миронов возглавляют список самых роковых мужчин нашего кино уже второй год подряд. А Даниил Страхов почему-то больше всего полюбился зрительницам за свою самую отрицательную роль - подлого Юры Шарока в "Детях Арбата". Александр Домогаров и Марина Александрова вышли на сцену вместе - их объединяет любовь и в жизни и в кино - в фильме "Звезда эпохи". Самыми волнующими и желанными актрисами признаны Мария Миронова, Оксана Фандера, Чулпан Хаматова и Дарья Мороз.

Главную награду вечера - за немеркнущую красоту и яркие кинообразы, получила Ирина Скобцева. Любимую актрису зал приветствовал стоя.

Вечер завершился сюрпризом - премию Константину Хабенскому вручил продюсер "Основного инстинкта" - после успеха "Ночного дозора" в Америке Питер Хофман приехал в Россию, чтобы лично выразить восхищение талантом актера.

http://www.1tv.ru


Николаю Караченцову предстоят еще две операции

Актеру Николаю Караченцову, пострадавшему в ДТП в феврале этого года, предстоят две операции. После них будет решаться вопрос об участии Караченцова в работе Ленкома, сообщил в интервью РИА "Новости" художественный руководитель и главный режиссер театра Ленинского комсомола Марк Захаров.

На вопрос, как чувствует себя сейчас Караченцов, Марк Захаров сказал: "Все у него сейчас хорошо развивается, и врачи им довольны, и родные преисполнены оптимизма. Я виделся с ним в центре патологии речи. Ему предстоит еще две операции, которые должны закрыть проблемы. Когда это произойдет, то тогда мы самым внимательным образом будем, если он, конечно, этого захочет, рассматривать форму его обязательного участия и работы в театре".

http://www.vsluh.ru


В понедельник начинается новый сериал "Адьютанты любви".

Этот исторический телесериал, который сегодня стартует, еще никто не видел, но кажется, грядут очередные "Гардемарины" - то есть мушкетеры на российской почве, гораздые до любви к Отечеству и его девицам. Поначалу фильм даже и назывался "За царя и Отечество", но потом авторы справедливо постеснялись. А может, и побоялись отпугнуть не слишком монархически настроенную публику. Главный герой - Петр Черкасов, которого можно назвать прапрадедушкой русской разведки. У него друзья-кавалергарды со славными фамилиями Толстой, Охотников и Лунгин. Впереди 64 серии про подвиги, интриги и любовь.

http://www.rg.ru

Фильмография
Нины Меньшиковой:

1954 Переполох
1956 Первые радости
1958 Память сердца
1958 Человек с планеты земля
1959 Хмурое утро
1959 Баллада о солдате
1960 Чудотворная
1960 Сережа
1960 Первое свидание
1961 Битва в пути
1961 Девчата
1962 Молодо-зелено
1963 Большие и маленькие
1963 Человек, который сомневается
1964 Где ты теперь, Максим?
1965 Чистые пруды
1966 Серая болезнь
1966 Верность матери
1968 Доживем до понедельника
1970 Хуторок в степи
1972 Человек на своем месте
1973 Возврата нет
1973 Возвращение скрипки
1975 В ожидании чуда
1975 Сто дней после детства
1975 Шторм на суше
1977 "Посейдон" спешит на помощь
1978 Школьный вальс
1979 Крутое поле
1979 Моя Анфиса
1979 Иванцов, Петров, Сидоров
1981 Шестой
1981 В небе "ночные ведьмы"
1982 Открытое сердце
1983 Серафим Полубес и другие жители Земли
1985 Господин гимназист
1986 Конец операции "Резидент"
1987 Визит к Минотавру
1987 Николай Подвойский
1987 Ссуда на брак
1989 ...И вся любовь
1990 Шапка
1991 Под маской Беркута
1991 Призраки зеленой комнаты

Веселые истории об актерах
http://subscribe.ru/
catalog/rest.
joke.actorshumor

Рассылка для любителей игры "Генерал"
http://subscribe.ru/
catalog/
games.newgame

"Памятные даты в мире кино"
http://subscribe.ru/
catalog/rest.
cinema.cinemadates

 

Актер недели

МЕНЬШИКОВА Нина Евгеньевна

Родилась 8 августа 1928 года, Москва

Народная артистка РСФСР (1977)
Лауреат Государственной премии СССР (1970 - за исполнение роли Светланы Михайловны в фильме "Доживем до понедельника")
Награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "Ветеран труда", "Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне".
Член Союза кинематографистов России

Нина Меньшикова родилась 8 августа 1928 года в Москве. Отец - Меньшиков Евгений Александрович (1898г. рожд.), военный; мать - Меньшикова Татьяна Григорьевна (1903 г. рожд.).

Начало творческого пути

В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно. Прежний руководитель курса, на котором училась Нина, Борис Бабочкин (знаменитый Чапаев из одноимённого фильма) не видел в своей ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности; он оценил ее будущее как абсолютно бесперспективное и, объявив, что у нее некинематографическая внешность и она "не подает никаких надежд", передоверил ее обучение ассистирующему педагогу. Все учебные работы Меньшиковой руководителя не устраивали, и он оценивал их не выше чем "удовлетворительно".

Так продолжалось почти два года, и, возможно, нам не суждено было бы узнать будущую Народную артистку России Нину Меньшикову, если бы она по собственной инициативе не перешла на курс ниже, в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова, где началась ее совершенно новая жизнь в институте.

Именно в мастерской С.А.Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. Она училась, и весьма прилежно (была сталинской стипендиаткой, что весьма существенно отличалось в сумме от обычной стипендии). В характеристике, с которой выпустили Нину Меньшикову из института, было сказано: "Одаренная молодая актриса, способная к решению самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая творческие задачи, проявляет волевые качества".

Все это отчетливо проявилось и в ее дипломных работах - в роли Долли из "Анны Карениной" и в роли Анны Монс из спектакля "Юность Петра", где Меньшикова оказалась достойной партнершей Николая Рыбникова, блеснувшего тогда своим многообещающим талантом в роли молодого Петра Первого.

Первая роль

Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи по мастерской - студенты режиссерского факультета В.Ордынский и Я.Сегель приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного короткометражного фильма "Переполох" (по рассказу А.П.Чехова), они пригласили на главную роль Нину Меньшикову.

Несмотря на предельную скупость реплик и поступков, роль гувернантки Машеньки давала исполнительнице интересный драматургический материал. Трижды на протяжении небольшого кинорассказа меняется психологическое состояние героини, и всякий раз актрисе приходилось искать и находить точные, впечатляющие краски для передачи этого состояния. И она нашла такие краски, чтобы в полной мере передать заурядность Машенькиной натуры и тем самым сделать героиню более живой, а ее трагедию - более типичной.

Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет работать высокопрофессионально - пластично двигаться, мимически точно выражать состояние героини, хорошо носить костюм, - что она не только чутка к замыслу постановщиков, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих задач, к своеобразному прочтению ролей.

Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной - жены профессионального революционера из фильма "Первые радости" ("Мосфильм", 1956). Эта работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже трагедийного накала.

Дальнейшая работа в кино

Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей, требующих лирических красок, проникновенного общения с главными действующими лицами (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии - лирическая и драматическая - переплетались.

В этом ряду ролей можно выделить три, где профессиональные возможности Нины Меньшиковой получили наиболее полное выражение на экране.

Первая из них - бытовая роль доброй, любящей матери в фильме "Большие и маленькие". В этой роли есть одно привлекательное качество: героиня представлена в различных аспектах: на работе (в библиотеке) и дома. В первом случае Вера Игнатьевна Коробова - увлеченный делом, всеми уважаемый человек, во втором - унылая домашняя хозяйка, которой помыкает взрослая дочь и почти не замечает еще более унылый и бесцветный муж. Несмотря на схематизм распределения эмоциональных аспектов роли, Меньшикова сумела сделать свою героиню достоверной и трогательной.

Другая роль, позволившая актрисе широко и ярко проявить свои возможности, - роль Варвары - матери деревенского мальчишки, случайно нашедшего старую чудотворную икону ("Чудотворная"). Этот образ - самый трагический в творческой биографии Нины Меньшиковой. Ее Варвара - женщина, раздираемая внутренними противоречиями. Брошенная мужем с мальчонкой на руках, плохо приспособленная к самостоятельной жизни, робкая и привыкшая к послушанию, Варвара готова поверить бабкиным уверениям, что только чудотворная икона, ниспосланная ее сыну, может принести покой и радость ее истерзанной душе. Актриса очень убедительно передает всю пустоту и приниженность Варвариного существования, очень точно и достоверно делает переходы от животной тоски и страха перед жизнью, которые разрешаются рыданием, к попытке проявления злой власти над сыном - и снова - к бессильным слезам и тупой тяжелой задумчивости.

"Доживём до понедельника"

И, наконец, третья из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, - это учительница литературы Светлана Михайловна в фильме "Доживем до понедельника". Актриса сумела показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. Вместо грубого осуждения своей героини актриса постаралась исследовать ее характер, ее человеческую судьбу. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. Работа Нины Меньшиковой над этой ролью еще раз доказала истинность утверждения о том, что и рисуя характер отрицательного персонажа, актер может утвердить свои жизненные идеалы. Роль получилась настолько удачной, что за неё актриса получила Государственную премию СССР.

Всего Нина Меньшикова сыграла более 60 ролей в кинофильмах и спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Кулиджанов, Сегель, Донской, Бунеев, Федорова, Уразбаев, Сахаров, Ростоцкий, Чухрай, Лиознова, Войнов, Любимов, и др. Наиболее значительные из них: "Переполох" (Маша, 1954), "Первые радости" (Ксения Рогозина, 1956), "Память сердца" (Мария Ивановна, 1958), "Человек с планеты Земля" (Люба Циолковская, 1958), "Хмурое утро" (Чесночиха, 1959), "Баллада о солдате" (Телеграфистка, 1959), "Первый день мира" (Фрау Фишер, 1959), "Первое свидание" (Тоня, 1960), "Чудотворная" (Варвара, 1960), "Битва в пути" (Нина, 1961), "Девчата" (Мама Вера, 1962), "Большие и маленькие" (Коробова, 1963), "Где ты теперь, Максим" (Мать, 1965), "Сердце матери" (Анна Ульянова, 1966), "Верность матери" (Анна Ульянова, 1968), "Доживем до понедельника" (Светлана Михайловна, 1968), "Хуторок в степи" (Татьяна Ивановна, 1970), "Человек на своем месте" (Анна Павловна, 1971), "Приключение скрипки" (Мария Петровна, 1972), "Сто дней после детства" (Ксения Львовна, 1974), "Школьный вальс" (Мать, 1978), "Иванцов, Петров, Сидоров" (Ксения, 1979), "В небе ночные ведьмы" (Комиссар, 1980), "Шестой" (Мать, 1981), "Открытое сердце" (Старшая медсестра, 1981), "Господин гимназист" (Мать, 1991), "Привидения зеленой комнаты" (Мадам Леблан, 1991), "Ссуда на брак" (Варвара Петровна, 1991), "Возвращение минотавра" (Жена, 1991), "Шапка" (Жена, 1991) и др.

Нина Евгеньевна увлекается цветоводством и вязанием. Проживает в Москве.

История любви

Народная мудрость гласит: "Мы ценим правила, но любим исключения". 45-летний супружеский союз режиссёра Станислава Ростоцкого ("Дело было в Пенькове", "Белый Бим Чёрное ухо", "Доживём до понедельника" и др.) и актрисы Нины Меньшиковой как раз и есть то счастливое исключение, которое не подтверждает общеизвестную истину о беспутности в личной жизни людей искусства.

И еще в одном эта супружеская пара была исключением: как правило, очень красивые актрисы выскакивают замуж за некрасивых, но маститых киномэтров. В их случае все было несколько иначе. Природа наградила Станислава Иосифовича и ростом, и статью, и невероятным мужским обаянием. Еще школьником он успел сняться в незавершенном фильме Сергея Эйзенштейна "Бежин луг" (1936 г.). Потом была война, на которой Ростоцкий потерял ногу и только немногие близкие друзья знали, что он всю жизнь ходил на протезе, надевать который мог только после новокаиновой блокады - такие были боли. Он окончил ВГИК в 1952 году. Его учителями были С. Эйзенштейн и Г. Козинцев. Затем работал, вторым режиссером на студии им. М. Горького. Но, конечно, хотелось делать собственные фильмы.

Впервые они с будущей супругой встретились, как вспоминает Меньшикова, "очень обыкновенно, во ВГИКе". Нина отдавала себе отчет, что Станислав необыкновенно красив, знаменит и обаятелен. В него были влюблены все студентки, в том числе и ее подруга - красавица Алла Ларионова. Конечно, у нее шансов не было практически никаких: "Я была так влюблена, что даже заставляла себя не думать о нем, потому что понимала, что, если не перестану о нем думать, то просто сойду с ума..." Однажды Ростоцкий возвращался из института поздней зимней ночью. О персональных машинах тогда еще только мечтали, поэтому ехал он в троллейбусе. Там же тихо мерзла в углу Нина. Они разговорились. Девушка ехала на окраину, в Богородское, к бабушке, у которой жила. Отец был военный и родители находились в Германии. Порыв проводить девушку погасила прагматическая мысль о возвращении из такой глуши, и Нина уехала одна.

Но практичность Ростоцкого оказалась для него самого судьбоносной. Он с соавтором Владимиром Красилыциковым намеревался писать сценарий первой авторской картины. Так как режиссер много лет прожил в деревне Киржач на границе Владимирской и Московской областей, и речь в фильме по Г. Троепольскому шла о деревенской жизни, то и работать лучше было бы в родных местах. "Только нам надо взять кого-то с собой, кто бы нам готовил. Потому что, если мы будем заниматься хозяйством, мы ничего не напишем", - уточнил Ростоцкий. Соавтор высказал весьма обоснованное сомнение, что вряд ли кто-то из девушек на такое согласится. Но Нина сказала: "Я поеду", хотя ее строго предупредили о невозможности романов в походно-рабочей обстановке. Точно по железной мужской логике ее согласие вызвало у Ростоцкого невесёлые мысли: "Вот какие девчонки есть отчаянные, с двумя мужиками в деревню согласна ехать. Правильно про артисток говорят, все они такие. Не женись на артистке, несчастным будешь..."

Ровно в шесть утра Нина с двумя тяжеленными сумками с продуктами спешила с Преображенки к метро "Красные ворота", где в старом "Москвиче" сидели будущие классики. Даже, через много лет Станислав Иосифович помнил ее одежду - синяя курточка и лучшее синее с белыми полосками платье. "Повариху" больше всего волновало отсутствие практики: "Хозяйка я была никудышняя". Конечно, их роман начался в первый же день. Потрясённый таким коварным предательством друга, Красильщиков вскоре утешился в объятиях их квартирной хозяйки. А Меньшикова и сегодня говорит: "Там была любовь. С моей стороны - безумная любовь".

Поездка в Киржач завершилась появлением в 1956 г. фильма "Земля и люди" и рождением в январе 1957 г. сына Андрея, названного в честь оператора Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать из-за перенесённого ею туберкулёза. Но она рискнула и подарила советскому кинематографу талантливого актёра, каскадёра и режиссёра Андрея Ростоцкого ("Эскадрон гусар летучих", "Перехват", "Бармен из "Золотого якоря").

Потом была долгая совместная жизнь и любящая супруга полностью посвятила себя мужу и дому. Станислав Ростоцкий стал прижизненным классиком отечественного кино, лауреатом всех мыслимых кинопризов и премий. Дважды его работы номинировались на премию американской киноакадемии "Оскар" ("А зори здесь тихие", "Белый Бим Чёрное ухо"), трижды признавались лучшими фильмами года ("А зори здесь тихие", "Доживём до понедельника", "Белый Бим Чёрное ухо").

Увы, но последние десять лет жизни ему не оказалось места в российском кино. Он уехал из Москвы и поселился близ Выборга. Умер режиссёр по дороге на девятый кинофестиваль "Окно в Европу", куда был приглашён в качестве почётного гостя, прямо в машине 10 августа 2001 года в результате обширного инфаркта. Но судьба нанесла Нине Меньшиковой ещё один тяжелейший удар - 5 мая 2002 года в Сочи при подготовке к съёмкам трагически погиб их со Станиславом Иосифовичем сын Андрей.

Но остались невестка Марьяна, внучка Оля, фильмы мужа и сына и вера в то, что все мы доживём до понедельника…

Автор - Наталья Станиславовна Гончар

Фотоальбом Нины Меньшиковой

Использованные материалы:
Фурманская Э. Любовь земная // ТВ-парк (Украина), № 34 (364), 2002. - С. 6
Фурманская Э. Роли и судьбы "Доживём до понедельника" // Экран недели (Украина) № 43, 2002 г. - С. 10 - 12
Фурманская Э. Урок истории // ТВ-парк (Украина), № 43, 2003. - С. 28
Нина Меньшикова. Биография // Хит Видео. - http://www.hitvideo.ru
Нина Меньшикова. Биография // Энциклопедия кино. - http://www.kinoexpert.ru
Нина Меньшикова. Биография // Кино Ru. - http://top.list.ru
Нина Меньшикова. Биография // Актёры советского кино. - http://www.actors.khv.ru

 


 

Интервью со звездой

Армен Джигарханян: "В Америке не смог работать... не потому, что амбиции - просто сил уже нет"

Известный актер отмечает 70-летний юбилей. Он по-прежнему много занят в театре, активно снимается (в настоящее время в Харькове - в очередном сериале). В эксклюзивном интервью "ЗН" Армен Борисович Джигарханян рассказал о том, как однажды примерял на себя "биологию лидера" и почему в последнее время его все чаще одолевает желание одиночества.

- Армен Борисович, вы больше верите в человека или в судьбу?

- Я думаю, что это вещи взаимосвязанные. Это отдельно не бывает. Знаешь, один врач мне сказал, что сердце человека запрограммировано на столько-то ударов в минуту, это можно удлинить, ну, немножко укоротить. Так и организм, если там нет патологии никакой. Или, как говорят врачи, фабричного брака. Я верю в энергетику своего организма, и потому я слушаю свой организм. Потенция организма - это могу ли я, образно говоря, родить ребенка или уже не могу. Вот это я должен знать. Но все эти полумещанские рассуждения о том, что человек кузнец своего счастья, имеют какую-то логику. Нельзя думать, что вот посижу я дома, и будет так, как судьба мне определила. Надо двигаться друг другу навстречу. Мы ведь не можем угадать, что нам определено - это выясняется только жизнью. Поэтому тут разграничений быть не может.

- В театре вы играли Нерона, Нельсона, людей, ставших символами. А зритель настроен воспринимать именно легенду, а не человека. Трудно сломать такой стереотип?

- Очень важно, какая ставится задача. Может ставится задача - разрушить этот стереотип или знак, и тогда надо представить какие-то другие аргументы, как добродетели, так и порока. В таком случае разговор идет о неком заглядывании вовнутрь. Я в этом отношении (может быть, я мало знаю) могу привести в пример две пьесы, на мой взгляд, гениальные в смысле рассмотрения великой гениальной личности: "Мольер" Булгакова (или роман, который он потом сделал пьесой) и пьеса "Амадеус". Вот там есть идеальный ход не разрушения, а предложения других аргументов: рассмотреть ежедневно, рассмотреть не только в минуту великого вдохновения, но и спадов, и таких состояний вроде не очень симпатичных... Что же касается Нерона, то эту постановку режиссер Андрей Гончаров в свое время удачно назвал "палаческим театром". Это было не только буквально в стиле Нерона: ты знаешь, он мечтал стать актером. "Какой великий артист умирает" - как утверждает история, это были его последние слова. Потому что в принципе, да, жизнь - это театр. Вот это был палаческий театр, со всеми его страстями, декорациями, гримом, показами и так далее. И для того чтобы свести счеты с врагами, Нерон устраивал спектакли, в которых распределял роли. Это был театр в театре!

- Часто говорят: "Режиссер открыл актера". Но во многих случаях и актер приносит успех режиссеру...

- Если говорить об идеальном или настоящем варианте, то тут нельзя пирог делить, кому больше кусок достанется. Ребенок должен быть похож и на папу, и на маму. В естестве это так. Часто актерам задают вопрос: "А вот это вы придумали или режиссер?" Это вопрос из любопытства. А по-настоящему: это родилось. Мог актер придумать, но это родилось от того, что дал режиссер. Так не бывает: отдельно котлеты - отдельно гарнир. Должно быть что-то общее...

- Сотворчество.

- Да! Мы должны говорить с режиссером об одном и том же.

- Вы переиграли в кино столько преступников... Почему у вас в кино сложился такой отрицательный образ?

- Тогда вас хочу спросить: что такое отрицательный герой? И почему в этом выборе "положительного" вы не предполагаете, что найдется кто-то, кто выберет другого? Обратимся к классическим примерам (а к ним надо обращаться, потому что они великие). Вот Яго... Да, конечно, у нас преобладает желание обратить внимание на хорошее. Но мы же не должны упускать и логику плохого (то есть того, о котором мы решили, что он плохой). Давайте вслушаемся в него. А если возьмешь "Отелло" и постараешься проникнуть в нее, то заметишь, что Яго не такой уж отрицательный. У Яго есть своя очень убедительная логика! Вот в пьесе "Амадеус", о которой я уже сказал, это сделано потрясающе. Там я все время находился в душевном смятении. То, что говорит Сальери, - правда! Он говорит правильные вещи. Для меня во всяком случае. Не Моцарта. Понимаешь? Это трудная задача. Я пытался это внушить студентам во ВГИКе. Но все равно, есть вечные актерские болезни театра. Мы знаем пьесу! Знаем, что в результате распри Капулетти и Монтекки эти два существа погибнут (но когда все начинается, мы же не знаем(!), что они погибнут). И мы уже перестаем слушать аргументы сторон. Как на суде. Представляешь, если суд придет, заранее вынеся приговор? Это ж тогда не суд! А я должен выслушать аргументы сторон! А у большого писателя не бывает знаков, не бывает немотивированности поступков ли, философии ли. Другое дело, что в плохой драматургии боязно копать глубоко, потому что все развалится. И тогда возникают знаки. В античной драме - другое. Там рассматривается состояние духа, исключительное состояние. Нельзя подойти к поступку, к примеру, Медеи, грубо говоря, с юридическим кодексом. Античный театр рассматривает заданное состояние духа за гранью нормального. Оно задано в характере, в этом вулкане. А у вулкана нет логики! Вулкан молчит, потом "Ввва-а-а!" - и взрывается. В античной трагедии есть пограничная ситуация, и вдруг - патология: соединение земли и неба. Что происходит между этим?

- Почему сегодня мало постановок античного театра?

- Это трудно очень. Невероятно. Мне одну такую работу когда-то предлагали. И должен сказать, что при всей соблазнительности, я находился в состоянии страха. Я понимаю, что мы это не умеем. У нас нет в жизни этого (и никогда этого не было в жизни). Это вывих. Космическая ситуация. Попытка понять или разглядеть божественное в человеке. А божественное не поддается нашей логике. Что нам опираться? Как это? Это не может быть просто: "О-о, боги!" Это оттуда. Какой-то знак. Гул оттуда.

- У вас есть хоть один герой, которого вы отождествляете с собой (возможно, я задаю "детский" вопрос)?

- Нет, вопрос не "детский". Он точный. Потому что тогда мы должны разобраться, кто Я и каково это отождествление. Я вот этот, реальный? Отснялся, пришел, одел маечку, сидим, разговариваем: Это Я? Или во мне живут духи, бесы? Знаете, я думаю, что наше дело близко к врачеванию. Скажем, я на себе испытал. Когда я тяжело заболел, то оказалось, что в моем организме есть еще какие-то болезни скрытые, которые вылезли. Так и дух. Я еще не знаю, какой я. Обыденный я сейчас? Нормальный? Но, может, это не весь Я? Поэтому на вопрос боюсь ответить... Не знаю. Расскажу случай из моей жизни. Играл Левинсона в "Разгроме" в театре Маяковского. Это был один из первых спектаклей Марка Захарова. Гениальный спектакль! Поверьте на слово. Я даже смею сказать, что Захаров такого больше не сделал, при всей своей потрясающей фантазии. И вот я всегда думал о себе, что я - не лидер, что не могу вести людей. А Марк требовал лидера. Потому что "Разгром" Фадеева в его представлении и в его решении, это биология лидера. И вдруг я начал в себе обнаруживать эту страсть - вести людей. Страсть: этих объединить, этого обмануть, этому сказать: "Иди сюда!" Понимаете? Только на конкретном материале, в конкретном общении, в конкретной задаче или попытке идти по конкретной дороге может обнаружиться это отождествление.

- Давайте отвлечемся от театральной темы. Вы много ездили по миру. Нашли хоть где-нибудь свой "Рио-де-Жанейро"?

- В Америке в Калифорнии есть один маленький городок. Очень может быть, что я ошибся... Что так совпало состояние духа... Просто я люблю Америку - не супермаркеты, не небоскребы. Я люблю тихую Америку. Но зарабатывать там деньги не могу. У меня нет языка. Только на уровне how much? Я даже не могу работать грузчиком в магазине. И не потому что амбиции, а потому что сил уже нет. А стать американским гражданином? Опять же надо сдать экзамен по языку.

- У вас часто возникает желание закрыть все двери и "ставни", погрузившись в состояние одиночества?

- Часто. Очень... И чем дальше, тем чаще. Я люблю одиночество. Может быть, в силу профессии. Тяжелая профессия. На продажу.

Трагедия для многих людей в том, что, всецело отдаваясь любимому делу, в конце жизни они часто оказываются в тупике, и остается какая-то обида на мир.

Я видел в жизни и такие вещи. Нельзя во что бы то ни было - и в человека, и в друга, и в семью, и в работу - погружаться настолько, чтобы воздуха не было. Должен быть воздух! Расскажу историю, очень грустную... Знал я одну семью... В этих супругах было что-то невероятное! Потом внезапно жена умерла. И вдруг с мужем что-то произошло, выяснилось, что воздуха нет, и он растерялся... Из него начали вылезать какие-то духи. Потом он начал ненавидеть свою прежнюю жизнь, поскольку вдруг выяснилось, что он был заложником. И все было вложено туда! Вдова Модильяни через пять дней после его смерти выбросилась из окна... А этот остался жить, хотя жизнь ушла. В этом очень большая драма. Это существует. К сожалению. Как говорил мой герой, врач-психиатр из фильма "Цареубийца": "В области человековедения есть вопросы, на которые не надо пытаться ответить!"

- А что бы вы не могли простить другу?

- Сегодня, уже прожив жизнь, я не так принципиален. Я понимаю, что все не просто. Я понимаю, что есть невероятные магнетические бури в природе, и все мы подвержены каким-то влияниям. Поэтому я перестал быть (или не хочу быть?), стараюсь не быть принципиальным. Если, конечно, дело не касается вещей, переходящих грань дозволенного или человеческого достоинства. Но если говорить о друзьях, с которыми ты тридцать, сорок лет вместе, то тут уже все перемалывается. К ним начинаешь относиться, как к себе. Сократ очень хорошо предлагает: любить, знать, что другой - это ты, и любить его. И если это есть в тебе, только тогда разум может подсказать истину. Если я начинаю с любви, то потом выясняется, что вот эту черту я уже не замечаю.

- А существует ли для вас понятие "мой" и "не мой человек"?

- Да. Но трудно идти по жизни только с "моим". Иногда приходится и "не с моим". Особенно в моем деле. Часто есть необходимые встречи с партнером, режиссером, директором, и, если я вижу, что это "не мой" человек, то не иду на сближение. При этом необязательно его ненавидеть или выключать из жизни.

- У вас есть свои идеалы в большом искусстве - живописи, в музыке?

- Многих люблю. Больше люблю старых мастеров. Очень люблю Веласкеса, Эль Греко, портреты особенно. В музыке - это Моцарт. Не могу сказать, что понимаю, но - волнует. Что-то в нем есть очень могучее. Знаешь, я приведу грубый пример, спустимся с тобой на землю. Я не понимаю светомузыку. Потому что я думаю, что хорошая музыка не требует дополнительных разъяснений. Не люблю, когда перед симфоническим концертом выступает музыковед (очень хороший, очень умный) и начинает говорить, что будет в третьей части аллегро. Я хочу прожить с музыкой. Информация музыковеда не столь интересна, как сама музыка. Занятие искусством требует невероятного погружения, и начинают действовать другие законы, которые со стороны не видны, и судить о них очень трудно. У меня бывали случаи, когда, прикасаясь к роли, я брал (или мне предлагали) какую-то литературу, связанную с исполнением этой же роли одним из великих артистов. И ничего я не понимал. Это ни в чем мне не помогало. К примеру, есть информация, что Михаил Чехов в роли Хлестакова плакал настоящими слезами. А что это? Где этот ручеек, который пробивается, пробивается, и начинается река? Вот за этим интересно следить. Я не читаю рецензии. У меня был замечательный учитель, который еще в институте отбил нам эту охоту. Он говорил, что рецензия - мнение одного человека, очень субъективное мнение. Ведь кроме информации о том, что Эйфелева башня находится в Париже, гораздо важнее эмоциональная информация. Нет человека, который не знает, чем закончится "Отелло". Но, если идет спектакль, мы идем смотреть. Почему? Мы же знаем, что он все равно ее задушит. Но мы идем за новой эмоциональной информацией, потому что мне интересно, как проживет эту жизнь Лоуренс Оливье или Роберт де Ниро. Знаете, как Орсон Уэллс сказал замечательно о Феллини: "Все творчество Феллини - это удивление провинциала". А я бы добавил - гениального провинциала! Удивление! Он увидел Рим именно таким и сделал фильм. Вот это настоящее искусство. Я убежден, что злые языки говорят, будто Феллини согласился снимать "Казанову", не зная, о чем речь (разговор не о невежестве). Но все-таки он прочитал, а потом сделал свое. Я думаю, что это самое интересное и ценное в искусстве.

- "Есть только миг, за него и держись". Вам близка эта формула?

- Мне больше нравится "Остановись, мгновенье!" Человек, который хоть немножко занимается творчеством, знает, что ничего завершенного нет, ибо через двадцать восемь секунд после того как Моцарт написал "Реквием", он уже думал иначе. Я был в Риме и видел самые древние в мире часы. Меня потрясла надпись: "Сейчас больше, чем ты думаешь".

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/566/51358/

Биография Армена Джигарханяна

Ваши отклики и замечания по Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru .

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


Озон: кино, музыка, книги

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.cinema.rusactors
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное