Режиссер — Жан-Франсуа Рише В ролях: Венсан Кассель, Сесиль Де Франс, Жерар Депардье, Жиль Лелюш, Рой Дюпуи, Елена Анайя Продолжительность — 112 м
Чертовски жаль, что сегодня у большинства киношников — не столько у режиссеров, сколько у продюсеров и студийных функционеров — совсем не хватает смелости на выпуск честного четырёхчасового эпоса. Если режиссер, освоивший эпическую дистанцию, всё-таки упрямо откажется утаптывать хронометраж до более скромных рамок, значит, его творение порежут на пару самостоятельных частей. И то, насколько одна половинка в состоянии работать
в отрыве от другой, никому не будет особенно интересно.
Именно так произошло с «Врагом государства № 1», масштабным эпосом о жизни самого знаменитого французского бандита Жака Мерина — первые два часа вышли сейчас, вторые будут примерно через месяц. Но штука тут в том, что режиссер Жан-Франсуа Рише явно выстроил свою картину по принципу локомотива на железнодорожном спуске — сначала движение идёт медленно и тяжело, но постепенно всё разгоняется так, что сносит на своём пути
любые препятствия. Подход отличный и действенный, да — вот только прервав этот полёт под горку на полпути, продюсеры получили немного неожиданный эффект. Едва ли не две трети получившегося первого фильма отводится под низкий старт, а как только дело начинает принимать серьёзный оборот, с экрана уже ехидно подмигивает титр «Конец первой части».
Есть и другая причина, по которой разделение на две части существенно портит дело. В истории легендарного для Франции преступника режиссер Жан-Франсуа Рише выбирает максимально отстраненную интонацию — он никак не старается ни романтизировать, ни демонизировать Мерина. А что останется от бандита, если лишить его одновременно и романтического ореола, и отталкивающей, но по-своему завораживающей негодяйской витальности? Правильно, останется
только обычный неприятный человечек, временами энергичный и находчивый, а временами и настоящая мразь. Возможно, французам, для которых фигура Мерина — такая же неотъемлемая часть национального сознания, как для нас, не знаю, Чикатилло или Ходорковский, такой подход кажется неожиданным и оправданным. Всем остальным же приходится два часа наблюдать за становлением героя, не вызывающего никаких сильных эмоций — особенно в свете того, что это
становление оказывается как две капли воды похоже на становление любого другого киношного гангстера, вымышленного ли или нет, не суть. Лишь к самому концу фильма Мерин, завороженный сообщениями о себе по телевизору после дерзкого побега из тюрьмы при помощи одних только кусачек, начинает понемногу превращаться из бандита в миф — но уже через какие-то пару минут с экрана, как уже говорилось выше, подмигивает титр «Конец первой части».
В ситуации, когда всё самое интересное и важное в этой истории оказывается переброшенным во вторую часть «Врага государства № 1», что же остаётся непосредственно первой? Не так уж много — отменный Венсан Кассель, поджимающий губы и топорщащий усы как в последний раз, несколько красивых европейских актрис в ролях женщин, необъяснимо вешающихся на Мерина с первых секунд, вездесущий Депардье в гриме Юрия Антонова, несколько
перестрелок, слова «Свобода или смерть», звучащие последними. Ах, ну да — сильная музыка, живописная натура, красочные съёмки. Но всё равно — выбирая между возможностями просидеть в зале четыре часа подряд ради полноценного и насыщенного кинематографического переживания и отделаться в два раза быстрее, но с вдвое меньшим удовлетворением, я лично, как зритель, выбрал бы совсем не тот вариант, который мне заранее приписали
издатели «Врага государства № 1».
Вердикт Кочерыжкина — только половина довольно мощного, судя по всему, масштабного фильма, обрывающаяся, согласно традиции, на самом интересном месте.