Режиссер — Марк Форстер В ролях: Дэниел Крейг, Джуди Денч, Матье Амальрик, Ольга Куриленко, Джанкарло Джанини, Джемма Атертон Продолжительность — 106 м
Да, именно так жестокая реальность расправляется с блаженными оптимистами в розовых очках. После того, как Дэниел Крейг самым мощнейшим образом дебютировал в роли агента Джеймса Бонда фильмом «Казино Рояль», многие, в том числе и ваш покорный слуга, грешным делом думали, что сериал про «Бонда» уже никогда не будет прежним. В ответ нам вышел «Квант милосердия» — один час сорок
шесть минут немилосердного и страшно убедительного доказательства нашей бесконечной наивности.
В принципе, такой поворот событий вполне в традиции «бондианы». Всякому исполнителю роли Бонда доводилось чередовать вдохновение с убожеством — на каждый «Золотой глаз» и «Только для ваших глаз» обязательно находились свои «Умри, но не сейчас» и «Мунрейкер». Не стал исключением и Крейг — вслед за дьявольски элегантным и фантастически исполненным Бондовским дебютом у него
вышел скомканный, невнятный и перекорёженный второй фильм. Причём особенно занятно, что в «Кванте» очень, очень много всего, что в теории могло бы быть просто фантастическим, но оказалось самым нелепым образом запорото на уровне практики.
Здесь есть великолепно поставленные, удивительно глубоко и интересно продуманные сцены действия — фильм даже открывается идущими чуть ли не в стык двумя погонями, одной автомобильной и одной пешей — но смонтированы они таким чудовищным образом, что от визуального мельтешения глаза начинают болеть уже минуте на третьей. При этом режиссеру Форстеру — который сам признавался в интервью, что у него мало опыта в съёмках крутого
экшена — как будто больше интересно всовывать в сцены действия разные пижонские ракурсы, нежели подавать само действие хоть сколько-нибудь внятно. Это обламывает самым невероятным образом — из одной только перестрелки в середине фильма, смонтированной параллельно с оперой «Тоска», талантливый постановщик (кто-нибудь вроде Джонни То, или хотя бы Брайана Де Пальмы)
мог бы сотворить целую поэму. Форстер же делает невнятную нарезку на полторы минутки, и почему-то остаётся этим доволен. И так здесь со всем — скажем, финал разворачивается в совершенно удивительном здании посреди пустыни, но трясущаяся камера и спазматический монтаж лишают зрителя возможности насладиться действительно уникальными интерьерами.
Схожая растрата потенциала происходит и на актёрском фронте. Ни Крейгу, который чуть ли не рвёт экран на части, ни Амальрику, нашедшему для своего злодея весьма интересные нотки, практически нечего играть. Персонаж Ольги Куриленко вообще можно было бы безболезненно выкинуть — а вместо него существенно развить и укрепить героиню Джеммы Атертон, которая здесь сверкает какие-то пять минут и потом ни за что ни про что умирает. Не обиженной
остаётся только неизменно великолепная Джуди Денч — её начальнице М от фильма к фильму уделяют всё больше внимания, и, в общем, не зря. Но всё же — когда едва ли не единственное правильное решение создателей фильма касается второстепенного по сути персонажа, это, на мой скромный взгляд, называется провал. Хорошо всё-таки, что, закончив «Квант», Форстер отказался снимать ещё и следующего «Бонда». Хватит с нас
и того, что он наворотил тут.
Вердикт Кочерыжкина – своеобразное восстановление равновесия – невнятный и довольно-таки стрёмный «Бонд» в пару великолепному предыдущему