Режиссер - Карлл Панака В ролях: Юрий Стоянов, Максим Коновалов, Михаил Шац, Вадим Галыгин, Александр Семчев Продолжительность – 114 м
Велик, ой велик соблазн подвязать «Очень русский детектив» третьим к «Самому лучшему фильму» и «Гитлер капут» - мол, вот она, ведущая птица-тройка современного отечественного комедийного кино. В теории это звучит красиво, но на практике эта птица-тройка не столько в едином порыве вынесла бы отечественную комедию вперёд в сияющее будущее, сколько
немедленно разорвалась бы на части и ломанулась, кто куда.
А самое смешное, что дальше всех по направлению к будущему прорвался бы именно «Очень русский детектив» - продукт с наименьшим из комической троицы рекламным бюджетом и, как следствие, наименьшим кассовым потенциалом. В принципе, история о том, что лучшее кино всегда собирает меньше всего, совсем не нова ни в нашем, ни в мировом кинопрокате – спросите хоть «Бегущего по лезвию бритвы», страшно провалившегося на момент своего выхода, хоть недавнего «Непобедимого»,
с трудом наскребшего какие-то полтора миллиона долларов за три недели проката. Но это пока всё предположения – в прокат «Очень русский детектив» выйдет только 20-го числа. Хотя уже сейчас можно испытывать умеренное восхищение создателями фильма – всё же надо обладать заметным безрассудством и уверенностью в собственных силах, чтобы сделать центральным сюжетообразующим объектом пародии на детективы и триллеры фильм «Семь»,
который массовый зритель не то что вряд ли узнает, но вряд ли вообще знает. Дальше по всему фильму таких приветов всякой американской классике набегает огромное количество – тут ни с того ни с сего пробегает вдруг привет «Твин Пиксу», в финале довольно любопытным образом всплывает «Настоящая любовь» Тони Скотта.
Поскольку в «О.Р.Д.» пародируются в основном детективы американские, там придуман довольно эффектный ход – за кадром присутствует голос как бы переводчика (причём на эту роль взяли самого настоящего Александра Гаврилова, того самого, чей голос звучал в большинстве пиратских переводов боевиков), и именно ему принадлежат две из трёх по-настоящему гениальных шутки фильма. Также в фильме присутствует довольно неожиданное для предполагаемого пародийного капустника с шуточками
перевыполнение плана по качеству. Во-первых, не на шутку постарался композитор Алексей Айги – его музыка запросто украсила бы и любой совершенно серьёзный триллер. А во-вторых, отменно поработал постановщик Карлл Панака – понятия не имею, кто он и откуда взялся, но снимает он на редкость вменяемо, грамотно и искусно.
Впрочем, «Очень русский детектив» не был бы современной отечественной пародией, если в нём не обнаружилось вдруг каких-то серьёзных проблем. Причём в этом вопросе фильм зашёл с довольно неожиданной стороны. Если «Самый лучший фильм» был просто бесконечным набором не всегда смешных гэгов без намёка на кинематографические достоинства, а «Гитлер капут» был поприличнее снят, но напрочь лишен связной истории, «О.Р.Д.» не хватает совсем другого.
В нём есть и история, и кинематографические достоинства – но ему страшно, до ужаса не хватает отточенных диалогов и комических реплик. Компания сценаристов из шести, кажется, человек сочинила массу прекрасных визуальных или тематических шуток про кино – но подкачала и с текстами, и персонажами. Стоянову не приходится прилагать больше усилий, чем в том же «Городке», героя Коновалова и вовсе ограничили именем «Брет Пидд» и дурацкими бакенбардами – зачем они, кстати, пародии
на Бреда Питта, ума не приложу? Плюс фильм вышел несколько затянутым – третья часть, в которой вдруг начинается пародия на «Десять негритят», выглядит явно лишней. Авторы как будто и сами понимают, что немного заигрались, и потому на пути к финалу начинают мочить своих персонажей с какой-то ужасающей торопливостью. Но даже при всех этих проблемах нужно признать – пока это наиболее цельное и вменяемое произведение на ниве большой отечественной кинопародии. Хорошо бы оно, и правда, стало
предвестником чего-то хорошего в будущем.
Вердикт Кочерыжкина – крохотный шажок для всего кинематографа, но огромный скачок в правильном направлении для отечественной кинопародии