Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ликбез для начинающего сценариста


Ликбез для начинающего сценариста. Выпуск 11

Здравствуйте,

 

Возможно, вы в курсе, но, может, и нет, что в Москве с 15 по 19 октября в рамках III Международного фестиваля современного кино 2morrow состоялась II Международная образовательная программа для молодых кинематографистов TOMORROW GENERATION CAMPUS.

TOMORROW GENERATION CAMPUS 2009 – это 5-дневная образовательная программа,  для прошедших отбор 15 молодых кинематографистов (продюсеров, режиссеров, сценаристов) из Германии, Сербии, Португалии, Великобритании, Латвии, Израиля, Эстонии, России и других стран. Стратегическим образовательным партнером Tomorrow Generation Campus 2009 стала Нью-Йоркская Академия Киноискусства (NYFA). Преподаватели Академии Пол Браун, Кеннет Джонсон и Лидия Седроне прочли лекции по основополагающим кинематографическим специальностям – драматургии, режиссуре и продюсированию, а также провели мастер-классы и тренинги.

СОБЫТИЯ TOMORROW GENERATION CAMPUS 2009

* Съемки 3-минутных учебных картин. Создание фильмов в сжатые сроки в интернациональной команде под руководством педагогов NYFA и специалистов российских киновузов - практическая составляющая Tomorrow Generation Campus (17-18 октября). Лучшие фильмы показывают на церемонии закрытия кинофестиваля 2morrow.

* Круглые столы с участием ведущих представителей российской и европейской киноиндустрии.

* Мастер-классы.

* Ярмарка проектов. Презентация участниками своих полнометражных проектов вниманию профессиональной и искушенной аудитории дистрибьюторов, продюсеров и фестивальных отборщиков из России и стран Европы (19 октября). Начинающие кинематографисты встречаются с потенциальными партнерами для производства и дистрибьюции своих дебютных фильмов, а также имеют возможность услышать квалифицированное и заинтересованное мнение кинематографического сообщества.

Идеолог, создатель фестиваля  и его президент – замечательный режиссер Иван Дыховичный 27 сентября ушел из жизни. На фестивальных площадках прошла ретроспектива его фильмов. Организаторы предоставили возможность еще раз встретиться с творчеством  большого Художника всем желающим.

Подробнее о событиях прошедшего фестиваля можно узнать, пройдя по ссылке http://www.2morrow.ru/work/programm/generation_campus

Я же хочу поделиться впечатлениями о встрече, в которой сама принимала участие. Это была лекция Пола Брауна о кинодраматургии.

Поначалу не хотела занимать вас рассказом о несущественном: как  выглядит, как ведет себя мэтр. А потом подумала, что неверный ход. Для меня же это сыграло существенную роль в укреплении доверия, которое я испытала к советам Пола, значит, так действует общий механизм восприятия.   Поэтому кое-что о портретных данных героя сказать уместно. Возрастом лет за 50, может, и старше. Выглядит свежо и бодро. Среднего роста, крепкий, в хорошей физической форме. Джинсы, майка, нейлоновая куртка. Короткая стрижка на седых волосах, калифорнийский загар, белозубая улыбка, быстрый конкретный живой ум, постоянно ищет возможность пошутить. Контакт с аудиторией устанавливает стремительно: неформальный и тесный - от сердца к сердцу. Два часа пролетели как один миг.

О чем говорили? О Ремесле. Умышленно пишу с большой буквы.

Существуют два основных мотива, чтобы высказаться. Либо ты пишешь о том, что любишь, либо о том, что ненавидишь, на что сердишься. То, что имеет смысл для тебя, имеет шанс стать интересным для других. (Если ты, конечно, выскажешься внятно.)

Что я могу дать зрителю\читателю? Таким должен быть основной вопрос сценариста. Какой частичкой своего личного жизненного опыта я могу поделиться? В чем мое открытие про мир и людей? Если вы начинаете с мыслей о карьерных соображениях, об успехе, о результате, то они уведут вас с правильного пути. Всегда, на любом материале, в любой заказной работе рассказывай свою личную историю. Это ниточка, путь к людям.

В истории существует 4 «ставки», как называет их Пол Браун . Или четыре измерения, как я это понимаю.

         Внешний конфликт

         Внутренний конфликт

         Отношения

         Философия, тема

Каждое их этих измерений определяется  как  точка на шкале между плюсом и минусом.  Ваша история должна давать ответ о местонахождении героя на каждой из 4-х шкал. Комбинации могут быть самыми различными. Идеи могут быть как жизнеутверждающими, так и наоборот, отрицающими. В финале нужно четко определиться по всем параметрам: плюс или минус.

Пол убедительно доказывал, что начинать разумно с работы над коротким метром.  У себя в киношколе они не делят студентов по специальностям. Все занимаются всем. Журналисты стоят за камерой, актеры пишут сценарии – таким образом, каждый из них становится Профессионалом и не имеет ограничений в том, чтобы заниматься любимым делом, только как узко заточенный специалист.  Очень прогрессивный подход.  Страховка и иммунитет от жизненных неудач.

Так вот, про короткий метр. Пишите и снимайте сами. Хоть трехминутку, хоть десятиминутку – в общем, тренируйтесь. Это самое важное для вашего профессионального роста.  Одна моя знакомая снимает свои первые опыты на телефон. Умничка! Самое главное - привыкнуть к изображению в кадре. Оно же отличается от видения глазами. 

Делайте ошибки и думайте, как их исправить.  В Стенфордской школе, например,  студентов призывают гордиться ошибками. Ошибся, значит, ты что-то сделал сегодня. Самое главное – регулярность занятий. Писатель? Соответственно, ни дня без строчки.

Не нужно бояться показывать свое творение.  Да, кому-то понравится, кому-то покажется, что не очень. Помните, вы работаете для себя и обратная связь – она тоже элемент вашей работы. Чтобы понимать, сработала ли ваша идея, и где нужно поправить с учетом восприятия других людей.

Параллельно с упражнениями в коротких формах пишите свое «великое произведение». Не теряйте ни секунды драгоценного времени вашей жизни. Не ждите приглашающего звонка и счастливого случая. Они будут, но удача прорастает только на распаханном и засеянном поле.

Теперь что касается конкретных советов по созданию короткометражных историй. Главное – найти героя. Такого, который страстно чего-то хочет. Придумайте, за что станет решительно сражаться ваш персонаж? Поднимите ставки в борьбе. Это необходимо, чтобы увлечь историей зрителя. После этого вооружите героя планом достижения цели.  И – вперед.

Внешние желания исходят от Эго, от Я. Но существуют еще потребности Души. Вот эта часть истории и протягивает ниточку к сердцу зрителя, она является самой важной составляющей истории - исследование жизни человеческой души. Найдите ее, дайте ее. За внешней целью, покажите внутреннюю ценность.

В настоящей истории человек встречается с самим собой. И оказывается, что главный враг персонажа - он сам.  Тут начинается глубинная психология. Сценаристу необходимо образовывать себя в этой части, чтобы проникать в тайники души. Познай себя - и ты познаешь мир.

А закончить выпуск хочу ссылкой на одну совершенно потрясающую короткометражку. Возможно, вы уже видели, она не новая, но здорово иллюстрирует креативные возможности, которые открываются для желающего в любой, самой короткой форме. Выложила у себя в блоге.

http://kirilla.blogspot.com/2009/10/blog-post_21.html?showComment=1256131611087#c17404964398245605

Творческих успехов вам!

И – спасибо за внимание.

Ирина Куимова

kirilla.blogspot.com

kira-kirilla@list.ru

 


В избранное