Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ликбез для начинающего сценариста


Ликбез для начинающего сценариста. Выпуск 9

Здравствуйте,

сегодня в выпуске, третья, заключительная часть статьи Теда Эллиота и Терри Росси КРИТЕРИИ ОТБОРА СЦЕНАРИЯ, переведенная для русскоязычных читателей Милой Булдашевой.

Часть 3. Персонажи.

41. На все ли роли можно пригласить актеров? Есть ли в фильме роли, которые согласятся играть звезды кино?

42. Действия и юмор должны исходить от персонажей, а не просто быть включены ради смеха.

43. Аудитория желает видеть персонажей, которые глубоко обеспокоены какой-либо проблемой – и особенно, другим персонажем.
/Очень важное замечание. В нем - ключевое положение драматургии. Любая идея выражается  посредством конфликта персонажей./

44. Имеется ли в сценарии сцена, где эмоциональный конфликт главного героя приводит к кризису?

45. Первое появление персонажа должно отражать его основные черты характера. Первое впечатление от персонажа – самое важное.

46. Главные герои должны вызывать симпатию – это люди, о которых мы беспокоимся и которых хотели бы защитить.
/Они не обязаны быть паиньками, но мы должны их понимать, и принимать. Иначе эмоциональная связь между героем и зрителем не состоится. /

49. Каковы нужды и желания персонажей? В чем заключается основное желание главного героя? Оно должно быть четким, определенным – и понятным зрителям.

50. Недостатки героя: персонажи должны быть обрисованы с разных сторон. Действующие лица с сомнениями и недостатками более реалистичны и более интересны. Герои, действующие неправильно с благородными намерениями лучше, чем персонажи, в которых есть только "черное и белое".

51. У персонажей должен присутствовать страх, который они должны перебороть. Например, во "Всплеске" герой Тома Хэнкса боялся, что он никогда не сможет полюбить.

52. Черты характера персонажа должны разниться от роли. Банкир, который вертит в руках золотые часы, запоминается, но это клише, банкир, который разводит собак, больше скажет о характере персонажа.
/ Тонкое замечание./

53. Конфликты персонажей должны быть и внутренними и внешними. Персонажи должны бороться и с собой, и с другими персонажами.

54. Точка зрения персонажа должна быть отчетливо видна в течение всего сценария. Все персонажи должны мыслить по-своему. Каждому герою необходимо иметь свою точку зрения на проблему, чтобы соответствующе действовать, а не просто реагировать на ситуацию.
 /Очень тонкое замечание. Стоит на нем задержаться и хорошенько осмыслить./

55. Разделяйте своих героев по речевым признакам: выбор слов, предложений, уровень знаний, интеллигентность.

56. Частота ситуации "Превосходство героя" (где герой действует согласно какой-то цели, о которой не догадывается публика) не всегда срабатывает – зрители теряются. С другой стороны, ситуация, когда зрители находятся в позиции превосходства – знают то, что не знает персонаж – почти всегда работает. Примечание: Это не значит, что зрители должны иметь возможность предугадать сюжет!

57. Проведите своего героя через столько эмоций, сколько возможно – любовь, ненависть, смех, слезы, месть.

58. Персонажи должны меняться.
/Их отношение к себе и миру должно измениться, факт./

59. Мир, действительность сценария определены тем, что ридер знает о сценарии, и что он почерпнул от персонажей. Нереалистичные действия персонажей создают нереалистичный мир; четко созданный характер героя передает дух реальности мира.
/Перекликается с пунктом 19 в моем понимании./
/Хочу на пункт 59 также обратить ваше особое внимание. Для меня он еще и про то, для кого на самом деле пишем. Для редактора, продюсера и режиссера. Они наша целевая аудитория. Очень и очень искушенная и взыскательная публика. Для успеха придется постараться./

60. Действует ли главный герой на всем протяжении истории? Подконтролен ли ему исход событий?

Итак, теперь у Вас есть выверенный  инструмент для оценки своего творения. Его также можно использовать как предваряющий работу инструктаж. Надеюсь, среди вас есть пишущие авторы? Как вы ощущаете полезность статьи? Согласны с авторами? Может, какие-то советы вызывают неоднозначную реакцию. Пожалуйста, поделитесь своими соображениями.

А я хочу поделиться своими впечатлениями от недавнего просмотра фильма Оливера Стоуна WALLSTREET/1987г. Смотрела его в рамках кинокоучинга. Это набирающее популярность направление в личной психотерапии и увлекательнейший метод самоисследования. Надо сказать, что просмотр обогатил меня во всех смыслах: как профессиональном, так и личном. Про личный скажу только, что прочувствовала всеми фибрами души, как и насколько мы все подвержены влиянию социального программирования. Мы совершенно не различаем навязанных нашей личности оценочных стереотипов и судим о событиях и людях, исходя из заготовленных  для нас кем-то заранее клише, а вовсе не из объективного анализа реальности. Что касается выводов профессиональных, то главный состоит в следующем: насколько же надо быть внимательным к жизни и предельно честным в ее отражении художником, чтобы свидетельствовать об истине неискаженно, даже несмотря на зараженное общекультурными вирусами сознание. У Оливера Стоуна получилось. Значит, все зависит от серьезности намерений и планки, которую ставишь перед собой.
    
Творческих успехов вам! Пишите письма!

И – спасибо за внимание.

Ирина Куимова

kira-kirilla@list.ru

kirilla.blogspot.com
 


В избранное