Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб киноУХО - 63. Герой нашего времени - кто он? Отчет



Клуб киноУХО - 63. Герой нашего времени - кто он? Отчет
2014-02-20 13:41

Клуб киноУХО - 63. Герой нашего времени - кто он? Отчет Фильм «Географ глобус пропил», экранизация романа Алексея Иванов, вызвал бурю критики, среди которой слышались возгласы: - вот он, герой нашего времени! Вот он, дескать, противник режима, который и является настоящим героем, наследником великой традиции.

Разберемся вообще в теме : герой нашего времени в кино. Посмотрим несколько фрагментов фильма, наиболее ярко представляющих его главного героя – Географа. Пьющий; не адаптированный – или не желающий адаптироваться;

ведет беспорядочные связи с женщинами; выходит за общепринятые рамки: играет с детьми в карты, не трясется над их безопасностью, смотрит сквозь пальцы на роман жены с лучшим другом, не строит карьеру и не жаждет материальных благ.



Вот, пожалуй, этот не громко декларируемый, но вполне последовательно практикуемый в жизни выход за рамки и делает Географа Героем Нашего Времени в глазах тех, кто его таковым считает. Я – нет.

Поскольку, при всем моем уважении к нетривиальности мышления и способности вылезать из колеи и быть не как все, все-таки хочется, чтобы героем был человек деятельный. Деятельный и созидательный, а не разрушительный. Выходить за рамки, разрушая – это же любой ребенок в песочнице так себя ведет.

Выходить за рамки, ничего не делая, не производя никакого воздействия на мир, т.е. не обмениваясь с миром энергиями – тоже довольно сомнительное геройство. Каковое, впрочем, имеет широкую авторитетную философскую подоплеку в виде всякого дзенского не-деяния.

Которое, как все мы понимаем, тоже можно трактовать по-разному и по-своему. По-любому, заниматься не-деянием лучше сидя на красивом холме, то есть – предприняв для ухода из мира повседневной суеты тоже какое-то действие. Сидеть сиднем в малогабаритной квартире на окраине Перми, что делает наш Географ – совсем другое дело. Или нет?

Географ глобус пропил; Хабенский, Робак

Вопрос спорный, отсюда и шум вокруг фильма. Вполне оправданный, кстати. (P.S. Что отразила даже отечественная кинопремия Золотой Орел 2014, номинировав “Географа» как один из лучших фильмов и наградив Константина Хабенского и Елену Лядову, Географа и его жену, премиями за лучшие мужскую и женскую роли).

Рассмотрев последние киновысказывание по теме, рассмотрим само понятие Героя Нашего Времени. Для начала разделим его на несколько смысловых пластов.

Лермонтов Михаил Юрьевич Во-первых, у нас есть культурный мем, созданный Лермонтовым, Михаилом Юрьевичем в одноименном романе 1840 г.

Роман язвительный и сатирический, самокритичный и критичный вообще донельзя, полностью подпадающий под определение критического реализма – продвинутого литературного направления, только что (на момент публикации и написания) учрежденного недавно ушедшим Пушкиным.

Лермонтов рассказывает о себе подобном – по социальному, материальному и интеллектуальному статусу – молодом человеке. Из самого высокого слоя потребления, как это теперь принято говорить, человек этот родился и с самого рождения имеет право на все.

Герой нашего времени, телевизионный спектакль, реж. А. Эфрос; Олег Даль, Андрей Миронов Быть кем угодно, с кем угодно, заниматься чем угодно. И все равно ему скучно, грустно, не кому руку пожать в минуту душевной невзгоды, и он всем и всеми недоволен, циничен, скептичен.

Он деятелен и смел, но к чему приложить, кроме войны на Кавказе, эту энергичность и смелость – не знает. И винит общество в том, что, преподнеся ему на блюдечке с голубой каемочкой все и сразу, общество не позаботилось о том,

чтобы ему еще и преподнести на этом же блюдечке цель, ради которой стоит и не скучно жить. Да вы, батенька, наглец! Ну да, наглец – а каким ему еще быть, при таких раскладах? Так же, как и звездная болезнь, исторически более ранний аналог – с-жиру-бешение - имеет под собой вполне реальные социально-экономические причины, а не просто дурной испорченный характер больного.

Избыток всего и отсутствие реальной цели по причине того, что стремиться к ней не надо, оно и так уже все лежит на блюдечке – это проблема, от которой русская аристократия страдала все 19-е столетие, а потом была излечена хирургическим путем.

При этом аналогичные лермонтовскому Герою симптомы появляются и в другие времена и в других обществах. О чем, в прочем, излишне упоминать. Есть ли сходства у лермонтовского ГНВ и у вышеупомянутого Географа? Пожалуй, да: и тот, и другой выходят за рамки – разными, правда, способам; и тот, и другой не приемлют общества, в котором живут.

Виктор Цой

Опять же, в разной мере и по-разному это демонстрируют. Так что на первое время постановим эти два сходных качества как раз отличительными признаками, общими для всего понятия ГНВ, как такового.

Второй пласт понятия ГНВ - как слышится: герой НАШЕГО времени. Человек, на которого хочется и нужно быть похожим, пример для подражания, обладающий личными качествами и владеющий некими социальными навыками, наиболее высоко ценимыми именно сегодня.

ДухLess; Козловский

В данном случае, говоря о дне сегодняшнем, нам придется рассмотреть сегодняшнее кино наше и зарубежное: сколь бы ни пыталось российское кино угнаться за американскими и европейскими стандартами, в выборе героев оно отстает. Отличается. Не догоняет. Хотя понятно, кого имеет в качестве референтной группы.

Посмотрим подборку фрагментов из российских фильмов - все они вышли на экраны в течение последнего года – с ноября 2012 по ноябрь 2013.

Привычка расставаться; Боярская

ДухLess; Козловский

Интимные места

Рассказы; Мерзликин

Горько!

О чем еще говорят мужчины; Демидов

Как мы видим, героями всех этих лент является успешный потребитель. Чем бы он ни занимался в свободное от работы время. Кстати, в свободное от работы времени он, герой нашего киновремени, тоже достаточно предсказуем: он либо ищет любовь, либо занимается в той или иной степени криминальными практиками, но – побочно, факультативно, по-любительски.

Главное, что делает его героем фильма, предметом рассмотрения, примером для подражания – это его успешная карьера, приведшая к высокому уровню потребления – машин, интерьеров, одежды, ресторанов и курортов, представителей противоположного пола. В поле зрения российского кино попадает именно успешный потребитель, он и есть – Герой Нашего Времени в России.

Не то – в зарубежной сбойке. В нее попали исключительно голливудские фильмы, как наиболее представительно отражающие современные тенденции. Героем современного американского кино стал квалифицированный специалист, в том числе – специалист криминальных практик, по обе стороны уголовного кодекса.

Пленницы | Prisoners; Джилленхол

План побега | Escape Plan; Сталлоне

Малавита | The Family; Де Ниро

Волк с Уолл-Стрит | The Wolf of Wall Street; ДиКаприо

Афера по-американский |  American Hustle; Бэйл

И на него мы смотрим 2 с половиной часа, его ставим в центр повествования, не потому, что он красиво потребляет, а потому, что он умеет, может, (а в скобках – и хочет) больше, чем мы. И уже не важно, что он – преступник, если он – хороший специалист.

А еще этой осенью на экранах прошли комедия «Мы - Миллеры», о дерзких и изобретательных, практически, героических людях, которым удалось провезти из Мексики в Америку автобус марихуаны. Так же – драма, практически – производственная, «Ледяной» - про мафиозного супер-киллера, которого поймали только лет после 20 его успешной криминальной деятельности.

Мы - Миллеры | We're the Millers; Энистон

Ледяной |The Iceman; Шеннон

Советник | The Counselor; Фассбендер, Бардем

Элитное общество |  The Bling Ring; Уотсон

Некоторое количество фильмов рассматривают супер-профессионалов не криминальных, но зато в таких – запредельных, пионерских областях, что их тоже в какой-то мере можно назвать «преступниками» - переступившими через привычные представления о возможном.

Гравитация |  Gravity; Буллок

Джобс: Империя соблазна | jOBS; Кутчер

В сущности, именно герои двух последних ("Джобс" и "Гравитация") голливудских фильмов, которые вовсе не составляют большинство на экранах США и мира, но именно они больше всех похожи на классическое понятие «героев», которыми было наполнено советское кино.



Это были герои войны, раздвигающие обыденные представления о возможном, герои-профессионалы, как героических, так и обычных гуманитарных профессий, которые несли разумное, доброе, вечное. Но надоели.

И потому в конце советского периода на экранах появились такие вялые антигерои, которым фрондирующая творческая интеллигенция приписывала пафос борьбы против системы. (Те самые, выведенные в начале нашего расследования качества, обязательные для ГНВ: выход за рамки и отрицание окружающего общества).

В какой-то мере, ну да, эти герои и являются некими итальянскими забастовщиками, то есть – можно их видеть такими. Но таким образом и любую выпавшую из кармана бумажку можно приравнять к акции вялого протеста (вот, я бросил мусор, а подбирать не буду, и станет грязнее и хуже в вашем дурацком обществе, которое я не-на-ви-жжжжу!).

Осенний марафон; Басилашвили

Полеты во сне и наяву; Янковский

P.S. Отдельным киновысказыванием по этому вопросу является свежий российский фильм “Легенда N 17», который национальная кинопремия Золотой Орел назвала лучшим фильмом 2013 года.

Фильм рассказывает о биографии выдающегося советского хоккеиста Валерия Харламова и снят в лучших советских традициях, но с оглядкой на современные потребительские реалии.

От советских времен достались «Легенде» мужество и самоотверженность, которые проявляет человек в борьбе за коллективную победу. Потому как талантливый провинциальный спорсмен Харламов в фильме стремиться все-таки не к индивидуальному успеху, как это сделал бы его современный коллега из НХЛ.

Харламов стремится в лучшую в стране команду, а потом – в сборную, чтобы на льду отстаивать честь страны в битвах с легендарными канадскими профессионалами. И этот приоритет ценностей в фильме представлен достаточно ярко и однозначно.

Легенда № 17; Козловский

Но, чтобы современному зрителю потрафить – и современным ценностям, как сестрам – по серьгам – тоже уделено неслабое место в фильме: продвигаясь по ступеням своей спортивной карьеры, Харламов-Козловский меняет прически, костюмы, уровень кафе и ресторанов, покупает машины – одним словом, продвигается тоже и по лестнице потребления, которая является мерилом успеха сегодня.

Однако эти потребительские завоевания в фильме не выдвинуты на передний план и не заслоняют традиционных, прошлого века, доблестей героя: беззаветной преданности, самоотверженности, безграничной работоспособности и готовности к труду, терпения и любви к Родине. И еще – уникального таланта.

Все это вкупе и рождает Героя, без кавычек и дополнительных уточнений-определений – нашего или какого другого времени. Фильм про Героя Харламова собрал более 4-х миллионов зрителей и 30 млн долларов в российском прокате. То есть люди рублей голосуют за этого Героя, хотя герой он вовсе не Нашего Времени.

Что было в клубе КиноУхо?
Как нас найти?

В этот день в 2013 году: Линкольн | Linkoln
В этот день в 2012 году: Берлинские медведи разошлись по странам и континентам
В этот день в 2011 году: Алиса Шванкмайера
В этот день в 2010 году: Человек-волк | The Wolfman
В этот день в 2009 году: Не думай про белых обезьян
В этот день в 2008 году:Пока не сыграл в ящик | The Bucket List
В этот день в 2007 году: Доверься мужчине | Trust the Man



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное