Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire



Цезарь должен умереть | Cesare deve morire
2012-10-17 10:33

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire Драма братьев Тавиани, получившая главный приз – за лучший фильм – на последнем Берлинском кинофестивале – произведение современного искусства кино в лучшем смысле этого слова. В том смысле, под которым не скрывается желание шокировать зрителя чем-то безобразным, непристойным, жестоким и отвратительным.

У современного искусства есть и другие формы выражения, способные поразить зрителя новизной подхода и совершенно неожиданным спектром переживаний. Здесь, в фильме «Цезарь должен умереть», это – сращение документального и игрового кино. Что в этом удивительного и поразительного?

Ну, удивительно и странно это ощущение, когда, как говорится, не знаешь, на каком ты свете, когда документальное – реальное и игровое – выдуманное, специально построенное – накладываются друг на друга и ты уже теряешься, где кончается одно и начинается другое, и есть ли между ними разница, и так ли это важно вообще…




Фильм «Цезарь должен умереть» - о том, как в тюрьме строгого режима для совершивших особо тяжкие преступления заключенные ставят театральный спектакль. Трагедию Шекспира. И снимался этот фильм в реальной итальянской тюрьме строгого режима. И снимались в нем реальные заключенные, совершившие особо тяжкие преступления, со сроками заключения от 10 лет до пожизненного. За торговлю наркотиками. За убийства.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

Мы видим, как они проходят кастинг. Как они репетируют. Как они комментируют свои реплики, своих персонажей. Как они играют – на сцене и вне сцены, постепенно сливаясь со своими шекспировскими ролями. Уже в первых кадрах мы встречаем такую галерею харизматичных мужчин, ярких, выразительных, что вот какая мысль приходит: в актеры-то, изображать жизнь и страсти, идут, наверное, не самые жизнелюбивые и страстные люди.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

Самые жизнелюбивые и страстные, яркие – те, о которых потом напишут – да и раньше писали! – пьесы и романы, они выбирают другие пути. Вот и такие – тернистые – пути выбирают они, которые приводят их сюда.

И вот они начинают входить в роли. Знакомиться с текстом Шекспира. Те, кто живет ярко, не так уж и часто книги берут в руки, чтобы познакомиться с этой яркой жизнью через вторые руки – зачем? А тут вот – встретились. Встречаются с Шекспиром, как с родным – а ведь дело-то в Италии происходит, и в фильме, и в трагедии – «Юлий Цезарь» - пусть древний, но это же их мир! И они его узнают.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

И это узнавание – еще один глубокий вздох непридуманного величия классика. Им наплевать, что он – классик. Но они узнают в его героях, в этих хитросплетениях борьбы за власть, предательства, верности и клятвопреступлений – себя, свою жизнь! И реально на наших глазах преображаются как будто, преисполняются другим, новым достоинством. Перерождаются – на наших глазах. Становятся другими людьми.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire

Фильм «Цезарь должен умереть» - один из ярчайших аргументов на чаше весов в споре о необходимости или неприемлемости смертной казни. Преображение возможно. Пока человек жив – преображение возможно. Когда режиссер, пытаясь прекратить ненужный гвалт, перекрикивает репетирующих: «Давайте, давайте, соберитесь, не будем терять время!» - один из актеров-заключенных отвечает: «У меня пожизненное. Мне спешить некуда». Очень сильные впечатления.

Цезарь должен умереть | Cesare deve morire: Италия - 2012

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: У нас есть Папа! | Habemus Papam!, Кармен (Карлоса Сауры), Римские приключения | To Rome with Love
Вместо этого смотреть: Криминальная фишка от Генри | Henry's Crime, Пророк (Жака Одиара)
В этот день в 2011 году: Заражение | Contagion
В этот день в 2010 году: клуб киноУХО - 15. Наше будущее. Анонс
В этот день в 2009 году: Первый отряд
В этот день в 2008 году: Идеальное убежище | Perfect Hideout
В этот день в 2007 году: Ничего личного
В этот день в 2006 году: Водная жизнь | The Life Aquatic with Steve Zissou



Жить
2012-10-18 18:44
Жить Беспросветная драма «Жить» режиссера Василия Сигарева, (его фильм "Волчок" про маму-ехидну уже смотрели, так что чего ждать, было ясно) – лучший фильм, выпущенный в России в текущем году, по версии Кинотавра. (И "Волчок" тогда, в 2009, Кинотавру тоже сильно понравился - призы за лучший фильм и за лучшую женскую роль).

От названия фильма - «Жить», кажется, отвалилась частица «Не-» - вот тогда бы все было верно. Или приставка. Или, как в драме, название должно сопровождаться ремаркой: «Жить» - говорит с отвращением. "Придется, хотя если бы мне предложили выбор, я бы распорядился собой по-другому!" – как будто говорит зрителям автор – и каждый и героев, многочисленных, этого богооставленного мира Василия Сигарева.

Фильм составлен из трех историй, которые между собой практически не переплетаются, кроме того, что – в общем, все умерли. Ну нет, не все, конечно – но в каждой истории кто-то важный и значительный все-таки умер. Ради чего все и писалось!




Вот, папа умер – пошел и утопился, только ботинки оставил на берегу, а мальчик теперь скучает и бьется в истерике, а мама мальчика готова его за это удушить подушкой… А вот еще – жених умер, только что повенчались, а он взял – да и умер, его злые пацаны забили в соседнем вагоне электрички, а невеста … Ну, тоже могла бы умереть, но – не умерла все-таки.

(Жениха и невесту играют единственные в фильме узнаваемые актеры. Невеста - Яна Троянова - та самая мать-ехидна из "Волчка", а еще она продвинулась с тех пор и сыграла - вот тоже только что, в фильме самой Дуни Смирновой "Кококо", вместе с самой Анной Михалковой, и вместе же с Михалковой получила на том же Кинотавре приз за лучшую женскую роль. А жених - Алексей Филимонов, запомнившийся по инфернальной роли героя, который убил лопатой не дедушку, а свою жену, чтобы не мешала воспарять в потоках любви - в фильме Ивана Вырыпаева "Кислород". Приз Кинотавра за режиссуру в том же 2009, ага.)

И третья веселая картинка фильма "Жить"– мама-алкоголичка: встала на путь исправления, обои в доме поклеила, так деток из детского дома не дождалась – погибли они в автокатастрофе. Тогда мама дом подожгла. Ну, вот как-то так. То есть вот именно, не как-то, а – ТАК. Вот через это всем приходится жить. Это не труд и не подвиг, не ноша и не наказание, это – худшее, что можно было бы придумать: жить.

Жить

В фильме Василия Сигарева гораздо лучше, чем живые, чувствуют себя мертвые: им-то уже не страшно вот это самое – «жить». Поэтому они, мертвецы эти – вот папа-утопленник, жених забитый и девочки задавленные-похороненные – ходят себе и действуют, как живые. Да еще и понапористее живых-то. Доделывают дела свои земные, с родственниками скорбящими общаются с удовольствием, вообще, среди живых чувствуют себя, как дома. Лучше, чем живые. И никакие они не враги, и бояться их нечего.

Жить; Троянова, Филимонов

Это живых нужно бояться: маму-ехидну, это она папу из дому выгнала, вот он и утопился; милиционершу, которая за девочками в детдом машину не послала, вот они на маршрутке поехали и разбились; тех пацанов-отморозков в электричке; попа, ведь не пожалел, не приголубил сироту-вдову только что обвенчанную… А мертвые – с них какой спрос? Вот какой привет получаешь из нового фильма Сигарева: по привету с того свету!

Жить

А чего нас бояться? И серый, безжизненный цвет, разлитый в фильме, и темные, низкие небеса, и рытвины, полные ледяной воды на дороге, и грязные дома – наш привычный кино-пейзаж. Не надо этого безобразия бояться, да и вообще – отвращение – такое полезное, приятное чувство, и вкус к нему надо развивать. Привыкать. Все там будем.

Жить

А, есть еще одна версия, человеколюбивая – появления в большом количестве таких фильмов на нашем российском кинонебосклоне: чтобы дорогие россияне посмотрели такой фильм, оглянулись вокруг себя и с удовлетворением отметили бы: а у нас все еще не так уж и плохо! Жить можно!

Жить: Россия - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Груз-200, Юрьев День, Короткое замыкание, Сибирь. Монамур
Вместо этого смотреть: Белая лента | Das weisse Band - Eine deutsche Kindergeschichte, Меланхолия | Melancholia, Древо жизни | The Tree of Life, Шапито-шоу, 2-Асса-2
В этот день в 2011 году: Живая сталь | Real Steel
В этот день в 2010 году: Уолл Стрит: Деньги не спят | Wall Street: Money Never Sleeps
В этот день в 2009 году: Не бросайтесь тортами в летающие тарелки! Глава 2
В этот день в 2006 году: Пираты карибского моря: Сундук мертвеца | Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Папаша | Starbuck
2012-10-19 13:08
Папаша | Starbuck Канадская комедия «Папаша» оказывается странным и добрым фильмом, в чем-то неожиданным, а в чем-то – очень актуальным. Как себя чувствуют дети из пробирки? Их теперь много по свету бродит, детишек, да и подросших уже вполне, для рождения которых мамы разжились генетическим материалом в банках спермы.

Как полагается в политкорректных демократиях, скрывать от ребенка – полноправного гражданина – тайну его происхождения никто не собирается, все так ему и вываливают! И как он живет после этого? Что думает о себе и о своем неизвестном биологическом родителе? Вот на этот – вполне себе животрепещущий вопрос – попытались ответить канадские кинематографисты и сняли фильм «Папаша».

Понятно, чей это папаша? Вот этих пробирочных детишек. Он насдавал в юные годы генетического материала аж на пятьсот искусственных оплодотворений. И получилось! Теперь по свету – да по его же родному Монреалю – бегают пятьсот единокровных братьев и сестер, и вот как-то решили объединенными усилиями найти папашку – и призвать к ответу.



С берегов нашей недемократичной и неполиткорректной родины даже трудно понять, за что они его судить надумали – ну, им в демократиях видней. Если что-то кому-то не нравится – надо в суд подавать, пусть юристы разбираются. Так вот, фильм «Папаша» получился и о детишках, и о биологическом отце.

Папаша | Starbuck; Уард

Фильм канадский, про натурализованных поляков-эмигрантов во втором поколении, но по настроению – очень французский. И главный герой, папаша, Возняк его фамилия – такой постаревший Жан Дюжарден (из "Артиста"…) Или – наш Леонид Ярмольник. Комичный и симпатичный, чудаковатый и немного печальный, нескладный неудачник с душой, нежною, как цветок. Он и генетического материала этого в юности насдавал целое ведро лишь за тем, чтобы больную маму вывезти в Венецию, о чем она всегда мечтала…

Вот, в пересказе это уже звучит пошло, а в фильме – ничуть! Все дело – в главном герое: вот есть актер, на которого зрителю захочется смотреть, и он вызывает разнообразные чувства – надо для этого актера придумать кино. И они – придумали! В результате получился такой родной дядя «Амели с Монмартра» - чудной и наивный ангел. Который в земных делах, повседневных и прагматичных, разбирается, понятное дело, хуже, чем в делах устройства судеб и делании добра.

Папаша | Starbuck; Уард

Мы этого актера – Патрик Уард его зовут – не видели никогда, но вот такое замечательное свойство, вообще-то – необходимое для кино! – незнакомый человек на экране способен приковать твое внимание к себе, и заставить смотреть, и плакать, и смеяться. Фильм очень добрый – заставляет вспомнить, и просто почувствовать, что Канада - едва ли не лучшая страна мира, по сумме показателей.

Здесь Канаду показывают безо всякого мегаполисного блеска – простые люди, маленькие дома-квартиры, но – добрые семьи, симпатичные женщины, веселая и шумная молодежь. И возможность снимать фильм о герое, которого в русской литературной традиции называли «маленьким человеком» - как просто о человеке, с его ошибками, прозрениями, становлением.

Папаша | Starbuck; Уард

Не о карьере и успехе, не о богатых и знаменитых, не о том, как пробиваться к славе – о том, как человек в процессе жизни все больше становится человеком. В Канаде это возможно.

Папаша | Starbuck: Канада - 2011

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Джуно | Juno, Учитель на замену | Detachment, Нежность | La délicatesse, Бобро поржаловать | Bienvenue chez les Ch'tis
Вместо этого смотреть: Амели l Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain, Королевство полной луны | Moonrise Kingdom, Кухонные байки | Salmer fra kjøkkenet
В этот день в 2011 году: Предел риска | Margin Call
В этот день в 2010 году: Край
В этот день в 2009 году: Нянька по вызову | The Rebound
В этот день в 2008 году: Пленный
В этот день в 2006 году: Король-рыбак | The Fisher King




киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Петля времени | Looper
2012-10-22 16:41
Петля времени | Looper Фантастический триллер с участием Брюса Уиллиса – вот что такое «Петля времени». Конечно, главной приманкой для зрителей, помимо самого Брюса Уиллиса, стал тот широко разрекламированный факт, что другой актер, Джозеф Гордон-Левитт, сыграл в фильме «Петля времени» Брюса Уиллиса в молодости. Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой.

Вот, посмотреть на этот фокус поклонники Брюса и сбежались. Но фокус не удался. А, может быть, создатели фильма не очень-то и старались – именно в этом направлении. Иначе – зачем приглашать на роль молодого Брюса Уиллиса парня с ярко-выраженными азиатскими чертами лица и скорее изящной, нежели атлетической, фигурой?

Об изяществе актера Джозефа Гордон-Левитта можно судить, вспоминая его не такую уж и давнюю – 2010-го года – роль в фильме «Начало | Inception» Кристофера Нолана. Очень выразительный, ловкий и красивый, Гордон-Левит играл там второстепенную роль, но тогда уже было ясно, что этот парень способен на большее.



(И на большее, чем милая, но очень уж средне-статистическая роль незадачливого влюбленного в мелодраме «500 дней лета | (500) Days of Summer».)

Да, здорово, наконец парень срубил сук – то есть роль – по себе: сыграл страдающего от экзистенциального кризиса киллера из будущего. Но при чем здесь Брюс Уиллис? Если уж так хотелось занять Гордон-Левитта, то на роль его в зрелые годы надо было приглашать Киану Ривза. А если главным козырем является все-таки Брюс, то – мало ли в Голливуде молодых парней побрутальнее?

Петля времени | Looper; Гордон-Левитт Петля времени | Looper; Уиллис

В общем, эта нестыковка как-то ломает главную интригу фильма: то, что главным противником героя становится он сам, постаревший и заматеревший, прибывший в прошлое, чтобы изменить свое личное персональное будущее, спасти жизнь своей горячо любимой в будущем жене.

Петля времени | Looper; Уиллис, Гордон-Левитт

Так вот, для того, чтобы по-настоящему прочувствовать парадоксальность и остроту этого противостояния, нужно же ну хоть капельку поверить, что перед вами – один и тот же человек. А тут – прямо смех! – ну до того по-разному выкованы эти особи мужского пола, что как ни старались голливудские гримеры сделать Гордон-Левитту ранние залысины как у Уиллиса, и похоже на Брюса загнуть ему нос, но - в общую картину сходства их трудолюбивые попытки так и не сложились.

Петля времени | Looper; Уиллис, Гордон-Левитт

Так что впечатление остается, что бьется наш герой с прилетевшим из будущего ну, скажем, двоюродным дедушкой, которого раньше он никогда не видел и потому – ему совсем его не жалко.

Еще одна сюжетообразующая вещь, которая мешает принимать происходящее на экране всерьез: гангстеры будущего, а фильм о них и об их безграничном влиянии и могуществе, так вот, в будущем они ничего лучше не придумали, как для сокрытия улик пользоваться машиной времени. То есть практичестки по пословице, заколачивать гвозди микроскопом.

Тем самым пополнив кино-паноптикум самых ожидаемых научно-технических достижений человечества, которые можно использовать в криминальных целях. Теперь любую хитрую технологию - или паранормальную способность - кино пытается перво-наперво испытать на криминальную пригодность: чтение мыслей на расстоянии - пожалуйста, значит, вы можете узнать, где и когда будет лежать чемодан с миллионом долларов, да без охраны! ("Человек, который знал все");

проходишь сквозь стены - замечательно, значит, можешь пройти в банк беспрепятственно, и не надо копать подкоп из соседнего помещения! ("Поцелуй сквозь стену"); усилием мысли переносишься мгновенно в любую точку вселенной - зачем в любую, перенесись-ка ты, опять же, в тот же самый банк! ("Телепорт | Jumper").

Да что там, таковую возможность нам, помнится, демонстрировал еще наш Леонид Куравлев - в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Его герой, Жорж Милославский, осведомляется про только что продемонстрированную в действии машину времени: «А что, стену эта машина тоже может убрать? Ну, скажем, в магазин?»

Ну да, может. А может еще переправлять трупы в прошлое. Только в будущее, обладающее такими замечательными нововведениями, что-то не хочется. Собственно, об этом фильм и пытается сказать – о добром и вечном. Но гора трупов может от вас это послание к человеку и заслонить.

Петля времени | Looper: США - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Меняющие реальность | The Adjustment Bureau, Исходный код | Source Code, Области тьмы | Limitless, Вспомнить все | Total Recall
Вместо этого смотреть: 12 обезьян, Донни Дарко | Donnie Darko, Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени | Frequently Asked Questions About Time Travel
В этот день в 2011 году: Сколько у тебя? | What's Your Number?
В этот день в 2010 году: Настройте радиоприемники завтра... | Tune in Tomorrow...
В этот день в 2009 году: Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек | Cloudy with a Chance of Meatballs
В этот день в 2008 году: Кровавые страховщики |The Crimson Permanent Assurance



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



Искусство любить | L'art d'aimer
2012-10-30 15:18

Искусство любить | L'art d'aimer «Искусство любить» - легкое, ни к чему не обязывающее французское киноэссе на эту самую, всегда интересную, тему. Под таким названием можно встретить как практическое пособие по технике секса так и психоаналитическое исследование природы христианства. Данный фильм одинаково далек как от первого, так и от второго.

Больше, чем вышеупомянутому искусству, фильм посвящен быту и нравам французского, а шире – европейского среднего класса начала 21го века. В жизненном распорядке которого вот это искусство любить занимает какое-то место – рядом с музыкой, легкой, необременительной деятельностью гуманитарного характера, дизайном интерьеров и посещениями кафе.

Как и от всего вышеупомянутого, французы ждут от любви чего-то комфортного, не тяжелого, не утомительного и не очень обязывающего. Ко всему остальному – подчеркнем! – точно такие же требования. Не увлекаться – вот главный их девиз.





Меньше калорий в пище, меньше цветов в одежде и убранстве дома, меньше страсти в любви. А то это вредно для здоровья, может плохо отразиться на семье, работе и способности принимать рациональные решения. Более серьезно и страстно, чем ко всему остальному, европейцы относятся вот к этому: рациональность и свобода, то есть – свобода от обязательств и обязанностей. И ко всему, что хоть как-то посягает на высоту и чистоту рациональности и свободы, европейцы готовы предъявить счет. И предъявляют!

Искусство любить | L'art d'aimer

Как вы понимаете, любовь – как раз та самая штука, которая – пусть на мгновения, но вполне способна поколебать рациональность самых что ни на есть рациональных, и свободолюбие самых независимых. А фильм «Искусство любить» - с легкой улыбкой на устах – иронизирует над забавными попытками сограждан согласовать интересы этих трех – любви, рационализма и независимости, что удается согражданам, как можно догадаться, с тем же успехом, что и решить задачу про волка, козу и капусту.

Искусство любить | L'art d'aimer; Клюзе

Герои фильма – обыкновенные парижане, занимаются своими чувствами так аккуратно и внимательно, как будто составляют недельное расписание: здесь надо найти местечко для фитнеса. А в среду – обязательно боулинг! Ну, в пятницу, как обычно, к дантисту… Вот и хорошо, вся неделя распланирована! После этого они начинают удивляться – в одном случае тому, что жизнь по расписанию не вызывает того полета и порыва, которые, казалось бы, должны сопутствовать любовным утехам…

Искусство любить | L'art d'aimer

А в другом – что соблюдение расписания накладывает, ага, некоторые обязательства, исполнение которых может обернуться даже кое-каким дискомфортом – а это ведь ужас-ужас-ужас, поскольку жизнь в дискомфорте для них то же, что для благонравных христиан предыдущих исторических эпох – жизнь во грехе. А вообще-то все эти странности любви вызваны, конечно же, замечательно высоким уровнем жизни наших западных соседей.

Искусство любить | L'art d'aimer

Добыв хлеб насущный без особых хлопот, они хлопоты эти вот направляют на взаимные отношения: договариваются с брачным партнером о праве на взаимные измены, обмениваются партнерами без их ведома, ищут друг друга в темных комнатах и ведут бесконечные и утомительные диалоги о желательной для обеих сторон взаимной симпатии, которая почему-то не наступает.

«Искусство любвить» - удивительное миленькое маленькое кино, очень много сообщающее нам о братьях наших … хочется сказать - «меньших», но это не так. Просто – о братьях наших из Евросоюза.

Искусство любить | L'art d'aimer: Франция - 2011

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Любовь. Инструкция по применению | Manuale d'am3re, Ешь, молись, люби | Eat Pray Love, Любовь живет три года | L'amour dure trois ans
Вместо этого смотреть: 1 + 1 | Intouchables, Нежность | La délicatesse, Бобро поржаловать | Bienvenue chez les Ch'tis
В этот день в 2009 году: Камень желаний | Shorts
В этот день в 2008 году: Адмиралъ
В этот день в 2006 году: Скромное обаяние буржуазии | Le charme discret de la bourgeoisie



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Клуб киноУХО - 38. Загадочные скандинавы. Отчет
2012-10-31 08:56

Про скандинавское кино мы решили поговорить - и посмотреть его - сразу после разговора о современном кино. Просто такое чувство, что эталонный метр кинопродукта, на который стараются делать похожими свои артхаусные фильмы наши новые режиссеры, снимают именно в Скандинавии.

Итальянское кино другое - гораздо более теплая картинка, много юмора и традиционализма. Испанское кино - много красного, много страстей, никакого тепло-холодного средне-серого. Английское кино - это изысканный юмор, отточенные диалоги, парадоксальные повороты сюжета и очень яркие, своеобразные лица.

Французское кино - это звезды, красивые актеры и актрисы, ставка на актерскую привлекательность и сексуальность. А вот шведские, датские, финские, норвежские фильмы - очень даже подходят. В качестве эталона. Этот эталон, в некотором роде, имел перед своим мысленным взором и отечественный гуру нынешних российских режиссеров - Андрей Тарковский:

непревзойденным авторитетом для него всегда являлся Ингмар Бергман. практически, создавший шведское - и, в более широком смысле - скандинавское кино таким, каким мы его знаем. А знаем мы его с самой лучшей стороны: это достаточно камерные, немноголюдные фильмы, в которых не очень много света, яркости, цвета, громких звуков...

Однако - много очень своеобразных персонажей, много юмора - мрачноватого, может быть, даже черного - но много и неожиданной теплоты и глубины. А еще - странная немного логика, благодаря которой эти фильмы так интересно смотреть, потому что истории строятся немного по-другому, чем мы привыкли, поэтому вообще ты долго не можешь понять, к чему клонит автор - так это ж и есть интересное кино! Это кино не большое, но - хорошее. При этом - очень разное.



Детективный триллер из Скандинавии "Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor" - 2010. Пожалуй, самая масштабная постановка скандинавская, сопоставимая с голливудским стандартом - при этом превосходящая его. И актеры, и ритм, и атмосфера в этом фильме на порядок лучше, чем в среднестатистическом голливудском триллере аналогичного масштаба. Да и сама история - запутанная, многовитковая, с двумя главными героями... Здорово!



При этом жести много, но она - тоже другая: не ради того, чтобы нагнать страху или выжать слезу из зрителя, а чтобы показать, насколько мощная мотивация у главной героини поступать так, как она поступает. Классный фильм! В основе фильма – мега-бестселлер шведского писателя Стига Ларссона, только роман называется совсем по-другому, "Мужчины, которые ненавидят женщин".

Снял фильм датский режиссер Нильс Арден Оплев, а в числе участников копродукции, помимо Швеции и Дании, еще и Норвегия, и Германия. В главных ролях Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. После широкого успеха "Девушки..." оба они получили приглашение в Голливуд, где сыграли несколько ролей, Нуми Рапас даже - очень хорошую, в "Прометей | Prometheus" Ридли Скотта. Правда, роль эта хорошая очень похожа как раз на роль девушки с татуировкой дракона.

Кухонные байки | Salmer fra kjøkkenet: Швеция, Норвегия - 2003. Отвечая на чисто технологический вопрос: как надо обустраивать кухню, например, для такой узкой прослойки, как норвежские деревенские холостяки? - фильм в общем-то, о том, как вырастает дружба. И о преодолении одиночества.



Что меня удивило. Я-то думала, что для среднестатистического норвежского холостяка одиночество – это как раз то, что доктор прописал. Выходит – нет, я ошибалась!

Ты, живущий | Du levande – 2008. Швеция. Очень мощный фильм в форме альманаха - несколько историй нескольких групп людей, пересекающихся в большом шведском городе. Мелкие происшествия, страхи, сны, рутинные и форсмажорные обстоятельства. Много музыки, кстати - вот какое отличительное качество этого фильма.



Печальные, веселые, смешные, нежные, трогательные, отвратительные, жалкие - вот какие истории. И фантастического накала финал. Как раз контраст мощного, философского и притчегого финала - с обычными и повседневными, в общем-то, историйсками, из которых состоит фильм - контраст этот производит финальный шок.

Неуместный человек
– Норвегия, Исландия, 2006. Это уже притча в лучших традициях. Пародия на нынешний евросоциализм - или не на нынешний, а на будущий, вызревающий в охлажденных и взвешенных умах евробюрократов из Евросоюза. О том, как умеренность и аккуратность могут стать угрозой всему живому. Очень умный, изящный, остроумный и страшноватый фильм.



Все эти фильмы объединяет одно - они в полной мере обладают вот тем качеством "современности", которое мы искали на прошлом клубном вечере. Так, может, "современное" сегодня и означает - "шведское"? Такой странный вывод напрашивается. И каждый бы удивился. Скандинавы и сами наверняка удивились бы. По-любому, вот они вовсе не пытаются быть ни на кого похожими.

В этот день в 2011 году: Ромовый дневник | The Rum Diary
В этот день в 2007 году: Пристрели их | Shoot 'Em Up



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное