Ижевский киноклуб: 6 мая, БУКЕТ (Чехия), 2 день фестиваля ЛЮДИ И ПРИЗРАКИ
"ЛЮДИ И ПРИЗРАКИ". ФЕСТИВАЛЬ КИНОШЕДЕВРОВ. ДЕНЬ ВТОРОЙ. >>> 7 мая, к/т Дружба, 19.00
билет в предпродаже 100 ру, в день сеанса 140 ру
БУКЕТ KYTICE Чехия, 2000, 80 мин. на чешском языке, перевод субтитрами по произведениям Карела Яромира Эрбена
авторы сценария ФРАНТИШЕК АНТОНИН БРАБЕЦ
ДЕАНА ХОРВАТХОВА
МИЛОШ МАКОУРЕК
режиссер и оператор ФРАНТИШЕК АНТОНИН БРАБЕЦ
музыка
ЯН ЮРАСЕК АНТОН ПОПОВИЦ
в ролях: ЛИНДА РЫБОВА АРЕЛ РОДЕН КАРЕЛ ДОБРИ УЗАНА БЫДРОВСКА и др.
НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ Национальная кинопремия "Чешские львы", Прага, 2001: лучшая музыка, лучший звук, лучшая музыка. Номинации: лучший фильм, лучший монтаж, лучшая работа художника.
Международный кинофестиваль операторского исскусства Camerimage, Лодзь, Польша, 2001: премия зрительских симпатий.
ФИЛЬМ
Безумно красивый поэтический фильм, состоящий из 7 баллад-сказок по мотивам чешского фольклора, с красивыми подводными съемками. Все они о любви и страсти, которые не подвластны времени. Невесты и жены встречаются с водяными духами, князьями, колдуньями. Дева-утопленница; мачеха-садистка; мертвый жених, влекущий на кладбище живую невесту; повешение детоубийцы... Одного такого сюжета хватило бы на отдельный фильм, а здесь их семь, по количеству экранизированных баллад Карела Эрбена, позднего романтика и пражского
архивариуса, переводчика "Слова о полку Игореве" и Летописи Нестора.
БУКЕТ СТРАШНЫХ СКАЗОК текст: Murlyka
У меня был тяжелый день...
Семь свечей стоят на столе. Семь маленьких огоньков зажигается в ночи. Семь хрупких жизней… Воск постепенно плавится… Холодный обжигающий воздух колышет пламя… В воздухе дыхание смерти… Свеча гаснет… А вместе с пламенем свечи гаснет чья-то жизнь…
Чешский режиссер (он же оператор) Франтишек Брабец собрал воедино семь страшных баллад, написанных в середине 19-го века классиком чешской литературы Карелом Эрбеном, и с присущим ему талантом и мастерством создал из них невероятно красивейший букет. В свое время романтические и жутковатые баллады Эрбена будоражили фантазию многих читателей… Антонин Леопольд Дворжак, один из самых известных чешских композиторов, под впечатлением баллад Эрбена, написал четыре удивительные симфонические поэмы… Внимание
к национальному достоянию своей Родины весьма похвально. Особенно, если за дело берется настоящий художник, и в свое детище он вкладывает всю свою душу и талант.
Брабец — на самом деле художник от бога. БОльшую часть своей кинематографической жизни он смотрел в объектив камеры, будучи оператором, а к сорока годам мастер решил, что вполне созрел для того, чтобы самому режиссировать фильмы. И надо сказать, что решение он принял правильное. Его умение создать красоту в кадре меня лично просто поразило.
«Букет» — живописная картина, как будто написанная акварелью, мягко, стильно, трепетно… Чувствуется, что к первоисточнику — сборнику баллад Эрбена, Брабец подошел очень бережно и аккуратно. Каждая история окрашена и вкусна по-своему… У каждой свой особенный колорит и атмосфера. Передать всю прелесть этого букета на словах невозможно, хоть и очень хочется.
Абсолютно шикарна по красоте сказка про водяного, его молодую жену и ее мать… Голубая холодная гладь тихого омута… Синие водоросли и волосы красавца водяного… Белое развевающееся в воде платье девушки… ее платок, уносимый течением… старый дом на берегу озера, мать, безутешная в своем горе по дочери-утопленнице… темно-красные яблоки, рассыпавшиеся по полу… алая кровь, смешавшаяся с водой… мрачный финал… Жуткий до ледяных мурашек…
Безумно красива и страшна баллада про темноглазого князя, нашедшего в осеннем лесу свою любовь — златокудрую девушку, купающуюся под струями водопада… Наивную красавицу со звонким смехом и веточками ягод, вплетенными в волосы… Насколько жутко всё это закончится, невозможно даже предугадать, так же, как невозможно представить, насколько прекрасен может быть танец золотых осенних листьев в прозрачном воздухе…
Невероятна по силе сказка про Полуденницу — старуху смерть, бредущую с посохом по раскаленным от солнца дорогам с чашей в костлявых руках. В эту чашу она просит не глоток воды, а детскую жизнь. Она приходит туда, куда ее зовут… даже если ее имя произносят просто так, не задумываясь о последствиях… Жара, шкворчащие на плите сковородки, закипающие кастрюли, измученная, вся в поту, женщина, готовящая еду для семьи, и маленький ребенок, непрестанно орущий и требующий к себе внимания… Представьте
себе сами, что может произойти дальше… Жутко… до боли в сердце…
Девушки, гадающие в Святочную ночь у проруби… Появись, мой суженый, покажи свое лицо…
Три дочери, похоронившие свою мать, и ее могилка, покрытая лиловыми цветами…
История про женщину, убившую ребенка… и виселица с качающейся на ней веревкой…
И странная траурная компания, несущая чей-то гроб по дорогам и холмам…
Я смотрела этот фильм не дублированным на русский язык, были только русские субтитры. И что самое удивительное — на эти субтитры я перестала обращать внимание к концу десятой минуты фильма. Настолько понятен оказался чешский язык. При том, что вся-вся речь в фильме звучит в стихах… Незатейливые простые рифмы, свойственные подлинному фольклору… В каждой фразе чувствуется то самое… настоящее… родное… неповторимое… Матушка, дитятко, милой — на всех славянских языках
звучат одинаково…
Вообще, «Букет» напомнил мне наши родные святочные страшилки, которые рассказывают друг другу девушки на выданье таинственной ночью перед Рождеством, когда зажигаются свечи, расставляются зеркала и при гадании о суженых-ряженых открываются двери в потустороннее… и тогда оживают старинные легенды о ведьмах и вурдалаках, о русалках и водяных, о коварных мачехах и их несчастных падчерицах (вспоминая того же «Морозко»)… И очень четко прослеживается мораль многих этих историй. Простому
человеку не стоит призывать высшие силы, ведь они могут оказаться темными… Нельзя тревожить неведомое. Слово не воробей — вылетит, потом таких поймаешь…
Оплавился воск на церковных свечах… Семь огоньков угасли по одному… Прервалось несколько жизней… долгая, мудрая старческая, несчастная материнская, прекрасная в своем расцвете юная девичья, невинная младенческая… Дыхание смерти никого не щадит…