Ижевский киноклуб: 'Фотоувеличение' Антониони 27 января в 16.00
цикл "кино по воскресеньям" 27 января, к\т Аврора,16.00, билет 60 ру
ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ \ BLOWUP Великобритания, Италия, США, 1966, 106 мин. По рассказу Хулио Кортасара «Слюни дьявола»
авторы сценария МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ ТОНИНО ГУЭРРО ЭДВАРД БОНД
режиссер МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ
продюсер КАРЛО ПОНТИ
оператор КАРЛО ДИ ПАЛЬМА
музыка ХЭРБИ ХЭНКОК THE YARDBIRDS THE LOVIN' SPOONFUL
в главных ролях: ВАНЕССА РЕДГРЕЙВ ДЭВИД ХЭММИНГС САРА МАЙЛЗ ДЖЕЙН БИРКИН и др. *****************************************************
ПРИЗЫ И НОМИНАЦИИ
«Золотая Пальмовая ветвь» Каннского Кинофестиваля, Франция, 1967. Награда национального синдиката кинокритиков Франции, 1968: «Лучший иностранный фильм». Награда национального синдиката кинокритиков Италии, 1968: «Лучший режиссер
иностранного фильма». Награды национального сообщества американских кинокритиков, США, 1967: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура». Награда канзасского общества кинокритиков за лучшую режиссуру, Канзас, США, 1968 г. Американская медиапремия Laurel Awards «Успех года», США, 1967 Номинация на премию «Золотой глобус» за лучший англоязычный иностранный фильм, США, 1967 2 номинации на «Оскар»: за лучшую режиссуру и киносценарий, США, 1967. 3 номинации на премию Британской киноакадемии: за лучший британский фильм, лучшую операторскую работу, и лучшую работу художника-постановщика, Лондон, Великобритания,
1968.
Микеланджело Антониони ушел из жизни 30 июля 2007 года, в один день с Ингмаром Бергманом. Они оставались последними великими режиссерами 20 века. В 1966 году режиссеры сняли свои самые знаковые и знаменитые фильмы: Бергман «Персону», а Антониони «Фотоувеличение». Эта картина, поставленная по рассказу Кортасара «Слюни дьявола», получила необыкновенный, практически скандальный успех сразу же после выхода на экраны.
Свингующий Лондон 1966-го года. Столица Туманного Альбиона, все еще пропитанная духом викторианской эпохи, внезапно превратилась в мировой центр молодежной жизни с ее гедонистической одержимостью модой, музыкой и молодостью. Музыканты THE BEATLES, THE ROLLING STONES, THE WHO и THE YARDBIRDS (эта группа и ее гитаристы-виртуозы Джефф Бек и Джимми Пейдж непосредственно принимали участие в создании фильма) доводят публику до экстаза. Время рока, увлечения гашишем, свободной любви и тусовок.
Главный герой - экспрессивный и резкий глянцевый фотограф по имени Томас, который однажды в городском парке случайно снимает заинтересовавшую его влюбленную пару. А дальше... На сильно увеличенных кадрах видится то, что простой взгляд не ловит... Или все эти зловещие детали – лишь плод жаждущего ощущений воображения?.. Прибегнув к системе метафор, Антониони попытался визуально показать непостижимость для человека объективной реальности. Каждое фотоувеличение открывает новые, необычные
детали, недоступные невооруженному взгляду и в корне меняющие представление о ней. И человек начинает метаться в поисках абсолютной истины...
Находясь в расследовании вероятного преступления, Томас всякий раз склоняется в сторону праздности, которая поглощает с головой и вносит смуту в его молодой ум. Томасу кажется, что он принимает участие в самом невероятном расследовании в его красочной, гламурной жизни, но вся хрупкая действительность и серьёзность поставленной задачи неизменно рушатся, ставя под вопрос реальность как таковую.
Жизнь фотографа – это жизнь в декорациях, он способен зафиксировать только внешний облик реальности, не проникая в суть вещей. Истина скрыта от наблюдателя. Нарушена граница между мнимым и подлинным, иллюзией и действительностью. Эта типичная для Антониони тема неспособности человека понять самого себя и того, кто рядом, трансформировалась в философскую проблему относительности человеческого знания, ограничивающегося только постижением знаков, вещей и событий. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в
которой все лишено смысла и сущности. И тщетное расследование героя – просто вылетевший за пределы корта несуществующий мячик, который он собственноручно отправляет ввысь, прочь от себя и, убедившись в явной субъективности всего окружающего, остаётся посреди зелёного раздолья, с камерой в руке и сомнениями в голове.
***********************************************
ФАКТЫ
Это первый из английских фильмов, в котором была целиком показана обнажённая женская натура, и первый англоязычный фильм Антониони.
Для того чтобы пройти цензурные ограничения из-за обилия откровенных сцен и выпустить фильм на экраны, Metro-Goldwyn-Mayer создала подставную компанию Premiere Productions, на которую не накладывались ограничения цензоров. Таким образом, фильм вышел без купюр, а Metro-Goldwyn-Mayer удержала все права на него
Прототипами главного героя стализнаменитые богемные фотографы эпохи «Свингующего Лондона» 60-х Терренс Донован и Дэвид Бейли.
На одной из фотографий бездомных мужчин, снятых Томасом, можно увидеть Хулио Кортасара, автора рассказа, по которому снят фильм. Фотографии для фильма были сняты Томом Мак Калиным.
На главную роль был утвержден харизматичный и известный актер Теренс Стэмп (двумя годами позже он станет героем «Теоремы» Пазолини), но за 2 недели до съемок его заменили на малоизвестного Дэвида Хэммингса. Кстати, первоначально на эту роль претендовал даже сам прототип героя, фотограф Дэвид Бейли.
На главную женскую роль Антониони вначале планировал шведскую актрису Эву-Бритт Страндберг, она успела приехать в Лондон на пробы, была утверждена режиссером, но в последний момент три босса MGM забраковали актрису из-за «слишкомбольшого носа». В результате роль досталась Ванессе Редгрейв.
В одной из сцен фильма показан фрагмент концерта The Yardbirds, в котором Джеф Бек ломает свою гитару. На самом деле гитара принадлежала музыканту группы The In Crowd Стиву Хоу. Это выступление относится к тому непродолжительному периоду в истории группы, когда Бек и Джимми Пейдж играли совместно — Бек покинул группу через несколько месяцев после этого выступления. Первоначально на место The Yardbirds в фильме претендовали The Who и The Velvet Underground.
Роллс-Ройс, на котором Томас ездит в фильме, принадлежал английскому актёру Джимми Савилю и был перекрашен для съёмок из белого в чёрный цвет.
Антониони не устроил цвет травы в парке Мэрион и по его указанию она была подкрашена зелёной краской и сцена переснята.
Фильм оказал влияние на картины «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы и «Прокол» Брайана Де Пальмы. В оригинале название последней созвучно с «Фотоувеличением» (Blow-up) — Blow Out.