30 июля 2007 года, спустя две недели после своего 89-летия, умер Ингмар Бергман, классик из классиков мирового кино. Ижевский киноклуб прощается с Мастером и представляет одну из самых сильных его работ, которую сам режиссер считал одним из своих лучших фильмов. "В "Персоне" … я достиг своего предела... я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф", - Ингмар Бергман. В этом загадочном фильме на экране две женщины, две великолепные актрисы:
Лив Ульман (она играет знаменитую актрису Элизабет, лишившуюся дара речи, а может быть не желающую ни с кем разговаривать) и Биби Андерсон (Альма - медсестра, сиделка). Дуэт этих двух героинь, проходящие через фильм чувства одиночества, любви, ненависти, эротические видения и откровения Альмы, дают зрителям богатую возможность задуматься о взаимоотношениях искусства и живой жизни. Но это лишь один посыл картины. О ее смысле вот уже четверть века спорят критики.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ Шведская национальная кинопремия «Золотой жук» за лучший фильм и лучшее исполнение женской роли (Биби Андрсон), Стокгольм, 1967. Премии национального американского общества кинокритиков, США, 1968: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса (Биби Андерсон). Номинация Британской киноакадемии
в номинации «лучшая иностранная актриса» (Биби Андерсон), Лондон, Великобритания, 1968
«Персона» — один из самых лаконичных, загадочных и сильных фильмов Бергмана. По сути своей — это скорее философская драма, в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного мира, когда, несмотря на, казалось бы, нормальное течение жизни, человек вдруг ощущает одиночество и бессмысленность своего существования. В «Персоне» истинное как бы поглощается видимым. Личина скрывает лицо. Душа и маска вместе образуют Персону — знаменитый кадр составлен из половинок двух лиц героинь, а эта Персона есть
Ничто. А мир Персоны — неистинное бытие, лишь видимость, иллюзия.
***********************************************
БЕРГМАН О «ПЕРСОНЕ» (отрывок из книги «Картины»)
Итак, она была актрисой - почему бы себе этого не позволить? И потом замолчала. Ничего в этом особенного нет.
Начну, пожалуй, со сцены, в которой врач сообщает сестре Альме о том, что случилось. Это первая, основополагающая сцена. Сиделка и пациентка сближаются, срастаются, как нервы и плоть. Но она не говорит, отвергает собственный голос. Не хочет лгать.
Это одна из первых записей в рабочем дневнике, датированная мной 12 апреля. Там есть еще кое-что, не выполненное мной, но имеющее, тем не менее, отношение к "Персоне" и, главным образом, к названию картины: "Когда сестру Альму навещает ее жених, она впервые обращает внимание на то, как он говорит, как он к ней прикасается. И приходит в ужас потому, что замечает, что он совершает поступки, играет роль".
Кровоточащая рана вызывает отвращение, и в этом случае человек не способен притворяться. На этой стадии мне было страшно тяжело. У меня появилось чувство, что само мое существование находится под угрозой. Можно ли сделать это внутренним процессом? Я имею в виду намекнуть, что это переложенные на музыку разные голоса в concerto grosso одной и той же души? В любом случае фактор времени и пространства должен иметь второстепенное значение. Одна секунда покрывает длительный временной
космос и содержит горсть разрозненных, не связанных между собой реплик. Здесь уже проглядывает готовый фильм. Актеры перемещаются из пространства в пространство, не нуждаясь в дорогах. Происходящее по мере надобности растягивается или сокращается. Понятие времени упразднено. Затем идет нечто, своими корнями уходящее глубоко в детство.
У меня перед глазами белая, смытая полоска кинопленки. Она крутится в проекторе, и постепенно на звуковой дорожке (которая, может быть, бежит рядом) возникают слова. И вот звучит именно то слово, которое я себе представлял. И мелькает лицо, почти совсем размытое белизной. Это лицо Альмы. Лицо фру Фоглер. Когда я был мальчишкой, в одном из магазинов игрушек продавали использованную нитратную пленку. Она стоила пять эре метр. Я погружал 30-40 метров пленки на полчаса в крепкий
раствор соды. Эмульсия растворялась, изображение исчезало. Пленка становилась белой, невинной и прозрачной. Без картинок. Теперь тушью разных цветов я мог рисовать новые картинки. И когда потом, после войны, появились рисованные непосредственно на кинопленке фильмы Нормана МакЛарена, для меня это не было новинкой. Бегущая через проектор пленка, взрывающаяся отдельными картинками и короткими эпизодами, жила во мне давно. Время близилось к середине мая, а у меня то и дело по-прежнему поднималась температура: Эти
странные скачки температуры и эти размышления в одиночестве. Никогда мне не было так хорошо и так плохо. Думаю, что если бы я приложил усилие, то, возможно, постепенно набрел бы на что-то уникальное, чего не мог достичь раньше. Превращение мотивов. Нечто, что происходит очень просто, и ты не задумываешься над тем, как это происходит.
Она познает саму себя. Сестра Альма через фру Фоглер обретает себя. Альма рассказывает длинную и совершенно банальную историю своей жизни, своей великой любви к женатому человеку, об аборте и о Карле Хенрике, которого она, в сущности, не любит и с которым ей тяжело в постели. Потом она выпивает вина, настраивается на интимный лад, начинает плакать и плачет в объятиях фру Фоглер. Фру Фоглер сочувствует. Сцена длится с утра до обеда, до вечера, до ночи, до утра. И Альма все больше
привязывается к фру Фоглер. Здесь появляются различные документы, например письмо фру Фоглер доктору Линквисту, и, по-моему, это хорошо. Письмо о том, о сем. Но в первую очередь в нем дается веселая, шутливая и в то же время прозорливая характеристика сестры Альмы.
Я притворяюсь взрослым. И не устаю удивляться тому, что люди воспринимают меня всерьез. Я говорю: хочу это, желаю так... Мои соображения уважительно выслушивают и часто делают так, как я сказал. Или даже расточают похвалы за то, что я оказался прав. Я упускаю из виду, что все эти люди - дети, играющие взрослых. Единственное различие - они забыли, что они, в сущности, дети, или же никогда не задумывались над этим. Мои родители проповедовали набожность, любовь и смирение. Я старался
изо всех сил. Но пока в моем мире существовал бог, я не мог даже близко подойти к своей цели. Смирение было недостаточно смиренным. Любовь была в любом случае - намного слабее любви Христа, святых или даже моей матери. А набожность отравлена тяжелыми сомнениями. Теперь, когда бога нет, я чувствую, что все это - мое. Набожность перед жизнью. Смирение перед своей бессмысленной судьбой. И любовь к другим испуганным, измученным, жестоким детям.
То, что следует ниже, написано в мае на Урне. Я приближаюсь к сути как "Персоны", так и "Змеиной кожи". Фру Фоглер жаждет правды. Она искала ее повсюду, и порой ей казалось, будто она нашла что-то прочное, что-то долговечное, но внезапно земля ушла из-под ног. Внешний мир обрушивается на Элисабет Фоглер и в больничной палате. Правда растворилась, исчезла, или в худшем случае превратилась в ложь. Мое искусство не в состоянии переварить, преобразить или забыть
того мальчика на фотографии. И объятого пламенем мужчину, страдающего за веру. (прим. - Бергман говорит об эпизоде, когда Элисабет Фоглер рассматривает фото мальчика из варшавского гетто, а затем смотрит по телевизору хронику самосожжения буддийского монаха).
Я не способен воспринимать великие катастрофы. Они не затрагивают моих чувств. Возможно, я могу читать обо всех этих кошмарах с определенным вожделением - порнография ужаса. Но мимо этих фотографий мне не пройти никогда. Они превращают мое искусство в трюкачество, в нечто безразличное, во что угодно. Вопрос заключается, по-видимому, в том, есть ли у искусства какие-то альтернативные формы выживания помимо того, что оно является формой досуга: эти интонации, эти цирковые трюки,
вся эта бессмыслица, это надутое самодовольство. Если я, тем не менее, продолжаю оставаться художником, то делаю это уже не ради уверток и взрослых игр, а полностью осознавая, что занимаюсь общепринятой условностью, которая в редкие мгновения может дать мне самому и моим ближним краткие секунды успокоения и размышления. И, наконец, основная задача моей профессии - зарабатывать себе на жизнь, и до тех пор, пока никто не ставит этот факт под сомнение, я буду из чувства чистого самосохранения продолжать создавать
себя.
"И мне казалось, что каждая интонация моего голоса, каждое произносимое мной слово было ложью, упражнением в пустоте и тоске. Существовал единственный способ спастись от отчаяния и краха. Замолчать. За стеной молчания обрести ясность или, во всяком случае, попытаться собрать еще имеющиеся возможности". Здесь в дневнике фру Фоглер кроется основа "Персоны". Для меня это были новые мысли. Я никогда не соотносил свою деятельность с обществом или с миром. "Лицо"
с другим немым Фоглером в центре - лишь игривое приближение, не больше. И вот на последних страницах рабочего дневника появляется решающая вариация: После бурного объяснения - наступает вечер, потом ночь. Альма засыпает или собирается заснуть, но вдруг в комнате как будто кто-то зашевелился, словно туда вполз туман, который парализовал ее. Ее словно объял космический ужас, и она сползает с кровати, чтобы пойти и сблевать, но ничего не получается, и она опять ложится. Тут она замечает, что дверь в спальню фру
Фоглер чуть приотворена. Войдя к ней, она видит, что фру Фоглер в обмороке или мертва. Альма в испуге хватает телефонную трубку, но из нее не доносится ни звука. Она возвращается к покойной, та смотрит на нее, прищурившись, и внезапно они меняются характерами. Таким образом (я и сам точно не знаю каким), Альма с фрагментарной отчетливостью, глубоко, до абсурда, переживает душевное состояние той, другой. Она встречается с фру Фоглер, которая теперь уже Альма, и говорит ее голосом. И они сидят друг против друга,
они разговаривают, играя интонациями и жестикулируя, они мучают, позорят, истязают друг друга, они смеются и резвятся.
Это зеркальная сцена. Их объяснение - сдвоенный монолог. Монолог, идущий, так сказать, с двух сторон: сначала его произносит Элисабет Фоглер, а потом сестра Альма. Первоначально мы со Свеном Нюквистом (прим. - оператор большинства фильмов Бергмана) собирались дать обычный свет на Лив Ульман и Биби Андерссон. Но получилось плохо. Тогда мы решили одну половину каждого лица затемнить полностью - даже без выравнивающего света. Затем было уже вполне естественно в заключительной
части монолога скомбинировать освещенные половинки лиц так, чтобы они слились в одно лицо.
У большинства людей одна половина лица обычно миловиднее другой. Соединенные нами полуосвещенные изображения лиц Лив и Биби показывали их менее выгодные половинки. Получив из лаборатории совмещенную копию фильма, я попросил Лив и Биби зайти в монтажную. Биби ошеломленно восклицает: "Лив, как ты странно выглядишь!" А Лив говорит: "Но это ведь ты, Биби", смотря на непривлекательную половину лица.
Сценарий "Персоны" не похож на обычный режиссерский сценарий. Работая над режиссерским сценарием, ты затрагиваешь и технические проблемы. Пишешь, так сказать, партитуру. После чего остается разложить отдельные страницы нот по пюпитрам, и оркестр начинает играть. Я не имею обыкновения приходить в студию или приезжать на натуру, полагая, что "как-нибудь образуется". Импровизировать импровизацию невозможно. Я рискую импровизировать лишь в том случае, если знаю,
что у меня в загашнике есть тщательно составленный план. Находясь на съемочной площадке, я не могу доверяться вдохновению.
"Персона" при чтении может показаться импровизацией. Но картина построена по скрупулезно разработанному плану. И, несмотря на это, я никогда, ни в одном фильме не делал так много дублей (под дублями я имею в виду не повторные съемки одной и той же сцены в тот же самый день, а дубли, необходимость которых была вызвана тем, что отснятые за день куски меня не удовлетворяли). Съемки начались в Стокгольме, и поначалу дело не ладилось. Но, наконец, мы со скрипом раскачались.
И внезапно в словах: "Нет, это мы исправим, это сделаем так или эдак, а это устроим по-другому", - зазвучал азарт. Настроение ни у кого не портилось. Дело во многом выигрывает, если никто себя ни в чем не винит. Кроме того, фильм, разумеется, немало выгадал благодаря возникшим в процессе нашей работы сильным личным чувствам. Удачные получились съемки. Я, несмотря на изнурительную работу, испытывал безграничную свободу общения с камерой и моими сотрудниками, поддерживавшими меня во всех перипетиях.
Осенью я вернулся в "Драматен", и это было точно возвращение на галеры. Я ощутил разницу между бессмыслицей административного изнурения и свободой на съемках "Персоны". Однажды я упомянул, что "Персона" спасла мне жизнь. Это не преувеличение. Если бы у меня хватило сил, я бы, по всей вероятности, вышел из игры. Самое важное - мне впервые было безразлично, как воспримут картину зрители. Я наконец-то послал к черту (где ему и место) евангелие понятности,
вколоченное в меня еще с тех пор, "Фильминдастри". Сегодня мне кажется, что в "Персоне" - и позднее в "Шепотах и криках" - я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф.
*****************************************
ЭНДШПИЛЬ БЕРГМАНА. ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР УСТУПИЛ СМЕРТИ
"Надо же так свято верить в свое дело, чтобы отдать ему всю жизнь" Ингмар Бергман "Персона"
30 июля 2007 года, спустя две недели после своего 89-летия, Ингмар Бергман, классик из классиков мирового кино, ушел в мир иной. Он был последним из гвардии по-настоящему великих режиссеров. После него не осталось никого, кто бы был способен снять большую, бескомпромиссную и пронзительно красивую психологическую драму масштаба "Осенней сонаты".
Будущий режиссер вырос в семье лютеранского пастора, человека внешне спокойного, но раздираемого изнутри страстями. Весь кинематограф, проза, драматургия Бергмана связаны не то что нитями, а канатами с историей его родителей, их жизнью. Это дало ему возможность сплести настоящее время с прошедшим так, как это не удавалось никому: он смог соткать плотную, неразрывную человеческую и литературную ткань из XIX и XX столетий. Ни в литературе, ни в кино, ни в театре Европы или Америки такого не сделал никто.
Бергману был доступен арсенал любых изобразительных и художественных средств, но он никогда не прибегал к спецэффектам. Ему вполне хватало пространства сна или действенности метафоры. Один из самых сильных его образов - это Смерть в "Седьмой печати". Актер Бенгг Экерут был загримирован под циркового белого клоуна и одет во все черное. Только в отличие от клоуна он не гримасничал, а, напротив, хранил неизменное выражение лица, страшное своей неподвижностью. Вначале режиссер и сам не верил, что
зрители купятся на этот прием: "Э, не старайся, нас не проведешь! Мы ведь видим, что ты - размалеванный белой краской талантливый актер в черном одеянии! Ты вовсе не Смерть!" (из книги И.Б. "Картины"). Однако образ приняли, и он остался в истории кино навсегда. Вместе с ним остались и цирковая семья, и прекрасный рыцарь (Макс фон Зюдоф), и фантастически красивая партия Рыцаря и Смерти в шахматы.
Если бы Бергман ничего больше не снял после "Печати", то он бы все равно остался одним из наиболее цитируемых режиссеров в истории. Но эта метафизическая драма была лишь одной из многих его выдающихся картин. Впереди были "Земляничная поляна", "Девичий источник", "Как в зеркале", "Персона" и еще добрый десяток безупречных фильмов.
Сценарии к своим фильмам Бергман, как правило, писал сам. Его первый опыт в кино - сценарий к картине "Травля" Альфа Шеберга, получившей, кстати, восемь "Чарли" (шведских "Оскаров) и гран-при Каннского фестиваля (1946). Одновременно он постоянно работал в театре - драматургом, режиссером и нередко сценографом.
Театральный опыт Бергмана, как и кинематографический, огромен. Он ставил Стриндберга, Ибсена, Шекспира, Уильямса, Чехова, Олби и собственные пьесы. Поэтому трудно найти кого-то, равного ему по любви к своим актерам и умению с ними работать. Он знал цену диалогам и паузам, мизансценам и свету, слову и взгляду.
Поразительно, что при своем колоссальном кинематографическом даре Бергман был еще и значительным литератором. Он писал точную и лаконичную прозу, полную тончайших деталей. Его роман "Благие намерения" экранизировал Билле Аугуст, и фильм получил в 1992 году "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах: случай в истории кино вообще-то беспримерный.
"Люди в моих фильмах - они вроде меня самого. Создания, руководствующиеся инстинктом, совсем неумные. В лучшем случае, они думают, когда разговаривают… В их теле есть только маленькая полость для души", - сказал как-то Бергман. Наверное, применительно к самому себе это было все же кокетством. Он был умен, образован и феноменально работоспособен. С определенного возраста он не выносил никаких посягательств на свое творчество или личность. Когда шведские власти заподозрили его в сокрытии налогов,
режиссер демонстративно покинул родину и отправился жить в Германию. Разразился такой международный скандал, что премьер-министр Улоф Пальме вынужден был собственноручно приостановить дело против кинематографиста. Шведских филистеров, вздумавших считать его деньги, Бергман не простил: он окончательно переехал на островок Форё, что недалеко от Готланда, и поселился в этом внешне неприветливом месте. Там он прожил до конца своих дней.
Самоизоляция не мешала ему работать: так, театральную режиссуру он оставил только в 2004 году. Тогда же он опубликовал свою удивительную последнюю книгу - "Три дневника", воспоминания о последнем годе из жизни его жены Ингрид, написанные им самим, их дочерью Марией фон Розен и самой Ингрид. Смерть не была для него табу, он ее постоянно ощущал рядом и немного гордился своей способностью заглядывать по ту сторону бытия. Он доиграл свою партию совершенно спокойно: домашние Бергмана сообщили, что
он умер мирно, в своей постели.