Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: КИНО ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ: 13 ЯНВАРЯ. МЭТЬЮ БАРНИ И БЬОРК


ЦИКЛ «КИНО ПО ВОСКРЕСЕНЯМ» К\Т АВРОРА 13 ЯНВАРЯ 15.30 БИЛЕТ 60 РУ
 

РИСУЯ ГРАНИЦЫ 9 \ DRAWING RESTRAINT 9
США-Япония, 2005, 2ч 25 мин., цветной

автор сценария
режиссер
монтажер
художник-постановщик
художник по костюмам
сопродюсер
МЭТЬЮ БАРНИ

оператор
монтажер
ПИТЕР СТРИТМАН

оригинальная музыка
БЬОРК

в главных ролях:
БЬОРК
МЭТЬЮ БАРНИ

 

ССЫЛКИ
Официальный сайт полного цикла перформансов Мэтью Барни "Drawing restraint"
Официальный сайт Бьорк (на англ. языке)
Сайт фильма на русском языке

 *****************************************

DRAWING RESTRAINT – огромный цикл из 12 символических артистических перформансов, связанных с самыми разнообразными человеческими энергиями, ритуалами, действиями, субстанциями и механизмами, исследованием пластических скульптурных и архетиктурных форм, которые были исполнены одним из самых знаменитым и интересных современным художников Мэтью Барни с 1987 по 2005 год. 9 номер этого цикла представляет собой своеобразный киноперформанс, с огромным размахом и художествнной бескомпромиссностью поставленный в Японии в 2005 году.

Это грандиозная неспешная кинематографическая медитация, которую надо смотреть так, как слушают музыку: не глядя на часы и полностью растворяясь в этом странном символическом мире. Мир Барни сложен и прекрасен, этим миром управляет система особых законов, образов, артефактов, символов и деталей. Сюжет этого фильма - своего рода часовой механизм, который с каждой минутой игрового времени запускает свои шестеренки в ход, подключая к этой "игре" все больше и больше колесиков, винтиков, болтиков. Сотни людей и механизмов принимают участие в этом процессе, причем, будучи из разных областей, все они делают свое дело в нужное время и в нужной последовательности, не завися друг от друга. Постепенно вырисовывается смысл и впечатляющая кульминация происходящего на экране: на огромном океанском лайнере, идущего к Антарктиде, происходит загадочный, страшный, прекрасный и завораживающий ритуал реинкарнации человека в кита.

*****************************************

СЮЖЕТ

Фильм начинается грандиозной праздничной процессией на японском нефтеперегонном заводе: в сопровождении сотен людей и животных в местный океанский порт торжественно доставляются цистерны с жидким вазелином. На палубе китобойного судна, принадлежащего флотилии Нисин-Мару (символ древней японской китобойной традиции и японской культуры в целом), устанавливают гигантскую форму для скульптуры. Очертания ее представляют собой символическое изображение кита - эллипс, "перечеркнутый" посередине узким прямоугольником. В форму заливают жидкий вазелин, и корабль отправляется к берегам Антарктиды. За бортом становится холодней, вазелин застывает и превращается в скульптуру.

В общем-то, то, что Барни прежде всего скульптор, а потом уже режиссер, заметно невооруженным взглядом - большую часть фильма занимают манипуляции с этой скульптурой. Экипаж сначала заливает ее, потом, когда она застывает, ножами для разделки китовых туш вырезает из сердцевины тот самый узкий прямоугольник. На его место укладывают выловленные в море останки кита - гигантский позвоночник и мумифицировавшуюся в морской воде плоть, по форме являющиеся тем же прямоугольником, точнее - параллелепипедом, только неровным. Появляются дети в белых одеждах, невесть откуда взявшиеся на плывущем в океане корабле, и странной смесью из очисток от креветок и чего-то, похожего на цемент, облепляют останки. После того, как смесь застывает, позвоночник снова извлекают и сбрасывают в трюм. Снимется металлическая форма и желеобразная скульптура, еще более явно смахивающая на кита, разваливается на куски.

Вторая сюжетная линия, разворачивающаяся на нижней палубе плывущего в океане корабля – одна из самых сюрреалистических и необычных любовных историй в кинематографе. По приглашению капитана на корабль прибывают Гость (его играет сам Барни) и Гостья (которую исполнила супруга Барни - Бьорк). Прибывают они по отдельности, после чего каждый проходит "подготовку" к встрече. Их внешний вид претерпевает невиданные метаморфозы. После ванн с плавающими цитрусовыми, сложносочиненных причесок и грима они предстают пред нами в одеяниях, представляющих собой весьма смелую фантазию на тему традиционного японского костюма. В таком виде они отправляются на аудиенцию к капитану. Далее следует скрупулезная имитация чайной церемонии, только вместо чая фигурирует ядовито-зеленая жидкость, а вместо приборов - морские раковины и кораллы. Капитан рассказывает им историю о том, когда был построен корабль, какие у него габариты, вес и прочие параметры, и что это уже четвертый корабль с таким названием, но цифра 4 в японской культуре означает смерть, и поэтому эту цифру никто не упоминает.

Чайная церемония медленно, но неизбежно выводит медитативное течение фильма к шокирующему финалу. Гость и Гостья влюбляются друг в друга. Капитан вежливо исчезает, оставив их наедине в тиши нижней палубы, которая, символически трансформируясь  в чайный сосуд, потихоньку затапливает чайным настоем, а в это время на верхней палубе как раз начинает рушиться скульптура. Гости сливаются в страстном поцелуе, достают из замысловатых одеяний ножи и… Под покровом человеческих ног у Гостей обнаруживаются хвостовые плавники китов. Китолюди сплетаются в страстных объятиях практически под потолком полностью затопленной комнаты.

Финальный кадр фильма - дрейфующий вдоль айсбергов корабль и силуэты двух существ, уплывающих прочь.

По материалам Елены Илионской

******************************************

БЬОРК

Когда мы сошлись с Мэттью, то сразу решили — вместе работать не будем. Но на горизонте появился проект «Рисуя границы,9», и все случилось как-то независимо от нас! Но мы знали друг друга уже пять лет к тому моменту и были уверены друг в друге. Это было… знаете, как вечером после работы порезать салат и согреть чаю. Легко и естественно.

Я решила не сниматься в кино очень давно. Однажды я сыграла в одном исландском телесериале, когда мне было 18 лет, и после этого сказала себе: «Это не для меня. Уж лучше музыка». Но Ларс фон Триер меня обманул: сперва попросил написать музыку, а потом спросил, кто, по-моему, мог бы сыграть в фильме и спеть мои песни. Никого лучше меня не нашлось. Для Ларса я сделала исключение.

Мэттью попросил меня написать музыку для фильма в декабре, и у меня было всего шесть месяцев — по моим меркам крошечный срок. И я приняла судьбоносное решение: не изучать во всех подробностях японскую народную музыку, а основываться на том, что я уже знала. Настоящую Японию за полгода все равно познать невозможно. В этой музыке отразилась и Япония, какой я ее представляю, и я сама. Я старалась по мере сил избежать клише.

Лучшее, что я могу сделать для своей страны, — это продолжать заниматься тем, чем я и так занимаюсь. Если бы меня попросили описать исландцев, я бы сказала: «Это люди, которые делают то, что им вздумается, и никого не слушают.

В Японии я научилась не бояться тишины. Молчание, а потом — звук голоса или одного-единственного инструмента.

Надеюсь, я себе не изменяла и ничего не делала никому назло. Это не борьба с популярностью, а борьба за свободу! Все мы слушаем разную музыку. Мне хочется думать, что я нахожусь вне категорий.

Моя работа позволяет мне замыкаться в себе. Прошу окружающих оставить меня в покое на недельку — и за это время я восстанавливаюсь. Я вообще интроверт по натуре. Музыку пишу в одиночестве, на природе. А потом мне вдруг становится скучно, и я зову моих друзей, ди-джея — и начинается веселье. Жить и работать мне помогает музыка. По-моему, заниматься музыкой надо шесть дней в неделю, а на седьмой день можно о музыке и поговорить. Вот это — правильный баланс. Давать концерты я тоже люблю: я в этом разбираюсь даже лучше, чем в записи музыки, да я и вышла на сцену раньше, чем вошла в студию. Заставить огромное количество людей в одном зале испытать одно и то же чувство — вот это задача!

Интервью Антону Долину, для «МН»

 

разработка и поддержка сайта Консалтинговая группа "ВЕКТОР"

В избранное