"О разлагающем влиянии буржуазного кино не стоит говорить, это совершенно ясно. Использовав все темы сентиментализма, оно начинает демонстрировать физические уродства. В Голливудской студии Метро-Гольдвин-Майер собралась оригинальная труппа для работы над фильмом "Причуды". В ее составе - Ку-Ку, девушка-птица, имеющая большое сходство с аистом; П. Робинзон, человеческий скелет; Марта, родившаяся с одной рукой,
искусная мастерица вязать кружева ногами. Доставлены в студию Шильце, прозванная "голова-шпилька" женщина с нормальным телом, но с необыкновенно маленькой головой, похожей на шпильку; Ольга - женщина с мужской окладистой бородой; Жозефина-Жозеф, наполовину женщина, наполовину мужчина; сиамские сестры-близнецы Гильтон, карлики, лилипуты". Так в 1932 году в статье "С кем вы, мастера культуры?" писал Максим Горький, вполне справедливо обличая зажравшуюся буржуазию.
И все же, фильм "Freaks" режиссера Тода Браунинга, который и был приведен пролетарским писателем в качестве одного из примеров упадка современной культуры, вряд ли заслуживает к себе отношения как к простому развлечению. (Для нас, свидетелей бессилия сегодняшнего Голливуда,
это еще очевиднее.) К тому же "freaks" - это не "причуды", а "уроды" (или даже "уродцы"). Экранизация новеллы Тода Роббинса "Шпоры", драма на грани трэша, сюжет которой разыгрывается в бродячем цирке, еще очень популярном в первой половине ХХ века. Тогда люди, жаждавшие зрелищ, приходили посмотреть на силачей, акробатов, шпагоглотателей и, конечно, на тех, кто невероятно уродлив от природы, на тех, кого и называют "freaks". В центре повествования любовь
лилипута Ганса (Гарри Эрлс) к цирковой гимнастке Клеопатре (Ольга Бакланова). Лилипут простодушен и богат, он получил большое наследство, а жестокая красавица решает женить его на себе, чтобы потом убить. Однако калеки, отвергнутые и презираемые обществом, тоже имеют тайный "кодекс чести", и они будут жестоко мстить за своего брата, так же жестоко, как Клеопатра и ее любовник Геркулес насмехались над ними…
Особое место в тексте повествования занимает метафора цирка. Именно здесь сфокусированы многие проблемы, как экзистенциальные, так и общественные. Цирк - это больше, чем просто театр. Это уже не зеркало жизни и даже не увеличительное стекло, это всепроникающий рентген. И это не жизнеутверждающий "Цирк" Александрова - цирк Тода Браунинга является мрачной пограничной зоной между миром людей и миром запредельного, нечеловеческого.
Атмосфера паранойи нарастает и сгущается с каждой минутой фильма и достигает апогея в кульминационной сцене свадьбы, когда собравшиеся за столом freaks поют Клеопатре "Ты одна из нас" и причащают ее чашей с вином. Это уже не песня, это гимн бытия, искаженного человеческими страданиями. Эта свадьба и босховское визионерство, и кэрроловское "безумное чаепитие", когда гротеск деформирует саму ткань повествования, нагло выламывается из контекста и кричит прямо над ухом: "Я тут! Ты забыл
про меня, но я рядом!"
Совершенно не случайно этот выдающийся фильм в течение долгого времени был запрещен к показу. И причина тому не действительно шокирующее изображение аномалий человеческого тела (это средство, а не цель); причина даже не в наивной вере режиссера в развитие евгеники. "Freaks" - это в первую очередь честное, недвусмысленное, и потому очень жестокое произведение. Браунинг показывает, что норма и ее противоположность - понятия,
неразрывно связанные, которые всегда отделяет тонкая грань, и которые могут меняться ролями. И, в конце концов, уродство далеко не всегда связано с физическим увечьем, зачастую уродство - именно состояние души.
Когда продюсер MGM Ирвинг Талберг поручил Уиллису Голдбеку написать сценарный набросок к рассказу Тода Роббинса, его единственным условием было "сделать жутко". Голдбек быстро написал скетч и отправил его продюсеру. Через несколько дней его вызвали в офис к Талбергу. Шеф склонился над сценарием, обхватив голову руками, а затем, увидев Голдбека, резко выпрямился и произнес: "Это жуть".
Шлиц Мец, микроцефал, играющий фильме женщину, на самом деле мужчина.
Один из влиятельных киножурналов "Premiere" опубликовал "Уродов" в списке одного из "25 самых опасных фильмов".
Фильм был запрещен в Австралии, в течении 30 лет - в Великобритании (став при этом одним самых "долгозапрещенных" фильмов в Соединенном Королевстве). В некоторых районах США, в которых старые законы все еще имеют юридическую силу, он запрещен до сих пор.
После того, как фильм был изъят из проката и положен на полку студией MGM, права его показ перешли в руки скандально известного в Америке владельца передвижного цирка уродов Двейна Эспера. Он возил фильм по всей стране и показывал его под цветастыми названиями "Запретная любовь" и "Ошибки природы".
Авторским финалом фильма была сцена, в которой Геркулес, кастрированный уродами, поет высоким голосом в новом шоу мадам Тетралини. Но эпизод был вырезан после крайне неприятной реакции тест-аудитории и уничтожен. До сих пор существует несколько версий финала фильма.
Ольга Родерик, женщина с бородой, в последствии открестилась от фильма, сожалея об участии в нем.
Майана Лой, которая должна была играть роль, впоследствии доставшейся Ольге Баклановой, отказалась от участия в фильме, сочтя сценарий оскорбительным.
Электрооборудование в студии было так плохо заземлено, что съемочную группу постоянно било током.
Принц Рэндиан, человек без рук и ног, имел привычку прятаться на съемочной площадке в темные углы и пугать проходящих мимо людей, неожиданно выскакивая с леденящим кровь воплем.