Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: АНОНС ФИЛЬМА 'ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ'


13 мая, 16.00, кинотеатр «Аврора», видеопроекция, билет 50 ру

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ
JE T'AIME, JE T'AIME

Франция, 1968, цветной, 91 минута, цветной

Постер фильма "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ / JE T'AIME, JE T'AIME"авторы сценария:
ЖАК СТЕРНБЕРГ
АЛЕН РЕНЕ

режиссер
АЛЕН РЕНЕ

оператор
ЖАН БОФФЕТИ

музыка:
ЖАН ДАНДЕНИ
ЖАН-КЛОД ПЕЛЛЕТЬЕ

в ролях:
КЛОД РИШ
ОЛЬГА ЖОРЖ-ПИКО
АНУК ФЕРЖАК

и др.

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Приз за лучшую мужскую роль (Клод Риш) на Международном кинофестивале в Сан-Себестьяне

 

"Мне хотелось бы при помощи кинематографа приблизиться к сложности мысли, к ее внешним, "механистическим" проявлениям. При приближении к подсознательному рождается чувство. Кинематографу остается лишь монтировать эти чувства".
Ален Рене

АЛЕН РЕНЕ

Этот фильм снят в революционном для Франции 1968 году. К кинематографическим событиям этого года относился памятный скандал на "буржуазном" Каннском кинофестивале, закрытом бунтарями-кинематографистами. ФрансуаТрюффо и Луи Маль на сцене держали занавес, чтобы нельзя было показывать фильмы, а в зале в течение нескольких часов шла дискуссия. "Люблю тебя, люблю"- так назывался фильм Алена Рене, который так и не был показан в Каннах и который остался незамеченным в бурных событиях мая 1968 года. Это был неожиданный провал, провал гениально режиссера. Этот, самый рискованный и по сей день самый неизвестный фильм Рене об относительности времени и истории, подорвал творческую жизнеспособность Рене на несколько лет.

Главный герой Клод Ридер после неудачной попытки самоубийства приглашается в клинику для научного эксперимента по перемещению во времени. Ему предлагается переместиться на минуту в 1966 год. В то время была жива его жена Кристин, которую он безумно любил, хотя и изменял с другими женщинами. В какой-то момент эксперимент выходит из под контроля и Клод начинает теряться во временном пространстве.. Принудительный самоанализ заставляет героя сильным и беспощадным способом восстановить все самые главные моменты в его жизни. Насколько сильно влияние прошлого на наше настоящее, когда мы можем его изменить? Этот фильм также о беспомощности наших воспоминаний перед действительностью. Человеческое восприятие реальности, наша способность создавать новое каждый день и наши воспоминания, все это будет забыто в следующий момент, чтобы измениться...

Принципиальное своеобразие творчества Рене 60х-70х годов определялось глубиной философского видения действительности, роднившей его картины с поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Ж. -П. Сартра и А. Камю, экзистенциальными этюдами М. Дюрас и С. де Бовуар, так называемым "новым романом" А. Роб-Грие и др. Основным содержанием картин режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые механизмы памяти. Из фильма в фильм отягощающее существование персонажей неизбывное бремя совести, беспощадные фантомы прошлого приводят героев Рене на грань небытия.

 

"Каждый фильм художника - это попытка на сантиметр продавить тьму недозволенности".
Ален Рене

 

АЛЕН РЕНЕ

Всегда отказывающийся идти на компромисс с коммерцией и находящийся на расстоянии от веяний моды, годами готовящий каждый свой новый проект Ален Рене, вместе с тем, давно является одной из доминирующих фигур французского кинематографа. Парадоксальным образом сочетая ясность классической формы Ренуара и Гитри с открытостью новым веяниям 20-го века (Новый Роман, структурализм), ему удалось осуществить на экране и еще одну крайне важную связку - между традиционно "низкими" жанрами и французской интеллектуальной традицией.

Ален Рене родился в Ванне 3 июня 1922-го года. Получив от родителей в подарок на 14-летие 8-мм камеру, он снимает множество любительских фильмов, в том числе свою экранизацию Фантомаса. Уже в детстве проявляется удивительная двойственность интересов - с одной стороны, Ален страстно увлекается комиксами (Мандрейк, Дик Трейси) и дешевыми детективами (Гарри Диксон), с другой же является преданным читателем местной библиотеки, а в любимых авторах числятся Пруст, Бретон и Хаксли.

Несмотря на мечты стать букинистом, в 1940-м Рене записывается на драматические курсы Симона, а в 1943-м (во время немецкой оккупации) - в киношколу IDHEC. Однажды снявшись в массовке "Вечерних посетителей", Рене приступает к "работе по профессии" - монтажу 35-мм фильмов, в свободное время продолжая "для себя" снимать 16-мм документальные картины. В одной из них - "Модель идентификации" (Schema d'une identification) бесплатно снимается Жерар Филип. Благодаря легендарному продюсеру Пьеру Бронберже, начинающему режиссеру удается "преодолеть 35-мм порог" с фильмом "Ван Гог" - лирический опыт проникновения камеры "внутрь" творений художника при помощи оператора Лючано Эммера.

В течение последующих 10 лет Рене остается верным документальному жанру, поднимая как серьезные (война в Испании глазами Пикассо, нацистский геноцид), так и легкие (визит в Национальную Библиотеку и на заводы Пешине) темы. Документальные фильмы Рене отличает как рафинированный лиричный монтаж, так и бергсоновская философия перцепции - наблюдение за объектом съемки производится через фильтр культуры и эмоций, постоянно обогащаемый "образом-памятью". Ярким примером такого обращения с объектом является его последняя короткометражка "Песнь Стирена", где "производственный фильм" удивительным образом сталкивается с текстом Реймона Кено.

В 1959-м Рене снимает свой первый полнометражный фильм "Хиросима, любовь моя", ставший настоящей бомбой молодого французского кино даже на фоне восходящей Новой Волны. Богатство этого произведения заключено в его названии - с одной стороны ужас человечества перед лицом атомного оружия, с другой же - бесконечное возвращение страсти.

Была поднята и ранее абсолютно табуированная в стране тема - любовь немецкого солдата и француженки. Поставив "Хиросиму" по сценарию Маргерит Дюрас, литературной базой следующего, не менее шумного фильма Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде" становится произведение другого автора Нового Романа - Алена Робб-Грийе. Вместе с писателем Рене создает удивительный фильм-лабиринт, сочетая изобразительность в стиле Жюльена Крака и оптические иллюзии Эшера с гипнотично-репетитивным текстом и математически вычисленной точностью травеллингов и великолепием декораций. Во время работы над этими фильмами Рене окружает себя замечательными соавторами-сотрудниками (Дюрас, Робб-Грийе, Хорхе Семпрун, Дэвид Мерсер), которые вскоре сами станут режиссерами.

По поводу своих первых фильмов Рене сказал: "Мне хотелось бы при помощи кинематографа приблизиться к сложности мысли, к ее внешним, "механистическим" проявлениям. При приближении к подсознательному рождается чувство. Кинематографу остается лишь монтировать эти чувства". Интеллектуальное кино? Не стоит забывать, однако, что дебютировать Рене хотел с "Черного острова" - экранизации одного из приключений героя комиксов Тентена, но проект сорвался за год до "Хиросимы"… Сюрреализм и психоанализ еще неоднократно "всплывут" в творчестве Алена Рене: в ближайшие годы они проявятся в "Люблю тебя, люблю" (1968) и "Провидение" (1977).

Однако было бы в корне неверно сводить Рене того периода исключительно к поиску интеллектуальных фантасмагорий - как и многие ровесники-режиссеры, Рене переживает период сильной политизации и увлечения "левой идеей". В "Мюриэль" (1963) рассказывается о травмах, нанесенных Алжирской войной, в "Война окончена" - разочарования левака-активиста, а в разнесенном критикой "Стависки" поднимается тема финансовых скандалов времен Третьей Республики. Примечательно и анонимное участие в фильме-манифесте "Далеко от Вьетнама" - этот не имеющий аналогов в мировой киноистории документ собрал лучшие силы тогдашнего французского кино. И снова тот же парадокс: эти фильмы вышли на экраны, а чего не получилось? 60-70-е полны несостоявшихся проектов, но каких!

Экранизаций похождений Фантомаса, Дика Трейси и Спайдермена! В 70-х Рене дважды пытался сотрудничать с отцом почти всех героев издательства Marvel Стэном Ли: один из них (The Inmates) рассматривал целесообразность существование человечества, и все это в стиле комикса. Режиссер "Экзорциста" Уильям Фридкин помогал Рене в подготовке байопика Лавкрафта, проект по другому "проклятому писателю" Роберту Говарду (автору "Конана") тоже благополучно сорвался. Похоже, что Рене не дано встретиться с комиксом - приходится вновь взяться за "ум".

"Мой американский дядюшка" (1980) вдохновляется любопытными, хоть и весьма спекулятивными теориями профессора-"биологиста" Анри Лабори (они же, кстати, спустя много лет впечатлили Мишеля Уэльбека) - режиссер пытается заставить существовать в рамках одного произведения популярное изложение научной теории с полновесным игровым фильмом.

Однако стремление к комиксу остается неизбывным - после того, как сам Энки Биляль рисует для Рене афишу к "Дядюшке…", режиссеру удается заполучить художника в качестве автора декораций к фильму "Жизнь - это роман" (1983). Восхитившийся экстравагантной архитектурой одного из замков, Рене представил себе три истории, происходившие в нем в разные эпохи. Режиссер по-прежнему воспринимает каждую новую картину как возможность стилистического эксперимента, каждый раз ошарашивая зрителя неожиданным поворотом. "Любовь до смерти" (1984) становится "снятой пьесой" на 4 человека, рассматривающей вопрос "сознательного" (а не спонтанного) самоубийства как экзистенциального выбора.

Сценарной же базой "Мелодрамы" (1986) оказывается "салонная" пьеса основательно присыпанного пылью и абсолютно "неиграбельного", однако крайне популярного в 20-х годах драматурга Анри Бернштейна - обе картины сыграны практически тем же актерским составом Ардити-Азема-Дюссолье-Ардан. После чего следует, как считается, самый неудачный эксперимент режиссера: фильм-комикс I Want To Go Home (1989) - так и не нашедшее своего зрителя французское подобие американского "Кролика Роджера". Откровенно разочарованный результатом, к комиксу Рене больше не вернется, продолжив эксперименты с "театром в кино".

Концепт следующего фильма мог откровенно испугать любого, кто не знал Рене: по пьесе необычайно плодовитого британского драматурга Алена Экберна режиссер создал творение длиной почти в 5 часов под "двойным" названием Smocking \ No Smocking (1993), причем все 11 ролей были сыграны всего двумя актерами - Сабин Азема и Пьером Ардити! Неслыханная наглость режиссера, как оказалось, имела под собой все основания: фильм собрал неслыханное количество призов, стал хитом национального проката, и, помимо прочего, прославил дуэт сценаристов Бакри-Жауи.

Рене, как показалось многим, наконец-то нашел удачную формулу сплава "низкого" жанра с неизменной интеллектуальной составляющей своих картин, и с тех пор он ей уже не изменит. "Знакомая песенка" (1997) становится еще более удачным ее воплощением: этот интеллектуализированный современный водевиль по сценарию тех же Бакри-Жауи исполняется цветом французского актерского цеха, причем поют они цитатами расхожего национального шансона.

Петь герои фильмов Рене продолжили и дальше, но уже в "настоящей" оперетте. "Только не в губы" (2003) знаменовал очередное обращение к "бульварным пьесам" 20-х лет, а традиционно узкое "актерское семейство" режиссера основательно расширилось за счет новых членов. Повторение, однако, вышло довольно выморочным: сквозь вековой давности гламур не проступил "фирменный стиль" режиссера, а без этого необходимого фильтра действо осталось тем, чем, собственно, и было - дешевым спектаклем "для народа", а совсем не для преданной публики. Но престарелый режиссер не отказался от самоповтора и на следующий раз, в "Сердцах" вновь обратившись к пьесе Экберна. Невзирая на "критический возраст" - к моменту съемок режиссеру исполнилось 85, и ему по контракту даже был положен "дублер" Брюно Подалидес - Рене вновь удалось подняться на высоту, доступную только ему. Стало вновь очевидно, что за потрясающими декорациями его практически безупречных фильмов и выверенной изящностью сюжетных конструкций всегда был виден получивший камеру на день рождения ребенок, который с годами так и не наигрался в поистине волшебную игрушку под названием "кино".

www.cinema-francais.kiev.ua

Кадр из фильма "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ / JE T'AIME, JE T'AIME" Кадр из фильма "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ / JE T'AIME, JE T'AIME"

Кадр из фильма "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ / JE T'AIME, JE T'AIME" Кадр из фильма "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ / JE T'AIME, JE T'AIME"

Кадр из фильма "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЛЮБЛЮ / JE T'AIME, JE T'AIME"

 

разработка и поддержка сайта Консалтинговая группа "ВЕКТОР"

В избранное