в ролях: КЛОД РИШ ОЛЬГА ЖОРЖ-ПИКО АНУК ФЕРЖАК и др.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Приз за лучшую мужскую роль (Клод Риш) на Международном кинофестивале в Сан-Себестьяне
"Мне хотелось бы при помощи кинематографа приблизиться к сложности мысли, к ее внешним, "механистическим" проявлениям. При приближении к подсознательному рождается чувство. Кинематографу остается лишь монтировать эти чувства". Ален Рене
Этот фильм снят в революционном для Франции 1968 году. К кинематографическим событиям этого года относился памятный скандал на "буржуазном" Каннском кинофестивале, закрытом бунтарями-кинематографистами. ФрансуаТрюффо и Луи Маль на сцене держали занавес, чтобы нельзя было показывать фильмы, а в зале в течение нескольких часов шла дискуссия. "Люблю тебя, люблю"- так назывался фильм Алена Рене, который так и
не был показан в Каннах и который остался незамеченным в бурных событиях мая 1968 года. Это был неожиданный провал, провал гениально режиссера. Этот, самый рискованный и по сей день самый неизвестный фильм Рене об относительности времени и истории, подорвал творческую жизнеспособность Рене на несколько лет.
Главный герой Клод Ридер после неудачной попытки самоубийства приглашается в клинику для научного эксперимента по перемещению во времени. Ему предлагается переместиться на минуту в 1966 год. В то время была жива его жена Кристин, которую он безумно любил, хотя и изменял с другими женщинами. В какой-то момент эксперимент выходит из под контроля и Клод начинает теряться во временном пространстве.. Принудительный самоанализ заставляет
героя сильным и беспощадным способом восстановить все самые главные моменты в его жизни. Насколько сильно влияние прошлого на наше настоящее, когда мы можем его изменить? Этот фильм также о беспомощности наших воспоминаний перед действительностью. Человеческое восприятие реальности, наша способность создавать новое каждый день и наши воспоминания, все это будет забыто в следующий момент, чтобы измениться...
Принципиальное своеобразие творчества Рене 60х-70х годов определялось глубиной философского видения действительности, роднившей его картины с поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Ж. -П. Сартра и А. Камю, экзистенциальными этюдами М. Дюрас и С. де Бовуар, так называемым "новым романом" А. Роб-Грие и др. Основным содержанием картин режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается человеческое
сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые механизмы памяти. Из фильма в фильм отягощающее существование персонажей неизбывное бремя совести, беспощадные фантомы прошлого приводят героев Рене на грань небытия.
"Каждый фильм художника - это попытка на сантиметр продавить тьму недозволенности". Ален Рене
Всегда отказывающийся идти на компромисс с коммерцией и находящийся на расстоянии от веяний моды, годами готовящий каждый свой новый проект Ален Рене, вместе с тем, давно является одной из доминирующих фигур французского кинематографа. Парадоксальным образом сочетая ясность классической формы Ренуара и Гитри с открытостью новым веяниям 20-го века (Новый Роман, структурализм), ему удалось осуществить на экране и еще одну крайне
важную связку - между традиционно "низкими" жанрами и французской интеллектуальной традицией.
Ален Рене родился в Ванне 3 июня 1922-го года. Получив от родителей в подарок на 14-летие 8-мм камеру, он снимает множество любительских фильмов, в том числе свою экранизацию Фантомаса. Уже в детстве проявляется удивительная двойственность интересов - с одной стороны, Ален страстно увлекается комиксами (Мандрейк, Дик Трейси) и дешевыми детективами (Гарри Диксон), с другой же является преданным читателем местной библиотеки, а
в любимых авторах числятся Пруст, Бретон и Хаксли.
Несмотря на мечты стать букинистом, в 1940-м Рене записывается на драматические курсы Симона, а в 1943-м (во время немецкой оккупации) - в киношколу IDHEC. Однажды снявшись в массовке "Вечерних посетителей", Рене приступает к "работе по профессии" - монтажу 35-мм фильмов, в свободное время продолжая "для себя" снимать 16-мм документальные картины. В одной из них - "Модель идентификации"
(Schema d'une identification) бесплатно снимается Жерар Филип. Благодаря легендарному продюсеру Пьеру Бронберже, начинающему режиссеру удается "преодолеть 35-мм порог" с фильмом "Ван Гог" - лирический опыт проникновения камеры "внутрь" творений художника при помощи оператора Лючано Эммера.
В течение последующих 10 лет Рене остается верным документальному жанру, поднимая как серьезные (война в Испании глазами Пикассо, нацистский геноцид), так и легкие (визит в Национальную Библиотеку и на заводы Пешине) темы. Документальные фильмы Рене отличает как рафинированный лиричный монтаж, так и бергсоновская философия перцепции - наблюдение за объектом съемки производится через фильтр культуры и эмоций, постоянно обогащаемый
"образом-памятью". Ярким примером такого обращения с объектом является его последняя короткометражка "Песнь Стирена", где "производственный фильм" удивительным образом сталкивается с текстом Реймона Кено.
В 1959-м Рене снимает свой первый полнометражный фильм "Хиросима, любовь моя", ставший настоящей бомбой молодого французского кино даже на фоне восходящей Новой Волны. Богатство этого произведения заключено в его названии - с одной стороны ужас человечества перед лицом атомного оружия, с другой же - бесконечное возвращение страсти.
Была поднята и ранее абсолютно табуированная в стране тема - любовь немецкого солдата и француженки. Поставив "Хиросиму" по сценарию Маргерит Дюрас, литературной базой следующего, не менее шумного фильма Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде" становится произведение другого автора Нового Романа - Алена Робб-Грийе. Вместе с писателем Рене создает удивительный фильм-лабиринт, сочетая изобразительность в стиле
Жюльена Крака и оптические иллюзии Эшера с гипнотично-репетитивным текстом и математически вычисленной точностью травеллингов и великолепием декораций. Во время работы над этими фильмами Рене окружает себя замечательными соавторами-сотрудниками (Дюрас, Робб-Грийе, Хорхе Семпрун, Дэвид Мерсер), которые вскоре сами станут режиссерами.
По поводу своих первых фильмов Рене сказал: "Мне хотелось бы при помощи кинематографа приблизиться к сложности мысли, к ее внешним, "механистическим" проявлениям. При приближении к подсознательному рождается чувство. Кинематографу остается лишь монтировать эти чувства". Интеллектуальное кино? Не стоит забывать, однако, что дебютировать Рене хотел с "Черного острова" - экранизации одного из приключений
героя комиксов Тентена, но проект сорвался за год до "Хиросимы"… Сюрреализм и психоанализ еще неоднократно "всплывут" в творчестве Алена Рене: в ближайшие годы они проявятся в "Люблю тебя, люблю" (1968) и "Провидение" (1977).
Однако было бы в корне неверно сводить Рене того периода исключительно к поиску интеллектуальных фантасмагорий - как и многие ровесники-режиссеры, Рене переживает период сильной политизации и увлечения "левой идеей". В "Мюриэль" (1963) рассказывается о травмах, нанесенных Алжирской войной, в "Война окончена" - разочарования левака-активиста, а в разнесенном критикой "Стависки" поднимается
тема финансовых скандалов времен Третьей Республики. Примечательно и анонимное участие в фильме-манифесте "Далеко от Вьетнама" - этот не имеющий аналогов в мировой киноистории документ собрал лучшие силы тогдашнего французского кино. И снова тот же парадокс: эти фильмы вышли на экраны, а чего не получилось? 60-70-е полны несостоявшихся проектов, но каких!
Экранизаций похождений Фантомаса, Дика Трейси и Спайдермена! В 70-х Рене дважды пытался сотрудничать с отцом почти всех героев издательства Marvel Стэном Ли: один из них (The Inmates) рассматривал целесообразность существование человечества, и все это в стиле комикса. Режиссер "Экзорциста" Уильям Фридкин помогал Рене в подготовке байопика Лавкрафта, проект по другому "проклятому писателю" Роберту Говарду (автору
"Конана") тоже благополучно сорвался. Похоже, что Рене не дано встретиться с комиксом - приходится вновь взяться за "ум".
"Мой американский дядюшка" (1980) вдохновляется любопытными, хоть и весьма спекулятивными теориями профессора-"биологиста" Анри Лабори (они же, кстати, спустя много лет впечатлили Мишеля Уэльбека) - режиссер пытается заставить существовать в рамках одного произведения популярное изложение научной теории с полновесным игровым фильмом.
Однако стремление к комиксу остается неизбывным - после того, как сам Энки Биляль рисует для Рене афишу к "Дядюшке…", режиссеру удается заполучить художника в качестве автора декораций к фильму "Жизнь - это роман" (1983). Восхитившийся экстравагантной архитектурой одного из замков, Рене представил себе три истории, происходившие в нем в разные эпохи. Режиссер по-прежнему воспринимает каждую новую картину как
возможность стилистического эксперимента, каждый раз ошарашивая зрителя неожиданным поворотом. "Любовь до смерти" (1984) становится "снятой пьесой" на 4 человека, рассматривающей вопрос "сознательного" (а не спонтанного) самоубийства как экзистенциального выбора.
Сценарной же базой "Мелодрамы" (1986) оказывается "салонная" пьеса основательно присыпанного пылью и абсолютно "неиграбельного", однако крайне популярного в 20-х годах драматурга Анри Бернштейна - обе картины сыграны практически тем же актерским составом Ардити-Азема-Дюссолье-Ардан. После чего следует, как считается, самый неудачный эксперимент режиссера: фильм-комикс I Want To Go Home (1989) - так
и не нашедшее своего зрителя французское подобие американского "Кролика Роджера". Откровенно разочарованный результатом, к комиксу Рене больше не вернется, продолжив эксперименты с "театром в кино".
Концепт следующего фильма мог откровенно испугать любого, кто не знал Рене: по пьесе необычайно плодовитого британского драматурга Алена Экберна режиссер создал творение длиной почти в 5 часов под "двойным" названием Smocking \ No Smocking (1993), причем все 11 ролей были сыграны всего двумя актерами - Сабин Азема и Пьером Ардити! Неслыханная наглость режиссера, как оказалось, имела под собой все основания: фильм собрал
неслыханное количество призов, стал хитом национального проката, и, помимо прочего, прославил дуэт сценаристов Бакри-Жауи.
Рене, как показалось многим, наконец-то нашел удачную формулу сплава "низкого" жанра с неизменной интеллектуальной составляющей своих картин, и с тех пор он ей уже не изменит. "Знакомая песенка" (1997) становится еще более удачным ее воплощением: этот интеллектуализированный современный водевиль по сценарию тех же Бакри-Жауи исполняется цветом французского актерского цеха, причем поют они цитатами расхожего
национального шансона.
Петь герои фильмов Рене продолжили и дальше, но уже в "настоящей" оперетте. "Только не в губы" (2003) знаменовал очередное обращение к "бульварным пьесам" 20-х лет, а традиционно узкое "актерское семейство" режиссера основательно расширилось за счет новых членов. Повторение, однако, вышло довольно выморочным: сквозь вековой давности гламур не проступил "фирменный стиль" режиссера,
а без этого необходимого фильтра действо осталось тем, чем, собственно, и было - дешевым спектаклем "для народа", а совсем не для преданной публики. Но престарелый режиссер не отказался от самоповтора и на следующий раз, в "Сердцах" вновь обратившись к пьесе Экберна. Невзирая на "критический возраст" - к моменту съемок режиссеру исполнилось 85, и ему по контракту даже был положен "дублер" Брюно Подалидес - Рене вновь удалось подняться на высоту, доступную только ему. Стало
вновь очевидно, что за потрясающими декорациями его практически безупречных фильмов и выверенной изящностью сюжетных конструкций всегда был виден получивший камеру на день рождения ребенок, который с годами так и не наигрался в поистине волшебную игрушку под названием "кино".