Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иное кино

  Все выпуски  

Иное кино ИНОЕКИНО представляет фильмы в стиле нуар


 

Мальтийский сокол (1941)

Гилда (1946)

Ниагара (1953)

Сансет бульвар (1950)

Касабланка (1942)

Леди из Шанхая (1947)

Воровское шоссе (1949)

Китайский квартал (1974)

На последнем дыхании (1959)

Третий человек (1949)

Часы отчаяния (1955)

     В 1941 году в мировом кинематографе произошло два важнейших события. На американский экран вышли “Гражданин Кейн” О. Уэллса – один из тех редких фильмов, что меняют сам язык кино, и “Мальтийский сокол” Д. Хьюстона, с которого начинался американский “черный фильм”. Этот своеобразный поджанр криминального фильма соединил черты детектива, триллера, гангстерского фильма и даже хоррора. Его литературным источником был американский “крутой детектив”, и многие шедевры “нуара” (“Мальтийский сокол”, “Долгий сон”, “Убийство, моя милая”, “Двойная страховка”) – экранизации романов Д. Хэммета, Р. Чандлера, Д. Кейна. Кинематографические же источники “черного фильма”, скорее, европейские – немецкий экспрессионизм и французский “поэтический реализм” (прежде всего фильмы М. Карне).

    “Нуар” – это прежде всего атмосфера и персонажи: темные улицы, освещаемые только фарами проносящихся машин, подозрительные бары, бесконечный дождь, зловещие тени на стенах домов, мрачные мужчины в черных плащах и надвинутых на глаза шляпах, роковые красотки, легко пускающие в ход револьвер, продажные копы и не менее продажные политики, наконец, это лаконичные диалоги, пропитанные черным юмором.

Как ни странно для криминального фильма, сюжет в “нуаре” (преступление, расследование) не столь уж важен. Мало кто может внятно пересказать “Леди из Шанхая” О. Уэллса, но забыть сцену в океанариуме или финальную перестрелку в зеркальной комнате невозможно – эти сцены вошли в историю кино.

     Показателен ответ Чандлера  Г.Хоуксу, экранизировавшему его роман “Долгий сон”. На вопрос режиссера, кто убил шофера (т.е. одного из персонажей романа), автор невозмутимо отвечает: “Откуда я знаю? Это же вы ставили фильм”. Впрочем, в этом ответе можно увидеть еще одну – важнейшую – особенность “нуара”. Мир “черного фильма” – это мир всеобщего обмана, предательства, продажности, мир зла – не частного, заключенного в плохих поступках плохих людей, а тотального зла, проникающего во все сферы жизни. В этом мире граница между жизнью добропорядочной и криминальной зыбка и неразличима: стоит только случайно съехать с дороги – и законопослушный гражданин превращается – за несколько часов – в вора и убийцу (минималистский шедевр Улмера “В объезд”). Так что вопрос “кто убийца” в “нуаре” особенного смысла не имеет.

     Классический американский “нуар” прожил недолгую (около 15 лет; последним шедевром “черного фильма” принято считать “Целуй меня на смерть” Р. Олдрича, снятый в 1955 г.), но славную жизнь. “Черные фильмы” снимали Д.Хьюстон, Н.Рей, Ф.Ланг, О.Уэллс, К.Сьодмак, Э.Дмитрык, Д.Дейвис, О.Преминджер – цвет американского кино. А англичанин К.Рид с помощью О.Уэллса создал в 1949 г. лучший, возможно, “нуар” в истории кино – “Третий человек”, квинтэссенцию жанра: двусмысленные герои еще не написанных шпионских триллеров Ле Карре плетут свои интриги в мире, достойном Носферату и доктора Калигари.

     И после смерти “черный фильм” возвращался на экран – во французском криминальном кинематографе (Мельвиль, Джованни), в американском неонуаре – серьезном (Де Пальма, Хэнсон) и ироническом (бр. Коэны, Родригес). Но это совсем другая история.  

Смотри НаСтоящее!


В избранное