Приветствую всех любителей ужасов! Этот выпуск я хочу
посвятить легендарной классике фильмов ужасов - фильмам
студии Юниверсал Пикчерс, выходившим в течении двух
десятилетий, и во многом определившим лицо современного
жанра. Кроме краткой истории "Золотого века" в этой
рассылке будет и обзор двух фильмов - начало и конец
юниверсаловой саги о Франкенштейне, фильм из начала
золотого периода и из его конца. Из-за того, что рассказ
о студии оказался достаточно объемным, да и количество
присланных вами писем оказалось больше обычного, пришлось
разбить рассылку на две части. Но не беспокойтесь - второй
не придется ждать целую неделю, она придет вслед за первой
(поэтому не сотрите ее по ошибке!).
Ужасы студии Юниверсал, Классические Монстры, эти слова
много говорят любителям ужасов. Каждый интересующийся
историей жанра (и даже не интересующийся) знает, что
именно в период царствования юниверсаловых монстров
сложились некоторые каноны жанра. Степень, в которой
эти черно-белые фильмы повлияли на развитие ужасов
измерить очень сложно, их отголоски можно найти в очень
многих фильмах, не исчезли они и сейчас. На самом деле
с монстрами студии Юниверсал знакомы не только поклонники
ужасов, их знают абсолютно все, даже если об этом не
догадываются. Созданные этой компанией образы прочно
вошли в мир, въелись в его кожу и теперь их совершенно
не отделить от массовой культуры. Дракула (и вампир в
целом) в виде человека в черном плаще со стоящим
воротником (красную подкладку позже добавила студия Хаммер)
и зализанными черными волосами, Франкенштейн в виде
долговязого неуклюжего монстра с деформированной головой -
не такими они были созданы в литературных источниках,
такими их создала студия Юниверсал. И эти образы стали столь
запоминающими, что вытеснили из массового создания своих
предшественников, стали расхожим штампом, и даже можно
сказать каноническим изображением. В таком виде их узнают и
маленькие дети, т.к. эти монстры успели перекочевать и в
безвредные детские мультики. Но как возникла эта легенда,
как она из литературы и кино стала расхожим мифом, эталоном,
который узнают абсолютно все (хотя очень небольшая часть из
ныне живущих видела эти фильмы)?
Все началось с "Дракулы", хотя это был не первый фильм
ужасов, который сняли на Юниверсал, и до него были прибыльные
ужасы. У основанной 8 июня 1912 года Карлом Лэммлем студии
неплохо прошли фильмы "Горбун из Нотр Дама" (Hunchback of
Notre Dame) (1923) и "Призрак Оперы" (Phantom of the Opera) (1925),
были и другие фильмы ужасов. В 1930 году студия Юниверсал
перестала делать немые и занялась звуковыми фильмами, и даже
получила Оскара. Однако к 1931 году финансовые дела компании
сильно пошатнулись. Фильмом, который спас студию от разорения
оказался "Дракула" (выпущенный 14 февраля 1931) с Белой Лугоши
в главной роли. Огромный успех фильма принес ту финансовую
стабильность, которая была так нужна компании. Лугоши стал
звездой компании (в те времена актеры обычно снимались в фильмах
только одной кинокомпании и были ее лицом), а Лэммле поверил в
прибыльность ужасов. Мрачная готическая кинематография стала
фирменным знаком для фильмов ужасов этой студии. Вторым шагом
был выпуск еще одного фильма ужасов - им стал "Франкенштейн",
вышедший на экраны в декабре 1931, который стал еще более
успешным финансовым вложением, чем "Дракула" (и, по моему
субъективному мнению, чуть более атмосферным, посему его
успех вполне заслужен). Лугоши отказался сниматься в роли
безмолвного монстра, и на эту роль был поставлен Броис
Карлофф, который стал вторым основным лицом, представляющим
монстров Юниверсал.
В 1932 году было снято три фильма ужаса, один с Белой Лугоши
и два с Карлоффым, при этом он еще один раз сыграл
бессловесного монстра - на этот раз ожившую египетскую Мумию,
которая как и его же Франкенштейн стала более чем классикой,
настоящим символом (и для многих чуть ли не единственным
источником информации о египтологии). В 1933 году Карлофу вновь
пришлось скрывать свое лицо - на этот раз в фильме "Человек-невидимка",
снятый Джеймсом Вейлом (который режиссировал "Франкенштейна").
В 1934 руководство компании решило, что пора свести двух
своих главных монстров, точнее исполнявших их актеров, вместе -
подобная связка должна была привлечь в кинотеатры многих зрителей.
Специально для этого был снят фильм "Черный кот" (кроме названия
ничего общего с По у этого фильма нет). Бюджет фильма был 95 тысяч
долларов (для того времени очень солидный), и его сопровождала большая
раскрутка. И, как и надеялись боссы студии, фильм сорвал хороший куш.
В 1935 был снят сиквел "Франкенштейна" - "Невеста Франкенштейна",
которую режиссировал все тот же Вейл. При баснословном бюджете в
400 тысяч долларов (суперблокбастер тех времен) фильм сумело произвести
фурор и окупиться. Кроме того, некоторые любители жанра считают
этот фильм лучшим из всех, что вышли из студи Юниверсал. Также в этом
году студия создала фильм про оборотней, однако он не стал культовым,
и не создал распространившихся по Голливуду стереотипов (таким фильмом
стал Человек-волк 1941 года, тоже вышедший из студии Юниверсал), а
также еще один совместный фильм Лугоши и Карлоффа "Ворон" (который,
как и предыдущий, у По заимствовал только название). "Ворон" стал
последним фильмом ужасов при династии Леммле, в 1936 году финансовые
дела компании в очередной раз пошатнулись. Однако при этом
родственники и друзья Леммлей все равно приносили домой огромные
зарплаты. Держателей акций такая политика разозлила и они проголосовали
за увольнение Леммлей. Так, вместо бессменных Леммля старшего и младшего,
у Юниверсала появились новые главные продюсеры, которые уже не
были столь категоричны и смелы. А компанию теперь стали называть
"New Universal" (правда довольно быстро вернулось старое Universal).
Первым фильмом ужасов в новом составе компании стал "Невидимый
луч" снова с обоими главными лицами ужасов 30-ых годов, а
затем сиквел "Дракулы" - "Дочь Дракулы". Не смотря на то,
качество обоих фильмов было неплохим, с финансовой точки зрения
они уже не были столь успешны, как предыдущие фильмы ужасов.
Это было во многом связано с потерей европейского рынка -
фашистские режимы континентальной Европы запретили фильмы
ужасов, да и так в обыденной жизни европейцев хватало страха.
Поэтому потеряв примерно 40% рынка студия Юниверсал на три года
прекратила выпуск новых фильмов ужасов. В 1938 году они повторно
выпустили заслуженную классику - "Дракулу" и "Франкенштейна",
которые оказались очень популярны и принесли приличный доход.
После такого успеха студия решила снять третий фильм из серии
про Франкенштейна - им стал "Сын Франкенштейна", вышедший в
прокат в январе 1939. Финансовый успех фильма вдохнул вторую
жизнь в классических монстров, вскоре последовали возродившиеся
Невидимка, Мумия, Дракула. Тогда же Юниверсал покупает права
у "20-го Века Фокс" на серию фильмов о Шерлоке Холмсе, которого
играл Бэзил Рэтборн, и снимает группу фильмов, в которую
приносит ощутимый элемент ужасов.
В это время главным злодеем и монстром становится актер Лон
Чейни младший, который постепенно вытесняет своих более старых
коллег Лугоши и Карлоффа. Однако популярность ужасов снова идет
на спад, и компания сперва вбрасывает комедийные элементы, а
в 1943 году решает сделать ход конем - скрестить двух своих монстров
в одном фильме - "Франкенштейн встречает Человека-волка",
где Лугоши наконец играет монстра Франкенштейна. Затем следует
"Дом Франкенштейна", где к ним присоединяется Дракула. Последним
фильмом в классической монструозной серии Юниверсала стал
"Дом Дракулы" (1945), где вновь встречаются три основных монстра
(вот откуда растут ноги у всех этих "Фредди против Джесона" -
еще задолго до них такими смесями убили жанр в студии Юниверсал).
Первая половина 40-ых это закат классики жанра, его предсмертные
вздохи. На смену классическим монстрам пришли монстры космические.
В 1948 году был вогнан последний гвоздь в крышку гроба Дракулы -
забили его комики Эббот и Костелло, поизгалявшиеся над Франкенштейном
и Дракулой (Лугоши собственной персоной), а через 7 лет уже
походя пнувшие мумию. Комедия окончательно убила классических
монстров, которые чуть больше чем через 10 лет возродятся уже
в цвете, и за океаном - в Британии, на студии Хаммер.
В фильмах студии Юниверсал "Золотого периода" есть особая
атмосфера, особый, присущий только им дух. Сейчас они совсем
не способны испугать, но они способны приворожить, увлечь.
Кроме ностальгии, они еще вызывают и уважение, не так просто
внести такой вклад в историю жанра. И хотя в этот период
ужасы снимались не только у Юниверсала (есть масса других
хороших фильмов того времени), именно фильмы этой студии
являются лицом эпохи, ее главными и доминирующими представителями.
Фильмы ужасов студии Юниверсал в "Золотой период" (1931-1948):
(*) - отмечены фильмы, которые считаются серией о Монстрах.
(Х) - фильмы о Шерлоке Холмсе; (Л) - фильмы с Лугоши, (К) -
фильмы с Карлоффом, (Ч) - с Лоном Чейни младшим
Дракула (Dracula) (1931) (*) (Л)
Франкенштейн (Frankenstein) (1931) (*)(К)
Убийства на улице Морг (Murders in the Rue Morgue) (1932) (Л)
Старый мрачный дом (The Old Dark House) (1932)(К)
Мумия (The Mummy) (1932) (*)(К)
Человек-невидимка (The Invisible Man) (1933) (*)(К)
Тайна Синей комнаты (Secret of the Blue Room) (1933)
Черный кот (The Black Cat) (1934) (Л)(К)
Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein) (1935) (*)(К)
Вервольф Лондона (Werewolf of London) (1935) (*)
Ворон (The Raven) (1935) (Л)(К)
Тайна Эдвина Друда (Mystery of Edwin Drood) (1935)
Невидимый луч (Invisible Ray) (1936)(Л)(К)
Дочь Дракулы (Dracula's Daughter) (1936) (*)
Сын Франкенштейна (Son of Frankenstein) (1939) (*)(Л)(К)
Лондонский Тауэр (Tower of London) (1939) (К)
Рука Мумии (The Mummy's Hand) (1940) (*)
Возвращение человека-невидимки (The Invisible Man Returns) (1940) (*)
Женщина-невидимка (The Invisible Woman) (1940) (*)
Черная пятница (Black Friday) (1940) (Л)(К)
Человек-волк (The Wolf Man) (1941) (*)(Ч)(Л)
Черный кот (The Black Cat) (1941) (Л)
Человек создал монстра (Man Made Monster) (1941) (Ч)
Остров ужасов (Horror Island) (1941)
Призрак Франкенштейна (The Ghost of Frankenstein) (1942) (*)(Ч)(Л)
Могила Мумии (The Mummy's Tomb) (1942) (*)(Ч)
Ночной монстр (Night Monster) (1942) (Л)
Невидимый агент (Invisible Agent) (1942) (*)
Сумасшедший доктор с Маркет стрит (The Mad Doctor of Market Street) (1942)
Шерлок Холмс и голос ужаса (Sherlock Holmes and the Voice of Terror) (1942) (Х)
Странное дело доктор Рх (The Strange Case of Doctor Rx) (1942)
Сын Дракулы (Son of Dracula) (1943) (*)
Франкенштейн встречает Человека-волка (Frankenstein Meets the Wolf Man) (1943) (*)(Л)(Ч)
Шерлок Холмс встречает Смерть (Sherlock Holmes Faces Death) (1943) (Х)
Вызывая доктора Смерть (Calling Dr. Death) (1943) (Ч)
Призрак Оперы (Phantom of the Opera) (1943)
Сумасшедший Гул (The Mad Ghoul) (1943)
В плену у дикой женщины (Captive Wild Woman) (1943)
Дом Франкенштейна (House of Frankenstein) (1944) (*)(К)(Ч)
Месть человека-невидимки (The Invisible Man's Revenge) (1944) (*)
Призрак Мумии (The Mummy's Ghost) (1944) (*)
Проклятье Мумии (The Mummy's Curse) (1944) (*)(Ч)
Концовка (The Climax) (1944) (К)
Глаза мертвого человека (Dead Man's Eyes) (1944) (Ч)
Ловцы призраков (Ghost Catchers) (1944) (Ч)
Женщина джунглей (Jungle Woman) (1944)
Странная женщина (Weird Woman) (1944) (Ч)
Шерлок Холмс и Женщина-паук (Sherlock Holmes and the Spider Woman) (1944) (Х)
Алый коготь (The Scarlet Claw) (1944) (Х)
Жемчужина смерти (The Pearl of Death) (1944) (Х)
Дом Дракулы (House of Dracula) (1945) (*)(Ч)
Шерлок Холмс и Дом Страха (Sherlock Holmes and the House of Fear) (1945) (Х)
Женщина в Зеленом (The Woman in Green) (1945) (Х)
Странное признание (Strange Confession) (1945) (Ч)
Подушка смерти (Pillow of Death) (1945) (Ч)
Замороженный призрак (The Frozen Ghost) (1945) (Ч)
Волчица Лондона (She-Wolf of London) (1946) (*)
Одета для убийства (Dressed to Kill) (1946) (Х)
Дом ужасов (House of Horrors) (1946)
Эббот и Костелло встречают Франкенштейна (Abbott and Costello Meet Frankenstein) (1948) (Л)(Ч)
Эббот и Костелло встречают Мумию (Abbott and Costello Meet the Mummy) (1955)
Франкенштейн
Frankenstein (1931)
Режиссер James Whale
В ролях: Colin Clive, Mae Clarke, Boris Karloff
Генри Франкенштейн (Colin Clive) вместе со своим горбатым помощником
Фрицом (Dwight Frye) воруют свежезахороненных людей, чтобы из
их частей составить новое существо. Обеспокоенная невеста Генри
Элизабет (Mae Clarke) вместе с его другом Виктором (John Boles) и
ученым наставником доктором Вальдманом (Edward Van Sloan) наведываются
в его лабораторию, находящуюся в старой мельнице. Как раз в это
время бушующая гроза должна стать последним элементом грандиозного
эксперимента - оживления мертвой плоти. И вся компания становится
свидетелями, как монстр оживает. Однако барон Франкенштейн (Frederick Kerr)
желает видеть своего сына, ему не терпится наконец сыграть его свадьбу,
он жаждет, чтобы сын бросил затворничество и странные опыты. И как
раз на его видит в лабораторию приходится трагедия - взбесившийся
монстр убивает Фрица и чуть не вырывается на свободу. От перенапряжения
Генри теряет сознание, и его увозят домой, а присматривать за монстром
остается доктор Вальдман. И вот пришел день свадьбы, народ устроил
по этому поводу гуляния, а монстру как раз удается сбежать...
Весьма своеобразный фильм. Можно сказать квинтэссенция черно-белого
хоррора - в нем не осталось моментов, способных напугать современного
человека (хотя хорошо видно, когда режиссер запугивал своих
современников - например, момент, когда мы впервые видим
лицо монстра). Хорошо видно, что фильм пытается играть на
человеческих эмоциях, на страхе и отвращении - эмоции самих героев
играют большую роль и четко выражены. При этом другие составляющие,
важные, но не первостепенные в свое время, становятся важнее для
современного зрителя. Конечно это декорации фильма, старая мельница,
странная лаборатория (по сути, предшественница сотен подобных
лабораторий безумных ученых), грим монстра. Вся эта черно-белая
декорация, наполненная условностями, создает ощущение какой-то
театральщины. Все же в то время влияние подмостков театра на кино
было очень велико. Также достаточно забавно смотрятся и актеры, пытающиеся
имитировать немецкий акцент (ведь действие происходит в Германии 19-го века).
Все это придает фильму особый колорит, который вкупе с размеренностью
действия и составляет тот дух фильмов Юниверсала, о котором так
много говорят. Безусловно, это не современное кино, ему уже 70 лет,
но интересующимся историей жанра посмотреть его стоит, это весьма
интересно.
Тем более, что "Франкенштейн" кино эпохальное, именно в этом фильме
был создан образ монстра Франкенштейна, который после этого успешно
растиражировался по всей массовой культуре, прижился и оккупировал
практически все ее области. Любой ребенок узнает в эскизе монстра
из студии Юниверсал Франкенштейна (имя создателя монстра давно
успешно было передано самому монструозному творению). Длинного
неуклюжего человека с цилиндрообразной головой с удлиненным лбом
и срезанной макушкой, а также здоровым шрамом на лбу создала не Мэри
Шелли (у нее образ монстра немного иной), а именно студия Юниверсал,
и конкретнее Джэк Пирс, создатель грима (для создания этого образа он
изучал древние техники погребения, анатомию; срезанная макушка головы
появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет
удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу). Накладка грима
занимала около четырех часов.
Первоначально монстра должен был играть Бела Лугоши, но он отказался
от этой роли, так как после секс-символа Дракулы перейти к безмолвному
уроду было не для него. И эту роль отдали Борису Карлоффу, который
дал монстру широкий спектр хорошо заметных эмоций. Во вступительных
титрах вместо имени Карлоффа напротив "монстра" был поставлен знак
вопроса, продюсеры пытались таким образом заинтриговать зрителя.
Лугоши впоследствии очень пожалел, что отказался от роли, так как
именно Карлофф стал главным монстром Голливуда, отодвинув коллегу-венгра
на второе место. Лично мне "Франкенштейн" показался более живым и
интересным фильмом, чем его предшественник "Дракула", он легче и
современнее смотрится (хотя конечно в современности его не обвинить).
Всем интересующимся классикой смотреть ради полноценного образования.
Дом Франкенштейна
House of Frankenstein (1944)
Режиссер Erle C. Kenton
В ролях: Boris Karloff, J. Carrol Naish, Lon Chaney Jr.
Доктор Ниеманн (Boris Karloff), сидящий в тюрьме вместе с
горбуном Дэниэлом (J. Carrol Naish) оказываются
случайно освобожденными из заключения - молния бьет в
здание тюрьмы и оно рушится. На свободе они встречают шоу
Лампини, которое везет настоящий скелет Дракулы (John Carradine).
Захватив телеги шоу, Ниеманн решает отомстить тем, кто
засадил его в тюрьму, и при помощи оживленного Дракулы
убивает бургомистра Гуссмана. Чтобы уйти от погони он бросает
Дракулу на рассвете, где тот становится жертвой солнечных лучей.
Одержимый идеей продолжить исследования Франкенштейна, Ниеманн
приезжает в обитель мертвого ученого, чтобы найти записи. Но
он находит больше чем записи - в подвале оказываются заточенными
во льду оборотень Ларри Тэлбот (Lon Chaney Jr.) и монстр, созданный
Франкенштейном (Glenn Strange), всей компанией, подобрав по пути
цыганку (Elena Verdugo), ставшую объектом вожделения Дэниэла,
они направляются в старый дом доктора Ниеманна, чтобы провести серию
экспериментов, и каждый из них имеет собственную мечту.
Закат монстров налицо - уже три основных героя сплетены в единую
повествовательную нить (хоть и не все три одновременно), и фильм
фактически распадается на две части - в одной Ниеманн вершит месть
при помощи Дракулы, а во второй пытается оживить наеденного монстра
и использовать Тэлбота. Не смотря на такой сюжетный сумбур и
достаточно явную его глупость, смотрится фильм достаточно неплохо.
В нем много динамики - из-за массы героев есть где развернуться и
действие не пробуксовывает. Очень неплохо выглядят декорации фильма,
особенно обитель Франкенштейна и замок самого сумасшедшего доктора.
Также видно, что компания не поскупилась на специальные эффекты
и трюки. Конечно, для современного зрителя такие убийства (не слишком
внятное удушение и тень летучей мыши-вампира, подлетающей к
сидящему человеку) выглядят достаточно комично. Однако, не смотря на
такой примитивизм фильм неплохо выглядит из-за актерской игры.
И самое главное, этому фильму удается создать достаточно неплохую и
ощутимую атмосферу, присущую именно фильмам студии Юниверсал.
Поклонникам черно-белой классики вполне стоит посмотреть.