Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Информационный Канал Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #83

Зомби на маленьких территориях

Привет всем любителям ужасов! Сегодня речь вновь пойдет о зомби, этих занятных тварях, которые во чтобы то ни стало хотят вырвать у живых кишки и их слопать. А именно о двух зомби-фильмах различных прославленных мастеров В-жанра - Фульчи и Грау.

  • Живой мертвец в манчестерском морге
  • The Living Dead at Manchester Morgue (1974)
  • Режиссер Jorge Grau
  • В ролях: Cristina Galbo, Ray Lovelock, Arthur Kennedy
  • Главная героиня Эдна (Кристина Гальбо /Cristina Galbo) едет проведать свою сестру в далекую английскую деревушку. На бензоколонке она случайно сбивает мотоцикл Джорджа (Ray Lovelock), уже не очень молодого хипующего мужика, которые едет по делам приблизительно в том же направлении. В качестве компенсации за причиненный ущерб Эдна соглашается подбросить Джоржда на своем драндулете, но так как ей срочно нужно к сестре (у нее вроде бы какие-то проблемы), ей удается уговорить Джорджа сперва подбросить ее. Заблудившись в деревенских проселках они останавливаются, чтобы спросить направление. И тут происходит два важных события - во-первых Джордж натыкается на некую экспериментальную ферму, где ученые при помощи нового аппарата, излучающего какие-то там волны (с виду это обычный комбайн, на крышу которого присобачили крутящийся и светящий препарат). Эти волны каким-то образом влияют на нервную систему насекомых, и те массово гибну. И во-вторых на Эдну, оставшуюся у автомобиля, нападает не лицеприятного вида зомби с определенно недружелюбными намерениями.

    В итоге оказывается, что это хитрое изобретение не только увеличивает производительность сельского хозяйства, но и пагубно влияет на скончавшихся индивидов, а именно вырывает их из вечного сна и заставляет нападать и пожирать ближайших живых людей. Но все это выяснится в конце (и поймет это только Джордж, и как всегда его никто не захочет слушать). А пока посмеявшись над россказнями Эдны, Джордж отправляется к дому ее сестры. Но и там не все ладно - этот зомби (пока еще единственный в округе, так как испытания нового прибора только недавно начались) оказался довольно прытким парнем и успел добраться до дома сестрицы Эдны и прикончить ее мужа-фотографа. Безусловно, подозрения полиции сразу пали на сестру Эдны, которая сидела на героине и в последнее время часто ругалась с мужем. До выяснения всех обстоятельств Эдну и Джорджа просят остаться в деревне, и те не преминули возможностью ввязаться в цепь странных, и ужасных (для участников) событий.

    Налет детективной истории, в центре которой находится подозревающий во всех грехах Джорджа инспектор полиции (Артур Кеннеди), довольно быстро стирается живыми мертвецами, которые начинают все больше размножаться и нападать на жителей округи (правда в итоге во всех грехах все равно виновным считают Джорджа). Ведь именно эти шатающиеся трупы с вытянутыми руками, желающие вырвать человеческие кишки у нас их брюха и являются основным "двигателем" фильма. С какого-то момента вроде не очень торопливое действия становится очень захватывающим и развивается довольно быстро.

    Очень хорошо меняются в фильме день и ночь - буквально мгновенно. И поведение героев бывает весьма странным. Н-р украсть пленку и проявить ее, мотивируя это тем, что тогда полиция с большим удовольствием будет с ними работать, это мягко говоря глупо (тем более, что пленку украли у тех же полицейских). И почему на кладбище им понадобилось прятаться в сторожку, вместо того чтобы бежать подальше от зомби? Но это лирика, действия героев в фильмах (впрочем как и людей в реальной жизни) иногда не очень логичны и понятны. Иногда очень прикольно выглядят декорации (прикольно в хорошем смысле слова - они навевают соответствующее настроение). Например эти ящики, очень смахивающие на сейфы, в которых перевозят трупы просто бесподобны.

    Популярная в те временя экологическая тема наложила на фильм очень сильный отпечаток. И не только в сюжетном отношении, но и в общем его ощущении. Хотя идея зомби, которых оживляют непонятные лучи весьма забавна. Что еще может нас заинтересовать, так это сильное отличие грауовских зомби от классических ромеровских, или тех же фульчивских. У Грау определенно грим и прочие прекрасные штуки стояли на втором месте (или их совсем не позволял бюджет), так как отчетливо видно, что зомби - это взлохмаченный мужик, которому немного размалевали лицо синим, якобы трупным цветом. Но это условности, честно говоря меня это позабавило только в первые минуты. Далее я принял условия игры режиссера и некоторая натуральность бродящих зомби меня не очень отвлекала. Интересен отход от старых принципов - убить такого зомби выстрелом в голову (что, конечно, станет делать любой фанат Ромеро и Фульчи) невозможно. Видимо умершие мозги не очень влияют на жизнедеятельность зомби (такой вот оптимистический каламбур). Убить их можно только огнем, эти зомби прекрасно возгорают и пылают как факелы. Правда причина этого мне не очень понятна. Когда так уничтожают мумий, это логично, ведь мумия это очень высохший труп, который в добавок еще и обмотан тряпками, и соответственно крайне горюч. Но причин, по которым так азартно горят трупы, которые еще толком и подгнить не успели, до меня не доходит. Но и это так, просто мелкий упрек, в конце концов это авторский изыск (хотя тыканье в зомби топором, обмотанным горящей ватой выглядело как-то натянуто). Что страннее, так это некоторая непоследовательность поведения зомби Грау. Большую часть времени они напоминают классических бездумных зомби, которых влечет жажда крови и убийства, вытянув руки и шатаясь они бредут за добычей. Но вот иногда у них появляется очень нетипичный проблеск интеллекта и зомби совершают очень осмысленные действия (например, первый зомби, который смазывал собратьям веки кровью, чтобы их пробудить, делал это даже с некоторым пафосом, из-за чего это действо смахивало на некий религиозный обряд). Эта непоследовательность тронула меня больше всего. Тронула, но все же не на столько, чтобы испортить общее впечатление от фильма.

    И самое интересное - почему же в "манчестерском"? На этот вопрос у меня ответа нет. Видимо с таким же успехом пресловутый морг могли бы перенести и в Ливерпуль, а то и в Глазго, ведь от этого ровным счетом ничего не меняется. Разве что эта деревня, в которой происходит действие находится под Манчестером. Но в любом случае я не заметил в фильме манчестерских моргов, по которым бы разгуливали живые мертвецы.

    В оригинале этот итало-испанский фильм называется иначе - "Non si deve profanare il sonno dei morti" (все что я тут понимаю, это столь близкое мне слово "морти", да еще "сонно" вроде бы связано со сном, что-то на подобие "спать", видимо в оригинальном названии присутствуют "спящие мертвецы", итальянский язык это не моя сильная сторона). Манчестерский морг появился в британском прокате фильма. Но я вынес его в заглавие, так как именно благодаря прокату в Великобритании фильм завоевал международное признание, и "Живой мертвец в манчестерском морге" во многом международное название фильма. В Испании фильм выходил под названием "No profanar el sueсo de los muertos", в США "Don't Open the Window" ("Не открывай окно" - весьма странное название). Еще фильм можно найти с названиями "Завтрак в Манчестерском морге" (Breakfast at the Manchester Morgue) и "Лежат спящие трупы" (Sleeping Corpses Lie). После огромного успеха темы зомби в Италии (после выпуска фильма Ромеро "Рассвет мертвых" под названием "Зомби" и фильма Фульчи "Зомби 2") кто-то решает еще раз выпустить фильм, но на этот раз его называют "Зомби 3", чтобы немного примазаться к лаврам известных предшественников (хотя хорош сиквел, который на 4 года старше оригинала).

    Конечно это дешевый фильм, и довольно часто это заметно. Наверное мой вкус уже настолько испорчен, что меня это не очень трогает. Гораздо важнее для меня общая атмосфера фильма, его сюжет и постановка, которые и делают этот явный трэш очень достойным фильмом. Каждый фанат зомби просто обяза его посмотреть. Выпущенный на волне подражаний "Ночи живых мертвецов" он не становится слепым подражанием Ромеро, но вносит в жанр что-то новое, оригинальное. А ретро-ощущение, которое не оставляет во время просмотра (и не может оставлять, ведь фильму уже почти 30 лет) добавляет его особый привкус. Игра актеров для фильма такого уровня очень хороша. Сценарий, не смотря на определенные ляпы, тоже интересен и увлекателен. Специальными эффектами (вроде вырывания кишок и прочих веселых вещей) делал Джианетто де Росси (Gianetto De Rossi), так что они тоже хороши (если бы чуть больше поработали над гримом было бы вообще супер). Жесткий конец тоже очень радует. И не смотря на некоторые мои замечания по ходу обзора (которые я делал и во время просмотра), фильм мне понравился, причем довольно сильно. Это дешевый, но очень интересный зомби-фильм. Безусловно только для фанатов оживших мертвецов (хотя рискну посоветовать его и всем тем, кто положительно воспринимает трешевые фильмы).

  • Зобми 2
  • Zombi 2 (1979)
  • Режиссер Lucio Fulci
  • В ролях: Tisa Farrow, Ian McCulloch, Richard Johnson
  • Сложно писать про столь значительный для жанра фильм. Ведь это один из лучших фильмов про зомби. До того как я сам его посмотрел, читая подобные обзоры (в которых также есть определенные описания сюжета), мне казалось что это некоторая натяжка - ведь определенно ничего нового фильм не изобретает. Да и фабула немного простовата. Но после просмотра мое мнение изменилось. Это и правда один из величайших фильмов про зомби, стоящий рядом с фильмами Ромеро. Называние "Зомби 2" было взято после очень успешного поката итальянской версии "Рассвета мертвых", которую Ардженто назвал "Зомби". Собственно первоначально фильм Фульчи тоже должен был называться просто "Зомби", но так как название было уже занято, то Лучио решил просто приделать цифру "2", что могло только улучшить кассу фильма. (Позже в США фильм выйдет под первоначальным названием "Зомби", что положит начало дикой путанице среди поклонников зомби).

    К берегам Нью-Йорка приплывает дрейфующая яхта. На полицейский, прибывших его обследовать нападет вылезший из трюма зомби. Как оказалось, это яхта некого доктора Боулза. Загадочное исчезновение доктора и еще более таинственное появление яхты (и живого трупа на ней) волнует не только дочь доктора Анну (Тиса Ферроу/ Tisa Farrow, сестра амерканской кинозвезды Мии Ферроу), но и пронырливого журналиста Питера Уэста (Ian McCulloch). На охраняемой полицией яхте они находят письмо доктора, в котором тот ссылается на некий остров в Карибском море, где работает его друг доктор Менард, и куда он вроде бы собирался. Наняв у некого Браяна (Al Cliver) яхту, пара вместе с ним и его подружкой Сьюзен (Auretta Gay) направляются к зловещему острову, надеясь найти там отца Анны.

    А тем временем на самом острове происходит нечто ужасное - мертвые не хотят просто лежать в могилах, но норовят оттуда вылезти и нападать на живых. Короче, остров наводнен зомби. Единственный белый мужчина на острове - доктор Дэвид Менард (Richard Johnson), который пытается лечить местное население и одновременно изучает этот феномен. Что же за напасть поразила остров так до конца и не ясно - местные жители считают, что это проявление вуду (ведь эпидемия началась относительно недавно с одного человека, вернее мертвеца). Таким образом Фульчи легонько связывает современную концепцию зомби с классической вудуистской. Однако рационалист доктор Менард считает, что это скорее какой-то странный вирус (современный взгляд на зомби, присущий части фильмов). Но в итоге это так и остается загадкой (что делает фильм сродни другим зомби-фильмам, в которых причины не особенно и рассматриваются, да и, собственно какая нам разница, важен результат - зомби бродят по острову и убивают людей!).

    Прибыв на остров (не без приключений) вся компания встречается с Менардом и узнает о печальной участи доктора Боулза, которого также поразил странный недуг, а также и о самой загадочной эпидемии. Группа сперва немного скитается по острову (целью поездки было навестить жену Менарда Паолу (Olga Karlatos), которая уже успела стать жертвой прожорливых мертвецов), попутно то и дело наталкиваясь на бродячих трупов, а в конце вступает с ними в последнюю конфронтацию. Тут мне понравилась "сообразительность" прибывших американцев - доктор Менард четко им объяснил, что мертвяки окончательно умирают только если им выстрелом разнести мозги (кстати, экзекуция трупяков, возвращающихся к жизни выглядит впечатляюще). Однако нет, бравые америкосы не в состоянии послушать чужого совета и исступленно палят зомби в тело. После 2-3 выстрелов они наконец решают выстрелить в голову, и о чудо! зомби сдыхает. Но видимо такой урок слишком сложен для героев и они продолжают на каждом идущем мертвяке испытывать старый способ, и продолжают палить в туловище. Такая тупость героев показалась мне излишне натянутой.

    Зомби, созданные в фильмах Фульчи (и в этом в первую очередь) многими признаются самыми лучшими и реалистичными зомби в кино. Они на самом деле выглядят весьма натуралистично, гниющая плоть, куски мяса и пустые глазницы выглядят будто их буквально недавно выкопали из земли. Грим и специальные эффекты этого фильма просто потрясают (всем этим добром руководил Джианетто де Росси/ Giannetto De Rossi). Зомби Фульчи отличаются от большинства других киношных кадавров именно своим гниением, тем что они явно не первой свежести. Ведь обычно на актеров просто накладывают синий грим и этим ограничиваются, но тут, это надо просто видеть. Уже за такое отношение к живым мертвецам Фульчи достоин титула их короля.

    В целом фильм производит странное впечатление - с одной стороны он мне очень понравился (по настоящему крутой зомби-фильм), но с другой у фильма есть ряд серьезных недостатков. Весь сюжет в общем подчинен одной идее - показать как можно больше зомби и различного рода зверских убийств. Так что можете сразу судить, стоит ли вам это смотреть. Можно сказать, что это экстракт фильмов о зомби с преувеличенными как положительными, так и отрицательными качествами. Например сцена единоборства акулы и зомби никак не влияет на сюжет, но насколько она интересна и впечатляюща! (Идею сцены Фульчи почерпнул из фильма о Джеймсе Бонде "Шпион, который любил меня"). Я даже слабо себе представляю, как поставить такую сложную с технической точки зрения сцену. Ну и конечно Фульчи не был бы самим собой, если бы в фильме не было какой-нибудь зверской сцены с выкалыванием глаз. И такая сцена есть - жертвой в ней является жена Менарда (ее играет Ольга Карлатос), которую зомби, ухватив за волосы, медленно притягивает к здоровой дверной щепке (дверь расколотил тоже зомбяк), и прямо нанизывает ее глаз на торчащую деревяшку. От этой сцены у меня прямо мурашки по коже пошли (ха, для меня и лекарства какие-нибудь в глаза закапать огромная проблема, а тут так зверски глас выкалывают). Что еще интересно, фильм не только кровав и жесток, но в нем есть и соответствующая зомбяшная атмосфера. И это в общем радует.

    Бюджет этого фильма был суммирован от трех независимых кинокомпаний, и был довольно мал. Сценарий для фильма написала Элиза Бриганти (Elisa Briganti) (при помощи вечного участника проектов Фульчи Дардано Сачетти, который не указан в титрах), и ее в основном вдохновили фильмы как "Я прогуливался с зомби"(I walked with a zombie), "Остров вуду"(Voodoo island) и "Ходячие мертвецы"(The walking dead) (по официальной версии, хотя мне кажется что метод убийства зомби четко выдает еще одного вдохновителя - "Ночь живых мертвецов"). А название, связывающее фильм с трилогией Ромеро вызывает в среде фанатов разные предположения. Все прекрасно понимают, что это не сиквел "Рассвета мертвых", однако финал фильма заставляет предположить, что это его приквел, т.е. предыстория всей ромеровской трилогии.

    Итог - фильм смотрелся просто великолепно, на одном дыхании. Это настоящая классика зомби! Но я сомневаюсь, что людям, не любящим кровавой резни и вырывания внутренностей он понравится, ведь именно на этом фильм и основан. Атмосфера наполненного зомбями острова есть, но она все же находится на втором плане. Кроме того это малобюджетка, и местами это заметно (хотя и никак не отразилось на спецэффектах). Всем поклонникам ходячих трупов - СМОТРЕТЬ! Остальным по вкусу.

    Комментарий Андрея Исканова:
    Стоит отметить, что как всегда у Фульчи, Зомби делались в жутко нервозной обстановке, ибо маэстро имел привычку крыть крутым итальянским матом, тех кто не понимал его с первого раза. Тем не менее, как только съемки были окончены, Фульчи объявил своей команде, что они только что сделали классику фильмов ужаса и что фильм не может быть успешным, если он не сделан в атмосфере сильной нервной напряжённости. Финал фильма снимался почти одновременно с прологом, на натуре в Соединённых Штатах, где Фульчи работалось труднее чем под водой с акулой. Денег как всегда не хватило, и для финальной, спешно снимаемой сцены, прохода зомби по мосту, над оживлённой автострадой мегаполиса, режиссёр заставил встать в кадр всех свободных от работы членов собственной группы.
    Грим (кстати говоря, на взгляд профи, довольно грубый, ибо в паре крупных планов отчетливо видны белые полосы не растушеванной белой пасты, на шее одного из мертвецов) был на скорую руку сделан Джино прямо в автобусе группы. А затем, съемка была произведена почти скрытой камерой, что-бы не платить больше ни цента за занимаемую аппаратурой территорию. По команде Фульчи, статисты побрели вдоль моста, все спиной к камере, ибо у большинства из них грима на лице вообще не было! В заключении рассказа о фильме "зомби" стоит наверное привести целиком цитату самого Фульчи о собственном творчестве:
    "-Будучи Католиком, разве Вы не верите в Добро и Зло?
    -Это может казаться странным, но я более счастлив чем кто-то, подобный Луису Бунюелю, кто говорит, что он ищет Бога. Я нашел Его в страданиях других, и мое мучение большее чем у Бунюеля. Поскольку я понял, что наш Бог - это Бог страдания. Я завидую атеистам; они не имеют всех этих проблем. Истинно, что все мои фильмы являются ужасно пессимистическими. Но юмор и трагедия всегда присоединяются, так или иначе, к пессимизму. Если они подчеркивают трагическую сторону вещей, это может иметь смешной эффект. Суммируя, всё выше сказанное, срежиссировав так много комедий, когда я начал мою кинокарьеру, оказывается, очень полезным для моего истинного кино. Кино Фантастического."

    Диалог с подписчиками:

    После предыдущего выпуска я получил отзыв, которого собственно и ожидал:
    Fir91:
    Только что прочел последний обзор (82) и задумался. Дело в том, что позавчера я посмотрел фильм "Дагон", на обложке которого написано, что он снят по Лавкрафту. В принципе дАгонялись мы им с интересом и на мой взгляд выглядит все вполне мрачно и местами даже у-ух! Но вот произведения такого я не читал и даже не слышал. Хотелось бы узнать правда ли это Лавкрафт или это какая-то мистификация.
    Максимально огрубленный сюжет таков: Четверо отдыхают, плывут на яхте. Когда проплывают мимо какого-то рыбацкого испанского городка резко начинается шторм (сразу понятно, что это неспроста).Крушение. Двое попадают в город (еще двое странным образом исчезают) со странными жителями, которые поклоняются древнему жестокому богу Дагону. Там они попадают во всякие глючные переделки, выясняется что местные - наполовину рыбы, потом что один из спасшихся - сам недочеловек-полурыба... короче в конце все умирают смертью мучеников :))) Если вы знаете и это вас не сильно затруднит, то напишите пожалуйста.
    Антон А. Лапудев:
    Мир Вашему дому, уважаемый! А фильм Дагон ты видел? Говорят, новый...

    СМЕРТЬ: "Дагон" - это чуть ли не самый первый рассказ Лавкрафта (вернее первый из тех, что он сам включил с список своих вещей для публикации). Но это небольшой рассказик про мужика, попавшего на странный остров. Так что сам сюжет фильма, наверное не взят напрямую у Лавкрафта. Люди-рыбы точно его изобретение, да и атмосфера фильма (к сожалению я сам его пока не смотрел, смог насладиться только трейлером) похоже сильно напоминает лавкрафтианскую. Если учесть, что Стюарт Гордон поднаторел в экранизациях Лавкрафта (это уже, кажется, четвертая, и все предыдущие были очень достойными), то я верю что лично мне фильм должен понравится.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное