Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Информационный Канал Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #82

Говард Филипс Лавкрафт

Приветствую всех поклонников кошмаров! Сегодня речь пойдет о их (кошмаров) короле, который своими рассказами преобразил мир ужасного. Я долго боялся браться за обзор его творчества, так как отнестись к нему спустя рукава я не мог. Тем более, что многие произведения Лавкрафта непросты для восприятия, и вряд ли нравятся почти всем с первого раза (как, например, происходит с Кингом). Его проза (про поэзию ничего толком сказать не мог - практически не знаком) местами тяжеловесна и вычурна. Почти полное отсутствие диалогов делают текст убористым немного отпугивающим. Но тот, кто проникся чувством его книг уже не сможет забыть завораживающего и одновременно пугающего ощущения. За это мы Лавкрафта и любим. Во второй части выпуска я дам обзор на один из псевдо-лавкрафтовских фильмов "Дом Ктулху".

В этом выпуске я не стану распространяться о его биографии - лучше посетите соответствующие сайты, которые есть и на русском языке (если кто-то их еще не видел, ты ссылки на них можно найти на моем сайте). Также не буду я делать и какого-то особо глубокого анализа его творчества, так как это делали люди на несколько порядков умнее меня. Я только выскажу свое мнение о части его произведений.

Лавкрафт - не рядовой писатель, это единственное, что можно о нем сказать совершенно однозначно. И я уверен, что наше восприятие его произведений не самостоятельно. Точно также как и его личность, произведения Лавкрафта покрыты очень густым слоем мифологии и осмысления творчества писателя. Далеко не все, слышавшие о Лавкрафте, на самом деле читали его книги. И совсем единицы стали его поклонником после чтения рассказов - большинство из нас полюбили Лавкрафта еще до того, как толком узнали о нем. Нас окружает очень плотная оболочка произведений в различных жанрах, которые апеллируют к Лавкрафту, используют его сюжеты. Именно они обычно становятся нашими первыми проводниками в мир "Некрономикона" и иже с ним. Разговоры о лавкрафтианском духе воспитывают в нас определенное восприятие, и читая уже самого Лавкрафта мы не в состоянии абстрагироваться от того, что слышали ранее, от лавкрафтианских аллюзий в других книгах, от "лавкрафтовой атмосферы" фильмов, от массы удивительных картинок, в которых некто спускается с керосиновой лампой в руке по зловещей лестнице в глубину мрака. Так что созданная на основе Лавкрафта обширная мифология уже в свою очередь влияет на то, как новички будут воспринимать его же рассказы. Я уже не говорю о том, что вряд ли существует другой писатель, настолько плотно окруженный завесой из мифов и домыслов, которые призваны придать ему еще более таинственный ореол.

Мое личное восприятие этого замечательного автора тоже трудно отделить от той массы произведений, которые в той или иной степени продолжают его традицию. Впервые я прочел какие-то из рассказов Лавкрафта еще подростком, лет в 12-13. Однако этот обзор будет скорее относиться к моему последнему прочтению всех произведений (а решил я его перечитать, так как ранее читал отдельные рассказы, и очень многое оставалось пропущенным, поэтому я решил прочесть трехтомник произведений, который вроде включает все произведения, написанные Лавкравтом в одиночку).

В третьем томе (с которого я начинаю свой обзор) собраны вещи, которые Лавкрафт написал в конце жизни - с 1932 по 1937 года, и несколько рассказов и зарисовок, которые сохранила его мать (и которые сам Лавкрафт не включил в собственноручно составленный список своих произведений). Все его поздние произведения отличаются определенной длинной - у него почти нет маленьких рассказиков-зарисовок (за исключением "Преступного священника").

1. Грезы в ведьмовском доме. О странных снах, которые начали посещать одного аркхемовского студента после того, как он переселился в комнату под крышей одного дома, которая имела плохую репутацию. А может эти кошмарные видения вовсе не сны? Этот рассказ прекрасная иллюстрация классического произведения Лавкрафта - в нем весь Лавкрафт в сжатом виде. Кошмарные сны, которые становятся реальностью, мрачное описание происходящего и мощная атмосфера, в нем все просто великолепно. Тут не могу устоять и не описать обстоятельства, при которых я читал его в первый раз. Я только начал проходить практику в Сейме (парламент Литвы, в котором я проходил практику на последнем курсе, т.е. это было совсем недавно), и уже на второй день работы притащил с собой книгу. Однако в открытую сачковать я еще опасался, поэтому читал только тогда, когда мой начальник, с которым я делил кабинет, куда-то уходил, что к счастью случалось достаточно часто. И читая этот рассказ я одновременно прислушивался - а не звучит ли в коридоре звук шагов. Таким образом, на чтение рассказа наложилось некоторое внутреннее напряжение, которое очень гармонировало с сюжетом рассказа и создавало совершенно протрясающее ощущение присутствия. Может именно поэтому "Грезы в ведьмовском доме" я воспринял настолько близко к сердцу и они показались мне столь завораживающими. В любом случае, для чтения Лавкрафта, чья проза не только захватывающе мрачна, но и довольно тяжеловесна, очень хорошо иметь соответствующее настроение и подходящую атмосферу.
2. Врата Серебряного Ключа. Это рассказ о таинственном путешествии Рэндольфа Картера (любимого персонажа Лавкрафта) в иные миры. Он состоит из двух частей - начало и конец это описание того, как душеприказчики Картера собираются в его доме, чтобы решить будущее его имущества, и большая часть в середине - это рассказ индийского брамина собственно об удивительном путешествии. Первая часть рассказа мне понравилась, а вот вторая оказалась довольно нудной и какой-то однообразной. Описание чудесных путешествий, на мой взгляд, удаются Лавкрафту хуже, чем мрачная атмосфера хоррора. В итоге вышел весьма средненький и неровный рассказ.
3. Тварь на пороге. Про умного, но безвольного парня, которого подчиняет себе молодая и напорная жена, причем подчиняет в гораздо более прямом смысле, чем обычно. Очень хороший рассказ, в котором метаморфоза, происходящая с Эдвардом, и все жуткие события, это окружающие, прописаны ярко и убедительно. Классический Лавкрафт с его зловещей атмосферой и темным оккультизмом.
4. За гранью времен. Повесть о человеке, чье тело на время занял представитель крайне развитой цивилизации, и в то время как пришелец изучал этот мир, сам герой оказался в реальности пришельца, в теле чужака. Очень космогонический рассказ, в котором довольно четко прописана Великая Раса и ее свершения. Но мне самому гораздо больше понравилась та часть, в которой герой постепенно выясняет, что же с ним произошло, а также экспедиция в Австралию, которая открывает таинственный город Великой Расы. Именно во второй части Лавкрафт предстает во всей красе, странное путешествие по уже знакомому по снам подземелью просто великолепно.
5. Лабиринт Эрикса. Рассказ о человеке, попавшем в хитроумную западню на Венере. Смесь классических ужасов Лавкрафта и столь же классической фантастики. Очень неплохая смесь, читается легко и интересно. Хорошо описана безнадежность человека, его бесплодные искания. Читается увлекательно, хотя за последние 70 лет подобный сюжет использовался часто.
6. Скиталец Тьмы. Рассказ, написанный как бы о Роберте Блохе (тот в свою очередь не остался в долгу и в своем рассказе также жестоко убил "Лавкрафта"). Писатель приезжает в Провиденс и поселяется в старинном особняке, из окна которого видит черную, явно давно заброшенную церковь, которая очень скоро занимает его мысли. Во время посещения зловещего храма он узнает легенду о твари, которой тут когда-то поклонялись. И эта самая тварь начинает его больше и больше занимать его сознание. Очень хороший лавкрафтианский рассказ. Описание фасада церкви, а также его интерьера просто великолепно. Кусок, в котором герой посещает церковь написан мастерски, с сильным напряжением. Все положительные черты лавкравтовских вещей тут в наличии, так что читать его одно удовольствие.
7. Преступный священник. Последний рассказ, внесенный Лавкрафтом в список своих произведений.
8. Грибы с Юггота. Эта поэма есть только в трилогии "Некрономикон", в незадолго до этого издававшейся "Гудьял-пресс" трилогии Лавкрафта его нет. Очень интересное произведение. Хотя стихотворная форма практически не переводима (любой, даже очень хороший перевод, оставляет мощный отпечаток личности переводчика), было очень прочесть эту поэму, насыщенную лавкрафтовскими видениями. Хотя Лавкрафт написал не мало стихотворений, эта часть его творчества нам почти не известна (и понятно почему). Поэтому "Грибы с Юггота" были мне вдвойне интересны. Хотя я уверен, что при переводе потерялась по меньшей мере половина прелести поэмы.
9. Сомнамбулический поиск неведомого Кадата. Сам Лавкрафт считал эту повесть неоконченной, но почему мне не очень понятно. Сто с лишним страниц Рэндольф Картер блуждает по миру сновидений в поисках Кадата - обиталища земных богов, чтобы попросить их открыть тайну прекрасного города, являвшегося ему во снах. Повесть сильно напоминает набросок фэнтезийного романа, наполненный лавкравтовскими описаниями. Я довольно быстро устал от такой манеры повествования, но примерно к середине повести оно перестает раздражать - видимо из-за выработавшейся привычки. Картера бросает по миру и затягивает в различные переделки, но он неустанно приближается к искомому. Мне больше всего понравился эпизод с таинственным монастырем Ленга, описание которого представляет собой классические хоррор-видения Лавкрафта. Если насытить повесть диалогами, описаниями и второстепенными героями, то получился бы довольно увесистый и приятно читающийся роман-фэнтези с занятным сюжетом. А так это довольно тяжеловесная повесть, только для ярых поклонников писателя. Тем более, что она имеет немалое значение для мифологии Лавкрафта, так как там весьма подробно описан мир сновидений, а Картер встречается с ползучим хаосом Ньяралатотепом (правда в человеческом обличии).
10. Зверь в подземелье. Один из ранних рассказов писателя, который сохранила его мать (написан в 15 лет). Не смотря на то, что его детскость и простота очевидны, нельзя не признать что уже подростком Лавкрафт мог увлекательно описывать подземелья и человеческий страх. Конец рассказа не может не вызывать улыбки (хотя я не уверен, что именно такой была реакция и почти сто лет назад). Еще не могу отметить, что это был первый рассказ Лавкрафта, который я прочел, и в тот момент (мне было тогда лет 12) он произвел на меня впечатление, и стал основой моей любви к этому автору.
11. Алхимик. Очень готический рассказ, можно сказать, что это концентрированная готика в лавкрафтовом переложении. Прочелся просто отлично.
12. Перевоплощение Хуана Ромеро. Милая проба пера. Читается приятно, но недоработанность все же сильно чувствуется.
13. Улица. В этом рассказе явно речь идет о каких-то исторических событиях, которые мне совершенно непонятны (по описанию больше всего смахивает на некий социалистический заговор эмигрантов, хотя все это может быть и просто фантазией автора). В общем совсем не интересно.
14. Азатот. Отрывок интересный только интересующимся мифологией автора.
15-16. Потомок. Книга. Два незавершенный рассказа, скорее даже наброски начал. Четко прослеживается общая линия, которая встречается у Лавкрафта и в других вещах (старик-еврей, продавший тайную книгу за бесценок ухмыляется вслед и т.п.).
17. Нечто в лунном свете. Немного смешно, смахивает на записанный сон (которым является и по легенде рассказа).
18. И в самом конце представленно обширное эссе писателя под названием "Сверхъестественный ужас в литературе" (на 70 страниц). Это по настоящему блестящее исследование литературы ужасов (собственно, скорее готической литературы, матери литературы ужасов) до начала 20 века. Все, что стоит узнать об истории готического романа, можно найти в этом емком и очень красочном эссе. Работа очень интересна и хорошо написано, читалась она даже лучше, чем многие из рассказов Лавкрафта. Он настлько увлекательно и душевно описывает эти произведения, что хочется немедленно взять и прочесть их самому. Кроме того, оно дает достаточно полную картину этого интересного явления. Как я уже говорил, просто великолепная вещь, которую обязан прочесть каждый поклонник ужасов. К сожалению, читать о некоторых из описываемых романов интереснее, чем читать их самому.

Думаю, вы уже поняли, что эта книга доставила мне массу удовольствия. Лавкрафт это не легкая попса, иногда он довольно тяжело читается, но это по настоящему отличная литература, после прочтения которой в душе остается некоторый осадок. Поэтому меня порадовало решение "Гудьял-пресс" издать всего Лавкрафта, как его самостоятельные произведения, так и написанные в соавторстве и дописанные после его смерти Дерлетом. Вот только почему-то обещанные 4-5 тома серии так до сих пор и не вышли (или по крайней мере я об этом так и не услышал). Если вы пока что по каким-то причинам не читали Лавкрафта, то настоятельно рекомендую это сделать. Если же уже что-то читали, то думаю не нужно будет уговаривать вас прочесть и описанные мной рассказы. Я рад, что решил перечитать этого великолепного автора, и вам советую сделать то же самое.

  • Дом Ктулху
  • Cthulhu Mansion (1990)
  • Режиссер Juan Piquer Simon
  • В ролях: Frank Finlay, Marcia Layton, Luis Fernando Alves
  • Этот фильм я выбрал именно для того, чтобы проиллюстрировать высказанный мною выше тезис о глубокой мифологизированности Лавкрафта. Почему он использует имя Ктулху мне откровенно непонятно - и кроме этого громкого имени фильм не имеет ничего общего с Лавкрафтом и его творчеством. Что тут говорить, даже атмосфера фильма ни капли не напоминает лавкрафтовскую. Так что на лицо просто спекулятивное использование мифологии Лавкрафта. И ведь множество людей связывают фильм с именем ГФЛ, добавляя еще один виток в псевдо-лавкрафтианскую мифологию.

    Ну, теперь пора перейти и собственно к фильму. Канду (Frank Finlay) - иллюзионист, работающий в парке развлечений. Однако его прошлое связано не только с искусными трюками, но и с черной магией, сатанизмом, чьи завесы открылись перед ним после приобретения "Книги Ктулху". Следуя описанным в ней ритуалам он проделывает различные фокусы, но однажды это печально заканчивается - в пламени сгорает его жена. Теперь, много лет спустя Канду работает в паре со своей дочерью Лизой (Marcia Layton). Однако однажды после очередного представления их ожидают неприятности. Банда подростков, решившая что убить драг-диллера легче, чем платить ему за наркотики такими шумными подвигами привлекает внимание полиции. Выходы из парка развлечений перекрыли раньше, чем они успевают из него сбежать, поэтому им просто необходимо придумать какую-нибудь уловку. Взяв в заложники Канду, Лизу и их слугу Феликса банда выезжает за пределы парка аттракционов (это конечно хорошо - пять человек прячутся в багажнике, и при этом еще могут держать в подчинении своих заложников).

    Как бы то ни было, вся эта пестрая компания приезжает в особняк Канду, который называется "Дом Ктулху". Банда состоит из задиристого главаря Хока (Brad Fisher), его девушки Эвы (Melanie Shatner), неудачника брата Эвы Криса (Luis Fernando Alves), которому простреливают ногу, а также пары подчиненных Билли и Кэнди (с лицами законченных дегенератов). Понятное дело, что домишка имени Ктулху не может принести посетителям ничего хорошего - ведь в подвале заточен дух, то ли самого Ктулху, то ли жены Канду, то ли просто некого абстрактного демона-зла, толком понять невозможно. Да и какая разница - главное в том, что там есть некая тварь, которую новоприбывшие по своей глупости выпустили, и теперь узнают где демоны зимуют. Недолго думая злой дух начинает расправляться с придурошными бандитами, и делает это на протяжении всего оставшегося фильма.

    Это самый настоящий дешевый трэш, не даром он снят в Испании и кроме актеров (если их можно так назвать) других американских имен вы в титрах не встретите. Собственно, это испанский фильм, снятый на английском, чтобы потом впарить его американцам. Сюжет фильма весьма туп и примитивен. Про дыры и отсутствие логики тут и говорить нечего - эти вещи у таких фильмов не в почете. Из ляпов мне больше всего понравилось превращение пистолета, который держит Эва из 9 миллиметровки в пушку 45-го калибра. Почитав про фильм в и-нете, я узнал что не заметил массу иных смешных ляпов. Так что если вы хотите увидеть ужасняк высокого класса, по настоящему пугающий и захватывающий, то этот "шедевр" явно не для вас. Тут ничего подобного нет. Но если вы не прочь весело провести время, смотря алогичный фильмец, с массой специальных эффектов (впрочем, местами довольно ламерских), если вам нравятся даже "якобы-пугающие" моменты, то вы вполне посмотреть "Дом Ктулху", и даже получить от просмотра удовольствие.

    В фильме совсем неплохо выглядит сам домик, подвал и т.п. Так что декорации еще вполне подходящие. Но "игра" актеров просто уморительна. Спецэффекты местами выглядят довольно прилично, а местами просто смешны. Какого-то смысла в действии не ждите - но оно и не нужно. Почему из холодильника выросли растительные щупальца и схавали Кэнди в этом самом холодильнике? Да какая разница - зато это было прикольно! Даже если сама Кэнди настолько искусственно "тянула" себя в холодильник, что не обманула бы этим и ребенка. Зато все это весело. А смерть героев воспринимается на ура - все они начали меня раздражать уже после пяти минут фильма, и я уже не мог дождаться их убийства. Было бы лучше, чтобы этих кретинов прикончили с большей жестокостью, но на нее явно не хватило мизерного бюджета.

    Смотреть этот фильм можно только поклонникам дешевого трэша, которых не трогает примитивная наигранность, глупый сюжет и прочие прелести таких фильмов. Если вы можете наслаждаться потугами на ужасы и веселиться, а не беситься в маразматических ситуациях, то вы вполне можете посмотреть "Дом Ктулху", но пропустив его вы тоже ничего не потеряете. Возможно в конце 80-ых, когда зритель еще не был избалован такого рода зрелищами это воспринималось серьезнее и оставляло более сильные впечатления, но теперь это может только развеселить.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное