Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #61

Живые мертвецы Ромеро

Приветствую всех поклонников ужасов! На этот раз я завершу рассказ о легендарной трилогии Ромеро, которая изменила представление мира о зомби!

  • Рассвет мертвых
  • Dawn of the Dead (1978)
  • Режиссер George A. Romero
  • В ролях: David Emge, Ken Foree, Scott H. Reiniger
  • Начало этого фильма восходит к 1974 году, когда друг Ромеро (а также один из его инвесторов), владеющий торговым центром в Монревиле (несколько километров от Питтсбурга), повез его на экскурсию по своей собственности. Именно во время осмотра центра, особенно верхних закрытых комнат, в которых были скоплены предметы первой необходимости для "гражданской обороны" ему пришло в голову, что это идеальное бомбоубежище на случай полного крушения общества. Через три года именно этот торговый центр стал местом съемок большей части "Рассвета мертвых". На этот раз бюджет был внушительнее, чем в первый раз, и составлял полтора миллиона долларов.

    Мир все глубже погружается в пучину хаоса - живые мертвецы разгуливают по планете и кушают людей. Правительство пытается организовать сопротивление этим тварям, но не очень успешно - сообщения из разных точек страны становятся все реже и скупее, не смотря на кажущуюся медлительность, на самом деле зомби смертельно опасны даже для профессиональных солдат и спецназовцев. А тем временем по телевизору идут теледебаты о причинах катастрофы и как с ней можно бороться. Два теле оппонента, доктор Фостер (David Crawford) и Берман (David Early), готовы в прямом эфире разорвать друг другу глотку, хотя вся их беседа носит чисто теоретический характер и ничего путного они предложить не могут. Тут же в эфир даются и новостная лента. Одной из работниц этой телекомпании, Фарнсин Паркер (Гайлен Росс/ Gaylen Ross) ее сожитель предлагает все бросить и бежать - все равно тут уже нечего делать, телевизионная работа становится не только бесполезной, но и очень опасной, тем более что в ее направлении движется большая группа зомби. Этот ее приятель, Стивен Эндрюс (Дэвид Эмдж/ David Emge) является пилотом вертолета, который стоит на крыше здания, поэтому но видит реальный выход из ситуации - сесть в ветролет и лететь куда глаза глядят, где будет более безопасно.

    А тем временем приятель Стивена Роджер ДеМарко (Scott H. Reiniger), работающим в Питтсбургском SWAT-е (группе быстрого реагирования), защищает это самое здание от зомби. Их группе поручают очистить одно из соседних зданий. Далее идет весьма внушительная и довольно продолжительная битва с зомбями, наполненная зверскими подробностями. В ходе этой операции он чуть было не погибает, но его выручает здоровенный негр, который служит в его подразделении. Роджер решает, что в их предприятии (побег из опасной зоны) не помешает еще один человек, хорошо обращающийся с оружием, и приглашает Питера Вашингтона (его играет Кен Фори/ Ken Foree) вместе улететь по дальше. Негр, ясное дело соглашается, выбор ведь не большой - в качестве альтернативы остается только дальше сражаться с напирающими зомбями и в конце концов погибнуть.

    Итак, четверка собирается на крыше и улетает. Однако сам полет тоже не приносит им облегчения - по всюду на земле бредут зомби, а еще довольно бодрые и веселые ополченцы их методично уничтожают. Вот только никакого безопасного места им не попадается, им даже приходится сесть для дозаправки. В конце концов, пролетая над торговым центром, им приходит в голову, что это идеальное место для того, чтобы осесть на длительный период. Оставив вертолет на крыше, они спускаются в центр и начинают его расчищать. В начале они при помощи фур блокируют входы (во время этой операции Роджера кусает зомби, что в последствии приводит к тяжелому заболеванию и смерти), а затем начинают расчищать магазин от оставшихся внутри мертвецов. Убивать тупо и бесцельно бродящих трупяков дело довольно простое, и скоро торговый центр становится совершенно безопасным метом, хорошо приспособленным для проживания горстки людей.

    Но и на этот раз Ромеро показывает, что люди все же опаснее, чем зомби - самой серьезной угрозой существованию небольшой колонии в обустроенном супермаркете стали не безвольные трупы, а именно люди. Банда мародеров, разъезжающих по стране и ищущих чем бы поживиться, обнаруживает мирное пристанище и решает его ограбить. Трое жителей торгового центра также не намерены сдаваться без боя, но огромная масса буйных бандитов без проблем откупоривает закрытый мирок и врывается в него на своих мотоциклах. Туда же опять начинают забредать и зомби. В конце концов банда мародеров, потеряв немалое количество человек и насытив жажду грабежа, уезжает восвояси, оставив центр вновь наполненным зомбяками.

    Но нормальную жизнь уже не восстановить - Стивена загрыз зомби и он сам, после превращение, приводит своих новых собратьев к своему старому убежищу. Питер, хоть и помог Франсин выбраться на крышу, сам некоторое время сомневается в том, а стоит ли продолжать борьбу, не лучше ли все бросить и умереть, ведь скорее всего именно такая участь его ждет в любом случае. Однако все же решает, что еще стоит немного дольше цепляться за жизнь, выбирается на крышу и вместе с Франсин улетает на вертолете. Правда, это вряд ли можно назвать хэппи-эндом - ведь все равно вокруг остались толпы зомби, а безопасного пристанища тоже как-то нет. Так что это не спасение, а лишь короткая передышка. Однако есть и альтернативный вариант концовки, который, правда, гораздо реже встречается. В нем Питера убивают зомби, а Франсин разносит голову вращающаяся лопасть вертолета.

    Все трилогия Ромеро о зомби подчинена общей логике: первый фильм - это пришествие зомби (дурное объяснение про метеорит с Венеры очень легко забыватеся, остается факт - мертвые вдруг встали из своих могил). Это первая ночь их буйства, кажется что они захватили вокруг все, но в конце мы видим, что люди дают им достойный отпор - гоняют на машинах и расстреливают эту нечисть (в римейке даже дан намек на победу человека - зомби сгоняют в стойбища и методически уничтожают). Таким образом человечество ошеломлено, но не побеждено, не сломлено и готово сражаться с новой напастью. Во втором же фильме начало приходится на тот же период - еще во многих местах всех зомби расстреливают, причем не особенно жалея патронов. Люди собираются на улицах и даже веселятся, они не собираются сдаваться. Но постепенно очагов сопротивления становится все меньше, все больше городов умолкает и погружается в мертвую тишину. Группы людей становятся все реже, радио и теле эфир постепенно замолкает, человечество начинает впадать в отчаяние и проигрывать эту битву. Доминирование зомби становится все явственнее.

    Фильм весьма жестокий, некоторый называют его самым кровавым и натуралистичным фильмом в истории США. И я не удивлюсь, что это окажется правдой. Сцены, в которых зомби поедают плоть окружающих людей, разрывают их на части и вырывают куски мяса из тела выглядят весьма натурально и тошнотворно. Неподготовленного человека, который слабо себе представляет, что такое фильм ужасов, эти виды скорее всего шокирую и вызовут рвотные позывы. Также очень натуралистично выглядят и разрывающиеся головы зомбяков. Например в одной из сцен, в которой в голову зомби стреляют из обреза (одна из наиболее натуралистичных), в муляж головы стреляли из настоящего заряженного обреза. Фильм был настолько жесток, что в штатах выпущен вообще без рейтинга, так как скорее всего получил бы рейтинг Х, самый строгий, что очень сильно препятствовало бы его распространению. Даже не смотря на все формальные препятствия второе творение Ромеро стало настоящим хитом. Но титул "лучшего фильма ужасов" (который впрочем довольно легко раздается критиками на право и на лево) "Рассвет мертвых" заслужил не только своим натурализмом. В нем очень сильна атмосфера безнадежности и безвыходности, в нем не место надеждам и светлым моментам (они всегда омрачаются какими-то происшествиями). Да и сюжет хоть вроде бы простой, но очень затягивающий (этим он напоминает Ночь живых мертвецов).

    Кроме того, фильм часто называют одной из лучших сатир десятилетия, в которой весьма жестоко высмеивается потребительская культура америки (не даром местом выбран именно торговый центр - "Он стал для них вторым домом" - говорит один из героев). Хотя именно из-за специфики съемок в торговом центре действие затянулось на четыре месяца. Снимать можно было только в момент, когда центр закрывался, т.е. с 22-23 часов до 8 утра. Причем около 6 утра у центра по какой-то причине начинали собираться старики. Том Савини рассказывал, что "однажды где-то 35 стариков свернув за угол лицом к лицу встретились с тремя сотнями ужасных зомби. К счастью никто не пострадал". Кстати Том Савини был ответственен за спецэффекты и трюки в фильме, и даже внес небольшое изменение в фильм - он снимался в качестве одного из главных мародеров, атакующих центр. Именно он по ходу съемок придумал, что было бы классно помахать мечем, а своему напарнику дал кувалду. Так появились одни из самых впечатлительных сцен разгрома центра.

    Создание "Рассвета мертвых" также тесно связано с именем еще одной хоррор-легенды - с Дарио Ардженто. После финансового провала пары проектов Ромеро никто в Голливуде не хотел давать ему деньги на съемки нового фильма, пусть даже сиквела легенды. И тут ему пришел на помощь итальянец, который после успешных международных хитов "Кроваво-красное" и "Подозрение" мог выбить необходимые средства, и кроме того он участвовал в создании сценария. В титрах сценаристом указан только Ромеро, но на самом деле Ардженто тоже приложил к нему руку. В качестве условия помощи Ардженто попросил эксклюзивное право на монтаж не американской версии фильма. Длинна версии Ардженто была 117 минут (у ромеровской 126), фильм был более динамичный и в качестве довеска был создан отдельный саундтэк группы Гоблин. В Европе фильм в арджентовской версии вышел под названием "Зомби: рассвет мертвых" (Zombie: Dawn of the Dead) или же просто "Зомби" (Zombies). Это положило начало путанице с фильмами Лучио Фульчи, который в следующем году выпустил неофициальный сиквел под названием "Зомби 2", который уже в США получл название "Зомби".

    Бюджет фильма составлял 1,5 миллиона долларов, а в мировом прокате он собрал 40 миллионов. Про продажи видеокассет, видеопрокат, выпуск "режиссерской версии" фильма (139 минут) и DVD я не говорю - фильм до сих пор приносит солидный доход. Бессмертная классика прочно заняла свое место под солнцем. Так что если вы еще не видели этого шедевра, то ищите его и смотрите! Правда если вы не очень любите зомби или вам становится дурно при просмотре документики вроде "Лики смерти", то я на вашем месте воздержался бы :)

  • День мертвых
  • Day of the Dead (1985)
  • Режиссер George A. Romero
  • В ролях: Lori Cardille, Terry Alexander, Joseph Pilato
  • В начале "День мертвых", финальный аккорд трилогии о зомби, должен был носить поистине эпический размах! "Это мог быть "Унесенные ветром" в жанре о зомби." Однако кинокомпания довольно сильно урезала бюджет фильма и решила не инвестировать сумму, которую обещала. Это произошло из-за того, что Ромеро не соглашался идти на компромисс и вырезать кровь и жестокость спецэффектов ради достижения желаемой рейтинговой оценки. Поэтому Ромеро пришлось вернуться к своему сценарию и переписать его заново, чтобы снять более экономичный фильм.

    Миром окончательно овладели зомби, надежды на спасение человечества больше не осталось. Это логическая концовка трилогии. Если в первом фильме это была "ночь" зомби - они только появились, а во второй "рассвет" - зомби начали побеждать в противостоянии с живыми, то в третьей это уже их "день" - они правят миром. Апокалипсис свершился - живых людей осталось так мало, что надежды на возрождение правления человека уже нет. Пустынный город, населенный исключительно живыми мертвецами, нам это убедительно доказывает.

    Действие фильма разворачивается вокруг небольшой группы ученых и военных (всего 12 человек), которые в мощно оснащенной подземной лаборатории, в дали от массово населенных пунктов, исследуют феномен зомби. Правда смысл в этих исследованиях видят уже не многие - зачем что-то исследовать, если уже не возможно никому помочь? Какого черта нужно возиться с этими тварями, ловить их, если это уже никому не нужно? Зачем рисковать жизнями? Но они все равно продолжают это делать, хотя бы уже потому, что другой цели в жизни у них просто нет. Сидеть без дела до конца жизни в переоборудованной ракетной шахте - вряд ли кто-то мечает о таком будущем. Вполне вероятно, что они остались последними людьми на планете - по крайней мере уже долгое время никто не отвечает на радиосигналы.

    В отличии от героев "Рассвета", обитатели подземного убежища в своем большинстве не вызывают симпатии у зрителя. Половина из них - это карикатурные тупые солдатофоны, которым явно нравится запугивать ученых, а их лидер - капитан Родес (Джозеф Пилато/ Joseph Pilato) жаждет заполучить абсолютную власть даже в такой маленькой группке. Глава ученых, доктор Логан (Ричард Либерти /Richard Liberty) тоже не вызывает симпатий - у него определенно съехала крыша, он одержим навязчивой идеей научить одного из захваченный зомби по имени Боб (Шерман Ховард/ Sherman Howard) действовать по человечески, это достижение доказало бы его бредовую теорию о том, что зомби можно учить и мирно с ними сосуществовать. В конце концов ему удается вызвать человеческие воспоминания Боба, правда сомневаюсь, что в конце концов он этому обрадовался. Действия зомби Боба вносят легкий комедийный элемент в фильм, который только сильнее подчеркивает депрессивность и безвыходность, которые составляют основную часть его атмосферы.

    Главная героиня фильма - единственная женщина в группе, ученая по имени Сара (Лори Кардилль /Lori Cardille). Именно она является самым сильным и мужественным человеком в команде, в ней нет ни капли мягкости и женственности. Ромеро совершенно не давал Кардиль добавить своей героине эмоциональности. Оставшиеся трое - малозначительный доктор Тэд Фишер (John Amplas), Уильям (Jarlath Conroy) и Джон (Terry Alexander) - гражданские, которые не хотят подчиниться произволу солдат и имеют собственное мнение о том, как лучше жить.

    Первая половина фильма концентрируется на взаимоотношениях этой небольшой группы, которая все сильнее начинает грызться между собой, выяснять отношения и злиться. После вступительных сцен долгое время зомби почти не появляются на экране и действие развивается по настоящему медленно. Вот только мне было интересно наблюдать, как развиваются отношения между героями в таких экстремальных условиях - ведь уже нет ничего, чтобы могло их сдерживать - ни власти, ни угрозы наказания. Есть только другие, равноправные люди, которых тоже ничего не сдерживает. В общем-то я не слишком большой любитель такого рода вещей, но на этот раз все сделано весьма неплохо, по крайней мере меня это не слишком утомляло, хотя и не очень-то затягивало. В конце концов напирающие со всех сторон зомби прорываются во внутрь и Том Савини, вновь создающий спецэффекты, тоже получил возможность развернуться во всей красе.

    Развязка наступает в фильме достаточно быстро, возможно даже слишком быстро. Нещадное и жестокое мочилово длится не так уж и долго, но качество его отменное. Сцена, когда поваленного мужика с низу раздирает зомби, а потом его разрывают пополам стала просто культовой, ее столько раз показывали в разных документальных фильмах и передачах о зомби и спецэффектах, что и сосчитать невозможно. Хотя для съемочной группы это воспоминание не из приятных. Дело в том, что различные внутренности и куски курятины, которые использовали в качестве внутренностей жертвы, протухли (кто-то выключил холодильник за две недели до начала съемок сцены) и просто неимоверно воняли. Так что зомби, которые раздирали жертву, залепили свой нос воском, а вот исполнителю роли пришлось потерпеть. Возможно именно поэтому ему так достоверно удалось изобразить страдание на лице! :)

    "День мертвых" очень часто критикуют. Многим он кажется нагромождением бессмысленного тупого рубилова, и таких же тупых и бесцельных разговоров. Но ведь именно в этом и состоял замысел автора! Сопротивление напирающим зомби стало совершенно бессмысленным, выжившие уже проиграли. Поэтому некоторая затянутость очень хорошо отражает жизнь в подземной шахте, а совершенная бессмысленность отлично передает задумку автора - жизнь УЖЕ кончилась, они лишь временно существуют, и существуют совершенно бесцельно.

    Стоит ли смотреть этот фильм? Если вы поклонники зомби - то безусловно стоит. Это очень качественный ужасняк, очень не многие фильмы про зомби достигли такого уровня. Все же его снял мастер, и это чувствуется! С другой стороны, если вы не очень-то радуетесь при упомянании слова "зомби", то вполне может быть, что вам фильм не понравится - у него достаточно целевая аудитория. Да и сделан он не без изъянов, сам Ромеро не раз заявлял, что в целом не доволен фильмом.

    Уже скоро после появления "Дня мертвых" на экранах начали ходить слухи о том, что Ромеро собирается снять четвертый фильм для цикла о зомби, да и сам Ромеро временами это отрицавший, иногда возвращался к этой теме и с удовольствием говорил об очередном сиквеле. Так что "День" может оказаться не окончанием трилогии, а лишь третьей частью из четырех (а может и пяти?). В начале ходили слухи о подготовке проекта "Сумерки мертвых" (Twilight of the Dead), затем после некоторого перерыва предполагаемый фильм сменил название на "Закат мертвых" (Dawn of the Dead), что, следуя логике серии, было вполне разумно. В последнее время разговоры о четвертой части активизировались, сам Ромеро после отстранения от съемок фильма "Resident Evil" стал довольно часто об этом говорить в своих интервью, и вроде даже реально ищет возможных инвесторов. Правда вроде бы Ромеро не может использовать название "of the Dead", так как он разругался с компанией, которой принадлежат права на этот фрэнчайз. Откровенно говоря, я слабо себе представляю, о чем может быть этот фильм - следуя логике предыдущей части (в которой осталось всего три! живых человека на земле) живых людей не осталось. Единственное, что мне приходит в голову - это ПОСЛЕДНИЙ человек на земле бродит и убивает зомби, который тоже уже сильно ослабли и захирели - все же пятнадцать лет без еды никому в прок не пойдут. Может у кого еще какие есть соображения по этому поводу?

    Диалог с подписчиками:

    Professor написал: "По поводу последней рассылки Мне кажется что съёмки очередного хэллоуина - это просто бесполезное занятие. Денег оно не принесёт, хотя... нет, не принесёт. Сюжет скорее всего будет идиотский итд...". Мне кажется, что уж чего, а денег он точно принесет достаточно. Другое дело, что качество самого фильма у меня тоже начинает вызывать сомнения, хотя надежды все же еще радужные! Ведь предыдущий, уже седьмой по счету сиквел был вполне хорошим, и если они сделают что-то подобное, или хотя бы что-то вроде Хэллоуинов 4-6, то я буду рад. Кстати, история съемки этого фильма чем-то напоминают судьбу 6-го фильма. Видимо, когда я еще более подбробно про них узнаю, я добавлю эту историю в его обзор.

    Он же спросил: "Вообще что ждёт кинолюбителей в плане ужастиков в новом году Может расскажешь?? Всем наверное интересно будет...". Хм, по крайней мере попытаюсь. Надеюсь вам и правда будет не безынтересно узнать, что же нас ждет в будущем году. Во-первых для меня (на данный момент) главное событие года в киноужасах - это старт "Джейсона Х". Юбилейная серия Пятницы 13-го вещь весьма интересная. Самое главное, что фильм уже готов и просто ждет своего выхода на экран.

    Вторая важная новинки, которая уже тоже готова в показу - это "Дом 1000 трупов" Роба Зомби. Он вроде бы окончательно выкупил права на фильм и вскоре собирается выпустить его в прокат. В нете столько ожиданий связывают с этим фильмом, что скорее всего он станет разочарованием года. Хотя по описанию того же Зомби, он снял почти трэшевый ужасняк в классческом стиле.

    Также мне очень интересно, как американцы снимут римейк японского "Звонка". Ясен пень, что римейк будет хуже оригинала, вопрос только "на сколько хуже"? Учитывая то, что действие фильма перенесено в США (кажется в Аризону, но тут я не уверен, может это дурной слух) и все герои американцы, уже можно гарантировать, что восточная тайна фильма уже исчезнет. Что они еще испоганят?

    Следующие две новинки связаны с экранизацией компьютерных хоррор-игр. Ну, во-первых это конечно "Resident Evil". Он должен выйти уже в этом году, и откровенно говоря, ничего хорошего я от него не жду, во-первых они уволили Ромеро и стремяться попасть в самю выгодную категорию - для малолеток, а значит никакого серьезного мочилова там в принципе быть не может. Во-вторых, они очень далеко ушли даже от содержания игры, я уже не говорю о ее атмосфере. Короче, у меня такое впечатление, что нам попытаются впарить что-то вроде "Лары Крофт". И я буду просто неимоверно рад, если я ошибаюсь. Второй компьютерный проект кажется мне гораздо более многообещающим, правда выйдет он только в 2003. Речь идет об экранизации "American McGee's Alice". Ее заказала компания Dimension Films, которая специализируется на молодежных ужастиках. Гораздо интереснее, что режиссером фильма будет Уэс Крейвен! Сам он говорит, что фильм будет очень похож на игру, все что можно будет из нее позаимствовать, они украдут, а уж потом добавят что-то свое. Конечно, это будет очень компьютеризированный фильм, напичканный спецэффектами. "Мы постараеся скопировать как можно больше частей мира Алисы". Игра весьма кровавая, и Крейвен утверждает, что собирается сохранить тонны жестокости, даже если это будет стоить ему того рейтинга, что хочет Дайменшен. Вот этот фильм я буду на самом деле с нетерпением ждать! Это должно быть интересно.

    В 2003 году наверное выйдет и фильм Deathwatch, права на который у Michael Weiss купила компания Warner Bros. Реализацией фильма займется Silver Pictures/Dark Castle Entertainment, компания продюссера Джоела Сильвера. По описанию фильм что-то среднее между "Пунктом назначения" и "Звонком": он рассказывает о группе подросков, которые натыкаются на заговоренный адский сайт, который предсказывает их будущее. Может оказаться терпимым фильмом, если они опять не начнут показывать свою компьютерную "куртизну", когда хакер с третьего раза отгадывает пароль.

    В очередной раз (уже третий) будет экранизирован роман Ричарда Мэтсона "Я - легенда", режиссером которого будет некто Майкл Бэй. Фильм о последнем человеке в мире вампиров (не классических, а зараженных вирусом), который ведет с этими существами неравную и в общем-то безнадежную борьбу. Ранее этот же роман экранизировался в 1964 - "Последний человек на земле" (Last man on Earth) с Винсентом Прайсом, и в 1971 "Последний человек" (Omega man) с Чарльтоном Хэстоном. Еще однин экранизируемый роман - это "Королева проклятых" Анны Райс. это продолжение истории "Интервью с вампиром". Только мне не понятно, почему они перескочили второй роман серии - "Вампир Лестат".

    В следующем же году мы скорее всего увидим и сиквел "Вампиров" Джона Карпентера под незатейливым названием "John Carpenter's Vampires: Los Muertos". Видимо после финансового краха последнего фильма Карпентера "Призраки Марса" кинокомпания потребовала вернуться к успешному вампирскому фрэнчайзу. Из этой же серии и еще один вамп-сиквел - Блэйд 2, который тоже обещают в 2002 году. Если эти сиквелы не будут уступать оригиналам, то мы по крайней мере будем иметь зрелещные около-ужасняцкие боевики. Сюда же можно приплести и уже третий фильм из серии "Мумия" - "Король скорпионов" (The Scorpion King), а в 2003 обещают уже четвертый фильм - "Рамзес Проклятый" (Ramses the Damned). Это уже совсем далеко ушло от ужасов, но по традиции упомянается на хоррор-сайтах.

    В 2002 году нас таже ждут фильм "Куб 2: гиперкуб" и "Американский псих 2: Девочка, которая не хотела умирать". Я не смотрел оригинальных фильмов, поэтому как-то особо коментировать не могу. Уже в 2003 будет нечто под названием "Exorcist 4:1", мне и оригинал-то не очень понравился, поэтому ничего хорошего от сиквела я не жду. Тогда же выйдут и "Анаконда 2" вместе с "Пунктом назначения 2" - вот последний проект меня интересует, первый фильм мне понравился и я надеюсь, что в сиквеле они не загубят его атмосферы.

    Это далеко не все фильмы, которые обещают в 2002 году, я выбрал наиболее интересные (на мой взгляд), и названия которых кое-что значат для вас. Если такого рода обзор вам понравился, то в следующем выпуске я могу его продолжить, и рассказать не о продолжениях, а об оригинальных проектах.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное