Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #60

Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead)

Приветствую всех любителей ужасов! На этот раз выпуск посвящен одной из самых известных серий про зомби. Да чего там - просто революционной серии, ставшей эталоном жанра, недостижимой вершиной! Думаю, что большинство из вас поняли, что речь идет о бессмертной трилогии Ромеро (и римейке Савини). Эти фильмы окружены настоящим культом, у них масса поклонников, а сам Ромеро благодаря ним стал настоящим Королем Зомби. В этом выпуске речь пойдет о самом первом зомбяцком фильме и о его римейке. Второй выпуск, о двух сиквелах, я надеюсь написать в самое ближайшее время (может быть даже завтра!), и таким образом первый раз в этом году дать два выпуска в неделю!

  • Ночь живых мертвецов
  • Night of the Living Dead (1968)
  • Режиссер George A. Romero
  • В ролях: Duane Jones, Judith O'Dea, Karl Hardman
  • Что тут говорить - это даже не просто классика жанра, это самая настоящая веха в его истории. Во многом фильм просто перевернул жанр с ног на голову! Сам я посмотрел его, когда мне было порядка 9-10 лет, и он заложил во мне любовь к клаустрофобическим зомбяковским фильмам (правда любовь эта проявилась еще не скоро).

    Фильм начинается на кладбище - Барбара и ее брат Джонни приезжают, чтобы навестить могилу своей матери. Только на кладбище не все спокойно, оказывается, что покойники больше не хотят спокойно лежать в своих могилах, и теперь вылезли чтобы утолить жажду человеческой плоти. Машина, на которой приехали незадачливые посетители, разбивается (эта сцена не была запланирована ранее, срочные изменения в сценарий пришлось вносить по ходу съемки: дело в том, что сцены на кладбище снимались в течении двух дней, а вечером после первого дня съемок кто-то въехал в машину, которая на самом деле принадлежала матери Рассела Стрейнера, продюсера "Ночи живых мертвецов", причем довольно сильно - вмятину было отчетливо видно. Именно поэтому было решено, что и в фильме машина должна быть повреждена - машина въехала в дерево). А Джонни тем временем загрыз подоспевший зомби. Паникующая Барбара (кстати, ее Джудит ОДи/ Judith O'Dea) бежит с кладбища и после некоторых блужданий забредает к одинокому особняку.

    Конечно, тут на нее опять нападают зомби и она укрывается в доме. Сам дом также полон как зомбей, так и трупов людей, которых зомби уже успели погрызть. Как раз в это время к дому подбирается здоровый негр, которого зовут Бен (Дуэйн Джонс/ Duane Jones). Он довольно ловко разбирается с напирающими со всех сторон ходячими трупяками. Оказывается в доме кроме этой парочки прячется еще несколько человек: семья Куперов - муж Гарри (Карл Хардман /Karl Hardman), жена Хелен (Мэрилин Истмэн/ Marilyn Eastman) и их девятилетняя дочь Карен (Кайра Шон /Kyra Schon) (первоначально это была роль для мальчика, но мальчика не нашли, поэтому ее сыграла настоящая дочь Карла Хардмана) , а также молодая парочка - Том (Кейт Уэйн/ Keith Wayne) и Джуди (Джутит Ридли /Judith Ridley). Негр берет на себя руководство и управляя семеркой, бодро баррикадирует особняк. Но зомби как магнитом притягивает к этому месту и они постоянно его штурмуют. Телевизор, стоящий в подвале, рассказывает им, что точно такая же ситуация сложилась по всей стране - зомби вылезли из своих могил и нападают на живых! Сколько сможет продержаться небольшая компания за своей баррикадой? И что им вообще делать? Таков сюжет этого шедевра, все вроде бы довольно просто.

    Но просто только с первого взгляда. На самом же деле фильм просто революционен! А уж его липкая атмосфера ужаса и клаустрофобии и сейчас оставляет огромное впечатление. Мне кажется, что этот фильм можно смело записать в десятку самых атмосферных фильмов ужасов. Нагнетаемая атмосфера ужаса, постоянное действие - все приковывает зрителя к экрану! Главное, от фильма отдает огромной реалистичностью - поведение героев не вызывает кривой усмешки, они ведут себя именно так, как вели запертые в обложенный со всех сторон дом обыкновенные прохожие. Эта реалистичность, проявление трений среди людей, которые вроде бы должны в такой момент объединиться - все это сыграно настолько здорово, что начинаешь по настоящему сопереживать героям. В фильмах ужасов это довольно редкое явление.

    В начале фильм собирались снимать на цветной пленке, но из-за маленького бюджета пришлось обойтись черно-белой 35-миллиметровкой. И на мой взгляд это только усилило впечатление от фильма, сделало страх более вязким и убедительным. Я слышал, что есть расцвеченный вариант фильма, и что подбор цветов там мягко говоря не очень хороший. От всей души желаю, чтобы вам это убожество не попадалось - нет ничего лучше, чем черно-белый оригинал! Сам бюджет составлял всего 114 тысяч долларов. Но этого хватило, чтобы совершить революцию - впервые на экране зрители увидели кровь, мясо и убийства, впервые зомби в живую разрывали свои жертвы на части и ели их мясо, а им самим проламывали головы и разносили их выстрелами! Раньше, по всем канонами, на экране показывали только тень, сами убийства затемняли. Это делалось по инерции - никаких рейтингов тогда не существовало и цензуры в кино тоже не было. Ромеро, не понимающий почему никто не показывает убийств в живую, решил, что его фильм будет не таким. Сперва дистрибьютор (Walter Reade's Continental Films) напирал, чтобы эти сцены были вырезаны, но в конце концов сдался и показал так, как было снято. Премьера фильма состоялась 2-го октября 1968 года в Питтсбурге.

    Появление фильма сразу же вызвало бурю эмоций - пуристы с пеной у рта требовали его запрета и прекращения демонстрации. Пресса и общество ополчилось против фильма и клеймила его как только могла. Но этим они только оказали услугу - "Ночь живых мертвецов" стал настоящим хитом в драйв-инах (кинотеатрах под открытым небом), народ валом валил на сеансы. Такая популярность совершенно андеграундного фильма изменила подход кинокомпаний к насилию на экране - они поняли, что зрителю это нравится! И никакие протесты пуритан уже не моги этого остановить. Сама кровь, вид которой высвал столько проитворечий в обществе - это всего лишь шоколадный сироп "Боско", который похожим на кровь выглядит только на черно-белой пленке.

    А сколько в фильме замечательный сцен и поворотов сюжета! Вся история с заправкой автомобиля и взрывом - просто блеск! А чего стоит телевизор, являющийся единственным средством связи с окружающим миром! Группа людей беспокойно смотрящий на мерцающий экран в подвале окруженного дома! Позже не один раз эту идею использовали другие режиссеры, это стало практически классическим клише. Вообще новаторство Ромеро сложно переоценить - фильм просто гениален. Тем более, что его гениальность проверена временем (а это лучшая из проверок) - уже прошло более 30 лет после начала его победоносного шествия, но до сих пор он остается на столько же популярным и любимым среди поклонников жанра, как и в момент его появления. До сих пор его атмосфера оказывается весьма убедительной для тех, кому социальные проблемы штатов того времени (сегрегация и т.п., которые сыграли значительную роль в атмосфере фильма) не значат ничего. Сценарий Ромеро и Джона Руссо (John A. Russo) с честью выдержал испытание временем! "Ночь живых мертвецов" правит миром и по сей день!

    Более того, фильм стал родоначальником целого обширного поджанра в ужасах - фильмах о зомби. До 1968 года тоже существовали зомби, но значение слова было немного иное. Зобми были мертвецами (или полностью одурманенные люди), которыми управляет жрец вуду. Собственно сам термин "зомби" и пришел из вудуизма. И все существовавшие фильмы о зомби именно о вуду и рассказывают. Теперь же слово зомби в первую очередь ассоциируется с зомбяками а-ля Ромеро, и только потом, в историческом значении слова с вуду. Сосчитать последователей жанра наверное невозможно просто физически - малобюджетные ужасняки с огромным удовольствием используют идеи Ромеро. Мертвецы просто встали и пошли! Без всяких причин! Это гораздо страшнее, чем трупы, управляемые человеком. Отсутствие разумных причин и простое принятие факта само по себе добавляет ужаса. Кстати, сам Ромеро в сценарии всего несколько раз называет эти "существа" зомби, гораздо чаще они зовутся "гулами". И значительное число актеров, даже из основной группы, также снялись и в в качестве живых мертвецов.

    Кроме своего коронного названия, фильм имеет и два альтернативных - "Ночь пожирателей плоти" (Night of the Flesh Eaters) и "Ночь Анубиса" (Night of Anubis) - причем последнее название совершенно сбивает меня с толку - причем здесь Анубис? Там нет ни одного упоминания древнего Египта или чего-то с ним связанного. Ну, это не столь важно. Важно то, что фильм просто феноменален! Если вы его еще не видели, то если вам выпадет возможность его посмотреть, не сомневайтесь и не теряйте ее - фильм этого стоит. Он просто великолепен, я от него балдею! Если же вы считаете себя любителем зомби и тоже не видели его - то ПОЗОР вам! Бросайте все и ищите его - бессмертная классика, отец жанра просто не может пройти мимо вашего внимания!

  • Ночь живых мертвецов
  • Night of the Living Dead (1990)
  • Режиссер Tom Savini
  • В ролях: Tony Todd, Patricia Tallman, Tom Towles
  • Если я чего и не люблю, так это римейков. Мне кажется, что ничего хорошего из этой затеи выйти не может - лучше оригинала все равно не снимешь, а только испоганишь его дух. Если совсем неймется снять что-то на эту тему, уж лучше делать сиквел, пусть и выйдет он хуже оригинала, но по крайней мере хоть что-то будет новое. А римейки - это напрасная трата денег и времени. Но римейк Савини - это практически единственное исключение из этого правила! ТАКОЙ римейк я посмотрел с огромным удовольствием. Более того, с ним связана довольно смешная история - когда я смотрел этот фильм, я не знал, что это римейк и совершенно не помнил, что видел этот же фильм 68-го года. Смотрю я фильм, и у меня начинают всплывать воспоминания, смутные, но достаточные для узнавания. И у меня начинает ехать крыша - я знаю, что я этого фильма точно НЕ ВИДЕЛ, но при этом постоянно всплывают воспоминания о том, что произойдет чуть позже. Натуральное де жа вю! Причем больше всего меня колбасит то, что мои воспоминания ПОЧЕМУ-ТО ЧЕРНО-БЕЛЫЕ! В момент взрыва грузовичка я окончательно уверовал, что у меня то ли поехала крыша, то ли открылся дар ясновидения :) В общем, после окончания фильма я залез в нет и с облегчением нашел ответ на мучавший меня вопрос - к счастью оказалось, что с головой у меня пока все нормально. Ну, это так, лирическое вступление.

    Сюжет фильма совершенно идентичен оригиналу - Барбара (которую на этот раз играет Патрисия Толман/ Patricia Tallman) приезжает с братом на кладбище, где на них нападают зомби. Убежав оттуда, она оказывается в доме, к которому скоро подходит негр Бен (Тони Тодд/ Tony Todd, который хорошо нам знаком по трилогии Кэндимен), лихо махающий ломом. В этом же доме прячутся Гарри (Tom Towles) и Элен (McKee Anderson) Куперы вместе с маленькой дочкой Сарой (Heather Mazur) (мне не совсем ясно, зачем изменили имя девочки - какая разница, как ее зовут?) и молодая пара - Том (William Butler) и Джуди (Kate Finneran). Все вместе они должны забаррикадироваться и переждать страшную ночь - ведь зомби не станут сидеть на крыльце и ждать, пока люди выйдут сами - они будут пытаться прорваться внутрь - желание отведать человеческого мяса в них безумно сильно.

    Римейк фильма начали снимать в 1989 году, а его режиссером стал Том Савини, который чуть было не попал в съемочную группу оригинала. Он должен был делать для фильма 1968 года грим, но его как раз в это время забрали во Вьетнам. Видимо желание участвовать в съемках этого фильма было настолько велико, что через двадцать лет он решил переснять его на свой лад. Правда на этот раз с более солидным бюджетом - 4,2 миллиона долларов. "Когда Джордж вручал мне сценарий, он сказал мне - используй его как путеводитель, меняй в нем все, что захочешь. Если у тебя возникнут вопросы, я на них честно отвечу, но я не собираюсь говорить тебе, что нужно сделать. Это твой фильм." - говорит сам Савини. Сам Ромеро участвовал в написании нового сценария - за основу он конечно взял старый, но он внес несколько изменений, сделав фильм интересным даже знатокам оригинала - в нем спрятано несколько небольших, но имеющих значение изменений (а финал фильма вообще совершенно иной - правда с тем же вопросом - "А на самом ли деле люди человечнее зомби?"). Кроме того старые создатели фильма - Рассел Страйнер и Джон Руссо стали его продюсерами, а Джордж Ромеро исполнительным продюсером.

    Том Савини хотел начать фильм с черно-белой съемки, постепенно придавая ей цвет, как бы втягивая зрителя в новую - цветную версию фильма, однако вскоре отказался от этой идеи. Также весьма умеренно использованы и спецэффекты - жестокости и кровавости в нем совсем не много. Во-первых, Савини изначально снимал их не много, чтобы подвести к желаемому рейтингу фильма. Но даже снятый материал не понравился цензорам - пришлось вырезать некоторые моменты (н-р крупные планы простреленных голов). Сам Савини очень недоволен фильмом, настолько, что даже иногда говорит, что не хочет, чтобы его считали режиссером НЖМ90. По его словам, многие его идеи, и даже вся концепция фильма, игнорировалась, да и значительную часть бюджета тоже просто-напросто сперли - из предназначавшихся для фильма 4,5 миллионов долларов на создание фильма пошло только 2,5 миллиона (эх, мне бы где так вот миллиончик спереть, а?). Да и после окончания съемок за фильм никто не боролся - цензуру он вообще прошел в отсутствие самого Савини (хотя это грубое нарушение правил Гильдии Режиссеров). Савини сказал, что эта съемка - это самый кошмарный опыт в его жизни.

    Еще несколько интересных фактов. Старый зомби в фиолетовом джемпере, который поворачивается к дому - это настоящий владелец дома, в котором снимался фильм. Голос по радио, который Бен слышит спустившись в подвал на самом деле голос Джорджа Ромеро. На доме можно прочесть табличку, на которой указан его владелец, "М.Челесте" - это намек на знаменитый корабль, который пришел к берегу без единой живой души, хотя еще дымились сигареты и готовилась пища. Барбара, зайдя на кухню также находит включенную плиту.

    Фильм очень даже хорош, с одной стороны он весьма удачно копирует атмосферу оригинала, с другой - не зацикливается на нем и не боится вносить изменения в канонический сюжет. Этот синтез дает очень хороший результат - фильм очень приятно смотреть! Ощущение клаустрофобии остается, хотя и получаем немного другой оттенок. Очень нормально выглядит и игра актеров, и спецэффекты. В общем, фильм однозначно стоит увидеть, он хорош как сам по себе, так и в качестве оригинального римейка.

    Диалог с подписчиками:

    Сам постоянно ворчу, что вы очень апатичны, а когда есть вещи, о которых стоит написать, то торможу. Мне уже несколько человек написали об этой новости, причем довольно давно, и только теперь я сообразил, что было бы хорошо сообщить о ней всем! В 56-ом выпуске рассылки я рассказывал о японском фильме "Звонок", так вот он вышел на лицензионном видео! Так что можете смело его искать - теперь он уже не должен быть раритетом. Также приятная новость состоит и в том, что на лицензионном видео в скором будущем должны появится и его сиквелы (если они уже не появились).

    Вторую новость я вычитал в интернете, и откровенно говоря она меня не очень-то порадовала. Речь идет о 8-ой части Хэллоуина. Еще во время последнего выпуска, посвященного серии, я написал, что "Хэллоуин: Возвращение домой" (Halloween: The Homecoming) был отправлен на доработку, и что будут пересняты отдельные сцены в концовке. Все это вылилось в гораздо более серьезный конфликт. Очередной раз сменилось название фильма, теперь он предварительно называется "Halloween: The End of the Bogeyman", т.е. "Хэллоуин: конец Страшиле" (я вообще не представляю как правильно перевести Bogeyman, это в общем-то довольно абстрактное название некого страшного существа, что-то вроде русского слова "бука"). Также из-за разногласий с Мустафой Аккадом, продюссером фильма, был уволен его режиссер Рик Розенталь, и вместо него "спасать" фильм позвали Стива Майнера (Хэллоуин Х20, Пятница 13-е 2 и 3). Причем он вроде бы собирается переснимать 2/3 фильма. На данный момент фильм не окончен, однако кинокомпания уже собиралась пускать его как есть, и только очень настоятельные требования Джейми Ли Кертис и Басты Раймс (две основные звезды фильма) спасли фильм, который все же будет подготовлен для "киновыпуска". И выйдет теперь он точно не раньше лета 2003. На данный момент фильм уже потерял более 10 миллионов долларов на всех этих пересъемках. Мустафа Аккад уже заявил, что больше не хочет иметь ничего общего с серией. Так что можно смело предполагать две вещи - во-первых через некоторое время после официального выпуска на кассетах появится "версия Рика Розенталя" (как уже было с 6-ым Хэллоуином, где более длинный и связный вариант режиссера выходил отдельно, причем те, кто его видели, хвалили). И во-вторых, карьера Майкла в данной кинокомпании точно подошла к концу.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное