Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #59

Волчица / Возвращение волчицы

Приветствую всех любителей ужасов! Поздравляю с НОВЫМ 2002 ГОДОМ! Желаю всем вам, чтобы ужасы в вашей жизни были только в кино, и чтобы этого самого кино было как можно больше!

Сегодня я завершаю цикл обзоров, посвященных малому национальному ужасу. И сегодня речь пойдет о польских фильмах, точнее о единственном польском сериале ужасов. Вообще фильмы ужасов были не слишком популярны у польских режиссеров (за исключением Романа Поланского, да и тот начал снимать их уже в штатах). В межвоенный период было снято всего три польских ужасняка - "Сын сатаны" (1923), "Атальмапа" (1924) и "Любовница Шамоты" (1927). В советской Польше жанр тоже не был очень популярен, за все время было снято только четыре фильма, о двух из которых я сегодня расскажу (два других были "Локис" и "Видзядло"). Не смотря на то, что жанр ужасов в Польше получил определенное распространение, довольно успешно выпускаются как переводные, так и польские книги ужасов, живут разные жанровые журналы и т.п., после свержения совесткой власти кино в Польше постигла та же участь, что и в России. И, как ни странно, так и не было создано ни одного коммерческого фильма ужасов (по крайней мере польские фаны, с которыми я разговаривал, не смогли ни одного припомнить). Итак - своеобразная польская серия об оборотнях!

  • Волчица
  • Wilczyca (1983)
  • Режиссер Marek Piestrak
  • В ролях: Krzysztof Jasinski, Iwona Bielska, Olgierd Lukaszewicz
  • В начале мы видим дом, к которому подъезжает Кацпер - главный герой фильма (Кшиштоф Ясиньски/ Krzysztof Jasinski). У порога его встречает брат Матеуш (Ежи Пражмовски/ Jerzy Prazmovski), который и сообщает, что его жена при смерти. Марина (так зовут жену) умирает с проклятиями - она прямо ненавидит своего мужа (правда я как-то не понял за что), отказывается от ксендза, а вместо распятия в холодеющих руках сжимает волчью лапу. Прокляв мужа в последний раз, она умирает. Кацпер и Матеуш везут ее хоронить на местное кладбище. Все занесено снегом и санки заворачиваются на труднопроходимой дороге. Тогда Матеуш окончательно решает, что невестку нужно успокоить навеки - для этого он у ближайшего куста срубает ветку и строгает кол. (Кстати, интересный момент - ведь четкое различие между оборотнями и вампирами существует только в современном кино, в оригинальных преданиях вампиры и оборотни существа весьма схожие и обладающие почти теми же особенностями, а у многих народов это вообще смесь этих двух стереотипов, они вообще не разделены на два рода. И в этом фильме тоже самое - в одном из снов Кацпера Марина похожа не на оборотня, а именно на классического вампира).

    После последнего обряда над могилой жены-ведьмы, который заключался во вбивании кола ей в сердце (ксендз отказался прийти на ее похороны) Кацпер уезжает из родного дома. По прошествии нескольких лет мы видим его в услужении польского графа, одного из участников освободительного движения (действие происходит не далеко от Кракова, на территории Австро-Венгерской империи где-то в середине 19-го века). В это время стало известно, что графа собираются арестовать, поэтому приходится организовать его побег. Кацпер же после успешного побега должен вернуться во дворец и приглядывать за порядком. Также в особняке графа остается и его молодая жена Юлия, которая презирает своего старого мужа и теперь не может его повстанческую деятельность. Кроме того, она очень похожа на умершую жену Кацпера (их на самом деле играет одна и так же актриса - Ивона Бельска/ Iwona Belska), что вселяет в Кацпера очень нехорошие подозрения.

    Поездка графа за рубеж - один из самых приятных моментов фильма. Метель, какие-то странные тени и звуки, даже миражи в пурге, дикий злобный смех - все это окружает едущих в сумерках. Их остановка в странном заброшенном доме, хозяина которого недавно убили, все это сделано очень атмосферно, и греет душу каждому поклоннику хоррора. После странной поездки Кацпер возвращается в особняк. Вскоре в округе появляются австрийские войска, которые должны были арестовать бежавшего графа. Руководит ими офицер Отто (Ольгерд Лукашевич /Olgierd Lukaszewicz), который еще раньше встречался с Юлией в столице, и где был ее любовником. Теперь он возобновляет старый роман с графиней, что естественно очень не нравится патриоту Кацперу. Впрочем, всем остальным польским дворянам это тоже не нравится - на организованный Юлией бал никто из приглашенных поляков не явился.

    А подозрения Кацпера относительно адского происхождения своей хозяки крепнут. И окончательно он прозревает на охоте, когда ему удалось подстрелить лапу волчицы, и погнавшись за ней по кровавым следам, в конце концов выбежал к сидящей на коне Юлии, перевязывающей кровоточащую руку и хищно улыбающуюся своему преследователю. С этого момента фильм становится совсем интересным - Кацпер начинает думать, что же делать с оборотнем. Наконец решившись на расправу, при помощи местного ведуна-алхимика он отливает серебряную пулю (обряды окончательного выявления сущности графини и отливания пули одни из лучших в фильме) и убивает волчицу (а за одно и австрийского офицера). В конце концов самого Кацпера убивают солдаты.

    В конце фильма появляется сам беглый граф, который приказывает перезахоронить свою жену - какая она ни была, но все равно принадлежит роду. Могилу раскопали и вытащили гроб, в котором оказался скелет волка. Этот момент все же довольно важный, так как весь фильм нет ни одного прямого указания на происхождение Юлии - это вроде как последний штрих, подтверждающий, что Кацпер был прав.

    Фильм вполне ничего, но при этом в нем все же слишком мало действия. Добрую половину фильма (если не больше) занимает обычная жизнь польского дворянства с очень легкими вкраплениями намеков на потусторонние события. Это конечно очень хорошо передает настроение и ощущение того времени, но местами кажется затянутым. Подобным грешит и русское кино (кстати, по духу фильм очень сильно напоминает русский "Пьющие кровь"). Да и "ужасняцкая" часть фильма скорее готически-атмосферная. Я с трудом представляю, что бы такое зрелище напугало даже не видавших ужасняков жителей СССР. Заинтриговать фильм может и сейчас - но для этого человек должен благосклонно относиться к историческому кино и хорошо переносить затянутости. Наверное по жанру фильм скорее больше исторический мистический фильм, чем ужасняк. Но я не пожалел потраченного времени - хорошая игра актеров и весьма убедительная атмосфера 19-го века, плюс мистические вкрапления сделали для меня "Волчицу" достаточно интересной. Также назвать его фильмом про оборотней тоже сложно - ни одного обычного атрибута жанра тут не присутствует (ну, разве что кроме убийства серебряной пулей).

    Резюме - фильм довольно специфически, причем явно на любителя. Посмотреть его стоит, хотя бы за тем, что бы увидеть иной стиль съемки фильмов. Любителям чисто атмосферного кино также очень рекомендуется.

  • Возвращение волчицы
  • PowrСt wilczycy (Поврут вильчыцы) (1990)
  • Режиссер Marek Piestrak
  • В ролях: Jerzy Zelnik, Marzena Trybala, Malgorzata Prazmowska
  • Единственный в истории польского хоррора сиквел снял тот же самый режиссер, что и в оригинальном фильме. Правда сиквел это довольно отдален от оригинала. Краковский декадентский поэт и художник Камиль (Ежи Зельник/ Jerzy Zelnik) бросает свою модель-любовницу и выходит за муж за богатую девушку Кристину. Разгневанная любовница проклинает Камиля (что-то вроде "не быть тебе счастливым ни с одной женщиной!", или нечто похожее, уже толком не помню). Однако поэт не очень-то расстроился и вместе в молодой женой приехал в особняк своей семьи. Это тот же самый дом, в котором происходили события первого фильма. Как раз в это время на кладбище размывает могилу графини Юлии и один из гробокопателей находит череп волка. "Наш хозяин любит подобные вещи" - решает он и приносит череп во дворец. Одна из обитательниц особняка решает, что черепушка ей пригодится и забирает себе.

    Кроме графа и его жены Софьи (которая явня положила глаз на молодого Камиля) в доме живут две их дочери (одну зовут Анной, а вот имя второй как-то вылетело из головы - я вообще почти до самого конца фильма путал кто есть кто) и их гувернантка. Причем довольно долго не ясно - кто же взял череп и превращается в оборотня, это придает фильму интригу (что в фильмах про оборотней довольно часто встречается). Еще в доме живет старуха Агата, которая знает историю Проклятой Юлии, и протестует против того, чтобы молодоженов поселили в комнате графини-оборотня (которая со дня ее смерти так и стояла пустой). Однако никто не обращает внимание на бредни старухи.

    И в первую же брачную ночь, когда Камиль вышел в соседнюю комнату, к Кристине заявился оборотень и с той случилась истерика. Ее спасло только появление самого Камиля. Обеспокоенные состоянием девушки к ней вызывают доктора. Доктор оказался передовым, признающим революционные идеи Фрейда. Он объяснил девичью истерику тем, что у Кристины сильно развита боязнь дефлорации, прямо до клинических размеров, а оборотень - это метафора мужа, его агрессивного поведения, а желание ее разодрать - метафора полового акта. Вообще появление доктора вносит в фильм немного комедийный элемент, по крайней мере я, слушая речи доктора, просто обхохотался. Вообще, это здорово придумано - объяснение появления оборотня с точки зрения фрейдизма звучит просто потрясно!

    Однако на этом оборотень не успокаивается и продолжает появляться в своем полузверином обличии (есть даже сцена превращения, правда выглядит она немного наивно). А старухе Агате наконец удается убедить Камиля в том, что это на самом деле работа оборотня, и вместе они начинают охоту на монстра.

    "Возвращение волчицы" уже настоящий ужасняк, классический представитель фильмов об оборотнях, ему присущи все его элементы. И это правда очень неплохой представитель поджанра. Традиционно хорошо передано ощущение того времени (уже где-то рубеж 19-го и 20-го веков, Краков все еще часть Австро-Венгрии, правда понять это можно только по форме жандармерии). Так же хороша и игра актеров. В этой части гораздо больше действия и созерцательных моментов совсем не много, это тоже плюс фильму - его не нудно смотреть. В обоих фильмах очень хороши пейзажи и обстановка особняка. Ужасняцкая атмосфера фильму удается чуть хуже, но тоже вполне терпимо, учитывая что собственно традиции нет, и режиссеру практически приходится стоить ее с нуля. Также когда я искал информацию о фильме (которой я так и не нашел - что-то про них сами поляки ничего не пишут) нашлось интересное разногласие - одни источники утверждали, что фильм был снят в 1990, а другие, что в 1986. Приятно, что сюжет не представляет собой полного идиотизма (чем часто страдают дешевые штатовские фильмы про оборотней), и смотреть его довольно интересно.

    Итог - "Возвращение волчицы" это классический атмосферный фильм про оборотня, с умеренным количеством действия и интересным сюжетом. Советую посмотреть - далеко не шедевр, но фильм приятный.

    Андрей Исканов "Как снять свой собственный фильм ужасов" (Часть 3-4)

    Часть шестая. Реквизит и костюмы.
    Костюмы и реквизит---это великая вещь! Именно благодаря им такие жанры и поджанры как "Историческое кино", "Фантастическое кино" и "Библейские кинопеплумы" смотрят по сей день! Реквизит и костюмы на 60-80 процентов создают оригинальную атмосферу этих фильмов! Важно помнить: если вы снимаете кино, вам не обойтись ни без костюмов (иначе ваши актёры будут выглядеть в кадре как беженцы с "Титаника" - кто в костюме-тройке, кто в свитере а кто то и просто в одних трико!), ни без реквизита! Кстати, фильмы без реквизита не снимали даже такие короли киномусора как Роджер Кормэн и Эд Вуд! Например, в практически безбюджетном фильме снятм при поддержке Кормэна "Чудовище с миллионом глаз" ("Beast with million eyes") (1955) крошечный космический корабль инопланетного чудовища был сделан самим режиссёром из барахла найденного в пустыне, на натурных съемках! Реквизит играет в анналах современного кинохоррора очень весомую роль - в фильме "Evil dead" Сэма Рэйми это изготовленная художником по гриму Томом Салливаном "Книга мёртвых/Некрономикон", в "Suspiria" это коллекционная зажигалка "Данхилл" со встроенными часами, в "Inferno" это загадочная книга под названием "Три матери", в трилогии "Omen" это набор артефактных стилетов, в "Warlock: the armageddon" это целая коллекция разноцветных ритуальных камней, в "Hellraiser" это кубик-головоломка впускающий Ад в твой мир и т.д и т.п! И это только примеры реквизита являющегося своего рода двигателем сюжета. А ведь восновном реквизит используется для придания убедительности той или иной сцене, герою, для обозначения места действия и тому подобное.
    Необходимо уточнить, что реквизит и предметы изготовленные специально для ваших сьёмок (например, фантастическое оружие пришельцев) это совсем не одно и тоже. Но поскольку вам суждено стать и автором и продюсером и режиссёром (а возможно, что и дизайнером, гримером, костюмером, оператором, звукорежиссёром, визажистом, пиротехником, художником-фотографом, исполнителем трюков и создателем специальных эффектов) своего проекта, я не вижу причин разбивать эту тема на отдельную главу. В настоящее время государственные театры в нашей стране находятся в очень бедственном положении - соответственно и их работники. Многие театры начали брать от частных лиц заказы на изготовление реквизита, а с бутафорами остальных театров при большом желании всегда можно договорится. Разумеется, если у вас или ваших знакомых есть друзья увлекающиеся производством моделей и макетов, считайте, что полдела сделано! Договорившись с профессиональным бутафором можно изготовить совершенно потрясающие вещи, например гроб образца начала века, чёрный как в рассказах Н.В.Гоголя и в рост среднего человека!
    Относительно более мелкого реквизита (как у Дарио Арженто например) можно совершенно твёрдо заявить: вы купите всё что вам может понадобится в магазинах недорогих сувениров и аксессуаров. На сегодняшний день, в каждом втором бутике продают совершенно экзоотичные и оригинальные вещи, (вроде коллекционных зажигалок, эксклюзивной графики в рамочках, шкатулок, флаконов из цветного стекла, настольных украшений и т.д) которые украсят любой "джиалло"! Модели для сцен где должно фигурировать огнестрельное оружие лучше всего искать в магазинах игрушек - на средних и общих планах они не отличимы! Кстати, вам надо бы знать что на сьёмках "Рассвета мертвецов" ("Dawn of the dead") режиссёр Джордж Ромеро пользовался услугами крупнейшего производителя игрушечных, пластмассовых пистолетов и автоматов компании "Plastic factory"! Разумеется для крупных планов лучше применять настоящее оружие, если ваш друг киллер или простой бандит с этим тоже не будет проблем. Я верю в друзей! Если же такого друга нет, тогда ситуация осложняется, но отнюдь не становится безысходной. Сегодня у всех есть вооружённые знакомые - попробуйте выпросить символ их безопасности хотя бы на время. На худой конец, оформите разрешение на ношение газового пистолета, купите ту модель которая будет выглядеть в кадре лучше всего и дело в шляпе! Впрочем, если вы не совершеннолетний, непрописаны по месту жительства, призывного возраста, привлекавшийся к уголовной ответственности, неработающий или состоящий на учёте в местном психдиспансере разрешение на оружие вам скорее всего не дадут. Если же вы всё это перечисленное сразу, подумайте ещё раз - стоит ли вам вообще снимать кино?
    Ювелирную бижутерию и украшения можно купить в магазинах свадебных принадлежностей и подарков,галантерейных отделах универмагов, выпросить на время сьёмок у знакомых дам или заказать у отправляющихся за границу - там оно стоит гроши! Между прочим, у многих старых "совковых" люстр есть совершенно умопомрачительные хрустальные подвески. Если вы талантливый оператор, вы вполне сможете передать эффект "ювелирной роскоши" посредством даже обычных кусков стекла.
    Относительно костюмов могу добавить, что многие так или иначе не дооценивают его роль в искусстве современного фильма. Фильм "Bram Stokers Dracula" благодяря постмодернистким костюмам женщины-дизайнера из Японии Эйко Ишиока обрёл редкое для ужаса полифоническое звучание. Фильм "The cell" убедительно доказал, что сегодня страшное кино можно снимать в клиповой манере и с костюмами в стиле нео или псевдобарокко (снова Эйко Ишиока). Фильмы серии "Scream" снова показали, что убийца в карнавальном, пародийном наряде может пользоватся колоссальной популярностью - даже у нас в стране эти завезённые балахоны скупаются на ура! Фильмы "The crow", "Hellraiser" и "Dark city" убедили всех, что персонажи одетые как стилизованные фетиш-садо-мазохисты и приверженцы готической культуры, могут быть даже героями мистической, ментально-депрессивной драмы! Но это всё в общем ключе, самое же главное, что дают костюмы фильму - это стиль! Вы можете создавать ауру утончённого, околосветского общества, атмосферу кровавой бойни или современной операционной, мистический облик обитателей кладбища, или шизофреническую красоту выходцев из иных миров. Запомните главное: деньги и время затраченные на подержанный костюм, неминуемо окупят себя с избытком в визуальном ряде вашего фильма! Где же их купить? Конечно же в вашем местном "Second hand"! Там столько изысканных вещей разных лет (плевать, что поношенны)n по совершенно бросовой цене, что из них можно было бы составить костюмы для героев всех вершин жанра кинохоррор за последнии 20-30 лет! Я сам периодически пользуюсь его услугами и моё мнение однозначно - там можно найти всё, что вам понадобится и даже больше. Достаточно проявить лишь немного вкуса. Многие вещи можно перешить в соответствии с вашими предпочтениями для задуманного. У нас страна просвящённая и шить умеют, слава Богу, многие.
    Важно запомнить: никогда не стоит упускать из виду такие детали как обувь, перстни, кольца, наручные часы, серьги, кулоны, запонки, заколки для галстука и сам галстук, ремень, рубашку, носки, перчатки или шляпу! Кто сказал что они не стоят внимания? Уважаемый господин СМЕРТЬ в своих предыдущих комментариях неоднократно упрекал меня в чрезмерно академическом подходе к сьёмкам, нехватке прагматизма и реализма - всё это не совсем так. Я свято верю в высказывание Жана Люка Годара, который сказал: "Всё что нужно для того что бы сделать фильм, это - девушка и пистолет." Многие из уважаемых читателей могут, сославшись на замечания СМЕРТИ, решить, что всё что им нужно что бы сделать собственный фильм это, всего лишь "девушка" и пара драных халатов. Очень возможно, что это действительно будет смотрется, если только вы возьмёте на себя труд следить за тем, что бы шестизарядный револьвер стрелял в кадре без перезарядки именно шесть раз а не десять, а на ногах актёров одетых в модные пиджаки были не тапочки, а что то более подходящее. Я согласен с уважаемым СМЕРТЬ, что для абсолютной дружеской киношутки это не имеет принципиального значения, но если вы (перефразировав слова самого СМЕРТЬ) надеетесь на творческий успех своей идеи (о коммерции речь не идёт изначально и принципиально) то вам лучше поступать соответственно моим рекомендациям. Иными словами, цитата "всего лишь девушка и пистолет" предполагает ещё и минимальный уровень постановки и что то хотя бы отдалённо похожее на стиль, что в одинаковой степени касается и производства трэш-фильма и новых серий "Крика". Продолжение следует.

    Все ваши замечания, предложения и вопросы я обещаю напечатать. Отзывы на материал присылайте как мне (gajus@centras.lt), так и автору - Андрею Исканову (iskanov2000@yahoo.com). Мы с нетерпением будем ждать вашего мнения! Ознакомиться со снимками автора этого раздела Андрея Исканова вы можете на сайте Спектрум Фантазии.

    Скоро на моем сайте появится страница, где текст Андрея Исканова будет проиллюстрирован его собственными фотографиями и вы наглядно сможете увидеть, как все это должно выглядеть.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное