Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #57

Семья вурдалаков/Упырь

Привет всем поклонникам ужасов! Я довольно долго ничего не писал про фильмы ужасов, сделанные в России (СССР). Делал я это как из-за того, что про них сложнее найти информацию, так и из-за того, что сам видел их очень мало (да их и так не очень-то много). Но сегодня я все же решил нарушить эту традицию, и наконец обратиться к нашему кино. Надеюсь, в скором будущем мне удастся наверстать упущенное и охватить большую часть малочисленного русского хоррора. А начать я решил с классической, вампирской тематики, поданной в нетрадиционном русском оформлении. Интересно, что оба фильма, в общем-то, про вампиров, но про исконно русских вампиров - вурдалаков и упырей соответственно.

  • Семья вурдалаков (1990)
  • Режиссеры Геннадий Климов, Игорь Шавлак
  • В ролях: Игорь Шавлак, Елена Караджова, Николай Волошин
  • Московский журналист (Игорь Шавлак), который на днях женится, вдруг получает направление в странную командировку в какую-то дыру (в самом начале фильма нам показывают как в разрушенной церкви этой дыры ворочается вурдалак, или что-то на это похожее). Что делать, начальство приказало, надо ехать - день туда, день назад, пару фоток и все готово, как раз к свадьбе и успеет. Приехав в захолустный городок, из которого ему нужно будет переправляться к месту назначения, он заходит в темную мрачную мастерскую, хозяин которой почему-то избегает с ним встречи, и при этом погано хихикает после его ухода (тут началось то, что меня в этом фильме раздражало больше всего - совершенно мне не понятные причинно-следственные связи, чего он вообще пошел в эту галерею, почему ее владелец прятался. Все было бы еще ничего, если бы позже все бы объяснилось - но это так и осталось загадкой).

    Затем мужик на лодке отвез журналиста на остров, где ему и предстоит выполнять задание. При этом сам мужик рассказывает про остров разные страсти-мордасти, и говорит, что заберет журналиста в определенное время, и если тот не придет - это его проблемы. Иначе оттуда не выбраться. На острове журналист поселяется дома у странной семейки, состоящей из деда, мужа, жены, старшей дочери и малого сынишки. Дальнейшее крайне напоминает некую фантасмагорию - деда загрызает вурдалак, затем дед возвращается и начинает терроризировать семью, причем все делают вид, что ничего особенного не происходит. Что-то вроде романа между девицей и журналистом вообще похоже на какой-то алкогольный бред. Короче, пробыв пару дней на шизо-острове журналист возвращается домой (по пути он снова заглядывает в странную мастерскую, и опять не находит владельца, только там кажется пропадает один из портретов - явно намек на что-то, но я слишком туп, чтобы воспринимать такие намеки). Вернувшись домой, журналист узнает, что отсутствовал дома не три дня, как ему казалось, а все десять.

    У него немного едет крыша, он видите ли понимает, что "что-то не так" (это можно сказать вообще про весь фильм). Странный остров становится его наваждением, в конце концов он возвращается, чтобы увезти девицу (которую вроде обещал не оставлять), но ему остается только побиться на снегу с наступающими вурдалаками.

    Что я могу сказать. Фильм очень не здоровый. Я слабо себе представляю, кто выдержит такое до конца. Я досидел скорее из-за чувства долга - все же надо досмотреть российский ужасняк, неудобно бросать его на середине. Тем более что анонс обещал какую-то интересную драку. "Семью вурдалаков" сняли явно на деньги какой-то компании, которой видимо некуда было их вложить, а сняла их студия АИСТ (Ассоциация инициатив социального творчества) (название настолько же нездоровое, как и сам фильм - "инициатива социального творчества", Господи Боже мой, того, кто это выдумал нужно упрятать подальше, да и чего социального в этом фильме я не понял). Фильм длиться час двадцать, но кажется, что гораздо дольше. Откровенного говоря, даже рекламы, на которые прерывали фильм, смотреть было гораздо веселее! В фильме также написано, что поставлен он "по мотивам рассказов А.К. Толстого", но кроме общего названия, я откровенного говоря, ничего схожего больше не заметил.

    Самое интересное, что отдельные куски и составляющие вполне даже ничего. Кое-какую атмосферу им создать удалось. Ощущение советской, дикой глубинки вышло довольно аутентичным. Вообще мрачно-мистически- угнетающая атмосфера тоже присутствует. Блеклый цвет, в котором выдержан фильм, это только подчеркивает. Вот если бы в нем был какой-то внятный сюжет, вполне возможно, что вышел бы здоровский ужасняк. Сценарий к фильму написали Геннадий Климов, Марина Собе-Панек и Игорь Шавлак. Лучше бы дали сделать это кому-нибудь другому, у них это вышло просто отвратно - из-за совершенно кретинского сюжета, полного отсутсвия действия фильм стало совершенно невозможно смотреть. Даже финальная битва с вурдалаками сделана довольно постно.

    Итог: смотреть только супер-фанам российского ужаса, и людям, которым "высокохудожественное кино" по настоящему кажется таким, так как я его воспринимаю только как невероятную тупую тягомотину. Да еще стоит посмотреть пару сцен, промотав большую часть фильма. А все нормальные люди должны обходить этот "шедевр" за километр.

  • Упырь (1997)
  • Режиссер Сергей Винокуров
  • В ролях: Алексей Серебряков, Людмила Варфоломеева, Николай Лавров
  • Фильм начинается с цитаты, явно энциклопедической. "Упырь - не упокоенное существо, чей укус обрекает людей на демоническое перерождение. Он не отражается в зеркалах и не отбрасывает тени. Убить его можно, лишь воткнув деревянный кол.". Интересно, что в этом фильме "упырь" не тождественен привычному нам "вампиру", так как может спокойно передвигаться днем, свет для него не представляет неудобства.

    В мире фильма существуют и работают тайные организации, занятые поиском и уничтожением упырей. В одну из этих организаций вступил молодой стажер. И вот его отправляют на задание (в качестве стажера). Организация, в которой работает молодой убийца вампиров (его играет Алексей Серебряков) получила заказ из какой-то глубинки. Заказ сделал местный авторитет, которого уже достали появившиеся новые братки, которые творят полный беспредел и живут "не по понятиям". При этом, они не просто наглая молодежь, но упыри, разобраться которым старому поколению просто не под силу - их невозможно убить, а самих "стариков" тоже превращают в нечисть.

    Так молодой специалист, сопровождающий своего более старого и, соответственно, умудренного коллегу, прибывает в эту самую глушь. А городок оказался весьма интересным, находящимся на чем-то вроде острова, по крайней мере добраться туда можно только на пароме, который появляется только раз в день. С самого приезда убийц упырей дела пошли не по плану - на пристани их никто не встретил. А после того, как они решили подождать в местном кафе, старого волка в туалете загрыз упырь. И молодому убийце приходиться уже в первые минуты исполнять то, зачем приехал - убивать упырей. Загнав кол в сердце своему учителю, который уже начал оживать, Убийца (так далее и будем его называть) остался один, и выполнение задания легло на его плечи.

    Вскоре объявился и посланник авторитета, который заявил, что заказ отменяется, охота больше не нужна, и Убийца может возвращаться домой. Однако молодого спеца такой поворот событий не устраивает - куда теперь уедешь, да и непорядок это, позвали, подставили, а теперь посылают. Приходиться без приглашения навестить местного пахана. Сам пахан тоже не слишком доволен сложившейся ситуацией - он совсем не прочь покончить с уже окончательно все подмявшей под себя нежитью, но боится. Оказывается, ему пригрозили смертью его единственной дочери, которой старый авторитет души не чает.

    Однако к ней нежность испытывает не только батя, но и главный Упырь, почему-то воспылавший нежными чувствами к девчонке. Убийца начинает крошить врагов, и вбивать им колья в сердце, но вскоре получает серьезное ранение. Спасает и выхаживает его та самая девчонка, дочь пахана. Она влюбляется в бесстрашного героя и рассказывает ему, как можно добраться до главного Упыря. Теперь прольется еще больше крови, и еще больше кольев порвут чью-то грудную клетку.

    "Упыря" сложно назвать традиционным фильмом ужасов, в нем очень многое от боевика. Но специфическая атмосфера фильма (ну и конечно его содержание) без сомненья выдают его принадлежность к жанру. Странная пустынная российская глубинка, в которой явно происходит что-то непонятное, безымянность всех героев (что довольно необычно для кино), ощущение опасности в сочетании с традиционно российской безвыходностью и обреченностью царящими в городе, развитие сюжета, и в особенности декорации - все это делает фильм настоящим российским ужасняком. Даже не столько из-за места производства, а из-за его чисто русского настроения. Конец фильма, оставляющий открытым вопрос - кто же победил, добро или зло, да и вообще настолько ли они различны, как казалось - тоже скорее присущ нам, чем западникам. Очень сильное впечатление оставляет и саундтрэк фильма, полностью написанный группой "Текиладжазз". Сопроводительная музыка создает не малую часть атмосферы фильма, просто отличная работа.

    Авторами сценария были Константин Мурзенко (сценарист таких фильмов как "Мама не горюй" и "Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь", который также многим запомнился благодаря весьма харизматичной роли "Фашиста" в фильме "Брат 2") и Сергей Добротворский. С последним связана довольно интересная история. Не задолго до начала съемок "Упыря" он опубликовал в одном из дочерних журналов фирмы "Видео-Асс" статью-предостережение относительно производства фильмов о графе Дракуле, и о вампирах в вообще. В этой работе приводился ряд примеров, согласно которым все авторские киноработы о графе Дракуле (и классические версии как "Носферату", и современные) отмечены своего рода проклятием - мало кому из режиссёров, операторов и исполнителей удалось избегнуть незамедлительно последовавшей аварии, тяжёлой болезни, а очень часто даже смерти. Такова была плата за вторжение в неведомое (и очевидно за раскрытие его секретов непосвящённым). Сам Сергей Добротворский умер во время работы над фильмом "Упырь", подробности его смерти мне не известны.

    Фильм был снят в Крондштадте Питерской студией "Жёсткое время" и входил в ее пакет низкобюджетных фильмов, которые должны помочь ей выкарабкаться их низкого финансового положения - однако этот проект провалился и студия пару лет назад закрылась. Но оставил нам очень неплохой и специфическо-русский фильм ужасов. Отечественный кинематограф вообще не очень-то балует нас фильмами ужасов, поэтому каждый аналогичный проект является для нас подарком.

    Фильм сильно отличается от западных аналогов, и тем, кто не привык к российскому кино, он может не понравится. Хотя думаю, что среди читающих этот обзор вряд ли такие найдутся. Однако мне кажется, что очень не многие иностранцы смогли бы адекватно воспринять этот фильм, большинство скорее всего просто приняли его за тягучий, тупой и нудный фильм, хотя на самом деле он таким не является.

    "Упырь" конечно далек от идеального фильма ужасов, тем более, что самого ужаса тут не очень много, но такая прекрасная попытка сделать российский малобюджетный ужасняк очень похвальна. Всем обязательно смотреть, хоть и не шедевр, но фильм интересный, и самое главное - наш!

    Особое мнение Андрея Исканова:
    Совершенная работа по органичному переносу на отечественную почву основных киномифов о вампирах! Ни одной лишней фразы в диалогах, ни одного лишнего штриха - все подчиненно единой мысли, единому движению наиболее емкого развития образов! А по простому - круто, очень круто! Очень хорошая операторская работа, способная минималистическими средствами (вроде половинчатых, оттеночных светофильтров) создать на экране весьма благородное зрелище из банальнейших пейзажей нашего подгнившего государства. Специальных эффектов здесь практически нет (забивание колов не в счет), но лично я совершенно не был опечален их отсутствием. Саундтрэк "Текилыджаззз" в своё время вызвал у меня буйный восторг и их песни "Пуля" и "Камера, до сих пор в числе моих любимых хитов! Алексей Серебряков безупречно играет своего холодного, сверх профессионального героя и созданный им образ неплохо было бы взять для точки отсчёта для многих подобных персонажей, ибо что ни говори, а профессор Ван Хелсинг годится только для героев 19 го века!

    Как-то вспомнился мне анекдот, который в последнее время стал появляться то тут, то там:
    - Слышь, оказывается мой сосед упырем оказался!
    - Откуда ты знаешь?
    - Я ему в сердце кол вбил, а он и умер!

    "Как снять свой собственный фильм ужасов" (Часть 3-4)

    Часть пятая. Декорации и интерьеры.
    Если вы уже определили кто будет играть в вашем фильме, самое время позаботится о том, где лучше всего отснять предстоящие сцены. Например, в вашей собственной комнате или же в лодочном сарае, где по счастливой случайности работает сторожем ваш закадычный друг. Из этих двух вариантов лучше выбрать первый---там будет легче всего соорудит декорацию. Впрочем, если вы собираетесь снять новую серию "Пятницы 13-ое" вам лучше остановится на лодочном сарае!
    Я не могу даже и предположить, какие декорации и интерьеры понадобятся для воплощения вашего бессмертного замысла, но утверждать могу только одно: за исключением римского Колизея (и ещё пары-тройки вещей), вы можете воссоздать в своём доме практически всё что угодно! Вот пара простых, проверенных способов превратить своё жилище в очень качественную кинодекорацию. Способ первый: возьмите дешёвые бумажные обои (можно простую плотную бумагу подходящего размера) и наклейте их на все стены вашей жилплощади (наклеивание вам лучше производить исключительно при помощи скотча!), проследите за тем что бы они не провисали, а затем покрасьте их в нужный вам цвет или покройте (если того требует ваш замысел) граффити. Таким декорированным стенам можно относительно легко придать структуру камня или грубой каменной кладки (применяя опять таки краску, крупную и мелкую крупу или зерно, и, лак для дерева) - учитывая, что вам вряд ли придётся показывать в кадре потолок а после завершения съемок, стены комнаты легко приводятся в первоначальное состояние!
    Этот способ применялся в первом фильме серии "Фантазм", где обоями раскрашенными под мрамор обклеили фанерные перегородки декорации склепа. Я сам многократно пользовался этим способом и готов продемонстрировать полученные результаты.
    Если по сюжету вам требуется что бы комнату отличали разнообразные архитектурные изыски(например, камин или маленькие подковообразные арки над дверью и окнами) их легко будет сделать, вырезав полностью или по частям из крупных кусков пенопласта (его можно найти в любой коробке из под телевизора). После не слишком сложного укрепления этих элементов в нужных местах (как именно следует крепить такие вещи к стене, лучше смотреть по обстановке )вам необходимо воспользоваться упомянутыми выше средствами (вроде гуаши и матового столярного лака) для придания требуемого внешнего вида. Если у вас есть знакомый профессиональный фотограф, вы можете заказать у него "фотодекорации", которые до самого недавнего времени были очень распространёнными и в отечественном кино и в зарубежном. Снимок какого либо архитектурного пейзажа или местности(или комнаты)печатается на фотобумагу, например, формата метр на полтора (чем больше тем лучше) и действует по принципу фотообоев - на такой "фотодекорации" очень удобно снимать, опять-таки - например, крупные планы актёра или какой то натюрморт, а если вам будет нужно то и любой макет! В общем, всё что угодно---при условии, что вы сумеете правильно установить освещение при съемке!
    А теперь совсем немного об интерьере. Это и впрямь целая наука и что бы заменить на съемочной площадке производственного дизайнера, вам надо, как минимум, отличать раннюю готику от пост модерна, а Энди Уорхола от Бориса Валледжо. Учтите, что самое важное в этом деле---это передача настроения посредством вещей и предметов интерьера! Настроение сцены, героя или даже всего фильма. Что бы окончательно понять что же такое искусство интерьера, вам необходимо внимательно посмотреть фильмы Дарио Ардженто - лучше него на эту тему не скажет никакой учебник!
    Кадры из моего фильма подскажут вам наглядно, что такое эмоциональный окрас сцены посредством правильно выполненного интерьера.

    Все ваши замечания, предложения и вопросы я обещаю напечатать. Отзывы на материал присылайте как мне (gajus@centras.lt), так и автору - Андрею Исканову (iskanov2000@yahoo.com). Мы с нетерпением будем ждать вашего мнения!

    Диалог с подписчиками:

    Новости сайта "Комната Смерти". В разделе Фильмы добавлены обзоры "Кроваво-красного" и "Звонка", а Andrey Iskanov предоставил обзор фильма "Экстро". Добавил я и новые скриншоты - в фильмы "Ужасный доктор Файбс", "Возвращение доктора Файбса", во все четыре части "Детской игры", "Проект Ведьма из Блэр". В разделе Тексты выложена биография Дарио Ардженто, а также внесены дополнения в "Ужасы в России".
    Также добавлены новые сортировки фильмов - по русскому алфавиту и по жанрам (последний не очень универсален, но все же терпим).

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное