Приветствую всех поклонников ужасов. Сегодня я расскажу об одной
примечательной трилогии, чей путь довольно характерен для
американских фильмов. Надеюсь название Кэндимен знакомо многим из
вас, а если кому и не знакомо, то вам предоставляется хороший повод
с ним познакомится.
Кэндимен
Candyman (1992)
Режиссер Bernard Rose
В ролях: Virginia Madsen, Tony Todd, Xander Berkeley
Фильм "Кэндимен" часто называют единственным стоящим и вообще чем-то
приметным слэшером первой половины девяностых. Я с этим совершенно
не согласен, вернее я не согласен с тем, что его называют слэшером.
На мой взгляд его с очень большой натяжкой можно втиснуть в эту
категорию. Единственное, что у них можно найти общего, так это наличие
крови. Само повествование, стиль фильма и вообще его ощущение
совершенно не похожи на слэшер. Режиссер Бернард Роуз, который
одновременно является и сценаристом фильм, вышел далеко вышел за
рамки жанра. Его интерпретация рассказа Клайва Баркера
"Запрещенный" ("The Forbidden") (который и
является основой фильма) интереснее, нежели обычный рядовой слэшер.
Итак, в фильме повествуется о студентке (магистратуры, а то и
докторантуры) Хелен Лайл (которую отлично сыграла Вирджиния Мэдсэн/
Virginia Madsen). Она решает написать работу о легенде, бытующей в
негритянском гетто Чикаго (хотя это может быть и другой город, я уже
точно не помню). Это легенда о Кэндимене, легендарном потустороннем
существе, которое придет, если ты встанешь лицом к зеркалу и пять раз
произнесешь его имя. А когда он явится, то вспорет тебе брюхо своим
здоровенным крюком, на котором запеклась кровь его предыдущих жертв.
Роль Кэндимена - здоровенного негра - исполнил Тони Тодд (Tony Todd),
для которого она так и останется одной из самых известных.
Так молодая студентка начинает исследовать легенду о Кэндимене. И
естественно, что ни одно нормальное исследование городской легенды
(в частности о Кэндимене) не может проводиться без полевых работ.
Так что Хелен приходится отправляться в негритянское гетто, которое
не является самым безопасным местом в городе. Да и сами негры не очень
сколонны беседовать с белой девицей, которая приехала "насмехаться
над их легендами". Поэтому Хелен в качестве помощницы привлекает
свою подругу-негритянку Бернадетту Уолш (ее сыграла Касси Лемонс/
Kasi Lemmons). И уже вместе с ней она и бродит по урбанистическим
джунглям, разыскивая истину о легенде, которая затягивает ее все больше
и больше. Однако и сама "легенда" тоже не дремлет, и выходит на
охоту - ведь кто-то имел неосторожность ее вызвать. Не важно, негр
ты или белый, веришь или нет, но если ты вызвал его, то он придет
и пустит тебе кровушку.
Муж Хелен Тревор Лайл (его сыграл Ксандер Беркли/ Xander Berkeley)
начинает считать, что его жена излишне увлеклась своей работой, и
это вредит ее психическому состоянию (впрочем, у него есть и другие
причины так говорить). А тем временем Хелен продолжает свое исследование,
а вокруг нее начинают умирать люди, и круг вокруг нее постепенно
сжимается. Причем в всех убийствах начинают обвинять именно ее,
ведь она все время ошивается поблизости, а никто из тех, кто видел
Кэндимэна воочию еще не выжил. А спихнуть убийства на городской миф
не самая умная мысль, полиция на такую дурку не купится.
В целом фильм совсем хорош. Практически все составляющие, необходимые
чтобы получился хороший фильм ужасов, на месте и нормально работают.
Но все равно чего-то в нем не хватает. И скорее всего это монолитности
повествования. Местами у меня создавалось впечатление некой
разорваности. Впечатление это появилось из-за неравноценности
отдельных кусков фильма. Если один просто суперский, то затем через
некоторое время будет какой-то немного сырой, недоделанный. Из
хороших моментов особо хотелось бы отметить разговор Хэлен с
маленьким мальчиком и следующую за этим резню в общественном туалете.
Также очень колоритно выглядят заброшенные дома негритянского
района. Создается очень интересное ощущение бетонных джунглей по
среди цивилизованного мира. И особенно мне понравилась сцена,
где Хэлен перелезла из ванной заброшенной квартиры (где в последний
раз было "засвидетельствовано" появление Кэндимэна) в некое подобие
святилища мифологическому (якобы) монстру. Мне кажется, что в этот
момент было достигнуто наивысшее напряжение всего фильма.
В вот что меня немного разочаровало, так это сам Кэндимэн. Конечно
крюк его весьма мил, ничего не скажу, но вот во всем остальном
как-то подкачал. Даже толком не могу выразить в чем заключаются мои
претензии. Но маловато поработали над его имиджем :). Может меня
не очень вдохновили его внутренности а-ля улей. Как-то это по детски,
напугать это может только нервную институтку. У меня же это вызвало
только презрительно-брезгливую (по отношению к создателям этого
"монстра") ухмылку. Но все это мелочи, на которые можно не обращать
внимание. В принципе в фильме можно выделить три части - первая,
классически слэшеровская, вторая (от явления Кэндимена до побега
героини из психушки) уже отличается по стилистике, но тоже очень
хороша, и последняя часть фильма наиболее слабая, в ней больше всего и
проявляется затянутость и мелкие нестыковки.
В американском прокате фильм собрал 26 миллионов долларов. К сожалению
я нигде не встретил упоминаний о его бюджете, так что сравнить его с
заработком не выходит. По логике, заработок нормальный, раз сняли целых
два продолжения. Но не в заработке дело. Фильм очень достойный,
пусть местами и не ровный. Его однозначно стоит посмотреть всякому
поклоннику ужасов.
Особое мнение Вована Савчука:
В принципе, я фактически согласен с автором рассылки: фильмец
неплохой, но уж очень заурядный. Да и совершенно не страшно наблюдать
проделки непонятного мужика Кэндимэна. В фильме нет всецело
поглощающей атмосферы, всё происходит слишком спонтанно и вялотекуще.
Если сравнивать его с другими культовыми слешер-произведениями, то
сравнение будет явно не в его пользу - самые занудные части фильмов
про Фредди, Майкла и Джейсона смотрятся гораздо интереснее, чем первая
(и как я понял лучшая) часть этого сериала. Портрет Кэндимэна-убийцы
слишком расплывчат и сам по себе не несёт никакой культовости -
заурядный ниггер в старом пальтишко и с крюком вместо руки. В этом же
и его оригинальность: попытайтесь вспомнить хоть один фильм ужасов,
где сверхестественное зло отображалось в образе негра. Лично я такого
не припоминаю. Но при всём этом картина является типичным ужасняком
90-х из серии "вроде и всё на месте, но когда его смотришь, ничего,
кроме ностальгии по старым добрым хоррорам не чувствуешь". Мне вообще
трудно говорить про жанр этого фильма, т.к. в хорроры записать я бы
его не рискнул , поэтому скажем так - кровавая сказка "а-ля слешер".
Да и комедийная актриса Вирджиния Мэдсен (которая почему-то у меня
ассоциируется с комедией про лошадь, названия не помню, с Бобкатом
Голдвейтом в главной роли) с большой натяжкой воспринимается, как
главная героиня фильма ужасов. Тони Тодд в роли Кэндимэна тоже не
слишком убедителен и вина,скорее всего, не в плохом имидже, как писал
СМЕРТЬ, а в плохой игре актёра, в чём виноват, скорее, не он, а тот,
кто занимался кастингом :если кто не в курсе, Тони Тодд всю свою жизнь
снимался в "полицейских" боевиках, фильмах про мафию, про жизнь в
гетто и т.д. (ну а в хоррорах он отметился ещё эпизодической ролью
жертвы в "Исполнителе желаний"). А поломать сложившийся у человека
стереотип "гангстерского" актёра, "крутого" парня и заставить его
предельно вжиться в роль культового убийцы, по-моему, невозможно
(представьте себе, что Шварценеггер сыграет Фредди Крюгера, - это
примерно из той же оперы). Так что ничего особенного после просмотра
этого фильма я не ощутил. Вторую часть я так и не нашёл, а третью
просто не хочу брать в прокате - судя по первой, третья должна быть
вообще чем-то из серии "лучше близко не подходить".
Кэндимэн 2
Candyman: Farewell to the Flesh (1995)
Режиссер Bill Condon
В ролях: Tony Todd, Kelly Rowan, William O'Leary
Странно, вот кассеты с первым и третьим Кэндимэнами я видел, а
вот со вторым не попадалось. Наверное просто случайность.
Новую историю про убийцу из негритянской легенды создала уже новая
команда. Режиссером стал Билл Кондон, а сценарий написали Рэнд
Равич (Rand Ravich) и Марк Кругер (Mark Kruger). Из первого фильма
сюда перекочевал Тони Тодд в роли Кэндимэна. И смена команды довольно сильно ощущается, причем
все сдвиги произошли не в лучшую сторону.
Фильм начинается с того, что профессор, представивший свою новую книгу,
посвященную Кэндимэну, устраивает небольшой спектакль. Однако произнеся
пять раз его имя от смерти уже не уйти. И вскоре профессор на собственной
шкуре удостоверился в том, что Кэндимэн является не просто легендой.
На мой взгляд классическая рубительная сцена вступления одновременно
является и самой лучшей частью фильма. Далее он начинает скатываться
по наклонной плоскости. Сама вступительная сцена одновременно и
оригинальна, и чем-то традиционна. Да и просто хорошо снята, что и
делает ей честь.
Далее действие происходит в Новом Орлеане, этом таинственном городе
вуду. Некий Этан Таррант, которого играет Вильям О'Лири (William
O'Leary) обвиняется в жестоком убийстве, однако он
сам отрицает свою причастность. Вернее, он вообще не очень склонен
разговаривать. Для его сестры, молодой преподавательницы рисования
Энни Таррант (ее сыграла Келли Рован/ Kelly Rowan), это
становится шоком. Однако она не верит в то, что
ее брат мог совершить такой поступок. Параллельно в школе, доказывая
ученикам нереальность Кэндимена она пять раз произносит его имя перед
зеркалом. Не стоило этого делать! Так ее саму начинает затягивать
миф о страшном негре. Узнает она и то, что ее отец был также убит
им. И вообще у Кэндимена имеется какая-то причина преследовать ее
семью. И ее брат Этан, а также чуток сдвинутая мать Октавия (которую
играет Вероника Картрайт/ Veronica Cartwright) знают обо всем этом
гораздо больше, чем она сама.
Также, в серии воспоминаний, мы узнаем и о прошлой жизни Кэндимена
(краткая история его была изложена еще в первой части, но так как
тогда я ее просто пропустил, то теперь остановлюсь на ней немного
подробнее). Из первой части мы узнали, что некогда Кэндимен был
обычным негром, которого толпа белых распята и обмазала медом, чтобы
его до смерти закусали пчелы (поэтому его и прозвали Кэндименом -
т.е. леденцовый/засахаренный, в общем сладкий человек). В этом фильме
на прошлом кошмарного убийцы останавливаются уже более подробно.
Оказывается его звали Дэниэл Робитэйл, раб на плантации, который
влюбился в дочь хозяина и та ответила ему взаимностью. После того, как
она забеременела, народ показал негру что есть "хорошо", после чего
тот мучительно скончался. Однако не на долго - ему удалось возродиться
в своем кошмарном обличии. Вообще сам Кэндимен стал
появлятся настолько часто, что стер малейший страх.
Вторая часть на порядок слабее первой. Совершенно мне не понравилось
"возвращение к истокам", т.е. подробный пересказ истории Кэнидмена.
Можно было бы обойтись без этого. В принципе на этом завязана якобы
интрига (якобы потому, что все понятно с самого начала, и все это
нагнетание таинственности там, где ее на самом деле нету выглядит
довольно тупо). Да и смена города тоже не пошла на пользу - я люблю
Новый Орлеан и Марди Грасс, во время которого происходит действие, но
тут оно не нужно! Классную городскую легенду превратили в черте что.
Многие места были откровенно затянуты и не интересны, а хорошие
сцены выглядят странными вкраплениями стекла в асфальте. Черт, да
даже убийства, которых не мало и все они весьма кровавы, оставили
впечатление какой-то удручающей неполноценности.
Не смотря на то, что я тут этот фильм раскритиковал, смотреть его
можно. Это далеко не шедевр, а скорее посредственный фильмец, но
поклонники ужасов, а также те, кому понравилась первая часть вполне
могут рискнуть и посмотреть его. Возможно моя реакция излишне
негативна, может я слишком придирчив. Хотя на мой взгляд главная
цель продолжений - возрождение атмосферы первого фильма - не была
достигнута, к ней даже не приблизились.
Кэндимен 3
Candyman: Day of the Dead (1999)
Режиссер Turi Meyer
В ролях: Donna D'Errico, Tony Todd, Nick Corri
Эта серия деградирует с геометрической прогрессией. Если первый
фильм был весьма классным, второй откровенно посредственным, то
третий - это самый настоящий отстой! С другой стороны вообще не ясно,
можно ли все это называть цельной серией, так как каждая часть живет
как бы сама по себе и не связана с предыдущими ничем, кроме главного
героя - Кэндимена. Если большинство других серий заботятся о том, чтобы
хоть как-то за уши притянуть возрождение старого монстра, убитого в
конце прошлой серии, то эти просто в хамку оживляют его, делая вид,
что предыдущих серий не было.
На этот раз опять повествуется история Кэндимэна и его кровавых
приключений. И в этот раз он охотится за своими потомками. На этот
раз за своей праправнучкой Кэролайн МакКивер, которую играет Донна
Д'Эррико (Donna D'Errico). Но он не просто охотится за ней, но с
предложением отдать свою душу и встать рядом с ним. Однако
перспектива отдать кому-то душу (просто-напросто помереть) не слишком
заманчива, и поэтому владелица галереи искусств в западном пригороде
Лос-Анджелеса не спешит принять предложение своего предка. Хотя кто
тянул ее за язык и заставлял произносить его имя на открытии выставки?
И вот Кэндимен начинает потрошить своим крюком всех тех, кто близок
Кэролайн, бросая таким образом на нее подозрение в этих убийствах.
Звучит знакомо, не правда ли? А тем временем Кэролайн при помощи
своего нового друга Дэвида (Ник Корри/ Nick Corri) пытается собрать
картины, что Кэндимен написал еще в свою бытность живым негром. Они
вроде как могут его остановить. Сценарий, написанный Тури Мейером
(Turi Meyer), который одновременно является и режиссером, а также Элом
Септейном (Al Septien) откровенно слабый. Режиссура же просто убогая.
В фильме совершенно нет главнейшей составляющей - напряжения и
страха. Льющаяся кровь вызывает зевоту, если вообще не презрение.
Совершенно не похоже на фильм ужасов - вряд ли кто-то может испугаться
чего бы то ни было.
Вообще в фильме присутствуют все минусы дешевых ужасняков. Во-первых
все второстепенные герои появляются практически только для того,
чтобы им выпустили крюком кишки. Совершенно ламерский сюжет и
режиссура. Вообще никакая игра актеров, если это можно назвать игрой.
Прилично смотрится только сам Кэндимэн, но и его роль стала какой-то
чуток дурацкой. Еще одна особенность дешевых фильмов, которая в
изобилии присутствует в третьем Кэндимене - это использование
обнаженной натуры. Сама Д'Эррико снимается без одежды два раза, и
кроме нее это делают еще три актрисы (по крайней мере так написано
в одном из источников). Я не решился причислять это к минусам, так
как именно эти моменты вызывают хоть какой-то интерес. А все эти
"лже-испуги" настолько дешевые, что прямо тоска. В какие-то моменты
возникает ощущение, что вот-вот все исправиться и фильм вырулит
на уровень стандартного ужасняка. Но этого не происходит и третья
часть Кэндимена продолжает тонут в собственном идиотизме.
Этот "шедевр" был сделан для телевидения и потом распространялся на
видео. В США его телепремьера состоялась 9 июля 1999 года. Однако уже
через месяц (11 августа) этот фильм вышел в кинотеатрах во Франции,
но это скорее исключение из правил. В итоге могу сказать, что фильм
совершенно муровый. Не стоит тратить своего драгоценного времени, я
уже не говорю о деньгах. Совершенно не интересный фильм. Можете его
посмотреть если вы нездоровый коллекционер фильмов и просто хотите
закончить серию. И то, лучше не портить себе настроение и обойти
его стороной.
Диалог с подписчиками:
Произошло одно обновление на сайте. В раздел "Творчество" выложены
три рассказа Ирины Шлионской - "Королевство Зобми", "Пассажирка"
и "Маньяк вошёл в дом на рассвете". Сайт находится по адресу:
horror.citycat.ru
Кроме того, реклама по телевизору показала мне, что в российском
прокате фильм, который я называл "Пурпурные реки" проходит под
названием "Баровые реки". Надеюсь, вы и сами поняли, что это одно и
то же. :)
И в конце хочу представить вам небользой рассказ Германа:
Дело было в 1980 г., я только что поступил на первый курс (медицины). Естественно, сразу же начал удовлетворять свои
извращенные потребности в щекотании нервов, а именно - шляться по моргам (благо, они были в том же корпусе, где
читались лекции). Ходил то один, то в качестве экскурсовода с группой товарищей (кстати, непременным атрибутом таких
походов было параллельное поедание пирожков, - это считалось особым писком).
А теперь представь себе следующее. Заглядываю я в коридор, из которого открываются двери в секционные залы (это
где вскрытия проводят). Одна дверь полуоткрыта, и виден лежащий на мраморном столе "клиент". Но из-за того, что дверь
открыта не до конца, видна лишь нижняя половина туловища от пояса и ниже. Не видя ничего в этом интересного и не
имея желания вникать глубже, я уже было собрался уходить, как вдруг... Да, ОН ПОШЕВЕЛИЛСЯ !!! Я
зажмурился и вновь открыл глаза: он пошевелился вновь. Интенсивность его движений нарастала с каждой секундой, - он
мотал ногами так, что вот-вот, и свалился бы на пол. Можно было бы поклясться, что он живой, если бы не явственные
трупные пятна и еще более явственный шов до лобка, оставшийся после вскрытия. Я, конечно, офонарел, но любопытство
пересилило, и я пошел познакомиться с ним поближе. Ларчик открывался просто. Над головой покойника стояла санитарка
(здоровенная бабища центнера на полтора) и с усилием драила грудь жмурика, оттирая запекшуюся кровь. Вот такая
проза... Но впечатления остались надолго.
Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном,
а также ваших пожеланий. Жду писем по адресу
gajus@centras.lt