Приветствую всех поклонников ужасов! Этот выпуск своего рода
праздничный. Я сдал экзамен! Честно говоря, я уже не надеялся получить
положительную оценку и все мои мольбы к высшим силам (в которые я,
впрочем, не верю) были направлены на получения пятушека (у нас
10-бальная система и 5 - это минимальная положительная оценка).
Видимо все же некие высшие силы, в надежде что я в них уверую,
услышали мою мольбу и даже перевыполнили заказ - я получил 7! Честно
говоря, когда препод написал оценку я просто офанарел, и во время того,
как он показал мне мой лист и сказал "Вот этот вопрос был не правильный"
у меня в уме сформулировался (так и не заданный ;) ) вопрос - "А что,
все остальное разве правильно?". Короче говоря, вы являетесь косвенными
свидетелями чуда :). И поэтому я решил поделиться своим счастьем с
Вами и написать новый, незапланированный, обзор. Сегодня я хочу рассказать
о новом французском фильме, который и сам посмотрел совсем недавно.
Причем я пошел на него в кинотеатр во второй раз (до этого два
раза я посмотрел только Starship troopers, самый первый фильм, что
я видел в обновленном кинотеатре). Это конечно не совсем фильм
ужасов, но многие его тональности очень похожи на наш любимый жанр.
Пурпурные реки
Les rivieres pourpres (2001)
Режиссер Mathieu Kassovitz
В ролях: Jean Reno, Vincent Cassel, Nadia Fares
В который раз французы утерли нос Голливуду! Этот фильм, сделанный
по классическим голливудским канонам, при этом не теряет своей
европейской французской составляющей. Но сперва о сюжете.
Фильм начинается с близкого плана лежащего тупа, по которому бегают
различные насекомые. Далее нам показывают автомобиль, который едет
по сельской дороге. Это инспектор Пьер Ниманс, которого здорово сыграл
Жан Рено (Jean Reno) (хотя я вообще не припомню, где он играл плохо).
Он прибывает сразу на место преступление. Оказывается его вызвал
местный комиссар Дамане (Карим Белкхадра/ Karim Belkhadra), вернее
вызвал он в помощь бригаду, но прислали одного Ниманса. Дело в том,
что Был наеден труп студента местного университета,
который пропал пару дней назад. Тело его было наедено на
вершине скалы, куда может добраться только альпинист.
Убитый учился и работал в местном университете. Сам университет Гернон
является довольно интересным учреждением. Это один из старейших
университетов Европы с древними традициями, и при этом находится
где-то в глуши. Существует он совершенно автономно от окружающего
мира - у них своя электростанция и даже собственная больница и родильное
отделение, в котором принимаются роды и у окрестных горцев. В самом
университете более сотни преподавателей и около 1200 студентов. Среди
преподавателей приняты свадьбы среди своих, из дети растут тут же,
учатся в университете и занимают посты своих отцов. Однако из-за
долгого кровосмешения кровь слабеет и начинают массово проявляться
генетические болезни. Однако некоторое время назад эти болезни
таинственным образом стали проявляться и среди детей горцев.
У трупа были отрезаны кисти рук и вырезаны глаза. В его
пустых глазницах был наедена талая вода, которая оказывается
растаявшим льдом, чье реальное местонахождение каким-то образом
довольно быстро выясняется. И инспектор Ниманс, взяв в качестве
помощницы Фанни Ферейре, нашедшую труп первой жертвы
которую играет Надя Фарес (Nadia Fares), идет
в краткий поход на ледяную вершину гор. И там обнаруживают еще
один труп.
Тем временем лейтенант маленького городка Саржак Макс Крекерян,
которого играет Винсент Кассель(Vincent Cassel), расследует серию
малозначительных мелких преступлений - вандализм на кладбище
(кто-то изрисовал гробницу маленькой девочки свастиками), взлом
на территорию школы. И при этом он наталкивается на странную
связь этих событий, которые ведут его дальше, и в конце концов,
приводят его в университет Гернон. Там пути двух служителей закона
пересекаются и они начинают работать вместе, стараясь разъяснить загадку
этих преступлений.
Я был в полном восторге от этого фильма. Он снят совершено
потрясающе. Все находится на своем месте и не нарушает гармонии. А
созданная атмосфера затягивает и приковывает внимание. Все сцены
очень колоритны и выдержаны в одном духе. Таинственность и мрак
прямо-таки витают в воздухе. О прекрасных сценах нечего и говорить -
в фильме нет ни одной не нужной или неудачной сцены.
Очень здорово сделана сцена, где лейтенант Керкерян приходит к
скинам. Вся драка выдержана в стиле рубильной приставочной игры, в
которую эти скины и играли (толи Мортал комбат, толи Теккен, а может
и еще какая, я не умею отличать их с нескольких кадров) и проходила
под соответствующую музыку и фразы "round one, round two". Это
практически единственная сцена, стилистика которой немного выпадает
из общего контекста фильма, но при этом его цельность не страдает.
Также совершенно здоровски сделан визит к офтальмологу и последующая
погоня. Вообще весь темный тон и настрой фильма очень много дает,
именно эти составляющие делают его настолько хорошим. Однако и
сценарий нисколько не подкачал. Он солидно закрученный, но вполне
понятный и логичный. Спасибо Кассовицу (который его написал) за то,
что постарался избежать столь любимых голливудских нестыковок.
Многие моменты, которые не объясняются напрямую, высказываются в
качестве предположений самими полицейскими. Вот тут я бы хотел
отметить одну небольшую особенность просмотра (она на меня немного
повлияла), которая появляется из-за того, что фильм на французском.
Я по-французски не понимаю ни бельмеса, поэтому мне приходилось
читать титры, которые в свою очередь были на литовском. А читать на
чужом языке (пусть я его и прекрасно знаю) и одновременно смотреть
что происходит немного неудобно. Из-за этого я не всегда успевал
закончить предложения и это привело к тому, что после окончания
фильма у меня осталось несколько вопросов, таких логических
нестыковок. Но после повторного просмотра они все исчезли. Если в
российском прокате будет дан дубляж, то у большинства из вас
такой проблемы не возникнет.
Чуток разочаровал меня конец фильма. Правда уже давненько я не
оставался доволен окончаниями фильмов, вероятно это самая сложная
часть в создании картины - придумать более-менее приличный конец.
Если бы не последние минут пять-десять, то "Пурпурные реки" можно
было бы назвать почти идеальным развлечением.
Особенно хотелось бы отметить операторскую работу, а также фон
картины. Именно благодаря ним создалось все настроение, вся та
прелесть фильм, что и заворожила меня. Все эти виды окружающей
природы, мрачноватый университет, все это не менее важно, чем
играющие в фильме актеры. И еще звук, который вкупе с интерьером и
нагнетает таинственность, создает загадочную притягательность.
Сам фильм снят по роману Жана Кристофа Гранже, в котором,
вероятно, все действие расписано более подробно и обстоятельно.
Было бы интересно его почитать.
Бюджет фильма был 95 миллионов франков. Франк это приблизительно
1/8 доллара, значит в баксах это было приблизительно 12 миллионов.
Для фильма такого масштаба это очень даже не много. Конечно тут
было не много спецэффектов, но все равно какой-то особой дешевизны
я не заметил. Также не совсем ясно, сколько же заработал фильм
в самой Франции, так как указано только число людей, посетивших
этот филь. А число нормальное - более 3 миллионов 200 тысяч. Так что
если кто-то из вас знает цену билета в кинотеатр во Франции, то
можно было бы выяснить и его заработок. В США и Канаде вместе взятых
этот фильм заработал чуть менее 1 миллиона долларов (причем большая
часть заработка - ок. 590 тысяч пришлась на долю маленькой, но
частично французскоязычной Канады). Короче, тупые америкосы совсем не
оценили этого великолепного фильма.
Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном,
а также ваших пожеланий. Жду писем по адресу
gajus@centras.lt