Приветствую всех любителей ужасов! Сегодня выпуск посвящен
просто замечательной серии, которая уже давно стала классикой
жанра и является для многих фильмов недостижимым примером.
Думаю, очень не многие из вас не знакомы с этим шедевром.
В какой-то степени эта серия практически уникальна. Лично я больше
не припомню, чтобы где-нибудь еще на протяжении всей серии
сохранилась одна и та же команда. Тем более, если речь идет о серии,
которую снимают уже более двадцати лет. Сценаристом и режиссером
всех фильмов неизменно является Дон Коскарелли (Don Coscarelli),
силами которого мы и увидели эту великолепную серию. Также на
протяжении всех фильмов главные роли исполняют все те же самые
актеры. Само слово "фантазм" означает нечто созданное воображением
или иллюзорную подобность чему-то. И это очень четко отражает
содержание все серии - "Сон и явь всегда ходят рядом".
Для меня самого знакомство с серией началось с книги -
новеллизации первых двух частей серии - которую написала некая
Мэри Флауэрс. Зная конъюнктуру рынка тех времен, я могу предположить,
что на самом деле новеллизацию эту написал кто-то из русских и
просто прикрылся англосаксонским именем из коммерческих соображений
(благо, примеры имеются). Так вот, эта книга меня просто поразила.
Своей тупостью, нудностью и кретинизмом. Я со второго или третьего
раза дочитал до середины первого романа и окончательно зашвырнул его
подальше. И у меня даже не возникала мысль о том, чтобы смотреть
эти фильмы - я уже знал, что это полный бред. Однако уже после
создания этой рассылки подписчики не раз упоминали Фантазм и хвалили
его. Ну вот я и решил, что может все-таки стоит дать им шанс и
взял в прокате первые два фильма. И в итоге я пришел в неописуемый
восторг! Фильмы оказались просто потрясающими. Но так как я смотрел
только первые три серии, то сегодня мне писать обзор поможет Deber,
который уже несколько раз появлялся под именем Вован Савчук в
разделе "Особое мнение". Сегодня же он представит обзор четвертого
Фантазма.
Фантазм
Phantasm (1979)
Режиссер Don Coscarelli
В ролях: A. Michael Baldwin, Bill Thornbury, Reggie Bannister
Этот фильм двадцатидвухлетней давности и сейчас смотрится
просто великолепно. История начинается с того, что парня по имени
Томми (его эпизодическую роль сыграл Билл Кон/ Bill Cone) убивает
странная девица, увлекшая его на кладбище. Оказывается, что Томми
был близким другом Джоди (Билл Торнбери/ Bill Thornbury) и
Реджи (Реджи Бэннистер/ Reggie Bannister). Джоди и его младший
брат Майк (А. Майкл Болуин/ A. Michael Baldwin) потеряли родителей и
теперь живут одни. Джоди, опасающийся за Майкла, еще не оправившегося
от смерти родителей, решает не брать брата на похороны друга. Однако
сам пацан думает иначе - он сам приезжает на кладбище. Но после
похорон он немного задерживается и становится свидетелем необычной
сцены - хозяин похоронного бюро, Верзила (Высокий человек -
The Tall Man), которого играет (и будет играть всегда) Ангус Скримм
(Angus Scrimm) (эта роль станет вершиной его карьеры), так вот,
Верзила вместо того, чтобы опустить гроб с Томми в могилу, поднимает
его, ложит обратно в катафалк и уезжает. А самого Майкла начинают
преследовать странные коротышки, одетые в рясы монахов-капуцинов.
Проведав об этих странный событиях Майкл начинает выяснять, что же
на самом деле происходит в мрачном доме у кладбища, который является
одновременно и похоронным бюро Морнингсайд, и кладбищем для
захороненных в урнах (за плитками в стенах), и жильем Верзилы.
Там он более четко видит маленьких гномов/дварфов, которые являются
помощниками зловещего Верзилы, а также встречается с летающими
шарами, которые станут фирменным оружием всей серии. После этого
жуткого приключения Майкл втягивает в это дело своего брата Джоди и
его друга Реджи. Большая часть фильма состоит из исследования
Морнингсайда и открытия странных вещей, которые нельзя объяснить
логикой. Оказывается Верзила крадет тупы и превращает их в тех
самых злобных карликов, что похожи на миниатюрных монахов. Зачем
и как он это делает, думаю лучше не говорить - ведь некоторые могли
и не видеть фильма.
Самое интересное в этом фильме это то, что он является классической
малобюджеткой, но при этом у него полностью отсутствуют минусы,
свойственные малобюджетным фильмам. Дон Коскарелии был не только
сценаристом и режиссером, но и продюсером, оператором и монтажером.
Большая часть команды - это его родственники и друзья, так например
его мать была ответственная за дизайн и изготовление костюмов, а
также за грим. Однако спецэффекты, которые присутствуют в фильме,
и сейчас смотрятся замечательно. Они ничуть не устарели. И актерская
игра тут тоже совсем не похожа на малобюджетное кривляние.
Про плюсы фильма говорить можно долго. Это и актерская игра, и
спецэффекты. Сюда же можно отнести и великолепный сценарий фильма,
который потихоньку приоткрывает завесу тайны и не дает зрителю
скучать. Тут же и операторская работа, выполняющая свою задачу -
передать идею автора. Ну и самое главное - дизайн фильма, который
просто великолепен. Похоронный дом прекрасен - именно так и должено
выглядеть логово Зла. А про многочисленные съемки кладбищ,
надгробных камней, темной дороги и так далее и говорить нечего - все
это сделано мастерски. И самое главное - в чем и заключается смысл
и вся красота фильма - это атмосфера. Мне кажется, что еще нигде
и никому не удавалось создать настолько атмосферичный темный и
мрачный фильм. Такой плотности ощущений я еще не встречал - фильм
просто затягивает, и делает это не сюжет, а именно ощущение тайны,
опасности и страха, которые сгущаются и становятся практически
ощутимыми голыми руками. И спецэффекты используются к месту и никогда
не становятся самоцелью (как это теперь часто бывает).
Некоторым фильм может не понравится из-за того, что он вроде как
непонятный. Он, правда, довольно сюрреалистичный. Проявляется это
скорее не в отдельных сценах, но в общем сюжете, вернее в связи
между его Частями. Однако на мой взгляд это придает особую прелесть
фильму, добавляет ему необычности и своеобразного интереса.
Тем более, что сделанная эта сюрреалистичность довольно мастерски.
С конце концов, ведь там нету границы между реальностью и бредом :)
А сюрреализм только усиливает атмосферу страха.
Фантазм - это великолепный фильм, который каждый поклонник ужасов
просто обязан посмотреть. Это бессмертный шедевр, которому я без
мгновения сомнения ставлю пятерку. Если вы его не видели - то не
ленитесь, найдите его и не пожалеете!
"Особое мнение" Deber-а (Вована Савчука):
"Первая часть "Фантазма" мне, безусловно, понравилась. Нельзя сказать,
что я был от неё в таком же воссторге, как и СМЕРТЬ, но всё таки фильм
добротный и, что немаловажно, весьма атмосферичный. Смотрел я его очень
давно, ещё до борьбы с пиратством, когда по полулегальным каналам вдруг
могли показать тот или иной шедевр. Самое интересное, что до просмотра
этого фильма я вообще не знал о его культовости среди поклонников
хорроров и поэтому, как я считаю, смог весьма объективно его оценить.
Сама эпоха, в которой снят фильм, вызывает глубочайшее уважение -
в конце 70-х - начале 80-х появились такие шедевры , как "Хэллоуин",
"Пятница,13-е" и , наконец,"Фантазм". Все они впоследствии стали
сериалами, благодаря бесчисленным сиквелам и обрели статус "культовых"
хорроров. "Фантазм" отличается от первых двух фильмов своей
сюрреалистичностью - в некоторых фрагментах фильма я, признаться ,
ощущал даже некоторый перебор. В любом случае, первая часть "Фантазма"
гениальна - фильм не является подражанием чему либо и режиссёр Дон
Каскарелли развивает свою историю очень захватывающе и динамично. К
сожалению, я так и не смог найти этого фильма на кассете и посмотреть
его ещё раз, чтобы более углублённо вникнуть в его суть.
Для просмотра этого фильма я рекомендовал бы создать подходящую атмосферу,
а именно - дождаться темноты и посмотреть его в одиночестве в пустой
комнате. Тогда удовольствие вам гарантировано!"
Фантазм 2
Phantasm II (1988)
Режиссер Don Coscarelli
В ролях: James LeGros, Reggie Bannister, Angus Scrimm
Действие фильма начинается с момента окончания предыдущей части. Это
вообще характерная черта всей серии - показывается несколько минут
из окончания предыдущей серии (которая всегда имеет открытый конец),
и первые минут пять - это окончание той сюжетной линии, которую
не заканчивает предыдущая часть. Причем начало для следующего фильма
снимают заранее, и отснятый материал лежит и ждет, пока не примутся
за съемки следующей серии.
Итак, фильм начинается с того, что Реджи, утешавший Майка, наконец
удостоверяется в реальности его рассказа, так как поганые которышки
наводнили его дом, и Реджи приходится спасаться самому и спасать
Майка. В итоге его дом взрывается. Далее действие переносится на
девять лет вперед - Майка выпускают из психиатрической лечебницы,
и его забирает Реджи. Однако он отрицает, что его дом взорвался,
что он видел каких-нибудь дварфов и Верзилу. Но длится это отрицание
не долго - дом Реджи и правда взрывается, и он наконец прозревает.
Кстати, в этой части двадцатилетнего Майка играет уже Джэймс ЛеГрос
(James LeGros), однако смена актера не бросается в глаза, так как
разница между тринадцатилетнем пацаном и двадцатилетнем парнем
довольно большая. Реджи играет бессменный Реджи Баннистер, а Верзилу
все тот же Ангус Скримм.
Так что, прозрев, Реджи соглашается помочь в поисках Верзилы -
два друга нагружаются оружием (классическая сцена!), садятся
в свою черную спортивную машину и отправляются вслед за Верзилой.
Искать того довольно просто - он оставляет за собой четкий след из
умерших (вернее убитых Верзилой) и опустевших маленьких американских
городков, на чьих кладбищах не осталось ни одного трупа. Но путь их
имеет и еще одну цель - Майк видит сны о девушке, которая его призывает.
Она не такая, как все - у нее имеется особый дар видеть деяния
Верзилы, точно такой же как и самого Майка. И этим она опасна для
планов зловещего монстра. Эту девушку, которую зовут Лиз, играет
Пола Ирвин (Paula Irvine).
В погоне за Верзилой Реджи и Майк подбирают попутчицу - Джерри
(ее играет Стэйси Трэвис/ Stacey Travis), которая сыграет довольно
важную роль в фильме. И в конце концов, они в очередном городке
настигают своего смертельного врага и дают ему бой.
Это мое личное мнение, но вторая часть мне понравилась даже больше
первой, у меня прямо снесло крышу! Фильм не стал менее атмосферичным,
но приобрел больше динамизма. А чего стоят "зачистки" Майка и Реджи?
Просто приятно смотреть. А их оружие - огнемет и четырехствольный
обрез - выглядят потрясающе. Однако при всем фильм не превращается
в боевик, а остается великолепным фильмом ужасов. На мой взгляд
в этом фильме достигнуто идеальное соотношение ужасов и боевой
фантастики. В этой серии мы уже больше узнаем про Верзилу и его
цели, чаще появляются убийственные шары. Майк пока остается главным
действующим героем фильма, но харизматичный Реджи стремительно
продвигается вверх - если в первой части он был довольно второстепенным
(хоть и важным) героем, то тут он по важности уже почти не уступает
Майку.
Фантазм 3
Phantasm III: Lord of the Dead (1994)
Режиссер Don Coscarelli
В ролях: Reggie Bannister, A. Michael Baldwin, Bill Thornbury
Третью часть серии пришлось ждать не так долго, как вторую, уже
через шесть лет (хотя тоже срок не малый) на суд зрителей представили
третью часть сериала. И мне она очень даже понравилась.
Реджи и Майк продолжают погоню за Верзилой. Из спутницы из предыдущего
фильма погибли, и им приходится продолжать свой крестовый поход
в одиночку. Однако на этом проблемы не заканчиваются - Верзиле
удается похитить Майка, так что Реджи остается один. Однако он не
опускает руки и продолжает следовать за Верзилой. Реджи и Верзилу
играют те же самые актеры, что и раньше, а вот к роли Майка вернулся
оригинальный Майк из первой части - Майкл Болдуин (A. Michael Baldwin).
В первый момент мне это даже не понравилось - слишком уж разительные
перемены произошли с Майком (по сравнению со второй частью). Однако
в принципе это мелочи.
И вот Реджи, на пути к Верзиле, встречает бравого пацана Тима,
которого играет Кевин Коннорс (Kevin Connors), что в довольно долго
жил в одиночку и сражался с прислужниками-дварфами Верзилы и
мародерами, наводнившими опустевшие городишки. А затем и боевую
негритянку Роки (ее сыграла Глория Линн Генри/ Gloria Lynne Henry).
С этой своей новой командой Реджи и должен помочь Майку. Но есть и
еще одна новость - возвращается дух Джоди, которого в свое время
похитил Верзила. Оказывается, что и шары-убийцы - это тоже продукт
переработки человека.
Фильм достойно продолжает прекрасную серию. Он уже немного слабее,
чем вторая часть, но все же держится вполне на высоте и дает нам
еще одну возможность окунуться в завораживающий мир Фантазма и
рассказывает новую станицу в истории противостояния старых героев
и Верзилы. На этот раз Реджи уже окончательно становится главным
героем фильма, а Майк отодвигается на задний план (довольно большую
часть фильма его просто нету - он похищен и сидит запертый в тюрьме
Верзилы). Еще более подробно нам открываются тайны Верзилы, в
частности загадка убийственных серебряных шаров.
Мне этот фильм понравился. Пусть в нем уже не настолько удачно
получается создать ту великолепную атмосферу предыдущих частей,
пусть он им уступает, но уступает не значительно. В этой части
менее четко прорисовывается ужасняцкая составляющая - она какая-то
более расплывчатая. Однако вряд ли кто-то сможет спутать ее с
каким-либо фантастическим боевиком. Также не теряется и самобытность
фильма (да и куда ей деться - ведь делает его та же самая команда).
Заброшенные городки и мрачный мир Верзилы просто завораживают, а
неунывающий Реджи становится самой настоящей душой сериала. Приятно
и то, что сохраняется очень прочная связь с предыдущими частями.
На мой взгляд, Фантазм создал уникальную атмосферу, одну из наиболее
интересных и живучих в американских ужасах. И если вы не остались
равнодушны к первым двум частям, то вы просто обязаны посмотреть
третий фильм - вы вновь почувствуете приятные ощущений уже от одного
вида Реджи и Верзилы, а интересное действие не даст вам скучать.
Я без раздумий советую все три фильма любителям ужасов - если вы
вдруг каким-то образом пропустили эту великолепную серию, то у вас
есть шанс познакомится со своеобразным чудом. Не пропустите его. А
если вдруг вы окажетесь разочарованы, то вам просто не удалось
ухватить атмосферу фильма. В сумме три части дают безусловный
шедевр, перед которым я снял бы шляпу (если бы ее носил).
Фантазм 4
Phantasm (IV): Oblivion (1998)
Режиссер Don Coscarelli
В ролях: Reggie Bannister. A. Michael Baldwin, Bill Thornbury
Когда фильм в целом произвёл после просмотра нормальное впечатление,
то обзор на него писать легко, т.к. остаются более-менее яркие
воспоминания о тех или иных интересных моментах фильма, его сюжете.
Но что делать, когда фильм не то что не понравился, а вызвал такое
отвращение, что даже я, матёрый фанат фильмов ужасов, не решился его
себе переписать??? Пообщавшись со СМЕРТЬю, я понял, что мне к тому
же повезло - этого "шедевра" , кроме меня, практически никто не
видел и поэтому мне поручается сия ответственная миссия - ваяние
обзора на четвёртую часть...
Я уже писал выше в "Особом мнении", что видел как-то первую часть
по телевизору, поэтому имел более-менее явственное представление про
то, что же из себя представляет фильм "Фантазм". Поэтому, когда узрел
в прокатке кассету с "Фантазм-4", то был безумно рад, тем более, что
как оказалось при рассмотрении анонса на ней, режиссёр не поменялся
(им остался режиссёр трёх предыдущих частей Дон Каскарелли), да и
актёры сохранились в сравнении с первой частью процентов на 80. По
крайней мере, Реджи, Майк и "Дедушка" в этой части тоже присутствовали
Запустив кассету на видаке, я начал ждать чего-то особенного. И так и
не дождался - где-то по прошествии первых 20 минут я понял, что от
этого фильма нельзя ждать ничего хорошего. Вялый и к тому же с огромным
напрягом понятный сюжет (хотя, признаюсь к своему стыду, я так и не
понял, про что этот фильм), совершенно дурацкое метание Реджи с его
друзьями по каким-то раздолбанным дорогам и пустыням, хождение
"Дедушки" по тем же пустыням туда-сюда, невыразительные зомби, которые
то там то тут хотят завалить Реджи, и ещё более дурацкие порывы самого
Реджи сотоварищи наконец-то совладать с Дедушкой:(. Всё это разбавлено
летающими туда-сюда облаками и "волшебными" шариками, которые насылает
Дедушка, дабы с их помощью контролировать действия своих противников.
К тому же в фильме раз за разом всплывают воспоминания главных героев
про то, что было раньше (т.е. - в предыдущих частях). Благодаря этому,
тем, кто не видел предыдущих частей, вообще непонятно, где развивается
сюжет, а где воспоминания. Фильм как начинается из ниоткуда, так и
заканчивается ничем.
Возможно, найдутся смельчаки, которые заявят, что я на самом деле
полный болван, что так и не понял, про что четвёртая часть. Но, к
счастью, пока что я не один - никто из тех, кто смотрел этот фильм не
понял, про что он. Возможно, создатель фильма Д.Каскареллли знает, что
он хотел сказать этой частью, и приняли этот фильм только истинные
гурманы. Не знаю, к сожалению, видимо я не принадлежу к гурманам.
И всё же на свой страх и риск рекомендую вам его посмотреть, потому
что если вы выдержите хотя бы до половины этого фильма и после этого
не запустите злополучную кассету в окно, то можете смело смотреть тот
же "Восставший из ада-5", не боясь того, что он вам не понравится. Не
даром ведь говорят, что вcё познаётся в сравнении...
CMEPTb: И в заключении я хотел бы сказать, что на 2002 год намечен
выход пятой части серии, под названием Конец Фантазма (Phantasm's
End), конечно все с той же командой. Будем надеяться, что это и
правда поставит точку в серии, а также будет больше похож на первые
три фильма, чем на четвертый.
Диалог с подписчиками:
И снова эта самореклама. Дело в том что я наконец исправил
"Книгу мертвых" (т.е. гостевую) и теперь вы можете оставлять там
свои сообщения а также подправил голосование и добавил еще три
ссылки. Мелкие такие изменения. Сайт находится по адресу:
horror.citycat.ru. Приходите!
Кстати, мне пришло несколько писем с аналогичным предложением, а
именно открыть на сайте рубрику, где можно было бы опубликовать
произведения посетителей сайта / читателей рассылки. Мне эта идея
показалась интересной, и я ее осуществил - в разделе "Мнения"
присутствует подраздел "Творчество". Пока что там только стихотворения
Doz-а. Так что если у вас есть что-то, что вы хотели бы
опубликовать (естественно, относящееся к тематике сайта/рассылки),
то милости просим. Все слать на мой ящик. Желательно перед высылкой
(если это что-то более-менее крупное) известить отдельным письмом.
В связи с тем, что долго читать красный шрифт на черном фоне не
удобно, то вместе с произведениям принимаются (и даже желательны)
тебования по его оформлению.
Локи прислал свое мнение по поводу "Легенды о мумии":
Прочитал в последней рассылке твою разгромную рецензию на экранизацию
"Семи звезд" 97-го года... Не то чтобы собираюсь привести какие-то
обьективные возражения, просто немного удивился. Дело в том,
что лично мне этот фильм понравился. Понравился в основном тем, что
там на от самого начала и на протяжении всего фильма есть весьма-таки
мрачная и угнетающая атмосфера некой ирреалистичности (по крайней
мере, для меня она там была :) ). Этот фильм не из тех, которые
смотришь весь на нервах, пытаясь угадать, из какого следующего темного
угла выпрыгнет маньяк или с какой конкретно полки свалится труп, а
скорее из той весьма-таки странной и никем не классифицированной
группы фильмов, после которых день или два ходишь в странной
задумчивости и пытаешься наконец понять, что же, черт возьми, там
происходило на самом деле, правда ли все, кто умер, умерли, а кто жив
-- настоящей ли он жив жизнью ( о как завернул :) ).
Кстати, учитывая то, что Легенда вызвала у тебя такую реакцию, тебе
повезло с полутора часами продолжительности. Полная версия длится два с
небольшим :)))
Некоторые нестыковочки в сюжете, конечно, имеются. Имеют место быть
также и много "недоговорок" (а вот вы, мол, сами подумайте, что это
было и что оно значит :) ). Но с моей точки зрения, это не всегда
недостаток, а иногда даже неоспоримое достоинство.
И еще одно -- такие вот фильмы смотрятся только один раз. Во второй
раз, если только он не воспоследует после большого промежутка времени,
наверное и правда будет занудство :о) Спорить не берусь :)))
Вот такая вот "альтернативная точка зрения". Правда, до просмотра
Легенды я не читал книгу Стокера и не смотрел ни одной предыдущей
экранизации.
Алексей Колесниченко также решил высказать свое мнение но теперь
уже о чужом отзыве на "Мумию" который был в прошлом выпуске:
ой, как я тут не согласен с Алексисом. приключения гвоздеголового в
космосе -- это просто ужас какой-то. не в смысле жанра, а в смысле
интересности и внятности. насколько я помню, я заснул на этой части,
не выдержав такого "зрелища"."
Собственно что-то похожее я и писал в своем обзоре./p>
Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном,
а также ваших пожеланий. Жду писем по адресу
gajus@centras.lt