Переведённый на русский язык пятый том "Лиги Справедливости" - в котором среди прочего по-своему трактуется исход войны 1812-го года - вышел в свет накануне громкой кинопремьеры фильма, объединяющего многих супергероев "Вселенной DC".
Пятая книга Джеффа Джонса о Лиге Справедливости получила название от обратного: "Лига Несправедливости". Причину появления этой отрицательной приставки предстоит выяснить читателю, основой же для описанных здесь событий стало стремление Лекса Лютора присоединиться к супергероям - причём на равных правах.
"Я снова хочу спасать мир. {...} Теперь я знаю, что вовсе не Супермен - величайшая опасность для человечества. Кто-то уничтожил мир Преступного Синдиката, заставив их бежать сюда, к нам.... И какое бы существо это ни было... Оно ещё где-то там. И только мы - мы вместе - можем его остановить".
Однако ни Супермен, ни Бэтмен не спешат кидаться в распахнутые перед ними объятия: им хорошо известно коварство нового "друга", который сладок на словах, но опасен на деле. "Лютор не заслуживает церемоний, Флэш, - уверена Чудо-Женщина. - Лишь моего меча в своей глотке". "Э-э, ты не права. Он заслуживает справедливого суда", - пытается спорить с ней собеседник.
"Ты правда хочешь попытаться начать всё с чистого листа и ожидаешь, что все забудут о твоём прошлом? Когда-нибудь оно догонит тебя, Лекс. Прошлое всегда нас нагоняет".
Чтобы яснее донести до оппонента свою мысль, раскрытый Лексом Брюс Уэйн даже рассказывает учёному хорошо всем известную притчу о лягушке и скорпионе - но только с другим финалом: "...Как раз перед тем, как скорпион уже собрался было ужалить лягушку, мимо пролетела летучая мышь. Она схватила скорпиона и унесла в небо..."
Тем не менее, Лютор продолжает настаивать и призывать к объединению, иначе планета, по его мнению, обречена: "Лига Справедливости должна быть готова к тому, что может явиться к нам сюда из мира Синдиката. Синдикату удалось одолеть Лигу, а значит в данный момент Лига не готова. Нужно сделать нас всех сильнее. Нам нужна сильная Лига Справедливости, Брюс".
Несмотря на то, что "Лига Справедливости" - едва ли не самый перенаселённый цикл "Вселенной DC" (по крайней мере, из уже переведённых на русский язык), Джефф Джонс - один из ведущих авторов компании, отвечающий не только за комиксы, но и за кинофильмы бренда, - не устаёт вводить в сюжет новых персонажей.
Так, на улицах Портленда появляется Роковой Патруль, "самые странные герои на свете", предводимые "современным аналогом сумасшедшего учёного": Роботмен, Негативный человек, примкнувшая к ним Женщина-Элемент, а также Эластичная девушка, бывшая ещё несколько месяцев назад голливудской (и даже отмеченной "Оскаром") звездой Ритой Фарр. Они, по словам их Шефа, - металюди, "которым не под силу строить из себя богов и богинь, как делаете это вы в Лиге", но так ли честен этот "терапевт-консультант" перед теми, кем столь уверенно манипулирует?..
Другая пара "герой / злодей" - трусливая девушка Джессика Крус, одолеваемая злодейски настроенным кольцом силы - вернее, проклятым и заточённым в нём Вольтумом, первым его носителем. Питающееся слабостью и страхом, зелёное кольцо остаётся единственным источником "информации о неизвестной угрозе, надвигающейся на Землю", и всего-то и хочет от своей новой подопечной, чтобы та "разожгла пламя, которое будет видно через всю мультивселенную. Маяк, который приведёт в ваш мир существо, уничтожившее мою планету".
При помощи старших товарищей Джессике придётся научиться справляться с неуверенностью в себе - и тем самым осаживать на место подбирающегося к ней демона.
Но и этого Джеффу Джонсу мало. Во второй половине "Лиге Несправедливости" он затевает рассказ о так называемом "Эмейзовирусе", который был задуман Лютором "как средство для подавления способностей металюдей" (на всякий пожарный случай). Вырвавшись на свободу, этот вирус не только уложил большинство членов Лиги на больничную койку ("Если я не найду способа их вылечить, они умрут в течение двадцати четырёх часов"), но и привёл к тому, что "в мире появились десятки новых металюдей, которые не знают, что такое сверхспособности, и не умеют с ними управляться".
Это либо новые супергерои - или новые суперзлодеи; кто знает, может быть, именно здесь и сейчас родился некий персонаж, который в будущем сравняется по популярности со всеми остальными любимцами "DC"?..
Кстати, рассказывая о созданном им вирусе, угрожающем погубить миллиарды невинных жизней, Лютор выдаёт небольшую справку - обрушивающую, в частности, привычные для нас представления о событиях 1812-го года (и лишний раз обнажающую взгляды американцев на чужие подвиги):
"В своих учебниках истории русские сколько угодно могут утверждать, что это они дали отпор великой армии Наполеона, но на самом деле большинство французских солдат умерло от тифа, а не во время сражений. {...} Болезнь - это невидимый убийца человека. Нашему глазу она не заметна".
"Смысл имеет лишь та жизнь, которая прожита ради других", - цитирует Альберта Эйнштейна Супермен в разговоре с Лютором, говоря, что лишь безусловная вера в эти слова сделает того полноправным членом Лиги Справедливости. Красноречивый глава "Лекскорпа" на публике делает вид, что принял все указания к сведению и сам готов развивать эту мысль перед внимающим ему обществом: "Что вы сделали для того, чтобы этот мир стал лучше? {...} Начните с того, что можете. Потому что любой, даже самый незначительный, добрый поступок или просто что-то хорошее, привнесённое с вашей стороны, меняет наш мир к лучшему".
Но велика, естественно, вероятность того, что он вновь затевает что-то исключительно пакостное в своих собственных целях, и, намекая на это, Джефф Джонс умело забрасывает в следующий том несколько "крючочков". Напоминая, среди прочего, о том, что томящаяся в темнице Супервумен находится в настоящий момент на третьем месяце беременности...
Совсем скоро мир содрогнётся от премьеры первого фильма, объединившего ключевых супергероев "Вселенной DC": в "Лиге Справедливости" Зака Снайдера и Джосса Уидона задействованы и Бэтмен, и Чудо-Женщина, и Флэш, и Аквамен, и Киборг (и Супермен, пусть и отчасти). Благодаря издательству «Азбука-Аттикус», уже несколько лет выпускающему как их сольники, так и ансамблевые кроссоверы, все они нам довольно хорошо знакомы.
Кино, конечно, предложит зрителям некий новый сюжет, но вся суть этих персонажей заявлена уже здесь, в этих книгах. И здесь же - то главное знание, которое помогает злодеям осуществлять их тайные планы: "Лига Справедливости образовалась, потому что супергерои верят: вместе они непобедимы. Может, так и есть. Вот почему мы должны помешать их единству. Порознь они уязвимы".
Оригинальный «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена вышел на экраны в 1984 году и собрал в американском прокате 25 миллионов долларов при бюджете в 1.8 миллиона. По нынешним меркам сумма может показаться весьма скромной — но тогда этих денег хватило, чтобы спасти студию New Line Cinema от банкротства. В результате ее даже стали называть «Дом, который построил Фредди». Так что можете поблагодарить Уэса Крэйвена за «Властелина колец».
Конечно же, студия хотела выжать из успеха Фредди все что возможно. Уже в следующем году на экраны вышел быстросиквел. Он был воспринят не самым лучшим образом и в основном запомнился благодаря массивному гомоэротическому подтексту. После этого продюсеры поступили достаточно умно: взяли небольшую паузу, чтобы лучше проработать материал. Третья часть, сюжет которой основывался на некоторых идеях Крэйвена, вышла в 1987 году и была весьма успешна. После этого студия решила погнать во весь опор и в последующие два года на свеи появились еще два фильма про Фредди. Но если четвертая часть собрала даже больше, чем третья, то пятая очень серьезно недобрала.
В результате студия снова решила взять паузу. Поскольку Уэс Крэйвен еще не планировал возвращаться к Фредди, продюсеры решили устроить что-то вроде кастинга идей и поручили несколько авторам написать свои варианты сценарии шестой части. Широко известно, что одним из них был ни кто иной, как Питер Джексон. К сожалению, его работа так и не стала достоянием общественности, и известен лишь ее общий синопсис. По задумке Джексона, Крюгер настолько ослабел, что тинейджеры стали использовать его как аттракцион для получения адреналина: закидывались снотворным и издевались в мире грез над несчастным маньяком. Конечно же, Фредди находил способ восстановить силы и жестко мстил своим обидчикам.
Но были и другие работы. Один из альтернативных сценариев написал некий Стивен Лебовитц. Его работа насчитывала 117 страниц и носила подзаголовок The Dream Dimension. Понятное дело, что когда речь идет о шестой части хоррор-франшизы, нет особого смысла ждать от нее чего-то оригинального или изысканного. Но все же лично мне было интересно узнать про один из отвергнутых вариантов похождений Фредди. Возможно, это будет интересно и некоторым другим поклонникам серии. Так что я вкратце перескажу скрипт.
Итак, действие сценария Лебовитца начиналось с того, что Фредди снова возрождался, и проникал в сон маленького Джейкоба (сына Элис — главной героини четвертой и пятой части) и убивал его. Сцена потрошения младенца явно задумывалась автором как попытка переплюнуть знаменитое убийство Тины из первого фильма, а также сразу настраивала на возвращение серии к куда более мрачному стилю первых частей. После смерти сына, Элис решала, что пришла пора положить всему конец, и убивала себя, чтобы не достаться Фредди.
Несколько месяцев спустя. Подросток Джефф вместе со своими родителями переезжает из Нью-Йорка в город Спрингвуд и поселяется в том самом доме на улице Вязов, где когда-то жила Нэнси. Вместе с ним мы знакомимся с порцией свежего мяса — брюнеткой Эми, блондинкой Лиз, качком Брэдом, а также Скоттом, который по так и не объясненной причине очень дружелюбно настроен к Джеффу (уж не знаю, может это гей-намек в стиле второй части?). Про всех этих персонажей крайне сложно что-то сказать, так что основной вопрос заключается в том, в какой последовательности они умрут и насколько эффектными будут их смерти.
Фредди начинает с брюнетки. Он убивает Эми, воткнув ей лезвия в глаза. Второй жертвой становится Брэд, которого переламывает пополам новой автоматической кроватью. Третьей умирает Лиз. Все начинается с серии угрожающих звонков (это чем-то напоминает вступительную сцену «Крика»), а затем Фредди превращается в огромного паука и выпивает из нее всю кровь. Последней жертвой становится Скотт. Фредди ранит его и тот впадает в кому.
Что же касается Джеффа, то ему тоже снятся кошмары, но до поры до времени Фредди выжидает и не показывается ему на глаза. В тексте имеется определенный намек на то, что Джефф возможно является родственником Крюгера. Это могло бы объяснить особое отношение Фредди к подростку и почему его приезд придал ему силы. Но это лишь намек: напрямую родство не озвучивается, так что надо полагать, оно должно было остаться на усмотрение зрителей.
Итак, расправившись с массовкой, Фредди навещает Джеффа. Но он не учитывает того, что наш герой из Нью-Йорка и навидался в жизни всякого. Так что первоначально сверхъестественная сущность не слишком впечатляет Джеффа. Протагонист отвешивает Крюгеру пару хуков, напрочь отказываясь признавать его существование. Но когда Фредди доказывает свою реальность, перед героем встает закономерный вопрос: что же делать дальше?
В этот момент в повествовании появляется мистер Джонсон — отец Элис. Неожиданно выясняется, что раньше он знал Фредди. Далее действие разбивается огромным 25-страничным флэшбеком. Из него мы узнаем, что в молодости Крюгер работал газетным репортером. В то время он был застенчивым и набожным пареньком. Вместе с мистером Джонсоном, Крюгер расследовал серию убийств, совершенных местным маньяком. Фредди сумел понять, по какому принципу душегуб выбирает своих будущих жертв, и даже спасти одного человека. Во время последовавшей схватки щуплый паренек убил маньяка. Это событие полностью изменило его взгляды на жизнь. Ну а затем Крюгер узнал, кем на самом деле был его отец (или точнее говоря, отцы) и окончательно слетел с катушек. В итоге, его первой жертвой стал сын Джонсона.
После флэшбека, мистер Джонсон сообщает Джеффу, что скорее всего Крюгеру черпает свои силы из какой-то важной вещи из своего прошлого. Пока Джефф пытается ее разыскать, Фредди навещает во сне старого друга и убивает его.
В конце концов, Джефф находит в печке спрятанную мамой Нэнси перчатку Фредди, надевает ее и засыпает. Далее следует смертельная битва на ножах. Джефф втыкает перчатку в Фредди, и в результате того засасывает в ад. В финальной сцене Джефф посещает похороны мистера Джонсона. Когда он выходит из церкви, камера следует вдоль могил жертв Фредди из предыдущих фильмов и останавливается на надгробии Нэнси.
Что ж, как я уже сказал, вряд ли стоило ждать чего-то выдающего от отвергнутого сценария ужастика четверть вековой давности. Это не та работа, которая погружает в глубокие раздумья. Но в определенной степени Dream Dimesion все же любопытная вещь. Было достаточно интересно его читать и сравнить с итоговым фильмом.
Конечно, в Dream Dimesion имелись странные композиционные моменты, вроде огромного флэшбека, притянутого за уши знакомства отца Элис и Фредди, совершенно никакие персонажи-школьники, ну а вступительная сцена с убийством младенца… не берусь гадать, как бы это восприняла публика. С другой стороны, скрипт предполагал возвращение к мрачной атмосфере оригинала, да и предложенная трактовка прошлого Крюгера с его трансформацией от набожного паренька в маньяка мне показалась как минимум любопытной. Так что, возможно, из Dream Dimesion мог бы получиться более качественный фильм, нежели «Фредди мертв». Но даже если и так, мы его все равно никогда не увидим. Разве что в фантазиях. Или во снах.